Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История |
Нетрадиционный урок на тему: "Русь - корабль, перед ней - океан..." (варианты развития России в ХVI в.)
[ Скачать с сервера (138.4 Kb) ] | 05.02.2013, 17:25 |
1. Тип урока: повторительно-обобщающий нетрадиционный урок-раздумье 2. Цели урока: Предметные: - овладевать целостными представлениями об историческом пути развития своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории России ХVI в.; - группировать (классифицировать) факты по различным признакам; - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. Метапредметные: - сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; - решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; - развивать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе Личностные: - формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской самоидентификации в окружающем мире; - воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - в соответствии с идеями толерантности между людьми, в духе демократических ценностей современного общества 3. Задачи урока: - обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы “Россия в царствование Ивана IV»; - характеризовать и анализировать вопрос о формах власти и степени участия основных сил в управлении страной, последствиях правления Ивана Грозного; - обсудить альтернативные варианты развития истории ХVI века; - способствовать формированию умения самостоятельно мыслить; - содействовать формированию исследовательских навыков, навыков работы с фрагмен-тами исторических документов; - учить воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргу-менты “за” и “против” каждой из них, высказывать своё мнение в дискуссии во время групповой работы; - активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учеников, воспиты-вать негативное отношение к деспотизму, террору как способу решения политических проблем; - формировать мыслящую и нравственную личность; - сознательно организовывать познавательную деятельность обучающихся (от постановки цели до получения и оценки результата); - способствовать формированию гражданского и толерантного сознания учащихся через содержание учебного материала, групповые формы работы; - выразить свое отношение к нравственным ценностям, которыми руководствуется чело-век, выбирая тот или иной жизненный путь. - задуматься над мерой свободы и ответственности личности. 4. Краткое описание хода урока: Данный нетрадиционный урок является средством формирования познавательной активности учащихся. Урок выстроен с опорой на та-кие активные методы обучения как диалог и дискуссия. Выбор подобных методов объясняется тем, что перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пе-ресмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятель-ности, без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии. На уроке ис-пользуется метод «альтернативного исторического моделирования». Использование данного метода актуально в связи с тем, что предмет «история» должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неодно-значность моральных оценок исторических событий. Метод АИМ предоставляет воз-можность ученикам давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, знать и понимать основные закономерности процесса исторического развития, ученик спорить и отстаивать свои взгляды. Суть этого метода заключается в конструировании альтернативных исторических ситуаций, основанных на альтернативности (многовариантности) пути исторического развития человечества. В основе метода АИМ лежит принцип альтернативности (сослагательности) процесса исторического развития. Согласно этому принципу, история представляет собой процесс, обусловленный не только закономерностями исторического развития, но и волевыми поступками отдельных личностей, и даже фактором случайности. История всегда предоставляет людям возможности выбора путей и способов дальнейшего развития и поэтому требует от историка анализа и оценки не только состоявшегося варианта, но вариантов несостоявшихся. Метод АИМ представляет прекрасный синтез трех задач обучения — формирования знаний, развития учащихся и их воспитания. 5. Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся в ходе урока: В ходе урока ученики закрепят знания: - о формах власти и степени участия основных сил в управлении страной, - о последствиях правления Ивана Грозного; - об альтернативных вариантах развития истории ХVI века; В ходе урока ученики закрепят навыки: формирования исследовательских навыков, навыков работы с фрагментами историче-ских документов; - воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них, высказывать своё мнение в дискуссии во время групповой работы; - сознательно организовывать познавательную деятельность обучающихся (от постановки цели до получения и оценки результата); - выражать свое отношение к нравственным ценностям, которыми руководствуется чело-век, выбирая тот или иной жизненный путь. задуматься над мерой свободы и ответственности личности. В ходе урока ученики приобретут следующие качества: гражданского и толерантного сознания творческой и нравственной личности 6. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образо-вательный процесс: Личностные: - различать основные нравственно-этические понятия; – соотносить поступок с моральной нормой; - оценивать ситуации с точки зрения общечеловеческих ценностей Регулятивные универсальные учебные действия - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; - анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины Познавательные универсальные учебные действия: - выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматрива-ния (наблюдения); – анализировать результаты опытов, элементарных исследований - проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации; – презентовать подготовленную информацию; - сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; - сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; – выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их поло-жение в пространстве и времени; - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы моделировать различные отношения между объектами Коммуникативные универсальные учебные действия: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, - находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; – сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этике-та; - «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; 7. Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока: - В ходе урока ученик актуализируют следующие компетенции: - коммуникативную (умение задавать вопрос, вести беседу, работать в группе), - информационную (самостоятельный поиск и анализ информации), - ценностно-смысловую (способность видеть и понимать явления, факты исторической действительности, анализ и осмысление исторической личности), - учебно-познавательную (планирование, рефлексия, самооценка и добывание знаний), - компетенция личностного самосовершенствования (интеллектуальное саморазвитие, эмоциональная саморегуляция) | |
Просмотров: 1153 | Загрузок: 252 | Комментарии: 3 | |