Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История |
Русь между Западом и Востоком
[ · Скачать удаленно (8,97 Mb) ] | 20.01.2012, 22:28 |
Русь между Западом и Востоком ____________________________________________________________________ Предмет: история Уровень обучения: профильный Оборудование урока: 5 ученических компьютера с установленной программой тестером, рабочее место учителя, интерактивная доска, проектор, рабочие листы, дидактический материал, учебники, тетради. Цели урока: 1. На основе фактов истории ХIII века сформировать представление о внешних угрозах Руси, о внешнеполитической деятельности русских князей 2. Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу принятия протектората Золотой Орды, учитывая все экономические, политические и психологические условия 3. Совершенствование общеучебных умений и навыков старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ Методическая цель: использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ Форма проведение: семинар – практикум Программа работы: I. Целеполагание. Актуализация проблемы урока. Просмотр мотивационного фильма Учитель: мы продолжаем изучать 13 век. Это одна из переломных эпох истории нашей страны. Ученые спорят о причинах и итогах феодальной раздробленности на Руси, о монгольском завоевании и его последствиях о возможных альтернативах развития русского государства, о роли личности в истории. Сегодня мы как раз выясним, как индивидуальные личностные качества отдельных князей повлияли на ход событий этого непростого времени. II. Проверка опережающего творческого домашнего задания. Учитель: к этому уроку вы подготовили творческие работы: исторический портрет князя в период татаро-монгольского нашествия», с обязательным условием – указать в работе его отношение к Золотой Орде. Пожалуйста. На экране: Исторический портрет: подготовить краткую характеристику (можно использовать любую форму: видеофильм, компьютерная презентация, veb-квест, анимация и т.д.) одного из князей Руси 1235 – 1285 г.г. (обязательное условие – указать КАКУЮ ПОЛИТИКУ по отношению к Золотой Орде они проводили) Просмотр творческих работ (не более 12 мин.) Учитель: вы осветили деятельность 3 князей, ярких и противоречивых личностей той эпохи: ________________, __________________, _________________. III. Постановка исторической проблемы Постановка проблемы: какие противоречия вы увидели в проводимой этими князьями внешней политики? Какую проблему из этого противоречия мы можем сформировать? Историческая проблема: определить, почему одни князья противостояли татаро-монголам и сотрудничали с католической Европой, а другие – добровольно признавали власть Золотой Орды и воевали с правителями европейских стран. Учитель: для того, чтобы решить поставленную проблему, выполним тестовые задания разного уровня сложности формата ЕГЭ. Задания части А и В помогут вам вспомнить основные даты, события, персоналии, а части С ответить на проблемный вопрос. Практическая задача: выполнить тестовые задания разного уровня сложности на этапе закрепления знаний. Инструкция при организации самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями. Вы можете сами определиться, с какими заданиями в формате ЕГЭ вы будете работать: Если вы считаете, что ещё не совсем хорошо усвоили тему, понятия изучаемой темы, то можете поработать с заданиями части А (компьютерное тестирование) Если усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решение практических задач, выбирайте задания части В (можно объединиться в пары и группы) Если вы уверенно чувствуете себя в материалах темы (чувствуете, что хорошо усвоили всю тему в целом) и хотите проверить свои силы, выбирайте задания уровня С (желательно объединиться в пары и группы) Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий (по спецификатору 2010г.), составляет: для каждого задания части А – 1-3 минуты; для каждого задания части В – 2-3 минуты; для каждого задания части С – 8-20 минут. IV. Фронтальная работа. Выполнение заданий части В и С в формате ЕГЭ. Вы самостоятельно поработали с заданиями разного уровня по теме «Русь между Западом и Востоком». Сейчас мы совместно выполним типичные задания части В и С из КИМов разных лет В 1 Соотнесите термин и его определение 1. Баскак А) Монгольский военачальник 2. Выход Б) Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах 3. Темник В) Представитель ордынского хана на Руси 4. Ярлык Г) Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды Ответ: 1 2 3 4 В 2. Расположите в хронологической последовательности имена жизни и деятельности исторических личностей А) князь Святослав Игоревич Б) Чингисхан В) Александр Невский Г) Рюрик Ответ: 1 2 3 4 В 3. Какие три черты из ниже перечисленных характеризуют развитие Руси в период феодальной раздробленности? 1. Натуральной хозяйство 2. Развитие городов и ремесла 3. Упадок развития городов и ремесла 4. Превращение Москвы в центр собирания русских земель 5. Правление Александра Ярославовича и Даниила Романович 6. Принятие «Русской правды» Ответ: В 4. Установите соответствие между событиями и датами СОБЫТИЯ ДАТЫ А) Сражение на реке Калке 1)1239 Б) взятие войсками Батыя Киева 2) 1223 В) разорение монголами Переяславской и Черниговской земли 3) 1237 Г) вторжение войск Батыя в земли Северо-Восточной Руси 4) 1225 ________________________________________ 5) 1240 А Б В Г В 5. Какие фразы принадлежат Александру Невскому? 1. «Не в силе бог, а в правде» 2. «Когда нас не будет, все станет ваше» 3. «Обратите слух свой к страдающим в нищете» 4. «Луче есть на своей земле костью лечи, и нежеле на чюже славну быти» 5. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» С4. Представление общей характеристики, систематизацию материала Назовите не менее двух причин, объясняющих, почему ордынцам удалось установить своё владычество на Руси. В чем заключалась экономическая и политическая зависимость Руси от Золотой Орды. (Приведите не менее трех суждений) С5. Анализ исторических версий и оценок. Вопрос о роли монгольского нашествия, ордынского владычества в истории Руси, России издавна принадлежит к числу дискуссионных. Большинство историков утверждало, что воздействие монгольских завоевателей на жизнь древнерусского общества было крайне негативным Какая друга точка зрения по вопросу о роли ордынского владычества в истории Руси, России вам известна? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения. С6. Анализ исторической ситуации. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Князю Александру Невскому приходилось подавлять народные восстания. Однако, несмотря на это, он остался в памяти народа мудрым правителем и защитником земли Русской Почему Александр Невский проводил политику компромисса с Ордой? Назовите не менее трёх причин. Что послужило основанием для столь высокой оценки деятельности князя Александра Невского современниками и потомками? Приведите не менее двух положений. С6. Анализ исторической ситуации. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание: В середине ХIII в. великий князь Владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений. Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине ХIII в. Отличную от охарактеризованной выше политику в отношении Орды. Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трёх причин. С7. Определение общих характеристик и установление различий. Сравните политику по отношению к Золотой Орде и католической Европе Александра Невского и Даниила Галицкого. Укажите, что было общим, а что – различным. РАЗЛИЧИЯ 1.____________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________ 1………….. 2………….. 3………….. 1………… 2………… 3………… Представьте себя на месте Даниила Галицкого и Александра Невского. Какими их действиями ты бы гордился, а за какие испытывал угрызениями совести? V. Решение исторической проблемы. Как теперь мы можем ответить на проблемный вопрос? VI. Рефлексия - Чему я научился на уроке? - Было ли интересно? - Каковы мои успехи? - Готов ли я выполнить задания формата ЕГЭ части А, В, С? VII. Итог урока. Оценки. VIII. Домашнее задание ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ: 1. Читать &9 – 10, изучить источники к параграфу, материалы сочинений Соловьева С.М., Ключевского В.О. по изучаемой теме. 2. Заполнить таблицу «Феодальная война» (дата/событие); ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ: Подготовить картинный пересказ «Куликовская битва». Написать эссе: Феодальные войны в Европе и на Руси. Творческое задание: Подготовить краткую характеристику (можно использовать любую форму: видеофильм, компьютерная презентация, veb-квест, анимация и т.д.) одного из князей Руси периода феодальных войн. | |
Просмотров: 2501 | Загрузок: 535 | Комментарии: 2 | |