Понедельник, 05.12.2016, 19:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

Урок "Первая Российская революция"
[ Скачать с сервера (19.2Kb) ] 06.02.2013, 14:05
Тема: Первая Российская революция.
Цели:
• Познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами первой русской революции;
• Формировать умение самостоятельно работать с текстом;
• Способствовать развитию аналитического мышления.
Методы активного обучения: «мозговой штурм», дискуссия, «Редактирование параграфа учебника»,
Ход урока:
1. Организационный момент: сообщение темы урока, определение целей урока:
 Что такое «революция»? (предположительные ответы учащихся). Давайте с вами обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова, найдем понятие революция и разберем его.
 Были ли в нашей стране революции?
 Давайте с вами ответим на вопросы: «Что я знаю о первой революции?» и «Что я хочу узнать?» (ответы оформляются на доске, поделенной на 2 части).
2. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания, подведение к изучению новой темы):
 Дальневосточная политика.
 Предпосылка войны.
 Начало Русско-японской войны.
 Падение Порт-Артура.
 Ход военных действий.
 Могла ли Русско-японская война стать причиной революции.
3. Объяснение нового материала:
Причины революции.
Первая революция в России вспыхнула в результате глубоких политических и социально-экономических противоречий, сложившихся ранее и обострившихся в начале ХХ века.
Самостоятельная работа с учебником (стр.34. §5 п.1) – прочитайте и выпишите причины революции.
 Приверженность Николая II к самодержавной форме правления;
 Отказ от представления населению политических свобод;
 Неприятие идеи народного представительства;
 Противоречия общества и власти.
Давайте ответим на вопрос: «Кто и почему выступал против правительства в 1901-1904 годах» (ответ оформляется в виде схемы на доске)

крестьяне рабочие
Страдали от малоземелья Произвол хозяев, низкая заработная плата, плохие материальные положения

Анализируя причины революции, давайте выявим задачи (на основе причин, учащиеся выделяют задачи).
Задачи революции:
 Ликвидация самодержавного строя;
 Установить парламентскую форму правления;
 Народу демократические права и свободы;
 Решение национального вопроса;
 Уничтожить помещичьи землевладения.
В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения – крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции

Т.о. движущие силы
революции – это…
Движущие силы:
 Рабочие
 Крестьяне
 Мелкая буржуазия
Руководящую роль играл пролетариат, который использовал различные средства – демонстрации, стачки, всеобщие стачки.
В ходе революции действовали различные общественно-политические силы (данная таблица оформлена в раздаточный материал).
Правительственный лагерь Либеральный лагерь Революционный лагерь
Сторонники самодержавия, которые не хотели каких-либо реформ, стремились сохранить самодержавие, помещичье землевладение.
Цель: силой подавить революцию. Представители либеральной буржуазии и интеллигенции, передового дворянства. Были сторонниками экономических реформ. Выступали за конституционную монархию.
Цель: мирные, демократические методы борьбы Включал в себя пролетариат, крестьянство, ремесленников, мелкую буржуазию города и деревни, торговцев.
Цели: свержение самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, 8-ми часовой рабочий день, увеличение зарплаты, созыв Учредительного собрания.
«Кровавое воскресенье»
Глубинными причинами революции были нерешенность аграрного вопроса, отсутствие действенного рабочего законодательства, наличие самодержавия и национальный вопрос. Тому, что революция началась именно в 1905 г., способствовали также неудачи российской армии и флота в русско-японской войне. Непосредственным поводом к началу революции стал расстрел 9 января 1905 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге мирной манифестации рабочих, которые намеревались подать царю петицию со своими требованиями.
Самостоятельная работа с документом (стр.35)
Из петиции рабочих царю от 9 января 1905 года.
Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.
1. немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения;
2. немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
3. общее и обязательное народное образование на государственный счет.
4. ответственность министров перед народом.
5. равенство перед законом всех без исключения.
Охарактеризуйте отношение рабочих к царю. Можно ли эту петицию назвать призывам к революции?
Ясным солнечным утром 9 января 1905 года празднично одетые рабочие вместе с женами и детьми, неся иконы и портреты царя, двинулись с окраин к Зимнему дворцу. В мирном шествии участвовало более 140 тыс.человек. Но путь к дворцу преградила полиция, которые открыли огонь по демонстрантам. По официальным данным, жертвами кровавой трагедии стали 130 человек, современники говорили о тысячи убитых и раненных. Весть о расстреле питерских рабочих вызвала гнев и возмущение во всех слоях общества. Долго копившееся недовольство вылилось в революцию. Рабочие разоружали полицейских, захватывали оружейные склады, сооружали баррикады.
В январе – феврале 1905 года бастовали 810 тысяч рабочих, выдвигавших как экономические, так и политические требования.
Принято считать, что революция продолжалась 2,5 года – с 9 января 1905 года по 3 июля 1907 года. Условно ее можно разделить на следующие этапы:
 Первый этап – (9 января – сентябрь 1905 год) – начало и развитие революции.
 Второй этап – (октябрь – декабрь 1905 года) – подъем революции, вооруженное восстание в Москве. Поражение восстания не означало поражения революции в целом.
 Третий этап – (январь 1906 года – 3 июля 1907 года) – период нисходящей линии революции.
Начало революции.
Хронология Событие
Февраль - май 1905 г. После известия о поражении русской армии под Мукденом в феврале и флота в Цусимском проливе в мае 1905 года. По стране прокатились первые первомайские стачки рабочих. В них приняло участие 600 тысяч человек.
Июнь 1905 г. Восстание матросов нп броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Возмущенные офицерским произволом матросы взялись за оружие, 7 человек были убиты на месте. Матросский суд приговорил к смерти командира и корабельного врача. Мятежный экипаж был не поддержан, и вынужден был сдаться властям.
Всероссийская октябрьская стачка.
Осень 1905 г. Забастовка в типографии Сытина в Москве. Забастовка железнодорожников. Всеобщая политическая забастовка в октябре 1905 года охватила 120 городов России, сотни фабричных и станционных поселков. Прекратились занятия в школах, гимназиях, университетах, не работали банки, аптеки, магазины. Многие выдающиеся художники, поэты, писатели откликнулись на революционные события произведениями, обличающими самодержавие.
Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905 года царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (стр.36-37)
19 октября 1905 года Создано объединенное коллегиальное правительство – Совет министров. Первым его председателем был назначен С.Ю.Витте.

Формирование монархических партий.
Революция подтолкнула к оформлению монархических партий.
Русское собрание Монархическая партия Союз русского народа Русский народный союз
Выступали за восстановление и укрепление самодержавия, православия, народности.
В октябре 1905 года в стране начались погромы, во время которых погибли более полутора и были ранены три с половиной тысячи человек. Члены боевых дружин, устраивающих погромы и столкновения с революционными манифестантами, называл себя «черной сотней», поэтому монархическое движение в целом именуют черносотенным.
Самостоятельная работа по заполнению таблицы (§5 стр.34 п.5)
Формирование либеральных политических партий.
Во время революции организованно оформились и либеральные партии.
Название партии Ядро партии Требования, программа Реализация требований, программы
Конституционно-демократическая партия (кадеты) Ученные, творческая интеллигенция, преуспевающие врачи, адвокаты, учителя, средние и мелкие служащие. Установление конституционного строя, увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель, отмена сословных привилегий, свобода личности, равенство всех перед законом, 8-ми часовой рабочий день. Через легальные организации, прежде всего Думу.
Умеренное крыло либерального движения
«Союз 17 октября» Представители земского движения, московская буржуазия, помещики, отставные военное чины, профессоры, инженеры. Требование сохранить единство и неразделенность Российского государства. Частная собственность – основа экономики. Уравнение крестьян в правах с другими сословиями, активизировать переселенческую политику, продажу крестьянам государственных и удельных земель.

Выступление учащегося (опережающее задание).
Декабрьское вооруженное восстание.
Революционные партии, расценив Манифест 17 октября как попытку самодержавия хитростью и уступками остановить революцию, стали готовиться к вооруженному восстанию. Огромное количество денег было истрачено на покупку оружия и создание рабочих дружин. В начале декабря Московский совет рабочих депутатов (создан в ноябре 1905 года) постановил начать всеобщую политическую забастовку. Более 100 тысяч рабочих прекратили работу. К москвичам присоединились 110 тысяч петербуржцев. Правительство бросило против бастующих войска. Рабочие взялись за оружие. К 10 декабря стачка в Москве переросла в вооруженное восстание.
В Московском восстании участвовало около 6 тыс. рабочих (из них имели оружие около 2 тыс.). ? дней они вели сражение с жандармскими и армейскими силами. 15 декабря в Москву из Петербурга прибыли гвардейский Семеновский полк и другие войска. Начался артиллерийский обстрел баррикад и рабочих кварталов. 19 декабря 1905 года по решению Московского совета восстание было прекращено. Выступление с самого начало было обречено на поражение, жертвами стали тысячи расстрелянных, арестованных, избитых и искалеченных людей.
Основные законы.
Хронология Закон
11 декабря 1905 года Указ о выборах в государственную думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии (группы):
 землевладельческую,
 городскую,
 крестьянскую,
 рабочую.
Выборы не были всеобщими, в них не могли участвовать:
 женщины,
 военнослужащие,
 молодежь до 25 лет,
 рабочие мелких предприятий,
 национальные меньшинства.
Члены Государственной думы избирались на 5 лет.
Манифест 20 апреля 1906 года Наделил законодательными функциями Государственный совет. Царь видел в нем противовес Думе. Половина членов Государственного совета назначалась царем, половина избиралась Синодом, дворянскими и земскими собраниями.
23 апреля 1906 года Николай 2 утвердил Основные законы Российской империи в новой редакции. Императорская власть определялась как «верховная самодержавная». Монарх сохранял всю полноту власти по управлению страной, руководство внешней политикой, армией и флотом. Мог издавать законы.

Деятельность I Государственной думы.
27 апреля 1906 года в присутствии Николая 2 в Петербурге состоялась торжественное открытие 1 Государственной думы. Ее председателем был избран профессор Московского университета кадет С.А.Муромцев. Большевики и эсеры выборы в Думу бойкотировали.
Депутаты распределились по фракциям. Правительство ставило цель обеспечить преобладание в Думе крестьян. Однако крестьяне, равнодушные в целом к политическим свободам, идеям парламентаризма, были одержимы мечтой о пределе земли. Аграрный вопрос занял центральное место в деятельности Думы.
23 мая 1906 года фракция трудовиков выступил с законопроектом, подписанным 104 депутатами. Был выдвинут «Проект 33-х»: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью населения России.
9 июля 1906 года царь распустил 1 Государственную думу.
Деятельность II Государственной думы.
20 февраля 1907 года начала свою работу II Государственная дума. Председателем Думы был избран кадет Ф.А,Головин.
Тон во II Думе задавали левые партии. Они потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращение всей земли в общенародную собственность. Роспуск II Думы стал неизбежным. Чтобы распустить Думу, правительство обвинило 55 депутатов в заговоре и потребовало дать санкцию на немедленный арест 16 из них.
3 июня 1907 года Дума была распущена. Император издал новый избирательный закон – этим актом нарушались Основные законы 1906 года, поэтому эта дата считается датой окончания революции в России.
Выводы:
Первая российская революция не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили, но она заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований..
4. Закрепление изученного материала:
Возвращаемся к нашей таблице: «Что я знаю», «Что я хочу узнать»:
 Что нового о первой русской революции вы узнали сегодня на уроке?
 Какие вопросы, поставленные вами, остались не решенными? (учащимся дается задания найти ответы на нерассмотренные вопросы в дополнительной литературе, интернете и на следующий урок осветить их) – Редактирование параграфа учебника (учащиеся предлагают материал, который можно было бы включить в параграф для наиболее полного представления материала).
5. Домашнее задание:
 §5. стр.34-44
 Итоги революции:
o Был создан первый представительный орган власти, имевший законодательные полномочия – Государственная Дума.
o Трудящиеся получили право создавать профсоюзы, страховые организации.
o Даны некоторые демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов.
o Ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания.
o Смягчение национальной политики, восстановлены и расширены конституционные права Финляндии, разрешение применять родной язык в школах.
o Продолжительность рабочего дня 9-10 часов.
o Заработная плата повышена.
o Пособия по болезни.
o Отменены выкупные платежи.
o Снижена арендная плата за землю.
Категория: История | Добавил: tanjaomsk
Просмотров: 1575 | Загрузок: 282 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не прошла техническую экспертизу: представлен неполный пакет документов и оформление не по форме.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]