Суббота, 10.12.2016, 07:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

«Любовь как источник света» ( по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»)
[ · Скачать удаленно (4.9Мб) ] 10.03.2014, 18:18
Технологическая карта урока
(размещается только в папке с конкурсным материалом)

Организационная информация
Предмет Литература
Класс/группа, количество человек 9 (14 учащихся)
Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) Тиминова Светлана Александровна
Должность Учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №6 г. Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Республика/край Самарская область
Город/поселение Сызрань
Описание урока/мероприятия/занятия
Экспертами оцениваются: Эффективность реализации учебной программы (анализ цели урока, анализ образовательной функции урока, анализ развивающей функции урока, анализ воспитательной функции урока)
Тип урока (мероприятия, занятия) Урок-исследование (применение
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
45 минут
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательные:
1. проведение анализа художественного текста рассказа И. Бунина «Темные аллеи»;
2. раскрытие значения любви как источника света всей жизни человека;
3. совершенствование навыка определения основной мысли художественного текста
4. определение особенности изображения темы любви в рассказе «Темные аллеи»;
5. совершенствование навыков смыслового чтения, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.
Развивающие:
Развитие мыслительных способностей - умение выделять главное, сравнивать, обобщать, характеризовать, прогнозировать, моделировать, доказывать;
Развитие волевых способностей - целеустремлённости, выдержки, самообладания, сопереживания,
Развитие самоорганизации на уровне саморегуляции через сравнение собственных представлений с информацией художественного текста И. Бунина «Темные аллеи» о любви как нравственной ценности;
Развитие когнитивных способностей - внимание и мышление через анализ текста художественного произведения.
Воспитательные:
Формирование нравственного представления о чувстве любви;
Формирование чувства толерантности, терпимости, уважения, отзывчивости, умения управлять эмоциями.
потребность наслаждаться процессом чтения, внимание к авторскому слову.
воспитание
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Предметные:
• Знать об особенностях бунинского стиля, об авторском концепте любви;
• Уметь
- Выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- выделять ключевые слова в тексте,
- извлекать, сравнивать, сопоставлять информацию, представленную разными способами: словесно, таблицей, схемой, иллюстрацией,, музыкальной композицией и видеофрагментами;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
Личностные:
- оценивать и объяснять простые ситуации и поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции автора и со своей собственной,
Метапредметные:
формировать на уроке литературы смысловое чтение, включающее «умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов»

УУД
которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия • Личностные УУД: самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними.
• Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
• Коммуникативные УУД:
Слышать других участников урока, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свой взгляд на решение проблемы, договариваться с товарищами по группе, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы выполнить проектное задание сообща.
• Познавательные УУД:
Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания путем развития механизма прогнозирования и приемов просмотрового и ознакомительного чтения,
Перерабатывать полученную информацию посредством умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческого задания-проведения опыта.

Каким образом данный урок (занятие, мероприятие) будет содействовать реализации новых ФГОС? Опишите подробно.
Экспертами оценивается: 1. Соответствие новым ФГОС. 2. Степень реализации принципов современного образования 3. Качество описания урока/занятия/мероприятия.
Данный урок по теме «Любовь как источник света» по рассказу И.Бунина «Темные аллеи» разработан в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая отвечает требованиям, предъявляемым новым ФГОС. Основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен «на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры». Технология РКМЧП представляет целостную систему, направленную на формирование качеств современного человека, адаптированного в обществе, способного самостоятельно получать знания, извлекая из различных информационных источников, и моделировать их. Благодаря ТРКМЧП ученики не пассивно воспринимают прописные истины, а в активном напряжении мыслительной деятельности идут к ним, получая чувство радости и удовлетворения от исследовательской работы. Анализ художественного произведения – извлечение закодированной информации, послание автора, ведущего к постижению истины. Поэтому учителем заранее продумывается образовательная среда урока, которая должна стать движущей силой активности ученика (деятельности) по формированию и развитию УУД. Для создания образовательной среды был разработан дидактический материал урока (путевой лист, содержащий инструкцию для работы учащихся в исследовательской лаборатории по решению ряда учебных ситуаций), выстроенный в рамках основных этапов технологии РКМЧП.
На стадии вызова созданы условия для того, чтобы ученик систематизировал свои уже имеющиеся знания по предложенной теме, опираясь на них, выдвинул гипотезу о сущности понятия любви как источника света всей жизни человека. Информация выслушивается, записывается, обсуждается.
Стадия осмысления (реализации) осуществлялась через погружение учащихся в текст, организацию непосредственного контакта ученика с новой информацией (текст, презентация), сохранение у исследователя интереса к знанию за счет и постепенного продвижения от «старого» знания к «новому». Для этого ученик получил возможность проанализировать собственные знания самостоятельно, в результате этой деятельности зафиксировать, что ему знакомо, что для него является новым, а что порождает вопросы. В результате, ребенок сам обнаруживает новое знание, что позволяет ему безболезненно признавать свое право на ошибку и других, не задевается его самолюбие, он не может быть унижен бестактностью учителя или другого ученика, возрастает его интеллектуальная самостоятельность как основа самоуважения и чувства собственного достоинства.
На стадии рефлексии (размышления) ученики вернулись к первоначальным записям – предположениям для их творческой переработки, анализа, интерпретации и т.д. на основе новой информации. Учащимся предложено провести эксперимент и сделать вывод по исследованию.
В результате проведения урока у учащихся, безусловно, должно сформироваться нравственное отношение к чувству любви как источнику света жизни каждого человека, понимание бунинского концепта любви и раскрытие его как дара и соотнесение данной нравственной категории с жизнью и судьбой страны. Работа с текстовой информацией направлена на развитие читательских компетенций учащихся, неоднократное обращение к тексту способствует тому, что чтение -….
Такие знания, полученные на уроке литературы посредством « погружения» в текст и самостоятельного извлечения из него подтекстовой информации, способствуют приобретению устойчивых познавательных навыков, которые становятся прочными и важными. Такая работа позволяет учителю становиться свидетелем становления вдумчивого читателя.
Данный урок предусматривает работу в двух группах (по количеству персонажей произведения), что позволяет учащимся проводить отбор информации для определенного героя, быть более внимательным к ключевым словам, помогающим раскрыть не только образ героя, его понимание чувства любви, но и определить авторское отношение к герою. Также работа в группе становится работой в команде и для команды, где можно высказать свою точку зрения и прийти к общему мнению, потому что так в маленьком интеллектуальном пространстве формируются и развиваются у каждого участника исследовательской лаборатории очень важные в современном обществе качества сотрудничества, толерантности.
• На протяжении всего урока ведущей деятельностью становится деятельность самого ученика: от мысли к действию, а значит к знанию, что ведет к повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, к повышению качества образования учеников, к результату – становлению личности ученика, умеющего работать с разными видами информации.
• Роль учителя на уроке литературы данного типа координирующая, направляющая. Учитель имеет возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.
• Т.о., данный урок посредством применения ТРКМЧ ( этапы урока и приемы, стратегии данной технологии, являющиеся АМО) отвечает требованиям ФГОС и реализует системно-деятельностный подход в обучении.
Аналитическая информация.
Обоснование целесообразности использования технологии активных методов обучения (АМО) для данного урока/занятия/мероприятия.
Экспертами оценивается: 1. Соблюдение условия эффективного применения активных методов обучения. 2. Степень достижения образовательных эффектов урока/занятия/мероприятия.
Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока? Основным условием, при котором реализуется проведение данного урока, является создание проблемного обучения, при котором процесс познания становится исследовательским. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопроса¬ми), который это противоречие объективирует. Неизвестным яв-ляется ответ на вопрос, разрешающий противоречие.
С помощью соответствующих методических при¬емов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Активные методы обучения обеспечивают: повышение эмоциональной включенности обучающихся и их творческую активности на уроке; обязательность непосредственного взаимодействия обучающихся между собой, а также с педагогом; формирование коллективных усилий и интенсификацию процесса обучения.
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии АМО?
АОМ - система, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
АОМ позволили за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления:
 повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
 осуществить воспитательный процесс (работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества).
 Способствовать становлению и развитию у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.
Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия
При отборе методов и содержания урока по теме «Любовь как источник света» учитывались психолого-педагогические особенности учащихся 9 класса.
Подростковый возраст—это весьма сложный, таящий в се¬бе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные измене¬ния, развертывается процесс полового созревания. С этим про¬цессом связано возникновение у подростка физического ощуще¬ния собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребенке, он стремится быть и считаться взрос¬лым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он стано¬вится социально активным, восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых. Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально-нравственных и со¬циальных установок личности ученика, намечается общая на¬правленность этой личности. В эти годы особую значимость для учеников приобретает-ценностно-ориентационная деятельность. Ученик пытается про¬извести глубокую самооценку своей личности, своих способно¬стей. Растёт и развивается рефлексия, познавательный интерес к философским проблемам, юноша пытается выяснить смысл жизни, оценить наблюдаемые явления с этой точки зрения. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность– средство реализации жизненных планов будущего. Для большинства обучающихся является ориентация на результат. Развивается самостоятельность, творческий подход к решениям,умение принимать такие решения,анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать– особенности деятельности старшеклассника .Поэтому деятельность учащихся была организована от начала до завершения урока с учетом изучаемой проблематики, разнообразия исследовательских заданий и их постепенного усложнения. На уроке использовались индивидуальная, групповая и коллективная формы организации самостоятельной деятельности учащихся. При составлении путевого (исследовательского) листа учитывались индивидуальные особенности учащихся: внимание, память, мышление, читательские компетенции. В качестве индивидуальных заданий использовались следующие: анализ произведений искусства, подобранных с целью нахождения в них аналогий с изучаемым текстом, подбор произведений нескольких авторов, сходных по поставленной проблеме, создание культурологического комментария Цель заданий заключается не в подаче учителем литературного, искусствоведческого материала, не в обобщённом восприятии учениками образов и характеров, а в индивидуальной исследовательской работе и самостоятельной критической оценке героев.
Практика показала, что при проведения данного урока у учащихся формировались знания более прочные и обширные Подростка в данный период нравственного эгоцентризма интересует человек как носитель определенных свойств личности, поэтому важно акцентировать внимание подростка на моральных свойствах личности, становлении характера, мотивов поведения, которые накладывают свой отпечаток на целую жизнь героя. Подмена одного понятия другим может привести к трагедии всей жизни.
Дополнительная информация
Ресурсы, оборудование и материалы
Компьютер, проектор, аудиозапись.
Заготовки для проекта ( выращивание розы)
Светильник.
Фрагменты из кинофильмов «Не покидай», «Жестокий романс», «Темные аллеи».
Музыкальные композиции: «Песня о волшебной розе»,. «Надежда» Музыка Е. Крылатов слова Л. Дербенёв,
«Любовь - волшебная страна» Автор текста: Рязанов Э. Композитор : Петров А.

Список учебной и дополнительной литературы Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О..А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. . — М., 2008
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
Болотова Н. С. Филологический анализ текста. — Томск, 2001. — Ч. 1.
Бунин И.А. Сочинения.-М.,1982
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — М., 2002.
Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.
Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. - М., 1991.
Граник Г.Г. (Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы.
Долинин К. А. Интерпретация текста. — М., 1985.
Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. — СПб., 2001.
Князева Т.Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обучения на I и II ступенях школьного образования /Т.Н. Князева // Педагогическое обозрение. — 2003. —№ 4.
Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»:пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005.
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. — М., 1989.
Кучеровский Н. М. Бунин и его проза.- Тула., 1988г. Котомина О. А. Конспект урока литературы.11 класс .-Иваново.
Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 256 с.
Педагогические мастерские по литературе. Кн. 1 и 2. СПб., 2000
Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб, 2002.
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
1. Распечатанный текст рассказа И. Бунина
2. Иллюстрации к уроку.
3. Презентация к уроку.
4. Путевой лист для исследовательской работы по группам.
5. Калькулятор.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
http://www.ug.ru/new_standards/4
http://litirus.ru/prepodavanie/sovremennyiy-urok-literaturyi-klassifikatsii-kontseptsii.html http://kshi.mmc24421.cross-edu.ru/DswMedia/r5.pdf
http://old.tvkultura.ru/issue.html?id=122202
http://kinozal.tv/details.php?id=726238 http://yandex.ru/video/#!/video/search?text=%D1%8D%D1%82%D1%8E%D0%B4%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B8&filmId=MBLnFFhqUXI

Дополнительная необходимая информация
Для проведения данного урока учащиеся заранее прочли текст (ТРКМЧП предполагает чтение с остановками), это позволило провести урок – исследование. Учащимся необходимо было доказать или опровергнуть гипотезу. В качестве гипотезы было предложено высказывание Ж. Мольера.

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
Образовательное мероприятие должно содержать все три фазы и каждая его фаза должна содержать минимум 1 этап, включающий АМО
Экспертами оценивается: 1. Эффективность организации педагогической деятельности (анализ структуры и организации урока, анализ содержания урока, анализ методики проведения урока, анализ применения технологии АМО на уроке, анализ работы учащихся на уроке, психологический анализ урока). 2. Соответствие урока/занятия/мероприятия технологии активных методов обучения. 3. Качество описания активных методов обучения на каждом этапе.
Фаза урока/занятия/
мероприятия Этап урока Время, продолжительность
этапа Подробное описание АМО по установленной схеме :
- Название метода
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:
- инициация (приветствие, знакомство)

- вхождение или погружение в тему (целеполагание),

формирование ожиданий обучающихся
от 2 до 5 минут

1. прием «Мозговой штурм» на основе «синектики»
Этап урока: инициация (начало образовательного мероприятия, знакомство)
Название метода: «Мозговой штурм» на основе «синектики».
Происхождение метода: метод был предложен американским ученым У. Гордоном в конце 1950-х начало 60-х годов ХХ столетия.
Цель: активизация мыслительной деятельности, обсуждение и отбор эмоционально-образных аналогий в обстановке межличностного взаимодействия.
Необходимые материалы: поиск музыкальной и художественной композиции, подготавливающей восприятие учащихся новой темы.
Предварительная подготовка: создание фильма.
Технология проведения: Просматривание и прослушивание композиции нацеливает учащихся на определение основной ее мысли, выявление главного образа (по ключевому слову), вызывает уже имеющиеся знания по данному образу. Учащиеся самостоятельно определяют тему, предмет и задачи урока.
Примечание: этот метод наглядно показывает: применение интуитивно-образного мышления участников – первый шаг к успеху на уроке.
До 5 минут
2. Название метода: «Скважины»
Этап урока: вхождение в тему через погружение учащихся в тексты Н. Огарева и И. Бунина.
Происхождение метода: метод описан Граник Г.Г. (Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы)
Цель: заполнение «скважин» – пробелов, «пустых мест» в тексте.
Необходимые материалы: текст стихотворения Н. Огарева, представленного в презентации
Предварительная подготовка: представление двух фрагментов стихотворения.
Технология проведения: организация непосредственного контакта ученика с новой информацией, сохранение у него интерес к знанию за счет постепенного продвижения вперед. Ученикам предлагается, сравнивая два фрагмента, обнаружить «скважины»: времена года, внутреннее состояние героев двух фрагментов. Что-то исчезло, и « Стало все темно». Учащиеся устанавливают связь: любовь – свет, без которого жизнь не жизнь.
Примечание: этот метод позволяет учащимся самостоятельно обнаружить новое знание, безбоязненно высказать свою точку зрения.
От 2 минут до 4 минут

3. Название метода: «Переводчик» -это «перевод» литературно-художественных произведений на язык других искусств
Этап урока: формирование ожиданий обучающихся
Цель: Сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников позволяет и сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства. Включение смежных видов искусства в изучение литературы обостряет у учащихся эстетическую восприимчивость, развивает ассоциативное и образное мышление.
Необходимые материалы: подбор иллюстраций
Технология проведения: один из самых действенных способов эмоционального погружения в текст посредством языка живописи, который помогает учащимся не только понимать душевное состояние персонажей текста, авторское обоснование происходящего, но и подтекстовую (невыраженную прямо) информацию: помогает осознать, что в произведении ничего не бывает случайного. Обращает на себя внимание учащихся и символика цвета ( светлый, черный), и символика дороги-аллеи, изба- дом, грязь- чистота, солнце- дождь. Выбор учениками иллюстраций, обоснование своего выбора свидетельствует о том, насколько высока познавательная активность учащегося, который теперь уже может сделать первый вывод о том, какова роль композиции рассказа, образов.
Примечание: этот метод позволяет учащимся утвердиться в своих знаниях и смело двигаться ко второму этапу урока.
Происхождение: адаптированный
Фаза 2 «Работа над темой»
Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:

- проработка содержания темы 10минут

Этап урока: Осмысление содержания
Метод поэтапного осмысления текста.
Название метода: Метод поэтапного осмысления текста
Происхождение метода: В основе метода поэтапного осмысления текста лежит дифференциальный алгоритм чтения, разработанный Кузнецовым О.А., Хромовым Л.Н
Цель: выработать умение разделять текст на смысловые фрагменты, в которых легко будет по некоторым ключевым словам понять основные идеи автора. Они, в свою очередь, позволят вам выявить основное значение текста, повысить скорость и эффективность понимания прочитанного материала.
Необходимые материалы: художественный текст
Технология проведения: выявление опорных (или ключевых) слов — это тех слов, которые обозначают предмет, состояние, действие и несут основную смысловую нагрузку. В основном в качестве ключевых слов выступают имена существительные и прилагательные, глаголы. Учащимся предлагается поработать с ключевым словом – глаза.
Далее учащиеся составляют смысловые ряды, которые представляют собой пары слов, в состав которых входит ключевое слово и дополняющее или определяющее его слово. Именно смысловые ряды являются теми фундаментальными кирпичиками, на которых держится смысл всего текста. Все вместе они представляют собой суть текста, его смысловое ядро.Выделение смысловых рядов в тексте является подготовительным этапом к его качественной обработке — определению доминанты, т.е. сути текста в целом. Умение извлечь главную мысль автора из его произведения отличает активное чтение от пассивного, выявляет аналитический, творческий подход читателя к материалу. В частности, говоря о доминанте текста рассказа И. Бунина «Темные аллеи», учащиеся выходят на доминанту души героя, его психологического состояния, выраженного в определенном времени года (ранее учащиеся уже смогли установить художественное время года и в стихотворении Н. Огарева «Обыкновенная повесть», и теперь в рассказе И. Бунина «Темные аллеи») .
5минут

Название метода: Метод золотого сечения - метод поиска экстремума действительной функции одной переменной на заданном отрезке.
Происхождение метода: адаптированный.В основе метода лежит принцип деления отрезка в пропорциях золотого сечения. Является одним из простейших вычислительных методов решения задач оптимизации. Впервые представлен Джеком Кифером в 1953 году.
Цель: выработать умение определять основную мысль текста
Необходимые материалы: художественный текст
Технология проведения: учитель объясняет, что для нахождения истины, учащимся надо просчитать количество строк (абзацев) и разделить на число 1, 62. Данный метод используется на уроке для поиска ответа на вопрос: почему так себя чувствуют герои? Выявление отношения героев к чувству любви.

3 минуты Метод «Древо предсказаний»
Происхождение: заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом.
Цель: помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Технология: ввиду того что текст прочитан учащимися заранее, учащиеся по указанным аспектам в группе готовят ответы – предположения о жизни героя за последние 30 лет.
Происхождение: адаптированный
В рамках данного урока учащиеся по опорным «веточкам » : семья, дети, дом, общественное положение, память, психологическое состояние - определяют, как сложится жизнь героев.
На заранее заготовленных листочках учащимся предстоит , во-первых, выбрать цвет листочков, во- вторых, написать о предполагаемых учениками событиях , у нас же об известных учащимся фактам из жизни героев. Цветовая гамма, предположения учащихся свидетельствуют о мыслительной, творческой и познавательной активности учащихся.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:

- разминка (релаксация),

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),

Время –1 минута

Метод «Земля, воздух, огонь и вода».
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»). В рамках этого урока учитель просит изобразить состояние воздуха.
5 минут Метод проекта «Садовник»
Цель – подведение итогов урока по заданной теме исследования
Численность – группы учащихся.
Проведение: У каждой из группы есть детали «для выращивания» цветка. Как правило, для прорастания цветка и его цветения необходимы определенные условия. Попробуйте вырастить цветок в тех условиях жизни, которые характерны для жизни героя, от лица которого вы вели работу на протяжении всего урока. Сделайте вывод по вашему эксперименту.
Происхождение: авторский Задача учащихся, используя детали цветка, кашпо, от лица персонажа вырастить розу, объясняя ее рост или увядание.


Конспект
Фаза урока/занятия/
мероприятия Содержание урока, деятельность учителя Деятельность учащихся время АОМ
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:
- инициация (приветствие, знакомство)

- вхождение или погружение в тему (целеполагание),

формирование ожиданий обучающихся
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать Вас на уроке исследования художественного текста и разгадок тайн Бытия. Работа будет проходить в двух лабораторных группах по произведению И. Бунина «Темные аллеи». У каждой группы на столах лежат инструкции по выполнению ряда заданий. Но для того чтобы определить тему , цели и задачи урока, я предлагаю вам посмотреть небольшое вступление.

Итак, мы отправляемся в путь.

О чем музыкальная композиция?

Что символизирует собой роза?

Как вы думаете, а что такое любовь?

Подумайте, что станет предметом исследования на уроке?

что станет объектом нашего исследования?

Задачи исследования: выявить значения любви в жизни героев и каждого человека. Зачем нужна любовь?

Сюжет подсказан стихотворением Н. Огарева «Обыкновенная повесть»
Задание: прочтите два фрагмента из данного стихотворения. Определите связь между двумя произведениями, дополните «пропуски» в стихотворении
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
А там, по берегу реки,
Где цвел тогда шиповник алый,
…………………………
И пели песни - и темно
Осталось, для людей закрыто,
Что было там говорено,
И сколько было позабыто.

С какими персонажами эти фрагменты связаны, какой прием можно увидеть?
Какова композиция стихотворения? Рассказа?

Подобрать иллюстрацию к произведению И. Бунина «Темные аллеи», объяснить свой выбор. ( Своеобразная проверка домашнего задания: уровень восприятия пейзажной зарисовки)

Задумайтесь: Каков авторский замысел в изображении пейзажа и интерьера в рассказе И. Бунина «Темные аллеи»?

Согласны ли вы со следующим высказыванием драматурга Ж. Мольера?

Занимают рабочие места ,

Слушают, смотрят.

О розе.
О тайне.
О рождении любви.
Роза – символ любви

Прекрасное чувство, которое испытывает человек к близкому, родным, Родине

Отношение героев к чувству любви в произведении И. Бунина

Чувство любви в жизни героев

Наблюдать

Устанавливать
Целеполагать
прогнозировать

Первый фрагмент представлен ярко. Это весна, радость, любовь, спокойствие.
Во втором фрагменте- закрытость, темнота и отсутствие памяти о тех событиях. Исчезло солнце- свет, словно любовь была , и вот ее нет.
Наблюдать, сравнивать, исследовать. Надежда – весна, Николай Алексеевич.
Антитеза, противопоставление.
Учащиеся отмечают деталь, характерную для персонажей:
Николай Алексеевич вошел в избу Надежды из осени, из вне, из грязи, после долгой поездки на тарантасе. Надежда и ее изба противопоставлены: все здесь светло, чисто, красиво.
После встречи с героиней он вновь возвращается в осень, в слякоть, но на небе виден луч света, который вскоре снова исчез.
Кольцевая От 2до 5 минут

5 минут

От 2 до 4 минут



1. Метод Мозговой штурм»

АМО «Скважины»

АМО «Переводчик»

В качестве гипотезы сегодняшнего урока выступят именно эти слова.

В душе померк бы день и тьма настала б вновь,
Когда бы из нее изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженства знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно, что не жил...

Учитель включает светильник, когда учащиеся говорят о том, что любовь – это свет, и если любовь угасает, то с помощью потенциометра на светильнике убавляется сияние света.
Учащиеся определяют задачи урока-исследования:
доказать или опровергнуть слова Жан Батиста Мольера Доказывать, объяснять, моделировать.
2 минуты
Фаза 2 «Работа над темой»
- проработка содержания темы Заполнение таблицы по группам: 1.группа от лица Николая Алексеевича,
2группа от лица Надежды 1. Выполнение задания.
Выберите из текста «Темные аллеи» описание глаз главных героев. Определить психологическое состояние героев. Какое же время года отражено в душе героев?
Портреты героев – осеннее и весеннее начало
Николай Душа
Надежда
Усталый, вопрошающий, строгий, темные Глаза-
Какие Глаза!!!
Черный, грязный Психологическое состояние героя
Белый, чистый, светлый
Время года

Анализировать, моделировать, характеризовать.
Ключевое слово- является «глаза «,
С этим словом учащиеся в тексте определяют смысловые ряды, обращая внимание на роль эпитетов в них. Такая работа приводит учащихся к выводу: глаза – душа героев.
Возникает вопрос к тексту: а почему? В чем причина психологического состояния главных героев? 5 минут Метод поэтапного осмысления текста.

2. Поиск ответа на вопрос.
Ответ на этот вопрос дает сам автор, чтоб его найти, необходимо воспользоваться методом золотого сечения. Для этого вам необходимо просчитать количество строк или абзацев и разделить на число 1, 62. Полученный результат и укажет на истину.

1 Все проходит, мой друг, -- забормотал он. -- Любовь,
молодость -- все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами
все проходит.
2. Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним
жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот...

Исследовать, сопоставить.
Учащиеся видят, что отношение к чувству любви у героев различное: один им пренебрегает, другой –предан первой любви, которая становится смыслом жизни. 5 минут АМО «Золотое сечение»
Составление диалога.
Выявление отношения героев к чувству любви.

Чтобы выяснить, как герои относятся к чувству любви, нужно восстановить диалог героев по репликам.
Дополните таблицу цитатами из текста. Прочтите получившийся диалог..
Любовь
Николай Алексеевич Надежда
«Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит». «Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело»
не могла же ты любить меня весь век! Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила.
Помнишь, как на тебя все заглядывались? И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.
Все проходит. Все забывается. Все проходит, да не все забывается.
Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила. простить я вас никогда не могла
Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.
Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было.
Любовь – это.. Любовь - это.

В зависимости от того, о ком идет речь, свет на уроке увеличивается или исчезает. Анализировать, сопоставлять, наблюдать.
Итак, герои по-разному воспринимают чувство любви. И снова антитеза: для одного любовь – это грязь, для другой любовь – свет и чистота.

7 минут
Метод поэтапного осмысления текста.

Как же отношение к чувству любви может повлиять на судьбу человека?
сложилась жизнь героев?

Т. О., на чьей стороне автор?
Что для него любовь? Учитель читает:
-- Боже мой, боже мой, -- сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. -- Кто бы мог подумать! Сколько лет мы невидались? Лет тридцать пять?
-- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь,а вам под шестьдесят, думаю?
-- Вроде этого... Боже мой, как странно!
-- Что странно, сударь?
-- Но все, все... Как ты не понимаешь!

По опорным «веточкам»: семья, дети, дом, общественное положение, память, психологическое состояние - определить, как сложится жизнь героев.
Есть дом, но без тепла Дом Комната, но тепла
Есть сын, но без чести дети чиста
Богат, но беден Общественное положение Бедна, раздает и богатеет
Не помнит память Помнит и спрашивает строго
Пустота, темнота, несчастье Психологическое состояние Светла, чиста, счастье

Что же царит в жизни и душе героев?

Любовь – божественный дар, который надо помнить.
А если забыть о любви? Значит, лишиться света- наступит расплата.
Звучит тема – преступления и наказания Целеполагание, прогнозирование, обоснование

Хаос в жизни и душе Николая Алексеевича, Тепло, вера, память, свет, счастье- у Надежды. 3минут Метод «Древо предсказаний»

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» разминка (релаксация), Валеологическая пауза Любовь – это свет, воздух, которым живет человек. И вот нам с вами сейчас этот воздух необходим

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов

1 минута Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),
Эксперимент
У каждой из группы есть детали «для выращивания» цветка. Как правило, для прорастания цветка и его цветения необходимы определенные условия. Попробуйте вырастить цветок в тех условиях жизни, которые характерны для жизни героя, от лица которого вы вели работу на протяжении всего урока. Сделайте вывод по вашему эксперименту.
Николай Алексеевич

Нет.
Зерно – это память, душа – это почва, в темной, мертвой почве, лишенной памяти, невозможно что- то вырастить, а если и удастся, то это будет пустоцвет. Надежда

У Надежды, у нее есть все: память, душа, чистота, тепло и ЛЮБОВЬ – живительный свет!!!
Есть истина, она в зерне живом сокрыта,
И сохраняется, пока в них память не убита,
И в нужный миг, - нам полевым узором,
Откроет тайны, чьим-то очень точным взором.
Маня к себе, - космическим простором. Аргументировать, анализировать, Презентовать. 5 Метод проекта «Садовник»

Итог:

И. Бунин: «..от жизни человечества, от веков поколений остается на земле только высокое, доброе и прекрасное, только это. Все злое, подлое и низкое, все глупое в конце концов не оставляет следа, его нет, его не видно.»
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДОЛГОГО века любви. Один перестает любить, привычка.
Для Бунина «Темные аллеи» - это книга о любви и о родине, память о ней, воспоминания о ней позволяют Ивану Бунину продолжать жить и творить, надеяться на то, что Россия спасется красотой, любовью и духовной чистотой.
А произведения Бунина будут живы и живительны, ибо
Ж. Мольер (1622-1673)

В душе померк бы день и тьма настала б вновь,
Когда бы из нее изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженства знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно, что не жил...
Всякая любовь – великое счастье.
И. Бунин
Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдана любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови.
Ф. И. Тютчев 2
Почему любовь трагична?

Домашнее задание.
Подобрать или сочинить собственное стихотворение о любви. 1 минута
Категория: Литература | Добавил: bonvivan2
Просмотров: 1826 | Загрузок: 243 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 3
3  
Уважаемая Светлана Александровна!Организаторы конкурса радысообщить Вам, что экспертная комиссия гуманитарного направления оценила вашу конкурсную
работу в 75,4 балла из 110 возможных. Мы благодарим Вас за 
интересную разработку, которая займет достойноеместо в методической копилке 
материалов факультета интерактивных технологий ибудет рекомендована для 
использования педагогическому сообществу учителей русскогоязыка и литературы. Желаем Вам дальнейшего творческого роста и будем рады
видеть Вас на мероприятиях, проводимых порталом "Мой 
Университет" http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/competitions/#.U0k0E8GzWqI.Официальное экспертное заключение Вы можете заказать, оформив заявку по 
адресу  http://moi-universitet.ru/ru....cvl_uSo.

2  
Спасибо большое. Подскажите, пожалуйста, можно ли подать заявку на получение сертификата участника?

1  
Уважаемая Светлана Александровна, ваш материал  прошел техэкспертизу и допущен к участию в конкурсе.
Техэксперт Шабанова Н.А.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]