Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История |
Урок по теме «Солнце земли Русской – Александр Невский»
[ · Скачать удаленно (2.43 МБ) ] | 26.11.2012, 18:58 |
После теоретических рассуждений и методической характеристики приёмов и средств при изучении исторических личностей, хотелось бы на конкретных уроках показать возможность реализации данной темы на практике. • Тема урока: «Солнце земли Русской – Александр Невский». • Форма занятия: урок изучения нового материала. • Класс, профиль: 6 класс, общеобразовательный профиль. [img]http://http://lenta.ru/news/2008/09/24/nameofrussia/picture.jpg[/img] • Цели: Образовательные: • Рассмотреть основные события жизнедеятельности А.Невского. • Познакомить обучающихся с оценками историков деятельности князя. Развивающие: • Формировать умения использовать различные источники информации при оценке А.Невского. • Формировать умения анализировать факты с точки зрения конкретного исторического подхода. • Развивать умения работать с историческими источниками. • Формулировать и обосновывать собственное мнение. Воспитательные: • Воспитание патриотизма на примере жизнедеятельности князя А.Невского. Дидактические средства. 1). Репродукция иконы А. Невского, буклеты «Александро-Невская лавра», «Владимиро-Суздальское княжество», историческая карта «Русь в XIII веке» 2). Фрагмент кинофильма «А.Невский» на электронном носителе, портрет А.Невского. 3). ТСО: компьютер, проектор, проекционный экран. 4). Литература для обучающихся: Основная: - А.А. Преображенский, Б.А.Рыбаков «История Отечества», 6 класс, §11,12, Л.А.Кацва, А.Л. Юрганов «История России VIII - XV в.» Дополнительная: - «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александ-ра», - «Житие А.Невского», - «Слово о погибели земли русской», - Хрестоматия по истории России в 4-х томах, - С.М. Соловьев « История России с древнейших времен», - С.Ф. Платонов «Учебник русской истории», - А.Ю. Полуянов « История России: цивилизационный подход», - А.В.Шишов «100 великих военачальников», - А.Н. Кирпичников «Между Западом и Востоком», - В.Т. Пашуто «А. Невский», - В.О.Ключевский «Курс русской истории» Для подготовки урока обучающиеся были поделены на творческие группы: 1) «литературная» - подбирали и изучали художественную литературу о А. Невском 2) «биографическая» - работали над биографией князя 3) «паломники» - готовили выступление о посещении земли владимирской и Александро-Невской лавры (в Санкт-Петербурге). 4) «православная» - изучали агиографию князя А.Невского. 5) «аудиогруппа – обдумывали, какая музыка будет сопровождать урок. 6) «заставка» - обеспечивали техническими средствами и наглядным оформлением. [img]http://http://www.ic-xc-nika.ru/texts/2009/sep/aleksandr_nevskij_1500.jpg[/img] Урок начинаю с демонстрации репродукции иконы А. Невского Учитель - Прокомментируйте иконописное изображение Ученики - Перед нами князь - воин и князь – правитель - мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия. Учитель - На иконе изображен А.Невский как мудрый правитель: лицо сосре-доточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина. Ученики - Это бесстрашный и опытный воин – переносицу рассекают волевые складки, волосы побелила седина. Учитель (детей поразили глаза князя) – Что выражают глаза? Ученики - Они отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека. Обращаемся к произведению древнерусской письменности «Житию Алек-сандра Невского». Сопоставляем изображение с «Житием». Дети подводят итог своим размышлениям: - живописцу известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько автору и живописцу до-рог князь Александр Невский. Итак, тема урока: «Солнце земли Русской – Александр Невский». Учитель Следовательно, личность Александра Невского изначально отличалась каки-ми-то особыми качествами. Какими? Найдите в текстах (учебник: Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. «История отечества 6 класс» стр. 68, Хрестоматия по истории России, т.1) портрет князя, описание качеств личности. Ученики (из «литературной группы») «Рост его был выше других людей, голос его как труба в народе, лицо его – как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского». - Невский сравнивается с библейскими героями - Если каждого из них отличала одна черта, то в личности князя все эти качества соединены. - Да, князь – всем князьям князь. [img]http://http://img12.nnm.ru/8/7/d/1/9/87d198956dc74037efecf05aacc7f849_full.jpg[/img] Ученик (из «биографической группы») Сообщение, что он наследник ярких исторических личностей (отец-князь. Дед отца – великий князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, прадед – великий князь, победитель Половецкой степи, князь Киевский Владимир Мономах. Читая «Житие Александра Невского» и стр. 46 §8 учебника дети восхищаются дивным описанием красоты земли русской. Замечают, что у такой красивой богатой земли должен быть такой князь, как Александр Ученик (из «литературной группы») Зачитывает фрагмент из «Слова о погибели земли Русской»: «О, светло свет-лая и прекрасно украшенная земля Русская и многими красотами преисполненная: озерами, реками, источниками, горами, холмами, зверьми различными, птицами, городами великими, селами, дивными храмами. Всего ты исполнена, земля Русская!»² Ученик (из группы «паломники») Рассказывает о Владимиро-Суздальском княжестве (учебник §11 стр.46) [img]http://http://www.hist-geo.net/media/blogs/blog/School/5%20-%20Razdrobl_Dr_Rusi.jpg[/img] Учитель - Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. - Через что в жизни пришлось пройти князю? Ученики просматривают бегло §11,12 ( учебник А.А.Преображенского, Б.А.Рыбакова ) находят описания Невской битвы, Ледового побоища, смотрят эпизод из к/ф «Александр Невский»- сцену «Ледового побоища». [img]http://http://www.vivl.ru/nevsky/neva.gif[/img] [img]http://http://pretich2005.narod.ru/map-war/russ-war/ledovoe-pob/ledovole_p.jpg[/img] [img]http://http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2012/04/303.jpg[/img] Учитель - В грозные годы жил князь Александр Невский, приходилось ему оборонять русские пределы от иноземцев. Но об этом, вы узнаете на следующем уроке. Ученик – (из «биографической группы») В честь заслуг Александра Невского был Петром I учрежден орден святого Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны вновь был учрежден боевой орден Александра Невского. [img]http://http://www.calend.ru/img/content_events/i5/5204.jpg[/img] [img]http://http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c2/Star_to_Order_St_Alexander_Nevsky_embroidered.jpg[/img] Учитель - Ребята, подберите точные определения, характеризующие личность князя Александра Невского. Ученики - Личность князя: бесстрашный, храбрый, милостивый, справедли-вый правитель, полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, смиренный, мудрый, праведник, человек высокой духовности. Учитель - Личность князя удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Ученики – (из «православной группы») Перед смертью князь Александр принимает высший монашеский постриг – схиму – с именем Алексий, что с греческого означает «защитник». А это значит, что в сонме святых благоверный князь А.Невский является ходатаем и защитником Земли Русской. Ученики – (из «православной группы») Сообщение агиографии Александра Невского (по «Житию Александра Невского» и по книге В.Т. Пашуто «Церковная политика Александра»). Ученики – (из «православной группы») 1. Сообщение – впечатление, как на Владимирской земле почитают память святого благоверного князя Александра Невского 2. Сообщение об Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге Последний нюанс урока, помогающий воспринять личность Александра Невского во всей полноте – выразительное чтение подготовленного дома стихотворения А. Майкова «Кончина Александра Невского» Ученик (из «литературной группы») читает стихотворение (обучающиеся сосредоточенно слушают) А. Майков «Кончина Александра Невского». Ночь на дворе и мороз. Месяц – два радужных светлых венца вокруг него По небу словно идет торжество. В келье ж игуменской – зрелище скорби и слез… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Тихо игумен пред ним на молитве стоит. Князь Александр черной схимой покрыт… Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит… Вот перед гробом земные поклоны творят, Следом все люди идут приложиться к мощам. Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижно лежит… Чудной лицо озарилось красой. Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой Сердце ощупал его и чело – И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!» Учитель - Сравните заключительную часть «Жития Александра Невского» и стихотворение. Каким настроением они пронизаны? Ученик • Эти произведения передают горе, которое охватило всех русичей • В стихотворении А. Майкова выражена народная любовь к князю Александру и непоправимое горе от его утраты • В «Житии…» смерть князя описана так: «О горе тебе, бедный человек! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвется сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, Готов бы живым с ним в гроб лечь!»¹ Предъявление домашнего задания: Каждому раздается распечатка памятки схемы: характеристика исторического деятеля. Заключительная часть Подведение итогов урока, выделение наиболее активных учащихся, выставление оценок. Проект содержания и оформления записей на доске и тетрадях. Приложение. Характеристика и оценки исторического деятеля 1. Когда и в какой стране жил и действовал политический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их? 2. Опишите внешность и характер политического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете? 3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось или не удалось претворить в жизнь). 4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал исторический деятель. 5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества). Выскажите свое отношение к нему. | |
Просмотров: 2533 | Загрузок: 632 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |