Понедельник, 20.11.2017, 00:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Я иду на урок творчества (урок-мастерская)
[ · Скачать удаленно (28Кб) ] 29.09.2012, 05:40
Как же сказка складывается?

Урок - мастерская по литературе в 5 кл.
В современной методике преподавания литературы особое внимание уделяется раз¬витию творческих способностей учащихся . В частности авторы программы А.Г. Кутузо¬ва считают, что «задача литературного образования заключается в том , чтобы при ана¬лизе произведения в деятельность ученика было бы включено творчество» .
Предложенный мною урок демонстрирует реализацию этой задачи, а также позво¬ляет наблюдать прохождение детьми трёх фраз, которые предлагают авторы программы : ПрКФ предкоммуникативную, КФ- коммуникативную и По КФ посткоммуникативную.
Реализации образовательных , развивающих и воспитательных целей способствует приобщение к новому литературному жанру , а значит приобщение к новым литератур¬ным понятиям ;творческий перенос знаний , полученных ранее, в новую ситуацию ; раз¬витие эстетического вкуса; умение логически мыслить , сопоставляя и делая выводы ; воспитание чувства справедливости , сочувствия и доброты .
Я стремлюсь организовать работу на уроке таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели- усвоению законов данного жанра, опи¬раясь на которые учащиеся смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих цел ей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирова¬ние, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное, на основе дан¬ной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она «складывается». Поэтому эпиграфом к уроку послужила народная мудрость « Скоро сказка сказы¬вается. Да не просто складывается». Эта мысль красной нитью проходит через весь урок.
После организационного момента урок вступает в предкоммуникативную фазу ПрКФ. Ее цель- пробуждение интереса к произведению и включение эмоционально - ассоциативной сферы мышления ученика. Для этого предлагаю вспомнить, в каких жанрах нашла свое выражение мудрость народа - в поговорках, в пословицах, загадках, считалках... и сказках. О сказке как о жанре фольклора де¬ти уже знают. На предыдущем уроке мы торжественно входили в Сказку. Учени¬ки- сказочники демонстрировали иллюстрации к любимой сказке, читали понра¬вившиеся эпизоды и рассказывали, в чем их сказка « добру молодцу» может быть «уроком».
То есть о сути сказки, о том чему она учит, дети уже знают, но каким образом создает¬ся, складывается сказка, значит о ее композиции, дети еще не знают. Я говорю учащимся о том, что они сегодня узнают о законах, по которым сказка «складывается». Очень доступ¬но и понятно об этом рассказывают Проша и Иван Калиныч в учебнике. Поэтому дети чи¬тают из диалога объяснения Ивана Калиныча: «... как построено художественное произ¬ведение, какова взаимосвязь его частей? Чтобы тебе было понятнее, представь себе свой дом или квартиру: входная дверь, коридор, кухня, комнаты и т. д. Так вот-то, как расположены, части твоего жилища, - это композиция. А события, происходящие у тебя дома, - это сюжет. Но композиция и сюжет не только связаны между собой, они еще связаны с жанром... Сравни квартиру в городе и дом в деревне. Это разные жанры жилища. А именно поэтому для них подходят разные композиции (расположение) и сюжет (собы¬тия)...»
Предлагаю детям записать в тетрадь эти новые литературные понятия, сверив свою за¬пись с записями на доске: сюжет-последовательность событий. Композиция-порядок построения произведения и взаимоотношение частей. Далее предлагаю проследить, каким образом автор располагает части (композицию), а также- как развиваются события (сю¬жет) в волшебной сказке « Два Ивана солдатских сына» (дома было предложено прочесть эту сказку). Дети начинают читать произведение с учителем, то есть постигать авторскую модель.
А это является целью коммуникативной фазы (КФ).
Дети читают первую фразу сказки, вспоминаем начала других сказок ("В некотором царстве"... "Жили - были" и т.д.) и приходим к такому выводу: каждая сказка начинается с зачина.
Предлагаю детям (они в тетради, а я на доске) начать рисовать композиционную схему сказки с первого элемента - зачина.

"В некотором царстве..."

Я говорю детям, что от этого зачина вниз пойдёт дорога - путешествие-испытание ге¬роев.
"Но прежде, чем мы отправимся в путешествие с героями, давайте с ними ближе по-знакомимся", - предлагаю я. Дети отвечают на вопросы:
Какие качества проявились в характерах героев в раннем детстве? Почему и как им удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?
Итак, основные качества героев - доброта, чувство справедливости. Проследим, путе¬шествуя с героями, помогут ли им эти качества для достижения цели или нет. Путешествие начинается, и мы рисуем от зачина вниз дорогу.

Задаю вопрос детям: «Как вы думаете, что или кто будет следующим элементом композиции?». Дети отвечают сразу, потому что по сюжету герои встречают старца. Вы¬ясняем, что старец дарит Иванам платок. Это Образ дарителя. Он дарит волшебное средство для победы над силами зла. Задаю вопрос: «А в каких сказках вы встречались с такими дарителями?» В поэме-сказке «Руслан и Людмила» Голова дарит Руслану меч и т.д. Делаем вывод о том, что герои получают от дарителя волшебное средство за доброту и уважение. Продолжаем составлять композиционную схему:

Герои остановились на распутье. Перечитываем сцену «На распутье».
- Почему братья выбирают разные дороги?
- Какая черта характера нам открывается в их уговоре? (взаимовыручка).

Беседуем о том, что происходит с каждым братом. Один из братьев погибает, а второй побеждает злые силы - Змея и Водовоза, которые проявили злость и жадность. За это они и наказаны. А благодаря доброте и взаимовыручке братьев второй Иван оживает.

Что же будет являться в нашей композиционной схеме последним элементом? Дети отвечают: «Счастливый конец».
Да, в сказках добро всегда побеждает зло. Верность, доброта, смекалка, взаимовыруч¬ка награждаются победой, и сказка заканчивается счастливой концовкой.
Предлагаю вспомнить счастливые концовки. Дети вспоминают. «И стали они жить-поживать...», «И я там был, мед-пиво пил...» и т.д.

«В некотором царстве...»

Концовка
«...и стали жить-поживать...»
Уважаемые читатели, хочу отметить, что данная композиционная схема - это творче¬ство учителя и учеников. Я её задумала таким образом, если бы ученики внесли какие -либо изменения, я бы прислушалась. Главное, чтобы получилась определённая схема, ко¬торая поможет детям в посткоммуникативной фазе, когда они приступят к созданию своей сказки, опереться на данную схему - образец. Конечно, схемы будут после элемента "да¬ритель " (см. приложение) разные, - не в этом дело. Главное, что они поняли, что сказка складывается "не просто ", а по законам этого жанра. Последнюю фразу я произношу, ко¬гда подвожу итог урока, обращаясь к эпиграфу. Эту фразу можно услышать и от детей, если спросить о том, что они узнали нового на уроке. Далее я произношу фразу, которая является установкой для посткоммуникативной фазы:
"Теперь вы имеете представление о том, что такое композиционная схема сказки (рас-положение комнат в квартире, как говорил Иван Калиныч Проше). Далее мы будем изу¬чать другие сказки, и вы к ним будете рисовать композиционные схемы. А когда научи¬тесь этому, вы напишете свою собственную сказку и нарисуете к ней композиционную схему - это будет ваша первая творческая работа.
Уважаемые читатели, на примере данного урока, опираясь на рекомендации авторов программы (под ред. А.Г. Кутузова), я показала, каким образом, последовательно перехо¬дя от одной фазы к другой, можно подготовить детей к творческой работе - написанию собственного произведения.
С некоторыми из них предлагаю ознакомиться. Поддерживаю авторов программы, ко¬торые считают, что " .... пусть даже с эстетической точки зрения ученические опыты та¬кого плана в большинстве своём не будут иметь какой - либо ценности, но в воспитатель¬ном, образовательном аспектах их значение чрезвычайно велико...."

Приложение 1

Прекрасная Наталья

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король и королева. У них не было детей. Однажды королева разбила зеркальце, но она не заметила этого. Вскоре на этом месте выросла зеркальная яблоня, а на яблоне написано: «Съешь зеленое яблоко, дочь родится, а красное - будет беда. Королева не прочитала ее и съела зеленое и красное яблоко. И вдруг появилась старуха и сказала: «Как родится ребенок, сбросишь его с обрыва, а если не сделаешь, как я сказала, то погибнет все ваше королевство, а девочка будет несчастна, пока ее искренне кто-нибудь не полюбит». И исчезла. Немного погодя родилась девочка Наташа и была она такая хорошенькая и долгожданная, что, конечно же, королева не смогла ее убить. Через год появилась старуха, убила мать, превратила королевство в страшную пещеру, а дочь - в старуху. Но ночью к девушке возвращалась ее красота и она бала сказочно красивой. Однажды, когда девушка гуляла по ночному саду, то встретила принца. Они влюбились друг в друга. Но в скоре взошло солнце и принцесса, которая превратилась в старуху, убежала. Николай долго искал свою Наташу. И вот однажды в лесу он повстречал небольшого старичка, который поведал ему всю историю про принцессу. И указал ему пещеру, где сейчас она находилась. Еще он сказал, что эти старухи похожи как две капли воды, а он должен убить злую ведьму и если он ошибется, то будет обязан жениться на той, которая останется в живых. И вот, не зная, что делать он зашел в их жилище. И тут он заметил у старой женщины обворожительную улыбку, другая тоже улыбнулась, но совсем по-другому, как-то злобно.
«Медлить нельзя»,- услышал он голос старичка. И Николай принял правильное решение. Как только злая ведьма умерла, к Наталье вернулся облик красавицы. Он увез ее в свое царство, и стали они жить-поживать да добра наживать.

Кулагина Катя

Приложение 2

Волшебная прялочка.

Жили-были дедушка и бабушка со своими Машей и Мишей. Один раз поехал дед с Мишей в лес за дровами. А пока дедушка рубил дрова, Миша увидел зайца побежал за ним. Дедушка оглянулся, а внука нигде нет. Стал он его звать, а Миша не откликается. Отправился дед искать внука. Идет по тропинке и видит: стоит избушка на курьих ножках. Дед и говорит: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Избушка повернулась, а на крыльце сидит баба яга. Дедушка спрашивает у нее: « Баба яга, не видела ли ты моего Мишу». « Да, он у меня», - отвечает баба яга, - «Но я тебе его не отдам, пускай твоя внучка придет и за три ночи напряжет мою пряжу». Нечего было делать старику, вернулся он домой и рассказал все, что случилось. Собралась Машенька и пошла в лес. Идет она по лесу и плачет. А навстречу ей идет гномик, и спрашивает он Машеньку, почему она плачет. Рассказала ему Машенька обо всем. Гномик ей говорит: « За твое доброе сердце подарю я тебе волшебную прялочку. Иди и ничего не бойся». Пришла Маша к бабе яге. Днем помогала бабе яге по хозяйству, а когда наступала ночь, Пряла. Так прошло три дня и три ночи. Баба-яга увидела, что Машенька справилась с работой, и отпустила их домой. И стали они жить-поживать и добра наживать.

Липиной Кристины

Приложение 3

Иван да змей

Жил в одной деревне парень. Звали его Иван. Однажды шел он с работы, а позади ехал старик. Видят они посреди дороги лежит камень. Взял Иван камень и одним махом убрал. Проехал старик, отблагодарил Ваню, подарил ему волшебный щит и меч.
Пошел Иван дальше. Пришёл в деревню, сел на скамейку. Видит перед ним красавица сидит. Подошел он к ней и говорит: «Сколько лет живу на свете, а такой красавицы не видал» А девушка отвечает: «Одна я осталась всех уже змей съел». Взял Ваня свой щит и меч да пошел девицу спасать. Пришел он к тому месту, где змей красавиц поедал, и начал караулить. Вот видит: зверь дикий страшный, мохнатый всплывает. Начал Иван сражаться с ним. День сражается ва сражается. Слабеть начал Иван. Вспомнил, вспомнил о завещанном щите и закрылся им. Свершилось чудо. В миг зверь превратился в пепел. Позвал Ваня людей, собрали они весь этот пепел и положили в сундук. Сундук сбросили на дно синего моря, чтобы никогда не было зла на земле. На девушке Ваня женился. А свадебным подарком стал терем. Старик постарался! И стали они жить-поживать да добра наживать.
Скляр Даша.

Приложение 4

Как царь свою принцессу искал.

Жил-был на свете морской царь Водолей. Был он молодой и сильный. Разбушуется, разгуляется -шторм на море, ураган, ветер. Вся живность морская кто где спрячется, ждет пока море успокоится. А пока спит царь, на море тишь да гладь. Все царя боялись, зная его суровый нрав. Но вот что-то царь стал грустить, ничего его больше не радовало: ни затопленные корабли, ни сокровища, ни бури с ветрами. Позвал он мудрого советника - рака - отшельника и говорит: «Подскажи, мне, что делать?». А отшельник отвечает: «Живет в Коралловом море принцесса-русалка с золотыми волосами и серебряной чешуей. Но она не только прекрасна, но и умна. Многие пытались завоевать ее сердце, но она ждет жениха, достойного ее, только добрый и отважный может покорить ее сердце». «Преодолевать трудность и добиваться своего- это как раз для меня! -воскликнул царь. - И немедленно поспешу к ней!»
И царь тот час отправился в дорогу. Вскоре он достиг Кораллового моря. Вдруг неожиданно он услышал крик о помощи. Сначала царь решил не отвлекаться, ведь он очень спешил, но потом все-таки решил поплыть на зов. Оказывается, это кричал осьминог, который своими щупальцами запутался в сетях. Царь помог ему выбраться из плена, и они поплыли дальше. Впереди они увидели подводную пещеру, вход в которую был завален камнями. Стая рыбешек кружилась вокруг, но ничего не могла сделать, они только повторяли: « В пещере остался дельфин!». Осьминог сказал: « Давай помо жем, им одним не справить-ся!». Они начали разгребать камни. « Ну что ж, надо мне еще задержаться, - сказал царь, и принялся помогать. Вскоре дельфин был освобожден. « Большое спасибо, - сказал он, - мне нечем вас отблагодарить, но я могу очень быстро доставить тебя к замку принцессы!»
Но когда он притронулся к дельфину, тот превратился в принцессу и сказал:<< Наконец я нашла любящее сердце с добром и отвагой.» Она обняла его. И они зажили долго и счастливо!

Исаевой Насти

Приложение 5

Серебряное колечко

В некотором царстве в некотором государстве жил был старик. У него было две дочери. Первая дочь была лентяйка и зануда, а вторая была добрая и трудолюбивая. Их звали: Марфуша и Аленушка. Их отец был уже старый и поэтому Аленушка все время ему помогала, а Марфуша все сидела и щелкала свои семечки да орешки. Однажды шла Аленушка по полю и встретился ей молодой юноша, который ей очень понравился. Они познакомились и полюбили друг друга. На следующий день они договорились встретиться на этом же месте. Но он не пришел . Тогда Аленушка пошла просить у отца, чтобы он ее отпустил пойти его искать. Отцу было жалко отпускать любимую дочь, но он отпустил ее и в дорогу дал ей серебряное колечко, сказав: «Вот тебе, доченька, серебряное колечко, как трудно будет, оно тебе поможет». По пути ей встретилось много трудностей и всякие нечисти, Аленушка приходилось с ними бороться. Долго ей пришлось искать своего любимого, но однажды на рассвете она вышла на опушку леса, где стоял замок. Она зашла в этот замок и увидела, что там лежит и спит крепким сном ее возлюбленный. Она очень долго будила его, но так и не разбудила и она заплакала, а когда ее слеза упала на его щеку, то он проснулся. После долгих путешествий они поехали домой. И стали они жить- поживать да добра наживать. И я там была, мед, газировку пила, все видала да вам рассказала.

Андина Дарья.

Приложение 6

Сказка про двух сестриц.

Жил-был отец, и было у него две дочери Марья и Дарья. Отважные, умные, уважительные к отцу, активные, благодаря очень хорошим учителям, и очень красивые. И решили они прогуляться, простились с отцом и ушли. Они увидели две дороги. И там было написано левее: «Хочешь быть царицей, иди сюда», а правее: «Тебя ждет маленькая колдунья». Одна говорит: «Я пойду правее, я хитрее, а надо перехитрить маленькую колдунью и победить ее».
Все разошлись по двум дорогам. Первая пошла направо, а вторая налево. Вдруг Дарья увидела дворец, сделанный из серебра и золота. Оттуда вышла стража и привела к царевичу Дарью. Ему она понравилась, он ее полюбил и спросил: Возьмете меня, милая Дарьюшка, в мужья?
- Да.
Она согласилась, ей он понравился тоже, и его Дарья полюбила всей душой. Он ей
поцеловал руку, и они весело и счастливо вместе стали жить.
А Марья шла и вдруг увидела, как все переживают, она стала спрашивать:
Бабушка, что вы все опечалились?
Нас скоро должна околдовать маленькая колдунья. Она хочет править миром. Марья тоже немного забеспокоилась. Но ей не было времени боятся. Ей надо суметь перехитрить её, так как она еще учится колдовству. На следующий день Марья пришла к колдунье и сказала:
Зачем ты околдовываешь людей и приносишь им боль и зло. Я накажу тебя. Ты
бессовестная колдунья. Разве можно баловаться людьми.
Я самая умная колдунья и я буду править страной!
- Нет, ты не имеешь права это делать!
Тут колдунья набросилась на девушку и чуть ее не убила, как вдруг навстречу идет Дарья. Она разбила шар и колдунья превратилась в обычного человека.
Марья встретила царевича. Он попросил ее руки, и она согласилась. Они стали жить, как живут царевич с царицей Дарьюшкой. Дарья продолжала жить со своим царевичем очень счастливую жизнь.

Пазарацкайте Карина

Приложение 7

Два брата хвастуна

Жили- были два брата. Были они богатырями. Вот решили они как- то раз мир посмотреть себя показать, свою силу, могущество испытать. Ехали, хвастались; «Мы ли не удальцы, мы ли не молодцы! Сильнее нас на свете не сыскать!» Ехала они, ехали, красное солнце закатилось за горку, стало темно и страшно. Подъехали они к старому дубу. А под дубом сидел медведь. Он сказал им: « Давайте силами померимся!» Победил их медведь, обоих поборол. Стыдно стало братьям, что они хвастались своей силой. А медведь пожалел их и говорит: «Вот вам клочок моей шерсти, если случится беда, сожгите ее, а я вам на помощь приду. « Взяли братья подарок и поскакали дальше. Ехали и снова хвастались: «Мы самые красивые, мы самые умные!» Вдруг они увидели огонек вдали. Смотрят, смотрят - дом, а в доме ходит девица- красавица. Приняла она их в дом, накормила, напоила, сладкими речами заворожила, и вдруг стол провалился. Оказались братья в подземелье и не знают, что им делать. Вспомнили они, что им медведь говорил. Так они и сделали. Пришел медведь и разделался с этой девицей, которая на самом деле оказалась злой ведьмой. После этого братья никогда больше не хвастались. Вернулись они домой стали жить -поживать, да добра наживать.
Ким Алёна.
Категория: Литература | Добавил: Stella66
Просмотров: 644 | Загрузок: 241 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа прошла на конкурс?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]