Суббота, 16.12.2017, 23:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

Урок 9 класс Начало Великой Отечественной войны
[ · Скачать удаленно (3_ 48 мгб) ] 11.07.2012, 10:11
9 класс. Тема урока: «Вторжение немецких войск на территорию СССР. Первый этап Великой Отечественной войны».
Тип: изучение нового материала.
Форма: комбинированный урок с использованием ИКТ
Цели: охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны; проанализировать мероприятия, проводимые советским руководством в первые дни войны, рассмотреть периодизацию войны, выяснить причины неудач Красной Армии впервые месяцы войны.
Задачи урока:
1) образовательные:
• углубить и систематизировать знания учащихся о событиях, которые привели к началу Великой Отечественной войны;
• используя первоисточники, определить каковы были военные планы и соотношение сил Германии и СССР накануне ВОВ;
• на основе изучения и анализа документов выяснить причины военных поражений РККА в начальный период Великой отечественной войны.
2) развивающие:
• формировать умение и навыки анализа исторических фактов на основе документов;
• развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения;
• развивать творческую деятельность учащихся, включая их в решения проблемных задач.
3) воспитательные:
• воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну;
• воспитывать настойчивость в достижении учебной цели, умение отстаивать свои взгляды и прислушиваться к чужому мнению.
Оборудование:
Для учителя: интерактивная доска, презентации, видеозаписи, копии исторических документов, карта “Вторая Мировая война”, Книга памяти о земляках ВОВ.
Для ученика: учебник, Рабочий лист урока «Военный альбом».
Продолжительность занятия: 45 минут.

Используемая литература:
1. Учебник А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России 20 век 9 класс. Москва «Просвещение», 2009г.
2. Книга для учителя «История России 20 век» 9 класс Москва «Просвещение»
3. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы А.Г. Колосков, Е.А.Гевуркова
4. История Отечества в документах1917-1993гг.

План урока:
1.Вторжение немецких войск на территорию СССР.
2. Причины неудач Красной армии на начальном этапе ВОВ
3. Первые мероприятия Советского правительства по организации отпора врагу.
4. Битва за Москву. Значение победы под Москвой.

Основные события урока:
 22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны.
 30 сентября 1941 г. – генеральное наступление на Москву группой армий “Центр”.
 Московская битва: Оборонительный этап- 30 сентября – 5 декабря 1941 гг.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны».
Учитель:- Вспомним тему прошлого урока. Проверим домашнее задание. Что вы можете сказать о внешней политике СССР накануне Второй мировой войны? Мог ли мир избежать этой трагедии?
(Предполагаемые ответы детей. Внешняя политика западных стран и СССР в 30-е г.г. не позволила создать в Европе единый антифашистский фронт. В результате, не удалось сдержать агрессивную внешнюю политику Германии. Война с Германией неизбежна.)
Проводится дифференцированная работа по уровню сложности. Несколько человек выполняют индивидуальные тесты, остальные на листах - опросниках находят соответствие даты и события о внешней политике Германии накануне ВОВ.
1) Найти соответствие: даты и события.
23 августа 1939 1 сентября 1939
17 сентября 1939 май 1939
22 июня 1941 12 марта 1940
22 мая 1939 22 июня 1940
А) «Стальной пакт» германия и Италия о взаимодействии.
Б) 2-е вторжение Японии на территорию Монголии.
В) пакт о ненападении Германия и СССР
Г) начало Второй Мировой войны.
Д) вступление СССР на территорию Польши.
Е) подписание мирного договора с Финляндией
Ж) капитуляция Франции

2) Тест «Внешняя политика накануне войны» (Приложение___)
(Проверка самостоятельной работы проходит в форме взаимопроверки. Правильные варианты ответов на слайде.)
22 мая 1939 «Стальной пакт» германия и Италия о взаимодействии.
май 1939 2-е вторжение Японии на территорию Монголии.
23 августа 1939 пакт о ненападении Германия и СССР
1 сентября 1939 начало Второй Мировой войны.
17 сентября 1939 вступление СССР на территорию Польши.
12 марта 1940 подписание мирного договора с Финляндией
22июня 1940 капитуляция Франции

Учитель:- Найдите лишнюю «нерабочую» дату (22 июня 1941г). Назовите событие, связанное с этой датой (ВОВ)
3. Формирование новых знаний.
3.1 Вторжение немецких войск на территорию СССР.
Учитель:- Со дня окончания войны прошло много лет, но мы помним эти события, ведь нет такой семьи, которую не затронуло бы горе войны. Сегодня на уроке я предлагаю каждому из вас побыть военным журналистом, воссоздать хронику событий этой страшной трагедии. Для работы будем использовать Рабочий лист урока «Военный альбом». На протяжении всего урока на карте (на интерактивной доске) будем отмечать условным обозначением, как продвигалась немецкая армия, где были оборонные сражения советских войск, т.е. положение на фронтах.
(Учитель обращает внимание на то, что учащиеся выставляют себе за работу по каждому этапу количество баллов. Учитель впоследствии корректирует вариант ученика.)
(Карта на интерактивной доске)
Учитель:- Сообщения о планах германского правительства относительно СССР неоднократно поступали в Кремль. Однако советское руководство упрямо игнорировало все донесения о нависшей над страной угрозе. 22 июня 1941 года, на рассвете, нарушив договор о ненападении, немецкая армия вторглась на советскую землю. Началась ВОВ, война, которая будет длиться долгих 4 года, или 47 месяцев и 18 дней. Война, которая унесет жизни 27 млн. советских граждан. – (звучит голос Левитана за кадром, сопровождается кинохроникой событий на фронтах, бомбежкой мирных городов)
(Презентационные материалы)


Учитель:- Лишь в полдень 22 июня 1941 года народный комиссар иностранных дел Вячеслав Молотов выступил с заявлением по Всесоюзному радио о нападении Германии на Советский Союз без объявления войны. Через несколько дней о страшном событии объявил руководитель государства Иосиф Сталин.
(Учащиеся слушают звуковую запись обращения И.В. Сталина к советскому народу «Граждане и гражданки…. К вам обращаюсь я…» и знакомятся с документом: Из выступления В.М.Молотова по радио, 22 июня 1941 года.)
Работа в парах.
1.Сравните два документа. Что их объединяет?
2. Назовите общую мысль выступающих.
Учитель:- Почему? Так поздно! обратился Сталин к народу?
(Предполагаемые ответы детей.)
Учитель:- Существует несколько мнений. Одни считают, что Иосиф Виссарионович непубличный человек, он выступал по радио лишь 2-3 раза за год. Другие – то, что Сталин был в страшном недоумении и не до конца верил, что это не провокация, а война! Третьи считали, что Сталин был «в прострации», но график посетителей в первые дни войны говорит о том, что Сталин очень напряженно работал, встречался с военно-политическим руководством страны, обсуждал спокойно, без суеты событийные сводки.
Учитель:- Для нападения на СССР Германским правительством был разработан «План Барбаросса». (Знакомство учащихся с документом).
Вопросы по изученному документу.
1. Что было положено в основу плана Барбаросса?
2. На какие направления планировалось нанести массированные удары?
(Презентационные материалы)

Учитель:- Поработайте в Рабочем листе урока «Военном альбоме». Впишите, по каким направлениям предполагалось нанести удар.
Армия Направление и задачи
1- «Север» (Лееб) Прибалтика, Ленинград
1- «Центр» (Бонх) Минск, Смоленск, Москва
3- «Юг» (Рундшгедт) Днепр, Северный Кавказ

(Проверка составления Технологической карты - на слайде поочередно появляются заполненные строки таблицы. Учащиеся отмечают на карте с использованием интерактивной доски направления ударов.)
Учитель:- Знало ли советское руководство о планах Германии? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов.)
Учитель предлагает рассмотреть разные версии: от заявлений Берии до Р. Зорге. На основе этих документов, в ходе беседы, дети приходят к выводу, что не знать планов противника Сталин не мог. Г.К. Жуков считал, что внезапность придумана Сталиным, чтобы оправдать свои просчеты в подготовке страны к обороне. Возможно, это была самоуверенность Сталина, ведь существовал «Пакт о ненападении».

Документы:
1) Письмо И.В. Сталину от А.Гитлера 14 мая 1941 года
2) Из донесений Р Зорге.
Учитель:- О целях Германии в отношении Советского Союза я зачитаю «без комментариев» из замечаний рейхсфюрера СС Гиммлера «Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве…Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их… Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа…Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается в руководстве».
3.2 Соотношение сил противников.
Учитель:- Рассмотрим соотношение сил противника. Могла ли Красная армия противостоять Германии?
(Для сравнительного анализа и ответа на вопрос о соотношении сил Германии и СССР, учащиеся используют материалы учебника «Оснащение германской армии на границах СССР», «Оснащение Красной армии накануне войны» и таблицы).
Таблица 1 Боевой и численный состав вооруженных сил Германии, ее союзников и СССР перед началом Великой Отечественной войны
Наименование Германия и ее союзники Соотношение сил Германии, ее союзников и СССР СССР
Германия Союзники Германии Всего
Всего: дивизий 214 69 283 0,93 : 1 303
бригад 7 16 23 1,04 : 1 22
расчетных дивизий 217,5 77 294,5 0,94 : 1 314
У западных границ СССР
дивизий 152 29 181 1,08 : 1 167
бригад 2 16 18 2,00 : 1 9
расчетных дивизий 153 37 190 1,11 : 1 170,5
Личного состава (млн. чел.) 4,6 0,9 5,5 1,90 : 1 2,9
Орудий и минометов (тыс. ед.) 42,0 5,2 47,2 1,43 : 1 32,9
Танков (тыс. ед.) 4,0 0,3 4,3 0,30 : 1 14,2
Боевых самолетов (тыс. ед.) 4,0 1,0 5,0 0,54 :1 9,2 515
Суммарное (общее) отношение сил и средств Германии, ее союзников и СССР 1,19: 1 516
Таблица 2 Соотношение видов вооруженных сил Германии и СССР в процентах по численности личного состава накануне Великой Отечественной войны
Виды вооруженных сил Германия СССР Соотношение
Сухопутные войска 71 79,3 1 : 1,12
Военно-воздушные силы 23 11,5 2: 1 (1,54: 1)
Военно-морской флот 6,0 5,8 1,03 : I
Войска ПВО страны - 3,4 -
(Предполагаемые ответы детей: Германия и её союзники: Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Из таблиц видно, что в вооруженных силах Германии удельный вес военно-воздушных сил и войск ПВО был выше, чем в Красной Армии. В целом, по остальным позициям, СССР и Германия были в относительно равных условиях).
3.3.Причины неудач Красной армии на начальном этапе ВОВ.
Учитель:- Казалось бы, Красная Армия могла противостоять противнику по объему вооружения и численности армии, но уже в первый день войны оказались уничтоженными 1200 самолетов, а за первый месяц около 10000. За 3 недели немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии. Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс.самолетов, 6 тыс. танков. 22 июня немецкий генерал – полковник Франц Гадьдер записал в своем дневнике: «Наступление наших войск явилось для противника полной неожиданностью. Части были захвачены в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать».
(Учащиеся отмечают особым значком на карте с использованием интерактивной доски захваченные Германией территории.)


(Презентационные материалы)
- Почему доблестная Красная Армия терпела такие необъяснимые поражения в начале войны?
(Идет обсуждение вариантов ответов детей:
-Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.
-Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.
-Войска не были приведены в боевую готовность.
-Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.
-Отсутствие стратегии ведения отступления.
- Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.)
-Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.
3.4 Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу.
Учитель:- Родину нужно было спасать. Правительство понимало это. Предлагаю разделиться на 3 группы, изучить материалы учебника, ознакомиться с имеющимися историческими документами о первых мероприятиях по защите Отечества от опасности.
1 группа – внутриполитическое направление
1 группа – военное направление
1 группа – мирное направление
(Предполагаемые ответы детей:
1 группа- В первые дни войны, для защиты Родины от опасности и руководства деятельностью всех государственных ведомств и учреждений, 30 июня 1941 года, был сформирован Государственный комитет обороны во главе Сталин. В состав первоначально вошли Молотов, Берия, Маленков. Сталин являлся генеральным секретарем ЦК ВКП(Б), Верховным главнокомандующим, Главой ставки, наркомом обороны.)

Сталин И.В. Берия Л.П. Молотов В.М. Маленков Г.М.
2 группа - На базе приграничных военных округов были образованы 4 фронта.
Фронт Руководитель
Северо-западный Генерал Кузнецов
Западный Генерал Павлов
Юго - западный Генерал Кирпинос
Северный Генерал Попов


Генерал Кузнецов Генерал Попов Генерал Кирпинос Генерал Павлов
Северо-западный фронт Западный фронт Юго - западный фронт Северный фронт

3 группа учащихся - рассказывают о мобилизационных мероприятиях по защите населения и материальных ресурсов страны, а также подготовке предприятий в тылу к выпуску военного снаряжения и др.)



3.5 Битва за Москву. Значение победы под Москвой.
Учитель:- Генеральное наступление немецких войск группы «Центр» началось 30 сентября 1941 г. ударом танковой армии генерала Гудериана в направлении Орел – Тула – Москва.
1) Изучение «Документальных материалов из воспоминаний и действий Г.К. Жукова».
2) Защита проектов учащихся
(Несколько учащихся класса подготовили к защите исторические проекты с использованием презентаций и документальных видеофрагментов)
1) «Непобедимые! Защитники Брестской крепости.»
2) «Московская битва- шаг к Победе!»
3) «Герои – панфиловцы.»
(Презентационные материалы)

Защита Брестской крепости Генерал Панфилов И.В.

Оборона Москвы Памятник защитникам Москвы.

Учащиеся по ходу прослушивания работают с «Военным альбомом»:
1) вписывают ответы на вопросы;
А) Какой продолжительности планировалась операция по захвату Москвы?
Б) Когда гитлеровское командование планировало пройти парадом по Красной площади?
В) Как называлась операция по захвату советской столицы?
Г) Когда она началась?
Д) Кто возглавил оборону Москвы?
Е) Что узнали о параде на Красной площади?

2) определяют значение победы под Москвой ( не менее 3-х позиций),
(Предполагаемые ответы детей: Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. У границ нашего города был развеян миф о непобедимости германской армии. На победу работали не только солдаты, но и те, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы и тд).
(Презентационные материалы)
Учитель:- Цена победы под Москвой была очень высокой. Многие пали в той битве, многие умерли в госпиталях от ран. Многие имена так и не были установлены, что привело к идее создания Могилы Неизвестного Солдата. Именно здесь теперь находится Пост № 1, главный солдатский пост в Российской Армии.
(Презентационные материалы)



(Ученица читает стихи наизусть.)
У Могилы Неизвестного солдата
Задержись и поклонись, постой!
Там, под каменной плитой
Вечно спит солдат – герой.
И горит вечный огонь.
“Нашу Родину не тронь”!
Памятник и горд, и скромен.
Складки знамени лежат,
Каска, лавра ветвь венчает
Славу победителей – солдат.
И всегда – зимой, весной
Тысяча живых цветов,
У подножия алеют.
Ты, солдат, всегда живой.
“Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.

3.6 Результаты 1 этапа войны Великой Отечественной войны.
Учитель:- Что мы можем сказать о результатах 1 этапа Великой Отечественной войны? Используем Рабочий лист «Военного альбома» и таблицу о потерях противников СССР и Германии к концу 1941г.
- Сравните потери противников численного состава.
- Сделайте выводы, используя «Карту событий (интерактивная доска) и таблицу
- Предположите дальнейшие планы СССР и Германии
Время Потери Германия Потери СССР
июнь – первая половина июля более 100 000 военнослужащих. Свыше 1,5 тыс. танков и 1 тыс. самолётов. 28 дивизий были разгромлены полностью, а 72 более чем наполовину.750 000, из них 588 000 безвозвратные потери
летне-осенняя кампания 750 000 военнослужащих убито, попало в плен, пропало без вести 2 841 900 человек, ранено 1 145 800 человек
(Предполагаемые ответы детей: первый этап войны характеризуется следующим: большие людские и материальные потери СССР, оборонительные сражения, перевод экономики на военные рельсы, провал плана Германии «молниеносной войны». Планы СССР –реализовывать наступательные операции. Планы Германии –пересмотреть свои позиции.)

(Презентационные материалы)
4.Закрепление изученного материала.
Учитель:- Подведем итоги урока.
 Расскажите, какие новые знания приобрели на уроке.
 О каких событиях или личностях хотели бы узнать более подробно?
 О каких событиях или личностях хотели бы узнать рассказать на следующем уроке?
5 Рефлексия. Оценка и самооценка.
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать
- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы

6.Домашнее задание.
1) Прочитать текст учебника (до обороны Ленинграда). Найти дополнительные материалы по вопросам, которые более всего заинтересовали.
2) Написать короткое сочинение, историческое эссе на тему по выбору:
А) Дать характеристику 1 периоду Великой Отечественной войны.
Б) Московская битва- шаг на пути к победе.
В) Просчеты и потери.
Г) Как в настоящее время оцениваются события Великой Отечественной войны?
3) Проведи опрос среди родственников о событиях блокадного Ленинграда. Попытайся найти исторические источники – военные сводки, донесения с фронтов, письма солдат и др. Твои находки могут быть размещены в виртуальном музее «Боевой славы» в сети Интернет.
Категория: История | Добавил: kokurinavera
Просмотров: 3913 | Загрузок: 561 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5  
biggrin

4  
извините меня за резкость, но данный тип урока стар как мир, я не особо разбираюсь в АМО, но речь даже не о них. На подобных уроках акцент стоит делать не на цифрах, а на эмоциях! Ознакомившись с уроком, на ум пришла фраза Сталина "Смерть одного человека трагедия, а смерть миллионов статистика". 750 тысяч погибших это не просто цифра, чтобы дети смогли осознать всю серьезность происходящего достаточно провести параллель к судьбе одного человека и тогда урок будет иметь смысл!

3  
мне кажется что урок слишком "перегружен" материалом.. огромное количество цифр и великоват для 45 минут... к тому же, если говорить об "этапах" или даже "начальном этапе войны" не мешало бы дать всю периодизацию чтобы дети имели более четкое представление о каком именно периоде и каких именно событиях пойдет речь

2  
smile

1  
tongue

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]