Пятница, 19.04.2019, 06:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

«Как стать волшебником»
[ · Скачать удаленно (18.75Mb) ] 20.01.2012, 15:00
Сергеева Елена Васильевна
учитель русского языка и литературы
Романовской основной общеобразовательной школы
Романовского района, Алтайского края.

Урок литературы в 5 классе
«Как стать волшебником»
по рассказу К. Г. Паустовского
«Кот-ворюга»

Цель урока: создать условия для формирования литературоведческой и мировоззренческой компетенции через совершенствование навыков анализа текста, характеристики героев рассказа, что будет способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся (гуманного отношение к животным, ко всему, что нас окружает).

Форма урока: эвристическая беседа, работа с текстом.

Оборудование: учебник под редакцией А. Г. Кутузова, мультимедийное оборудование для показа рисунков учащихся, зеркальце, которое учитель предложил ученикам принести на урок.



Ход урока
Вступительное слово учителя
Прежде чем начать наш сегодняшний урок, я хочу выяснить, не волшебники ли вы? Не совершали ли вы когда-либо волшебных превращений? Только отвечать нужно честно.
(-Нет)
-А что такое волшебство?
(-Совершение чудес)
-Хорошо. Только чем волшебство отличается от колдовства?
(-Добро и зло)
-Все мы хоть раз в жизни хотели стать волшебниками. Посмотрите
на себя в зеркальце в начале и в конце урока, и, я вас уверяю, что
вы увидите перемены в себе. Итак, посмотрите в зеркало, улыбнитесь себе и отложите его.
Слушать меня нужно очень внимательно, на вопросы отвечать
активно и честно. Только в этом случае вы поймете, как стать
волшебником.
Учиться волшебству мы будем вчитываясь в рассказ К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Беседа учителя
Что вы уже знаете о К. Г. Паустовском? С какими произведениями вы уже знакомы?

(-Сказка «Теплый хлеб», ребята пересказывают сведения о писателе, помещенные в статье учебника )

-А сейчас с произведением какого жанра нам предстоит поработать?

(-Рассказ)

-Что же это за жанр? Напомните мне.

(учащиеся поясняют значение термина, отмечают, что в рассказе нет чудес как в сказке, героями являются обычные люди или животные.

-Значит все самое обычное. Обычные люди. Обычной кот. А у кого из вас есть коты? Они обычные? Одинаковые?

(-Не совсем. Разные)

А если мы понаблюдаем за котом Олеси и котом Вадима и сравним, что мы заметим?

(-У них различны поведение, внешность, характер)

-Правильно, у каждого свой характер. Давайте обратимся к словарю. Что такое характер?

(Ребята зачитывают статью из словаря С. И. Ожегова)

-Кот есть в каждом доме. Без него дома пусто, неуютно. Ну как не написать об этом звере?! Итак, обратимся к тексту рассказа.
Произведение называется «Кот-ворюга». Не просто кот, вор, а ворюга. На что обращает наше внимание писатель, используя данное слово.

(-Наверное, много плохих поступков совершил этот кот)

-А что же воровал кот?

(-Все. Дети зачитывают примеры)

-Почему кот ворует продукты?

(-Он всегда хочет есть)

-Дома я просила вас разделить текст на части и озаглавить каждую часть.

Часть I. «Знакомство с героем (котом)».

Далее идет работа в группах. Первая группа описывает внешность кота, а вторая – характер.

(-Кот, потерявший совесть; бродяга и бандит; грязная шерсть, разорванное ухо)

-Если об обычном-преобычном, да еще таком некрасивом коте
К. Г. Паустовский пишет как о человеке, мы понимаем, что писатель очень внимателен. Как он любит этот мир! И нас людей и кошек, и даже кур. А куры в рассказе какие?

(-Эпитет: объевшиеся)

Часть II. «Как вора ловили».

-Зачитайте слова, которыми характеризует поведение кота писатель.

(-Грабеж. Украл кукан с рыбой. Фантазируют, как кот его нес)

-Однако, все когда-нибудь кончается и воровство не остается безнаказанным. Зачитайте, пожалуйста, эпизод «Кот попался под домом»

(-Кот грозно выл. Наверное, он хотел испугать людей, только люди его не боялись, а вести себя хорошо кот не мог, ведь у него не было дома, хозяина, который бы о нем заботился, кормил. Поэтому приходилось быть наглым и воровать)

Часть III. «Попался».

-Кот сидит под домом и не выходит, ему некуда больше прятаться. Что он делает? Какие звуки издает?

(-Мяукает громко, грозно, но притворно)

-Почему притворно?

(-Он старался испугать, хотя сам был очень напуган. Если бы он не притворялся, он бы наверное плакал)

-Люди оказались хитрее, они обманули кота и поймали его. Что они сделали для этого?

(-Привязали на леску рыбу, и голодный кот не удержался, чтобы не схватить ее. А схватив добычу, не отпустил даже когда его подтянули к выходу.)

-Как этот поступок характеризует кота?

(-Он не привык уступать, он привык бороться до последнего)

-В этой части во второй раз мы видим портрет кота. На этот раз уже пойманного. Как выглядит животное? Как ведет себя? Почему подобрал хвост и прижал уши? Отчего такой худой? Кем и когда порвано ухо? А главное – чего он ждет от людей?

(-Его будут бить, потому что так было всегда. Кот опирается на свой горький жизненный опыт)

-Кот воровал, совершал плохие поступки, но его не побили, а обильно накормили. Можно ли считать что в жизни кота свершилось чудо?

(-Да, он даже не верит своему счастью)

Часть IV. «Наелся».

-Давайте прочитаем первый абзац. К. Г. Паустовский считает, что кот глядит на звезды совсем как человек, когда он счастлив. И наш кот ничем не хуже людей.

-Кот, когда поест, мурчит и ластится. А как ведет себя наш герой?
Почему?

(-Он не умеет быть ласковым, потому что его этому никто не научил)

Часть V. «Кот обрел дом и хозяев».

Дети характеризуют: первая группа - внешность, какие произошли изменения; вторая группа – поступки. Зачитывают понравившиеся эпизоды. Отмечают, что у кота появилось имя.

Выводы:

-Отличается ли кот-ворюга от Милиционера? (Это новое имя кота).

(-Да, изменилась внешность, он стал сытым, ухоженным. Изменилось и поведение. Он теперь не ворует пищу с хозяйского стола, а напротив охраняет стол от бессовестных кур.

-Действительно, произошло чудесное превращение. И хотя люди не совершали никаких колдовских обрядов, нашего кота не узнать.
Доброта способна творить настоящие чудеса. Люди в рассказе
К. Г. Паустовского сумели на зло ответить добром. И добро побеждает. А теперь подумайте (учитель обращается к каждому ребенку по имени), вы волшебник? Когда своими добрыми делами вы творили чудеса?

(Дети рассказывают)

-Посмотрите вновь на себя в зеркало. Изменилось ли что-либо в вас?!

(-Да)

-А теперь закройте глаза и представьте огромный-огромный мир вокруг себя. Себя в этом мире. Вот вы растете. Вот становитесь взрослыми, как и мечтаете. И вы творите добро. Много раз на протяжении многих лет. Вы – волшебники. Стоит только захотеть. Я вам даже завидую, ведь у вас впереди целая жизнь. Как много можно успеть сделать хорошего!
Далее учитель обращает внимание детей на иллюстрации к рассказу, которые они нарисовали дома. Дети поясняют. кто на них изображен. Отмечают, что всем хотелось нарисовать счастливого кота, кота-ворюгу было жаль, его рисовать не хотелось.

Выставляются оценки, комментируется домашнее задание.
Категория: Литература | Добавил: Pogodaplycc
Просмотров: 1492 | Загрузок: 395 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1 tam-kapaeva  
Уважаемая Сергеева Елена Васильевна! К сожалению, Ваша работа не прошла тех экспертизу.Отклонена. Материал, присланный на конкурс, полностью не соответствует Положению конкурса. Неполный пакет документов. Приложение 1 (Аннотация урока/занятия/мероприятия для размещения на сайте), приложение 2 (Описание урока/занятия/мероприятия), не соответствуют Положению конкурса. Приложение 3 (Подробный конспект образовательного мероприятия) представлено не по форме. Нет формы описания авторского активного метода обучения (Приложение 4). Отсутствует психолого-педагогическое обоснование. Материал в архивном файле обозначен неверно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]