Воскресенье, 04.12.2016, 23:20
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

Конспект урока по истории в 5 классе по теме "Олимпийское игры в Древней Греции"
[ · Скачать удаленно () ] 20.08.2014, 21:56
Конспект урока истории в 5 классе
Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.
3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
План урока:
1.История возникновения Олимпийских игр.
2.Пять незабываемых дней.
3.Легендарные атлеты.
Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, элементы здоровьесберегающей технологии.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: работа в парах и группах, коллективная, индивидуальная
Средства обучения: проектор, презентация, музыкальный фрагмент «Олимпиада-80», раздаточный материал к уроку, учебник, карта, картина «На ипподроме в Олимпии»
Основные понятия урока: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия
Предполагаемые результаты:
Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия
Предметные: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, овладение понятиями атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать.
Ход урока:
I.Организационный момент (УУД: умение организовываться к работе, планировать деятельность в учебной ситуации):

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас и начать очередной урок. Давайте создадим друг другу хорошее настроение - улыбнемся. Я желаю Вам плодотворно потрудиться. .

II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала (УУД – умение формулировать тему и цели урока):

Работа в парах (по карточкам). Самопроверка. Правильные ответы сверяются с доской. 8 правильных ответов – оценка «5», 7-6 правильных ответов – оценка «4», менеее6 правильных ответов – оценка «3». Оценки выставляются самостоятельно после самопроверки.

Вставить пропущенные слова
1. В Европе на юге ……. полуострова жили греческие племена
2. Со всех сторон, кроме северной, Грецию омывают Ионическое море … …
3. На морях много островов, самый крупный из них …
4. Греция поделилась на 3 части: Среднюю Грецию, --- , Южную Грецию.
5. В Средней Греции находилась область …
6. В Южной Греции находилась область …
7. Самые крупные греческие полисы: Спарта …
8. В Северной Греции расположена гора ----, на которой обитали боги и богини.
Работа в парах.
Работа по карте. Карта учебника стр. 111, настенная карта.
Показать местоположение Греции.
Показать моря, омывающие Грецию.
Показать части, на которые делилась Греция.
Показать области Греции.
Показать греческие полисы.
Показать гору в Южной Греции, где обитали боги и богини.
Горы и вода, это то, что окружало древнего грека. Существование в таких условиях требуют от человека выносливости, отваги и быстрого реагирования на изменяющиеся условия. Физическая подготовка мужского населения обеспечивала силу и безопасность самого полиса, поскольку гарантировала хорошую подготовку и выносливость членов военного ополчения. Может быть, именно поэтому, греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь. И еще одно важное открытие сделали греки: спорт может мирить врагов.
Подумайте и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Правильно. Олимпийские игры. (Запишите тему в тетради)
Учитель:)
- Сформулируйте цели и задачи урока. (Обучающиеся формулируют цели урока)
1. История создания Олимпийских игр.
2. Виды спортивных соревнований.
3. Олимпийские игры в наше время.
- Запишите план урока .
III. Изучение нового материала
(Несколько заранее подготовленных учеников разыгрывают сценку):
Послы: "Всем! Всем! Всем!"
1 посол: Приближается день великого праздника - Олимпийские игры, которые
проводятся в честь верховного бога Зевса один раз в 4 года!
2 посол: На время празднеств устанавливается священный мир! Все военные действия немедленно прекращаются! Для всех племен и народов, принимающих участие в играх, страна, где находится святилище Зевса, священна и неприкосновенна!
3 посол: В играх участвуют только мужчины! Женщинам под страхом смерти запрещено быть на Олимпийских играх!
4 посол: К играм надо готовиться целый год в родном городе, а в Олимпию прибыть за 1 месяц, чтобы продолжить подготовку здесь. Всякий, кто обидит путника, направляющегося на Олимпийские игры, подвергается проклятию.

1. Работа с понятийным аппаратом (УУД – овладение понятийным аппаратом, развитие речи).

Учитель: При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите следующие новые понятия. Группа наших учащихся заранее поработала с различными источниками, в том числе словарями, и выяснила их значение. Предоставим им слово. (Группа учащихся раскрывает значение понятий урока, которые заранее написаны на доске, переносят их в тетрадь)
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний. Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.

Учитель: Прежде чем начать наше «путешествие», я хотела бы обратить ваше внимание на задание, которое предстоит вам выполнить. Внимательно слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос:
Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

2.Знакомство с историей возникновения и прохождения Олимпийских игр в Древней Греции (УУД - формирование умения добывать знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение работать в парах, группе).
Учитель: Ребята, для того, чтобы узнать историю Олимпийских игр, мы разделимся на группы и пары, каждая получит свой «маршрутный лист путешествия» с заданием в письменном виде, в течение 5минут, работая с разными источниками, найдет ответы на поставленные вопросы и поделится полученными знаниями с другими группами.
Задания группам и парам:
I пара: поработать с учебником (п.1 параграфа 33), картой (учебник стр. 111) и атласом, и ответить на вопрос:
-Где и когда были проведены первые Олимпийские игры? Показать на карте. Отметить на контурной карте.
II пара:
Отрывок из документа: Олимпия располагалась на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей. До нее было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции, поэтому она объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгался сюда с оружием, объявлялся богоотступником. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.
Ответить на вопрос: -Почему центром Олимпийских игр стала Олимпия?
III пара: прочитать в учебнике миф об основании Олимпийских игр (стр. 151) и ответить на вопрос:
-Что послужило причиной появления Олимпийских игр?
IV пара:
Документ: Царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Ответить на вопрос: Почему на время Олимпийских игр прекращались войны?
V пара:
Документ: Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.
Ответить на вопрос: Почему Южная Греция получила название Пелопоннес?
VI пара:
Работа с учебником (п.п.2-3 параграфа 33) и ответить на вопросы:
- Кто был участником олимпийских игр?
- Сколько времени и как проходила подготовка к олимпийским играм?
- Сколько времени они продолжались?
- Где проходили?
VII пара:
Работа с учебником (п.3 параграфа 33), иллюстрациями в учебнике археологических находок - ваз древних греков и ответить на вопросы:
- Какие виды спортивных состязаний были в Древней Греции?
- Как они распределялись по дням Олимпиады?
VIII пара:
Работа с учебником (п.4 параграфа 33) и ответить на вопросы:
- Как чествовали победителей Олимпийских игр?
- Имена каких знаменитых атлетов навсегда увековечены в Греции? Чем они прославились?
IX пара:
Места зрители занимали с ночи. Однажды какой-то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнес: «Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы».
-Как вы можете прокомментировать этот факт?
3. Первичная проверка понимания изученного материала (УУД – формирование умения излагать свои мысли, точки зрения, владение диалоговой речью):
Учитель: Итак, в год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все – в ….» куда? (Ответы обучающихся)
-Покажите на карте это место.
- Почему центром Олимпийских игр стала именно Олимпия?
- Когда же были проведены первые Олимпийские игры? (776 году до н.э. - запись на доске и в тетради)
Используя «линию времени», посчитайте, сколько лет назад проходили первые Олимпийские игры. (Один ученик считает у доски, остальные – на .
Презентация, просмотр слайдов.
В феврале-марте 2014 года в нашей стране прошли 22-ые зимние Олимпийские и 11-ые Параолимпийские игры, в городе Сочи и мы стали свидетелями новых побед олимпийцев.
V. Физкультминутка (УУД- формирование ответственного отношения к здоровью).
Учитель: Побывав в Олимпии, грех не позаниматься на ее стадионе, тем более, что мы, совершив столь долгое путешествие, притомились. Поэтому представим себя участниками древнегреческой Олимпиады, тихонько встанем между рядами и еще раз вместе со мной выполним знакомое нам спортивное упражнение:
1, 2 – выше голова
3, 4 – руки шире
5, 6 – тихо сесть
7, 8 – лень отбросим
(2 раза)
-А теперь продолжим нашу работу.
VI. Закрепление изученного материала (УУД - излагать своё мнение, аргументируя его).
Учитель: Вот и подходит к концу наше «путешествие» в Древнюю Олимпию и знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в начале урока: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? (Ответы обучающихся)
- С целью закрепления полученных знаний предлагаю вам поучаствовать в «умственной олимпиаде» и решить задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? (Ответы обучающихся)
- Найдите ошибки в рассказе древнего грека об Олимпийских играх :
1. Как сейчас помню, 450-й год до нашей эры был годом Олимпийских игр.
2. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял свое место на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье.
3. Главным победителем в беге оказался молодой скиф, который превзошел в мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда – венок из золотых листьев. (Ответы обучающихся)
-Выполните небольшую тестовую работу и, используя взаимопроверку, сверьте свои ответы с моими (на доске):
1.Первые Олимпийские игры состоялись в:
А) 398 г.н.э.; Б) 343 г. до н.э.; В) 776 г. до н.э.; Г) 676 г до н.э.
2. Родиной Олимпийских игр является:
А) Египет Б) Рим В) Греция Г) Китай
3. Древнегреческие Олимпийские игры проходили в:
А) Афинах; Б) Спарте; В) у подножия горы Олимп; Г) Олимпии
4. Олимпийские игры продолжались:
А) 5дней; Б) 6 дней; В) 7 дней; Г)10 дней
5. Победитель олимпийских игр получал в награду:
А) венок из ветвей оливкового дерева; Б) деньги;
В) медаль; Г) звание почётного гражданина

VII. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения и выводы. Особенно хотелось бы отметить работу следующих учащихся… и наградить их, если не оливковым венком, то оценкой (называет фамилии и имена учащихся, выставляет оценки). И пусть эта скромная награда за активное участие в сегодняшнем «путешествии» по Древней Олимпии и умственной олимпиаде станет первой, но не последней вашей победой в жизни!
VIII. Домашнее задание:
1.Выучить материал параграфа 33, дату, понятия.
2. На контурной карте отметить место проведения Олимпийских игр.
3.Составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (по желанию).
IX.Рефлексия (УУД – умение соотносить результаты деятельности с целью).
Учитель: В качестве рефлексии я предлагаю вам заполнить таблицу «Что знал? Что узнал? Что хочу узнать?» в ваших рабочих листах:
Что знал? Что узнал? Что хочу узнать?

(Заслушивается ряд ответов)
Учитель: Ребята, древние греки говорили, что история – наставница жизни. Учите историю, и тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятнее настоящее. Наш урок окончен. Я благодарю всех за активное участие в нем. До встречи на следующем уроке.

Использованная литература и ресурсы Интернета
1.Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс. – М,: ВАКО, 2010.
2.Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: 5 кл. - М.: Просвещение, 2012.
3.http://lesson-history.narod.ru/map/gr-kolon.gif
4.http://class2004.ru/index.php/drevnieolimpiiskieigry
5.http://news.bcm.ru/sport/2011/2/13/22901/1
6.http://www.olympic.kz/content.php?id=001
7.http://www.olympic-history.ru/istoriya-ellady/nauka.html
8.http://www.olympic.kz/content.php?id=070
.



Технологическая карта урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации взаимодействия обучающихся на уроке УУД Время урока
(в мин.)
I.Организа- ционный момент
Организует деятельность обучающихся По звонку приветству- ют учителя. Регулятивные: уметь органи-зовываться к работе, планировать деятельность в учебной ситуации 0,5
II.Актуа-лизация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала Учи
Подводит к пониманию и формулировке темы, цели урока, заранее готовит выступление группы обучающихся Отвечают на вопросы учителя, разыгрывают сценку, формулируют тему и цели урока Коллективная Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока 4
III. Изучение нового материала
1. Работа с понятийным аппаратом Заранее дает задание группе обучающихся, организует словарную работу Самостоятельно рабо- тают со словарем, знакомят одноклассни -ков с новыми понятиями Групповая Познавательные: овладение понятийным аппаратом, развитие речи 2
2.Знакомст -во с истори- ей возникно- вения и про- хождения Олимпийс -ких игр в Древней Греции Организует самостоятельную работу обучающихся по изучению нового материала Самостоятельно работают с картой, учебником, раздаточным материалом Групповая, в парах Познавательные: формирование умения добывать знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение работать в парах, группе 5
3. Первичная проверка понимания изученного материала Организует дискуссию по результатам самостоятельной работы: ответы на вопросы и задания Работают с картой, рассказывают о том, что узнали, отвечают на вопросы Групповая, в парах, индивидуальная Познавательные: формирование умения излагать свои мысли, точки зрения, владение диалоговой речью. Коммуникативные:взаимодействие с партнерами 13
IV. Физкульт-минутка Организует динамическую паузу Выполняют физические упражнения Коллективная Личностные: формирование ответственного отношения к здоровью 0,5
V. Закрепление изученного материала Организует выполнение обучающимися логических заданий, тестов Выполняют предложенные учителем задания, тесты Коллективная, индивидуальная Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его 10
VI. Подведение итогов урока
Подводит итоги, анали -зирует деятельность обучающихся, выставляет оценки 2
VII. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Записывают домашнее задание 2
VIII.
Рефлексия Определяет форму рефлексии Заполняют таблицу в рабочих листах Индивидуальная Регулятивные: умение соотносить результаты деятельности с целью 5
Категория: История | Добавил: devina_tatjana
Просмотров: 1621 | Загрузок: 230 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]