Воскресенье, 24.09.2017, 22:36
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОК ПО ТВОРЧЕСТВУ А.А. БЛОКА. Создадим цветообраз стиха
[ · Скачать удаленно (3,51 мб) ] 05.01.2012, 17:08
Цели:
- построение знаний о фоносемантических особенностях при анализе стихотворения «Незнакомка»;
- развитие умений систематизировать информацию;
- соотнесение собственного видения произведения символизма с блоковским пониманием.

Предисловие
В учебнике для 11 класса «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова при изучение творчества А.Блока подробно анализируется стихотворение «Незнакомка».
Но… Мне всегда хотелось, чтобы дети научились ассоциативно воспринимать образы, представленные в стихотворении, научились переводить лирику в музыку, создавать цветообраз, сами прошли путь познания, открытия истины, чтобы это новое знание стало итогом их размышлений, их читательского опыта. Каждый звук человеческой речи обладает определенным подсознательным значением. Ученый А.П. Журавлев установил фоносемантическое значение каждого звука русской речи, определил качественные характеристики. Качественные фоносемантические шкалы позволяют оценить влияние звуков на психическое состояние человека.
Цветомузыкальная интерпретация стихотворения будет главным открытием на уроке. Мастерская выстроена по законам технологии французских педагогических мастерских. Рассчитана она на 2 часа.

Ход мастерской
Перед уроком учитель просит детей сесть по группам: созданы 4 группы. Каждой из групп предлагается своя роль: поэты, художники, библиофилы, литературоведы.

1. Индуктор – Мастер демонстрирует участникам мастерской ассоциативную цветовую картину В. Кандинского «Малые миры», не сообщая того, что там изображено. Задание: что вы видите на данной картине.Слайд№1
После того как группы поделились своими догадками, мастер сообщает, что это абстрактные живописные импровизации В. Кандинского. Учитель раскладывает каждой группе карточки с заданием №1(для поэтов и библиофилов): выбрать из предложенного материала ответ на вопрос «Что такое словесная ассоциация».
Задание №1 (для художников и литераторов): Какие ассоциации (смысловые, звуковые, цветовые) подобрали бы вы к этой картине? См. приложение №1.
2. Самоконструкция. Представители от каждой группы представляют свой ответ.
3. Учитель предлагает прослушать первую часть стихотворения «Незнакомка» А.Блока и выдает каждой группе набор карточек, на которых представлены, специальная терминология, ассоциации, связанные с поэтическим образом незнакомки. Задание№2. Познакомившись с ассоциациями, дети выбирают ассоциацию образа незнакомки. См. приложение № 2.
4. Социоконструкция. Слушаем объяснение, почему выбрана данная ассоциация. Учитель записывает на доске все ассоциации предложенные детьми.
5. Самоконструкция. Учитель предлагает художникам изобразить цветными карандашами эти ассоциации.
6. Социоконструкция. Учитель представляет картины с изображением незнакомки. Группы рассматривают картины. Слайд №2. Задание: охарактеризуйте фоновую структуру картин, используя ключевые слова-символы. См. приложение № 3.
7. Самоконструкция. Дети знакомятся с карточкой, на которой зафиксированы слова Блока о незнакомке. См. приложение № 4.
8.. Социализация. Детям нужно прокомментировать, какие основания были у А. Блока так сказать о персонаже. При ответе можно использовать строки из стихотворения.
9. Социоконструкция. Группа художников объясняет рисунки-ассоциации, характеризует цветовую гамму.
10. Учитель выдаёт таблицы русских графонов А.П.Журавлёва. См.приложение №5 Обращает внимание учеников на слайд, где представлен доминантный ряд стихотворения «Незнакомка». Задания: прочитайте этот отрывок и решите, какие звуки доминируют, с каким цветом ассоциируются эти звуки в таблице русских графонов.
11. Социоконструкция. Выступления групп.
13. На столе у учителя появляются таблички с литературными терминами: аллитерация, ассонанс, контраст. Учитель раздаёт карточки и предлагает выбрать ответ и дать определение каждому термину. Затем предлагает найти в отрывке примеры для каждого термина и записать их в тетрадь. См. приложение №6
14. Самоконструкция. Дети называют слова, которые записали в тетрадь, и объясняют звуковой фон стихотворения.
15. Учитель читает фрагменты текста и предлагает понаблюдать за звуковым фоном стихотворения.
15. Задание для группы литераторов: пользуясь толковым словарём, выпишите на доску смысл слов «тлетворный», «скрипят» – из этимологического словаря. Объясните значения этих слов в тексте, какие звуки в тексте находятся в контрасте.
16. Социоконструкция. Выступления групп. Объяснение звукового фона стихотворения.
17. Учитель предлагает учащимся познакомиться со схемой (см. Слайд№3), на которой изображён предметный фон стихотворения. См. приложение № 7.
18. Раздаёт карточки с фрагментами из высказываний критиков и современников Блока о незнакомке. Задания группам: объясните, каким образом в стихотворении создаётся двойственность предметного мира. Найдите слова, которые можно соотнести и с личностным миром «Я», и чужеродным «Не-Я».См. приложение №8.
19. Социоконструкция. Выступления групп. Учитель записывает на доске предложения ребят и предлагает соотнести эти высказывания со своим собственным представлением.
20. Познакомьтесь с таблицей «Цветообозначение звука», обращает внимание на слайд. См. приложение №9.Предлагает записать часть стихотворения, где появляется незнакомка, выделить в кружок все гласные звуки и по таблице определить, какой цвет преобладает.
21. Задание группе художников создать цветовую абстракцию стиха.
22. Социоконструкция. Выступления групп.
23. Учитель раздаёт фигурки из бумаги разного цвета и предлагает детям собрать цветовую картину стихотворения и показать на картине образ незнакомки.
24. Социализация. Презентация продуктов
25. Социализация. Вернитесь к нашему первому заданию, связанному с ассоциативными картинами В. Кандинского и ответьте на вопрос, как можно создать цветообраз стиха «Я думаю, …», продолжите текст, размышляя над тем, что нужно для того, чтобы услышать музыку в стихе.
26. Чтение итоговых текстов в группе, выбор одного для чтения в классе.
27. Рефлексия. Какие открытия вы сделали сегодня на мастерской? Как вам кажется, легко или трудно было понять стихотворение Блока?
Категория: Литература | Добавил: galinavladi
Просмотров: 1146 | Загрузок: 318 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Приношу извинения. Ссылка:
http://amo.letitbit.net/downloa....ar.html

1  
Работа не прошла тех экспертизу, отклонена. Ссылка идёт на сторонний сайт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]