Пятница, 18.01.2019, 21:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

Урок по теме «Солнце земли Русской – Александр Невский»
[ · Скачать удаленно (2.43 МБ) ] 26.11.2012, 18:58
После теоретических рассуждений и методической характеристики приёмов и средств при изучении исторических личностей, хотелось бы на конкретных уроках показать возможность реализации данной темы на практике.
• Тема урока: «Солнце земли Русской – Александр Невский».
• Форма занятия: урок изучения нового материала.
• Класс, профиль: 6 класс, общеобразовательный профиль.

[img]http://http://lenta.ru/news/2008/09/24/nameofrussia/picture.jpg[/img]

• Цели:
Образовательные:
• Рассмотреть основные события жизнедеятельности А.Невского.
• Познакомить обучающихся с оценками историков деятельности князя.
Развивающие:
• Формировать умения использовать различные источники информации при оценке А.Невского.
• Формировать умения анализировать факты с точки зрения конкретного исторического подхода.
• Развивать умения работать с историческими источниками.
• Формулировать и обосновывать собственное мнение.
Воспитательные:
• Воспитание патриотизма на примере жизнедеятельности князя А.Невского.
Дидактические средства.

1). Репродукция иконы А. Невского, буклеты «Александро-Невская лавра», «Владимиро-Суздальское княжество», историческая карта «Русь в XIII веке»
2). Фрагмент кинофильма «А.Невский» на электронном носителе, портрет А.Невского.
3). ТСО: компьютер, проектор, проекционный экран.
4). Литература для обучающихся:
Основная:
- А.А. Преображенский, Б.А.Рыбаков «История Отечества», 6 класс, §11,12, Л.А.Кацва, А.Л. Юрганов «История России VIII - XV в.»
Дополнительная:
- «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александ-ра»,
- «Житие А.Невского»,
- «Слово о погибели земли русской»,
- Хрестоматия по истории России в 4-х томах,
- С.М. Соловьев « История России с древнейших времен»,
- С.Ф. Платонов «Учебник русской истории»,
- А.Ю. Полуянов « История России: цивилизационный подход»,
- А.В.Шишов «100 великих военачальников»,
- А.Н. Кирпичников «Между Западом и Востоком»,
- В.Т. Пашуто «А. Невский»,
- В.О.Ключевский «Курс русской истории»

Для подготовки урока обучающиеся были поделены на творческие группы:
1) «литературная» - подбирали и изучали художественную литературу о А. Невском
2) «биографическая» - работали над биографией князя
3) «паломники» - готовили выступление о посещении земли владимирской и Александро-Невской лавры (в Санкт-Петербурге).
4) «православная» - изучали агиографию князя А.Невского.
5) «аудиогруппа – обдумывали, какая музыка будет сопровождать урок.
6) «заставка» - обеспечивали техническими средствами и наглядным оформлением.

[img]http://http://www.ic-xc-nika.ru/texts/2009/sep/aleksandr_nevskij_1500.jpg[/img]

Урок начинаю с демонстрации репродукции иконы А. Невского

Учитель - Прокомментируйте иконописное изображение
Ученики - Перед нами князь - воин и князь – правитель - мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия.
Учитель - На иконе изображен А.Невский как мудрый правитель: лицо сосре-доточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина.
Ученики - Это бесстрашный и опытный воин – переносицу рассекают волевые складки, волосы побелила седина.
Учитель (детей поразили глаза князя) – Что выражают глаза?
Ученики - Они отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека.
Обращаемся к произведению древнерусской письменности «Житию Алек-сандра Невского». Сопоставляем изображение с «Житием».
Дети подводят итог своим размышлениям:
- живописцу известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами
в содержание литературного памятника и насколько автору и живописцу до-рог князь Александр Невский.
Итак, тема урока: «Солнце земли Русской – Александр Невский».
Учитель
Следовательно, личность Александра Невского изначально отличалась каки-ми-то особыми качествами. Какими?
Найдите в текстах (учебник: Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. «История отечества 6 класс» стр. 68, Хрестоматия по истории России, т.1) портрет князя, описание качеств личности.
Ученики (из «литературной группы»)
«Рост его был выше других людей, голос его как труба в народе, лицо его – как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского».
- Невский сравнивается с библейскими героями
- Если каждого из них отличала одна черта, то в личности князя все эти качества соединены.
- Да, князь – всем князьям князь.

[img]http://http://img12.nnm.ru/8/7/d/1/9/87d198956dc74037efecf05aacc7f849_full.jpg[/img]

Ученик (из «биографической группы»)
Сообщение, что он наследник ярких исторических личностей (отец-князь. Дед отца – великий князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, прадед – великий князь, победитель Половецкой степи, князь Киевский Владимир Мономах.
Читая «Житие Александра Невского» и стр. 46 §8 учебника дети восхищаются дивным описанием красоты земли русской. Замечают, что у такой красивой богатой земли должен быть такой князь, как Александр
Ученик (из «литературной группы»)
Зачитывает фрагмент из «Слова о погибели земли Русской»: «О, светло свет-лая и прекрасно украшенная земля Русская и многими красотами преисполненная: озерами, реками, источниками, горами, холмами, зверьми различными, птицами, городами великими, селами, дивными храмами. Всего ты исполнена, земля Русская!»²
Ученик (из группы «паломники»)
Рассказывает о Владимиро-Суздальском княжестве (учебник §11 стр.46)

[img]http://http://www.hist-geo.net/media/blogs/blog/School/5%20-%20Razdrobl_Dr_Rusi.jpg[/img]

Учитель - Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях.
- Через что в жизни пришлось пройти князю?
Ученики просматривают бегло §11,12 ( учебник А.А.Преображенского, Б.А.Рыбакова ) находят описания Невской битвы, Ледового побоища, смотрят эпизод из к/ф «Александр Невский»- сцену «Ледового побоища».

[img]http://http://www.vivl.ru/nevsky/neva.gif[/img]

[img]http://http://pretich2005.narod.ru/map-war/russ-war/ledovoe-pob/ledovole_p.jpg[/img]

[img]http://http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2012/04/303.jpg[/img]

Учитель - В грозные годы жил князь Александр Невский, приходилось ему оборонять русские пределы от иноземцев. Но об этом, вы узнаете на следующем уроке.
Ученик – (из «биографической группы»)
В честь заслуг Александра Невского был Петром I учрежден орден святого Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны вновь был учрежден боевой орден Александра Невского.

[img]http://http://www.calend.ru/img/content_events/i5/5204.jpg[/img]

[img]http://http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c2/Star_to_Order_St_Alexander_Nevsky_embroidered.jpg[/img]

Учитель - Ребята, подберите точные определения, характеризующие личность князя Александра Невского.
Ученики - Личность князя: бесстрашный, храбрый, милостивый, справедли-вый правитель, полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, смиренный, мудрый, праведник, человек высокой духовности.
Учитель - Личность князя удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина.
Ученики – (из «православной группы»)
Перед смертью князь Александр принимает высший монашеский постриг – схиму – с именем Алексий, что с греческого означает «защитник». А это значит, что в сонме святых благоверный князь А.Невский является ходатаем и защитником Земли Русской.
Ученики – (из «православной группы»)
Сообщение агиографии Александра Невского (по «Житию Александра Невского» и по книге В.Т. Пашуто «Церковная политика Александра»).
Ученики – (из «православной группы»)
1. Сообщение – впечатление, как на Владимирской земле почитают память святого благоверного князя Александра Невского
2. Сообщение об Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге

Последний нюанс урока, помогающий воспринять личность Александра Невского во всей полноте – выразительное чтение подготовленного дома стихотворения А. Майкова «Кончина Александра Невского»
Ученик (из «литературной группы») читает стихотворение (обучающиеся сосредоточенно слушают)

А. Майков
«Кончина Александра Невского».

Ночь на дворе и мороз.
Месяц – два радужных светлых
венца вокруг него
По небу словно идет торжество.
В келье ж игуменской – зрелище
скорби и слез…
Тихо лампада пред образом Спаса
горит…
Тихо игумен пред ним на молитве стоит.
Князь Александр черной схимой покрыт…
Князь неподвижно во тьму, в беспредельность
глядит…
Вот перед гробом земные поклоны
творят,
Следом все люди идут приложиться
к мощам.

Тихо лампада пред образом Спаса
горит…
Князь неподвижно лежит…
Чудной лицо озарилось красой.
Тихо игумен к нему подошел и
дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил:
«Наше солнце зашло!»

Учитель - Сравните заключительную часть «Жития Александра Невского» и стихотворение. Каким настроением они пронизаны?
Ученик
• Эти произведения передают горе, которое охватило всех русичей
• В стихотворении А. Майкова выражена народная любовь к князю Александру и непоправимое горе от его утраты
• В «Житии…» смерть князя описана так:
«О горе тебе, бедный человек!
Как не выпадут твои глаза со слезами вместе!
Как не разорвется сердце от горькой печали!
Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может,
Готов бы живым с ним в гроб лечь!»¹

Предъявление домашнего задания:
Каждому раздается распечатка памятки схемы: характеристика исторического деятеля.

Заключительная часть
Подведение итогов урока, выделение наиболее активных учащихся, выставление оценок. Проект содержания и оформления записей на доске и тетрадях.

Приложение.
Характеристика и оценки исторического деятеля
1. Когда и в какой стране жил и действовал политический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер политического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось или не удалось претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал исторический деятель.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества). Выскажите свое отношение к нему.
Категория: История | Добавил: onishk
Просмотров: 2154 | Загрузок: 525 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 3fonova  
Работа не допущена к участию в конкурсе: не работает ссылка для скачивания

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]