Воскресенье, 24.09.2017, 22:30
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

Политическое развитие в 1920-е гг.
[ · Скачать удаленно (18.58 Kb) ] 21.01.2012, 09:19
- 1 –
Урок разработан учителем истории первой категории
МБОУ «СОШ №29», г.Норильска, Красноярского края
Поленок Татьяной Михайловной

Урок разработан по курсу « История России» для 9 класса
Урок «Политическое развитие в 1920-е гг.»

Цель урока: подвести учащихся к пониманию изменений произошедших в политической
сфере государства в 20-е гг., вскрыть причины и итоги внутрипартийной
борьбы.
Тип урока: комбинированный (лекция учителя в сочетании с самостоятельной работой
учащихся в группах и индивидуально с текстом учебника, документами,
таблицей, выполнение проблемных заданий, выступления учащихся по
предварительным заданиям, заполнение таблицы, проведение дискуссии)
Оборудование урока: учебник § 21 «История России ХХ – начало ХХI века»
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.
Хрестоматия по истории России ХХ век
Таблица « Лидеры партии и государства в 20-е гг.»
Таблица «Борьба за власть в партии большевиков»
План урока
1.Сращивание государственного и партийного аппарата
2.Утверждение однопартийной политической системы
3.Внутрипартийная борьба за власть
4.Почему в борьбе за власть победил И.В.Сталин

Ход урока

1.Сращивание государственного и партийного аппарата.
Изучение данного вопроса начинается с постановки проблемного задания классу, далее следует лекции учителя, раскрытие понятия «политическая система», работа учащихся с текстом учебника, таблицей, завершается работа над вопросом выводами учащихся.
Учитель
Задание классу Сложившуюся в годы Гражданской войны политическую систему на ХII съезде
РКП(б) назвали «диктатурой партии»
Почему к такому выводу пришел съезд?
Учитель
Что мы понимаем под «политической системой» ?
Политическая система это совокупность институтов (т.е. органов, организаций), осуществляющих политические функции. В 20-е годы отдельными звеньями политической системы являлись: советское государство, партия большевиков, общественные организации, среди которых наиболее массовые – комсомол и профсоюзы. Считалось, что все органы и организации участвуют в государственном управлении. Но так ли было на самом деле?
Работа учащихся с текстом учебника и предложенной таблицей.
Задание учащимся. На основании текста учебника (§21,с.155) изучить состав Политбюро, вспомнить наиболее активных партийных деятелей и познакомиться с содержанием таблицы.
Какой вывод на основании этих данных можно сделать ?

- 2 -
Таблица
Лидеры партии и государства в 20-е гг.
Председатели
ВЦИК РСФСР и
ЦИК СССР Главы
СНК РСФСР
и СССР Руководители
органов
безопасности
(ВЧК – ОГПУ – НКВД) Руководители
вооруженных
сил
Каменев Л.Б.
Октябрь-ноябрь 1917 г
Свердлов Я.М.
1917-1919 гг.
Калинин М.И.
1919-1946 гг Ленин В.И.
1917-1924 гг.
Рыков А.И.
1924-1930 гг.
Молотов В.М.
1930-1941 гг.
Сталин И.В.
1941-1953 гг. Дзержинский Ф.Э.
1917-1926 гг.
Менжинский В.Р.
1926-1934 гг.
Ягода Г.Г.
1934-1936
Ежов Н.И.
1936-1938
Берия Л.П.
1938-1941 гг. Троцкий Л.Д.
1918-1925 гг.
Фрунзе М.В.
январь-октябрь
1925 г.
Ворошилов К.Е.
1925-1940 гг.
Тимошенко С.К.
1940-1941 гг.
Сталин И.В.
1941-1947 гг.

Учитель (обобщает сказанное учащимися)
Главные позиции в политической системе в 20-х годах занимала РКП(б) (с1925 г.-ВКП(б)). РКП(б) фактически исполняла функции органов государства. Политические решения принимались сначала Центральным Комитетом партии, а затем закреплялись в решениях Советов. Государственными органами также руководили лидеры партии. Партия осуществляла «подбор и расстановку кадров».

Учащиеся формулируют ответ на поставленное перед классом задание
В СССР формируется тоталитарное государство, важнейшие признаки которого – сращивание партийного и государственного аппарата и монополии политической партии на власть. Сконцентрировав государственную и партийную власть в своих руках РКП (б) установила полный контроль над политической системой, вот почему на ХII съезде РКП(б) она была названа диктатурой партии

2.Утверждение однопартийной политической системы.
Данный вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя, самостоятельной работы учащихся с документами, заслушиваются выступления учащихся по предварительным заданиям
Работа учащихся с документами
Документ
Из вступительной речи В.И.Ленина на Х съезде РКП(б)
…..Мы пережили год исключительный, мы позволили себе роскошь дискуссий и споров внутри нашей партии. Для партии, которая окружена врагами, могущественнейшими, сильнейшими врагами, объединяющими весь капиталистический мир, для партии, которая несет на себе неслыханное бремя, эта роскошь была поистине удивительна!
Вопросы к документу
Против кого направлена речь Ленина?
Почему дискуссии в партии он называет роскошью?
Какие опасности при этом неизбежно возникают?

- 3 –

Документ
Из резолюции Х съезда РКП(б) «О единстве партии»
....Съезд предписывает немедленно распустить все, без изъятия, образовавшиеся на той или иной платформе группы и поручает всем организациям строжайше следить за недопущением каких-либо фракционных выступлений. Неисполнение этого постановления съезда должно вести за собой безусловное исключение из партии.
Вопросы к документу
Какой вопрос был поднят в резолюции?
Какие меры должны быть приняты к людям, создавшим или примкнувшим к оппозиции в РКП(б)?
Какие выгоды дает партии запрет на деятельность фракций?

Учитель (обобщает ответы учащихся)
Принятие съездом резолюции «О единстве партии», запрещавшей создание в РКП(б) фракций и групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения, открывали возможность расправы над людьми, неугодными руководству партии и укрепления партии изнутри. Тяжелая экономическая и политическая ситуация в стране к началу 20-х гг., требовала уничтожения любого проявления и внешней идейно-политической оппозиции. С этой целью РКП (б) начинает решительную борьбу с эсерами и меньшевиками.

Учащиеся (заслушиваются сообщения учащихся по опережающим заданиям)
Материал для сообщения ученика: «Борьба большевиков с политической оппозицией – партиями меньшевиков и эсеров»

После разгона Учредительного собрания до лета 1918 г. партии меньшевиков и эсеров были легальными: выходили их газеты, а местные партийные комитеты выдвигали кандидатов на выборах в местные Советы, профсоюзные, кооперативные организации и т.д. Но печатные органы постепенно закрывались, а там, где на выборах в Советы эсеры и меньшевики одерживали победу, результаты выборов объявляли недействительными (так было в Тамбове весной 1918 г.) После подписания Брестского мира политическое влияние меньшевиков и эсеров возросло, к тому же правящая большевистско-левоэсеровская коалиция распалась, а в рядах большевиков появилась «левая оппозиция». Но союзника в лице левых эсеров или «левых коммунистов» меньшевикам и эсерам обрести не удалось.
В мае 1918 г эсеровские дружины приняли участие в выступлении чехословацкого корпуса, в Самаре была провозглашена власть Комитета членов Учредительного собрания (Комуч). Постановлением ВЦИК от 14 июня 1918 г. эсеры и меньшевики обвинялись в организации вооруженных выступлений против рабочих и
крестьян, и было предложено удалить их из Советов. Выборы на V Всероссийский съезд Советов должны были проходить без участия в них меньшевиков и эсеров.
Представители Комуча в сентябре 1918 г. участвовали в создании Директории на территории освобожденной от большевизма. 18 ноября 1918 г. Колчак сверг Директорию, установив военную диктатуру. Оказавшись в 1918 г. между двух диктатур – большевиков и белых - меньшевики и эсеры вынуждены были выбрать из двух зол меньшее и в сложившихся обстоятельствах предпочли сотрудничество с красными. Партия меньшевиков была легализована в ноябре 1918 г., партия эсеров – в феврале 1919 г. Несмотря на это, полноправными политическими организациями эти партии так и не стали.
Лидеры меньшевиков и эсеров использовали трибуны VII и VIII Всероссийского съезда Советов для критики политики «военного коммунизма». Забастовки в Петрограде, выступления в Кронштадте, Тамбовское восстание, волнения на Дону, Кубани, в Сибири показали, что повстанцы стихийно повторяют политические лозунги меньшевиков и эсеров. Большевики каждое антибольшевистское выступление объявляли антисоветским, хотя против Советов восставшие не выступали. Таким образом, в начале 1921 г. большевики снова перешли к беспощадной борьбе с меньшевиками и эсерами, не отказываясь при этом от их программы хозяйственного возрождения страны. Эсеры, в свою очередь, приняли активное участие в вооруженном противостоянии большевизму.

- 4 -

Пытаясь объяснить репрессии против социалистических партий, большевики провели открытые судебные процессы, самым известным из которых был процесс июня - августа 1922 г. в Москве. Лидеров партии эсеров обвинили в организации заговоров с целью свержения Советской власти, в пособничестве
белогвардейцам и иностранным интервентам, в контрреволюционной пропаганде и агитации. Верховный трибунал ВЦИК приговорил обвиняемых к смерти, но исполнение приговора приостановил. Осужденные стали политическими заложниками, чтобы предостеречь оставшихся на свободе эсеров от выступлений против власти.
В июне 1923 г. в ЦК РКП(б) была разработана секретная инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками», которая ставила задачу разгромить партию меньшевиков. В течение 1923 г. меньшевики и эсеры, подозреваемые в нелегальной политической деятельности, подвергались планомерным репрессиям.
Лучшим исходом для репрессированных была эмиграция, но она распространялась лишь на самых известных деятелей оппозиционных партий. Те, кто не проявлял раскаяния, были обречены на ссылку в Сибирь или в лагеря особого назначения – Архангельский, Холмогорский, Пертоминский. Летом 1923 г. этих заключенных отправили на Соловки.

Материал для сообщения ученика на тему: «Судьба партии левых эсеров»

Фракция левых эсеров была образована на III съезде ПСР в мае 1917г. Во всех последующих событиях, включая подготовку и проведение Октябрьского переворота, левые эсеры сотрудничали с большевиками. 19 ноября в Петрограде собрался учредительный съезд партии левых эсеров, который подтвердил курс на коалицию с большевиками, в том числе и по вопросу об Учредительном собрании. На II съезде Советов левые эсеры вошли в состав ВЦИК; действуя как оппозиционная партия, они использовали тактику запросов в СНК. 18 ноября 1917 г. ПЛСР приняла решение войти в состав СНК, возглавив шесть наркоматов. Сотрудничество партий продолжалось до ратификации Брестского договора. ПЛСР вышла из СНК, однако оставалась во ВЦИК, коллегиях наркоматов, других учреждениях. В конце весны 1918 г.эсеры активно выступили против декретов «О продовольственной диктатуре» и «О комитетах бедноты». Протестовали они и против решения ВЦИК от 14 июня 1918 г. Лидеры ПЛСР считали, что политика большевиков объясняется их ориентацией на Германию. 24 июня ЦК партии левых эсеров решили предпринять ряд террористических актов в отношении виднейших представителей германского империализма.
На V съезде Советов уже после первого заседания стало ясно, что большевики не намерены пересматривать политическую линию. Тогда ЦК ПЛСР принимает решение об убийстве немецкого посла графа Мирбаха. Это должно было, по их замыслу, склонить Германию к разрыву мирного договора. Последствия этого события оказались совершенно противоположными. Акция 6 июля не только привела к аресту видных представителей партии, но и расколола партию. Самая непримиримая ее часть не изменила своего отношения к политике большевиков.
Летом 1919 г. ЦК ПЛСР отверг методы вооруженной борьбы с советской властью. Тем не менее не все члены партии были с этим согласны. В 1920 г. был образован самостоятельный центр, не подчинившийся большинству. Но в целом ряды партии заметно редели. На последней конференции левых эсеров в июне 1922 г.присутствовало 23 делегата. К концу 1922 г. распад организации стал фактом. Одни ее деятели ушли к большевикам, другие были в ссылках и тюрьмах, третьи – в эмиграции. Партия полностью потеряла поддержку в народе.

Учитель
С разгромом партий меньшевиков и эсеров политическая оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование. В стране установилась однопартийная политическая система.

3.Внутрипартийная борьба за власть.
Для изучения данного вопроса, после вступительного слова учителя, класс делится на четыре группы, каждая группа получает задание, после выступления каждой группы составляется таблица.

- 5 –
Учитель
В середине декабря 1922 г. состояние здоровья Ленина резко ухудшилось. Озабоченный судьбой партии, Ленин в конце 1922 г. – начале 1923 г. продиктовал «Письмо к съезду», известное как «Завещание» Ленина, где он характеризовал политические и личные качества шести видных деятелей партии: Сталина, Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина и Пятакова и предупреждал о возможных конфликтах между Троцким и Сталиным, которые могут привести к расколу партии. Отмечая, что Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, Ленин выражал сомнение, сумеет ли Сталин, в силу отрицательных черт характера, всегда осторожно ею воспользоваться на посту Генерального секретаря. Ленин предлагал сместить Сталина с поста Генерального секретаря ЦК РКП (б). После смерти Ленина разгорелась острая борьба за власть в партийном руководстве. ХIII съезд партии решил оставить Сталина на посту Генерального секретаря, так как тот обещал исправить недостатки в своем характере.
После окончания Гражданской войны, РКП(б) пришлось решать сложные политические и экономические задачи, при решении которых в руководстве партии возникали различные точки зрения, складывались оппозиционные группировки.
Задание
Определить причины образования в партии оппозиционных группировок, суть их разногласий (работа учащихся в группах с текстом учебника)
1 группа рассматривает причины образования «рабочей оппозиции» (§21 с.155, п.1)
2 группа рассматривает причины противостояния Сталина и Троцкого (§21 с.158, п.4)
3 группа рассматривает причины образования «новой оппозиции» (§21 с.159, п.4)
4 группа рассматривает причины образования «правой оппозиции» (§21 с.160, п.5)

Выводы каждой группы записываются всеми учащимися в таблицу
Годы Противники Суть разногласий

1921 г. «Рабочая оппозиция»
Шапошников А.Г. Сталин И.В.
Коллонтай А.М. и его сторонники
Медведев С.П. «Рабочая оппозиция» выступила против вмешательства партии во все сферы жизни общества и государства (партия должна заниматься агитацией и пропагандой, Советы – государством)
На Х съезде партии принята резолюция «О единстве партии», взгляды «рабочей оппозиции» осуждены.

1923-1924 гг.
Троцкий Л.Д. Сталин И.В.
и его сторонники и его сторонники
. Троцкий Л.Д. – критиковал разделение партии на профессиональных партийных функционеров, выбираемых сверху, и на партийную массу, не участвующую в партийной жизни.
Троцкий Л.Д. считал, что без мировой революции построение социализма в СССР невозможно.
Сталин И.В. обвинил Троцкого Л.Д. и его сторонников в том, что они не верят в возможности построения социализма в СССР, антиленинизме, в подрыве единства партии.

1926 г.
«Новая оппозиция»
Каменев Л.Б. Сталин И.В.
Зиновьев Г.Е. Бухарин Н.И.

«Новая оппозиция» - выступили против курса Бухарина Н.И. в сельском хозяйстве
(аренда земли, применение наемной рабочей силы, налоговые льготы, курс на обогащение) названный «деревенским нэпом»
Сталин И.В. поддержал Бухарина Н.И.

1927 г.
«Правая оппозиция»
Бухарин Н.И. Сталин И.В.
Рыков А.И. и его сторонники
Томский М.П. Политические разногласия возникли в связи с хлебозаготовительным кризисом.
«Правая оппозиция» считала, что причинами кризиса явились ошибки партийного руководства
Сталин И.В.и его сторонники считали причинами кризиса нарушение экономических пропорций. Сталин предложил бросить все ресурсы на индустриализацию и заняться переустройством сельского хозяйства, ускорив создание крупных коллективных хозяйств.
Сталин обвинил Бухарина и всех его сторонников в «правом уклоне», несовместимом с пребыванием в партии


Учитель
К концу 20-х гг. оппозиционные группы были разгромлены Сталиным, а участники выведены из состава партии, некоторые высланы из СССР как «враги народа и шпионы иностранных государств».
Некоторые историки считают, что в 1929 г. произошел политический переворот. Он не сопровождался сменой форм власти, не было бурных событий. Просто кардинально изменился состав руководства партии, из Политбюро были устранены политические оппоненты Сталина, начались кадровые перемены в Центре и на местах; наконец в Политбюро остались только сторонники Сталина, которые признавали в нем единственного вождя партии.

4.Почему в борьбе за власть победил И.В.Сталин

Учитель
Вопрос классу
Являлись ли внутрипартийные разногласия спором о путях дальнейшего развития страны, или же это была борьба за власть?
Учитель (обобщает выступления учащихся)
В период с 1923 по 1928 гг. в партии большевиков развернулась борьба за власть между Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Бухариным и Сталиным. В 1929 г. победу во внутрипартийной борьбе одержал И.В.Сталин. Главные его оппоненты – Троцкий, Зиновьев, Каменев и Бухарин оказались смещены с ведущих партийных постов.
Обладавший незаурядными организаторскими способностями, он сумел добиться выдвижения на ключевые посты в центре и на местах своих соратников по революционному прошлому – В.М.Молотова, С.М.Кирова, Л.М.Кагановича, Г.К.Оржоникидзе и др.
Генеральный секретарь ЦК проводил коварную тактику в отношении своих оппонентов. Прекрасно зная их слабости, соперничество друг с другом, он разобщал их, провоцировал между ними конфликты и споры по теоретическим вопросам, в которых сам первоначально не участвовал. Так, в борьбе с Троцким основную роль в 1923-1925 гг. сыграл Зиновьев и Каменев. В свою очередь, в опровержении их взглядов наиболее активен оказался Бухарин.
И.В.Сталин и его окружение воспользовались тем, что смысл теоретических дискуссий был малопонятен большинству членов ВКП(б), привыкших к простым и ясным лозунгам. Рядовым партийцам оказалось легко убедить, что «теоретики», навязавшие ВКП(б) дискуссии, в действительности ведут раскольническую деятельность и с ними следует бороться.

- 7 –
Постепенно большинство членов партии стали воспринимать Сталина защитником единства партии, непримиримым борцом со всякого рода «уклонистами».
Сталин выдвинул тезис, ставший основополагающим для всей его политики: по мере продвижения страны к социализму классовая борьба будет неизбежно обостряться. Тезис, удобный тем, что легко объяснял, почему старые революционеры становились врагами, подводил к мысли о необходимости сплачиваться вокруг вождя.

Завершается урок обобщением изученного материала
Вопросы для учащихся
Какие изменения произошли в политической системе страны в 20-х гг.? Какое значение они имели для дальнейшего политического развития страны?

Домашнее задание
§ 21, вопросы и задания с.162
Категория: История | Добавил: polenok
Просмотров: 9332 | Загрузок: 718 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Поленок Татьяна Михайловна! К сожалению, Ваша работа не прошла тех экспертизу. Материал не допущен к участию в конкурсе. Полное несоответствие Положению Конкурса. Архивный файл подписан неверно. Приложение 1 (Аннотация урока/занятия/мероприятия для размещения на сайте), приложение 2 (Описание урока/занятия/мероприятия), не соответствуют Положению конкурса. Приложение 3 (Подробный конспект образовательного мероприятия) представлено не по форме. Нет формы описания авторского активного метода обучения (Приложение 4). Отсутствует психолого-педагогическое обоснование. Материал в архивном файле обозначен неверно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]