Среда, 07.12.2016, 00:50
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

Применение элементов системно -деятельностного подхода на уроках истории «Древнего мира» 5 класс.
[ · Скачать удаленно () ] 26.02.2014, 20:45
Высказывания педагогов, философов, мыслителей об образовании:
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» Ф. Дистервег.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать - и я научусь» Восточная мудрость.
«Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю» Конфуций.

Какова же цель современного образования?
Цель: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, способности анализировать и делать соответствующие выводы, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, учиться получать знания.
Этапы урока:
1 Этап мотивирования к учебной деятельности
2 Актуализация знаний.
3 Этап Открытие нового знания
4 Этап первичной проверки и закрепления знаний.
На каждом этапе урока целесообразно применение различных приемов и техник для достижения поставленных целей и задач.
Первый этап: мотивирования к учебной деятельности.
1)Урок: Древнейшая Греция.
Прием: «Отсроченная отгадка».
С древних времён от различных культур мира до наших дней дошли странные сооружения — лабиринты, символизирующие, как считается, трудный, извилистый путь, каким люди идут в поисках истины, правды. ( На слайде показан лабиринт Минотавра- без подписи)
Представьте, что вы оказались в подобном строении, какие чувства вы испытываете?
- ответы учащихся.
Как вы считаете, играли ли лабиринты важную роль или же это просто игра, развлечение?
Прием « Нестандартный вход в урок».
На столе лежат предметы: восковая свеча, клубок ниток, перо.
Рассмотрите данные предметы. Что это? Зачем они нужны? Используем ли мы их сейчас, если да то как? Какое значение они имеют для жизни человека?
А на уроке предлагаю выяснить, что значили и какую ценность имели эти предметы для Эллинов?
2) Урок « Троянская война».
Прием: «Нестандартный вход в урок».
На столе перед учащимися лежит яблоко.
Предварительный вопрос: Из-за чего чаще всего начинаются войны?
- ответы учащихся.
А как вы считаете, может ли война начаться из –за яблока?
- Предположения, попытки доказать.
Сегодня вы выступите исследователями и расскажите, может ли яблоко стать причиной войны.
3) Урок: Культура Древнего Китая.
Прием: «Нестандартный вход в урок».
Перед учащимися лежат предметы: фарфоровая чашка, лист бумаги, календарь, компас, спички.
Что это за предметы, их назначение?
Как вы считаете давно ли существуют, то есть были изобретены эти вещи?
Имеют ли они ценность для вас?
Сегодня на уроке, вы ответите на вопрос. Каково было значение этих изобретений?
Прием: « Фантастическая добавка».
На столах учащихся распечатки китайских иероглифов, с переводом. Распечатки отрывка Китайской литературы. На слайде показана школа.
Давайте представим себя на уроке в древнекитайской школе. Перед вами иероглифы. Изучите их. Попробуйте написать. Легко ли у вас это получается?
- ответы учащихся.
Так и древнекитайским ученикам, не легко давалась эта наука. Нужно было выучить более 30 тысяч иероглифов, и каждый уметь красиво и безошибочно писать. Кроме письма наизусть нужно сдать все произведения литературы и истории. Как вам такое обучение?
- ответы учащихся.
Представьте , что вы учились бы по такой системе. Много ли знаний вы имели бы?
- ответы учащихся.
Сегодня на уроке вы попытаетесь ответить а были ли результаты от подобной системы обучения.
Второй этап: Актуализация знаний.
1)Урок: Культура древнего Китая.
Прием: «Да –Нет».
Китай расположен в Европе? (нет)
Первым императором Единого Китая стал Цинь Шихун? (да)
Являлся ли он «сыном неба»?(да- по легенде)
Правда ли, что Великая Китайская стена протянулась на 6000 км? (да)
Конфуцианство –это религия? (нет)
Данный прем возможно использовать на многих уроках, в качестве повторения пройденного материала.
2)Урок « Троянская война».
Прием:“Вопросительные слова”.
Задание: соотнести вопрос и термин- слово .
Что- кто?
Балканский полуостров.
Где?
Эллада- Эллины.
Когда?
Платили Дань.
Зачем?
Критянам?
Кому? III тыс. до н.э.
Откуда?
Критянам.

Урок: Религия Древних Греков.
Приём “Жокей и лошадь”.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Задание: Соотнести Бога и сферу за которую он отвечал. Найти свою пару.
Боги Чему покровительствовали
Зевс Посейдон Бог земли и неба, царь богов и людей. Владыка морей
Аид Правитель царства мертвых
Гера Царица богов, защитница семейного очага.
Артемида Богиня природы и покровительница охоты
Аполлон Бог солнечного света, покровитель искусств.
Афина Богиня порядка и разума, покровительница ремесла, городской жизни.
Афродита Богиня любви и красоты
Деметра Богиня плодородия
Дионис Бог виноделия
Гефест Бог огня и кузнечного дела
Гермес Покровитель дорог и путников
Арес Бог войны

Все карточки перемешаны.
Третий этап: Открытие нового знания.
Урок: Троянская война.
Раскрытие хода событий, после постановки вопроса « Может ли яблоко стать причиной начала войны?».
Прием: Конструктор ТРИЗ « Событие».
Да нет Факторы

Используется материал учебника, миф « О начале Троянской войны».
Текст:
Реальная Троянская война, естественно, не имеет ничего общего с фантастическими событиями и образами, созданными богатым воображением древнего классика. О том, как там на самом деле было, мы никогда не узнаем. Но не обладая знаниями о хронологии событий, мы, в то же время, получаем правдивое представление о нравах, царящих в ту далёкую эпоху.
Троянская война служит ярким примером человеческой глупости и алчности, порочной страсти и наплевательского отношения к жизням огромного числа людей. Подвиги её героев выглядят довольно неприглядно и, по большому счёту, заслуживают осужднения. Сами же действующие лица не отличаются чистотой помыслов и преданностью тем идеалам, ради которых они и начали войну.

Прием: при раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, доа знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями-списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевником, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.
- Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?
Ответы учащихся:
а) У древних микенцев существовало неравенство, классы, так кА в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных дощечках есть списки рабынь.
Б) По перечесленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.
В) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.
3) Работа с историческими источниками.
Надписи из архива Пилосского дворца:
А) Списки рабынь и их детей.
Молольщиц (женщин) 7, (девочек) 10, (мальчиков) 5.
Чинильщиц (женщин) 12, (девочек) 16, (мальчиков) 8...
Прядильщиц (женщин) 37, (девочек) 26, (мальчиков) 4...
Банщиц (женщин) 38, (девочек) ...
Подсобных работниц (женщин) 4...
Служанок (женщин) 32, (девочек) 26...
Швей ( женщин) 38, (девочек) 20...
Б) Списки сыновей работниц.
В Левитре (название местности).
Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, (мальчиков) 1.
В Пилосе
Сыновей швей (мужчин) 22, (мальчиков) 11.
В Евдевере (название местности)
Сыновей белошвеек (мужчин) 4
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
Прием: «Совмещение».
Прочитать дополнительно исторический документ, дополнить таблицу.
Задание: Прочитайте и проанализируйте документы, какие выводы можно сделать?
При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, доа знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями-списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевником, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.
- Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?
Ответы учащихся:
а) У древних микенцев существовало неравенство, классы, так кА в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных дощечках есть списки рабынь.
Б) По перечесленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.
В) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.
3) Работа с историческими источниками.
Надписи из архива Пилосского дворца:
А) Списки рабынь и их детей.
Молольщиц (женщин) 7, (девочек) 10, (мальчиков) 5.
Чинильщиц (женщин) 12, (девочек) 16, (мальчиков) 8...
Прядильщиц (женщин) 37, (девочек) 26, (мальчиков) 4...
Банщиц (женщин) 38, (девочек) ...
Подсобных работниц (женщин) 4...
Служанок (женщин) 32, (девочек) 26...
Швей ( женщин) 38, (девочек) 20...
Б) Списки сыновей работниц.
В Левитре (название местности).
Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, (мальчиков) 1.
В Пилосе
Сыновей швей (мужчин) 22, (мальчиков) 11.
В Евдевере (название местности)
Сыновей белошвеек (мужчин) 4
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

4. Первичный этап закрепления знаний.
Урок: Культура Древнего Китая.
Прием: Синквейн.
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием
Пример:
Китай.
Неповторимый, уникальный.
Изучает, изобретает, сохраняет.
Древнейшее государство.
Интересно.
Категория: История | Добавил: Galina1103
Просмотров: 659 | Загрузок: 187 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Галина Сергеевна, ваш материал  не прошел техэкспертизу и не допущен к участию в конкурсе.
Техэксперт Шабанова Н.А.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]