Пятница, 18.01.2019, 21:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

урок-круглый стол "Война -трагедия человечества и каждого человека отдельно"
[ Скачать с сервера (7.13 Mb) ] 05.02.2013, 13:01
ГБОУ ШКОЛА N536 им. Т.И.Гончаровой
Московского района Санкт – Петербурга
Базыкина Виктория Валерьевна, учитель высшей категории, победитель Конкурса лучших учителей Российской федерации – 2008.,
Копилевич Екатерина Николаевна, учитель высшей категории, руководитель ОДОД.
ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОДИН ИЗ УРОКОВ АВТОРСКОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ДЛЯ 10-11 КЛАССА «ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ». КУРС ОСНОВАН НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИСТОРИЯ – КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
Технология «Диалога культур».
Все уроки интегрированного курса – это уроки в рамках технологии «Диалог культур». В этой технологии совсем другие, по сравнению с традиционными, педагогические принципы. Прежде всего, это касается позиции учителя на уроке. Наиболее характерной особенностью такого урока является диалог педагога и ребенка, во время которого ребенок проявляет свою неповторимую и ответственную позицию, а не просто усваивает предлагаемые ей знания, а педагог не является «транслятором» независимого от него и учащихся знания, не решает он и проблемы «выравнивание» детей. Каждый ребенок с присущими только ей особенностями мышления, способа видения мира реализует собственную культурную позицию. Основным учебным материалом в «Школе диалога культур» является не учебник, а антология текстов конкретной культуры.

Несколько слов об интеграции.
Интеграция – важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, развития творческого потенциала учащихся, устранения перегрузки образовательного процесса. Она предусматривает:
• единство образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения;
• единство идейно-теоретического, научно-мировоззренческого содержания обучения.
• единство знаний, умений и навыков.
Три принципа интеграции оптимально определяют образование в его фундаментальных отношениях:
• принцип единства интеграции и дифференциации выражает способ самоорганизации образования;
• принцип антропоцентризма определяет положение ученика и учителя в интегральной образовательной системе;
• принцип культуросообразности характеризует отношение образования к его культурному окружению.

Таким образом, три принципа фиксирую три основных аспекта организации образования: внутренний, человеческий, внешний.

Педагогические технологии, используемые при проведении уроков интегрированного курса, разнообразны. Работа в рамках курса позволяет применять различные инновации, АМО.
Один из активно используемых типов урока – «КРУГЛЫЙ СТОЛ».

Принципы организации круглого стола.

Для того чтобы наиболее продуктивно организовать работу круглого стола, нужно в первую очередь помнить о том, что независимо от темы, любой круглый стол является образовательным мероприятием. Но важно, чтобы :
1.Все участники испытывали состояние комфорта
2. Все участники должны быть на равных.
3. Необходима опора на позитивные эмоции. (Независимо от темы круглого стола, преподаватель должен создавать общий положительный фон).
4. Необходимо устраивать паузы, перерывы, разминки.
5. Необходимо обеспечить уважение и стремление понять другого.
6. Необходимо оправдать ожидания слушателей. Для этого проясняются ожидания всех участников круглого стола.
7. Необходимо обеспечить наглядность.
8. Необходимо выбрать комфортный темп. Стремление все успеть часто создает нервозную обстановку, отвлекает от предмета. Человеку необходимо время, чтобы осмыслить информацию.
9. Необходимо обеспечить рефлексию.
В заключение круглого стола слушатели
Должны получить возможность высказать
Свое личное мнение о данном мероприятии.
«Круглые столы» характеризуются тем,
что:
- проводятся в форме обсуждения одного
или нескольких вопросов или проблем;
- обсуждаемый вопрос или проблема подразумеваются спорными, допускающими различные мнения и толкования, а так же взаимные возражения участников;
- в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения участников на данный вопрос или проблему;
Роль преподавателя при проведении Круглого стола заключается в том, чтобы находясь в нейтральной позиции по отношению к слушателям, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свои позиции или точку зрения, в случае необходимости передавать слово, задавать уточняющие вопросы.
Вначале круглого стола преподаватель определяет этапы работы, ставит цели, задачи и основные вопросы, которые предстоит обсудить.
Предлагаем конспект урока, посвященного Первой мировой войне.

КРУГЛЫЙ СТОЛ « ВОЙНА – ТРАГЕДИЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ОТДЕЛЬНО».

Цели урока: На основе исторических документов, фактов, художественной литературы изучить ситуацию в обществах воюющих стран в годы Первой мировой войны, а также выяснить отношение современников к ней, помочь ученикам в определении собственного отношения к данной теме.
А) образовательные:
• обучение систематизации знаний;
• обучение логическому мышлению и формулированию выводов;
• обучение прогнозированию ситуации;
• закрепление навыков анализа и прогноза;

б) воспитательные:
• формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов;
• убежденности, что каждое действие имеет свои последствия;
• воспитание формирование гражданственности и патриотизма.
В) развивающие:
• Развитие логического мышления во время работы с историческими документами;
• Формирование умения делать выводы на основе известных фактов, художественных текстов.

Программное обеспечение урока:
• Текстовый редактор Word;
• Наличие выхода в Интернет;
• Графический редактор Paint;
• Презентация Microsoft Power Point.

2 урока по 45 минут.
Ведут круглый стол учителя истории и культурологи.

ЭПИГРАФЫ:
«Мы больше не молодежь. Мы уже не собираемся брать жизнь с бою. Мы беглецы. Мы бежим от себя самих. От своей жизни…первый разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну».

«Мы неожиданно очутились в ужасающем одиночестве. И выход из этого одиночества нам предстояло найти самим».

На обсуждение выносится 4 вопроса – работают 4 группы. Каждая группа готовит материал по своему вопросу заранее (опережающее задание).
(Варианты заданий, которые группы получают во время урока, можно увидеть на примере группы N2).

Вопросы круглого стола:

1.Влияние Великой войны на внутреннюю ситуацию в странах Антанты.

2. Россия. Тыл слабее фронта.
Прочитайте статью «В армию!» и ответьте на вопросы, записывая их в бланк для ответов:
• Какое настроение царило в народе вначале войны?
• В чем автор статьи видит залог победы русского народа в войне?
• Как характеризуется германская армия?
Изучите статьи «Отчет», «Список пожертвований» и ответьте на вопросы, записывая их в бланк для ответов:
• Какое настроение царило в народе в 1915 году?
• Какие суммы вносились в качестве пожертвований и на что расходовались?
• На основе фотографий госпиталя, расскажите о нем.

Изучите статьи «Война и наш хлебный рынок», «Война и хлебный рынок» и ответьте на вопросы, записывая их в бланк для ответов:
• Как можно охарактеризовать развитие сельского хозяйства в 1915 году?
• Велика ли зависимость российского хлебного рынка от международного зернового рынка?
• Какое влияние оказывала война на развитие хлебного рынка?
Изучите статьи «Мой опыт по применению труда военнопленных», «Новое глумление немцев» и ответьте на вопросы, записывая их в бланк для ответов:
• Как использовался труд военнопленных в России и в Германии?
• Сравните положение русских рабочих и военнопленных в России и в Германии?
Примерные выводы по документам:

«Наша группа изучила статью «В армию» и сделала следующие выводы – во-первых, в 1914 году в российском обществе действительно царило воодушевление и жила вера в силу и победу России в этой войне, что подтверждают следующие слова: «Дело сделано, работа пошла в широком русле могучего течения великих чувств великого русского народа. Его фарватер вместит и поднимет какие угодно грузы. Мы не боимся никакой перегрузки. Нам нечего сомневаться, - русский народ поднимет и понесет легко всякое бремя, всякую тяжесть судьбы»

3. Война и страны Германского блока.
4.Нравственно-этические проблемы, рожденные войной (по страницам романа Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен»).

Варианты выводов (делают представители групп):
Первая мировая война, драматически выявив противоречия мира, став итогом кризиса в международных отношениях, сама стала проявлением кризиса европейской цивилизации. По масштабам, жертвам она оставила позади все предыдущие войны, включая войны Наполеона. О нежелательности большой войны предупреждали многие деятели. Однако с войной правительства многих стран связывали большие надежды. На первых порах во всех воюющих странах поднялась волна патриотизма. Однако постепенно война отрезвила общество и стала вызывать антивоенные настроения.
Рефлексия.
Каждая группа создает компьютерную презентацию по теме круглого стола и комментирует презентацию СИНКВЕЙНОМ.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
(СИНКВЕЙН – в переводе с французского – пятистишие)

1 строка – НАЗВАНИЕ , ТЕМА стихотворения, обычно – существительное.
2 строка – ОПИСАНИЕ темы, 2 прилагательных.
3 строка - ДЕЙСТВИЕ – обычно 3 глагола, относящихся к теме.
4 строка - ЧУВСТВО, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.
5 строка – СИНОНИМ 1 строки, повторение главного смысла, обычно существительное.

Например, синквейн на тему «Монголо – татарское иго» (авторы – ученики 6 В класса).
Иго,
Татарское, жестокое.
Пленит, пугает, душит.
Два века стонет Русь.
Ярмо.
Категория: История | Добавил: Victoria_Bazykina
Просмотров: 1968 | Загрузок: 232 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 3fonova  
Работа не прошла техническую экспертизу: неполный пакет документов, оформление не по форме.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]