Среда, 18.10.2017, 21:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

Тема : Расцвет Киевской Руси.
[ · Скачать удаленно (389.5Kb) ] 06.01.2012, 21:43
Открытый урок 6 класс
Учитель истории Залевская А.В. 4.10.06г.
Тема : Расцвет Киевской Руси.
Урок-путешествие
Цели:
• Познакомить учащихся с уровнем развития культуры Древней Руси, показать, что к началу XII века культура Киевской Руси достигла своего расцвета;
• Дать характеристику различным отраслям культуры, показать, что культура носила городской характер.
• Пояснить роль Киевской Руси как государства ставшего исторической и культурной колыбелью трех восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского.
Задачи:
• Доказать что создателем культурных ценностей был народ с присущими ему
трудолюбием, творчеством и мастерством.
• Развивать умение работать с картой и историческими источниками.
• Воспитывать уважение к людям труда.
Основные понятия:
культура, вотчина, натуральное хозяйство, детинец, подол,
древнерусская народность, фрески, мозаика.
Даты: 1037г- Софийский собор в Киеве.
1052г.-Софийский собор в Новгороде
План урока:
1 Вступительное слово учителя
2 Проверка домашнего задания
3 Русские земли к началу XII века (работа с картой)
4 Городской характер Киевской Руси (работа с документом)
5 Подведение итогов
Оборудование:
карта «Киевская Русь XI-XIIвв.», плакат с изображение русского города в XI-XII вв, таблички с названиями городов (Киев, Новгород, Чернигов), документы, фрагменты фильма о Киевской Руси в XI-XIIв., мультимедийное оборудование , слайды с изображением памятников культуры XI-XIIв .
Ход урока:
Вступительное слово:
На прошлых уроках вы знакомились с Киевской Русью в IX – X-XI веках. Узнали об образовании этого государства, его развитии, расширении границ, принятии первых законов.
Вспомните, назовите
- основные социальные слои русского населения (свободные земледельцы общинники, смерды, бояре)
- перечислите какие категории несвободных общинников мы знаем (закупы, рядовичи, холопы, челядь, огнищане, тиуны, ключники)
К XII в. Киевская Русь достигла своего наивысшего развития и расцвета культуры. Познакомившись сегодня с русскими городами, мы увидим, что именно города сыграли большую роль в развитии культуры в XIIв.
Записываем тему урока.

В XI-XII вв. Русь было крупнейшим государством Европы – работа с картой «Киевская Русь XI-XII вв.».
Вопросы: - покажите границы государства Киевская Русь
- назовите соседей на западе и востоке.
В подтверждение посмотрим фрагмент фильма.
Глядя, на карту и сюжет фильма, создается видимость единого государства, на самом деле Русь, как и любое феодальное государство этого периода, состояло из множества вотчин.
Вопросы: - что такое вотчина?
- кто жил в вотчине
- какой тип хозяйства здесь преобладал
Вывод: Центром вотчины был - господский замок, который представлял собой хорошо укрепленную крепость.
Вывешивается плакат с изображение русского города в XI-XII вв. Из таких хорошо укрепленных крепостей возникали города.
детинец подол

Крепость обычно располагалась на холме недалеко от реки. Древний город делился на аристократический, защищенный «детинец» и менее безопасный, но более удобный торгово - ремесленный «подол».
Вывод:
Несмотря на то, что Русь оставалась сельскохозяйственной страной, город был важным элементом феодального общества.

Работа с учебником
Вопрос: - определите чем являлся город в XIIв.
(военный центр, центр развития торговли и культуры)
Сейчас мы разделимся на три группы и отправимся в путешествие по русским городам XII века чтобы доказать это утверждение. В каждом городе был свой ремесленный район.
Одна группа поедет в Киев и посетит мастерскую оружейников в Киевском подоле, другая группа на деревянных ладьях поплывет, в Чернигов и посетит Ремесленный конец, где живут ювелиры. И, наконец, третья группа путешественников плывет в Новгород и едет в Плотницкий конец.

Мы встретимся с ремесленниками и зададим им такие вопросы:
(заранее записаны на доске)
--- какое ремесло развито в вашем районе
--- докажите, что любое ремесло требовало умения, упорства и терпения.
--- покажите, что мастерам было присуще желание трудиться для людей
--- сделайте вывод об уровне развития ремесла на Руси
--- покажите, что развитие ремесла способствовало развитию торговли

Учащиеся в группах получают по три текста, выбирают свой и отвечают на вопросы.

Работа длиться 10 минут.
После завершения работы каждая группа защищает свое мнения отвечает на вопросы.
Для достоверности путешествия включается фильм с фрагментом плывущими ладьями.
--- мы приплыли в Киев. Прошли через Золотые ворота попали в ремесленную часть города
(дальше дети отвечают на вопросы)

--- из Киева мы отправились в Чернигов и встретили здесь ювелиров

-- теперь отправляемся в Новгород

Делаем вывод:
Высокий уровень развития ремесла был практически в каждом городе. Особенно высоко ценились изделия ювелиров и оружейников. Ценились эти товары даже за пределами Руси.
Вопросы для закрепления
--- в чем выразился расцвет Руси в XII веке?
(развитие ремесла, городов, торговли)
--- какую роль играл труд народа в развитии культуры стран?
( все изделия создавались руками простого народа)
Но не только ремесло и торговля развивались в городах. В XII веке появились замечательные произведения архитектуры - Софийский собор в Киеве и Новгороде, развивалась письменность, появились фрески и мозаика.
Показываются слайды с изображением этих произведений.

Вопрос : - какие архитектурные памятники относятся к XII веку

Вывод:
Культура Киевской Руси свидетельствует о высоком уровне развития древнерусского государства. Общая культура, язык соединяет племена, живущие на территории киевской Руси в XII веке в единую древнерусскую народность.

Домашнее задание &10

Дополнительный материал

Текст 1
Кузница. Гудит пламя в кузнечном горне. Мастер раздувает его мехами, и рубаха уже промокла от пота. Много умения и силы должно быть у мастера кузница. Огромными клещами мастер выхватывает из горна полосы металла, одни бросает на наковальню, другие закаливает, опуская в большой горшок с холодной водой. Постукивая молотком начинает ковать меч. Несколько ударов и меч готов. Сколько терпения должно быть у мастера, чтобы меч получился прочным.
-- Никогда не сломается он в бою.
-- Пора на ярмарку!- торопит мастер сына.
Приехали в Киев заморские купцы, хотят закупить мечей побольше и узнать секрет их изготовления.


Текст 2
Вот и златоуст Иван с учеником Ярошкой приступили к работе.
-- Формочку для браслета - объясняет Иван, делаем сначала из воска. Неровности и заусенцы снимем маленьким напильником. Трудно выбить на браслете рисунок. Эх, Ярошка, Ярошка! Неровно в одном месте ударил. Наш брат златокузнец ошибаться никак не может. Ты же знаешь, мы работаем для радости людей. В Чернигове ведь у нас ни одна молодка не выйдет на улицу без наших с тобой сережек, и браслетов. Да и в других городах тоже.

Текст 3
Новгородский плотник Ефим быстро починил путешественникам пострадавшую ладью.
- Плотниками Новгород стоит- говорит Ефим,- и славиться. Мостовые из дубовых досок сделаны. Избы наши ладно срублены. Наши плотники- огородники город дважды окружили великой стеной, высотой в пять человеческих ростов. Столы, скамейки, тарелки, чашки, ложки- вся домашняя утварь и посуда тоже плотниками сделана.
-- нелегкая эта работа. Тут самое главное – терпение.
Категория: История | Добавил: salevckay1
Просмотров: 934 | Загрузок: 272 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]