Пятница, 24.11.2017, 05:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

Конспект урока на тему «Русь - корабль, перед ней океан…» (варианты развития России в ХVI в.) с применением метода АИМ
[ · Скачать удаленно (56,28 Kb) ] 30.01.2013, 14:58
1.Конкурс: «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе»
2.Тема урока: «Русь - корабль, перед ней океан…» (варианты развития России в ХVI в.)
3. Предмет: История России
4. Класс: 7 класс
5. Автор урока: Сорокина Елена Николаевна, учитель истории и обществознания, заведующая кафедрой гуманитарных наук
6. Образовательное учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 13
7. Регион: Волгоградская область
8. Город: Волгоград
Описание урока

1. Тип урока: повторительно-обобщающий нетрадиционный урок-раздумье
2. Цели урока:
Предметные:
- овладевать целостными представлениями об историческом пути развития своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории России ХVI в.;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Метапредметные:
- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- развивать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе
Личностные:
- формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской самоидентификации в окружающем мире;
- воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - в соответствии с идеями толерантности между людьми, в духе демократических ценностей современного общества
3. Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы “Россия в царствование Ивана IV»;
- характеризовать и анализировать вопрос о формах власти и степени участия основных сил в управлении страной, последствиях правления Ивана Грозного;
- обсудить альтернативные варианты развития истории ХVI века;
- способствовать формированию умения самостоятельно мыслить;
- содействовать формированию исследовательских навыков, навыков работы с фрагмен-тами исторических документов;
- учить воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргу-менты “за” и “против” каждой из них, высказывать своё мнение в дискуссии во время групповой работы;
- активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учеников, воспиты-вать негативное отношение к деспотизму, террору как способу решения политических проблем;
- формировать мыслящую и нравственную личность;
- сознательно организовывать познавательную деятельность обучающихся (от постановки цели до получения и оценки результата);
- способствовать формированию гражданского и толерантного сознания учащихся через содержание учебного материала, групповые формы работы;
- выразить свое отношение к нравственным ценностям, которыми руководствуется чело-век, выбирая тот или иной жизненный путь.
- задуматься над мерой свободы и ответственности личности.
4. Краткое описание хода урока: Данный нетрадиционный урок является средством формирования познавательной активности учащихся. Урок выстроен с опорой на та-кие активные методы обучения как диалог и дискуссия. Выбор подобных методов объясняется тем, что перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пе-ресмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятель-ности, без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии. На уроке ис-пользуется метод «альтернативного исторического моделирования». Использование данного метода актуально в связи с тем, что предмет «история» должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неодно-значность моральных оценок исторических событий. Метод АИМ предоставляет воз-можность ученикам давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, знать и понимать основные закономерности процесса исторического развития, ученик спорить и отстаивать свои взгляды. Суть этого метода заключается в конструировании альтернативных исторических ситуаций, основанных на альтернативности (многовариантности) пути исторического развития человечества. В основе метода АИМ лежит принцип альтернативности (сослагательности) процесса исторического развития. Согласно этому принципу, история представляет собой процесс, обусловленный не только закономерностями исторического развития, но и волевыми поступками отдельных личностей, и даже фактором случайности. История всегда предоставляет людям возможности выбора путей и способов дальнейшего развития и поэтому требует от историка анализа и оценки не только состоявшегося варианта, но вариантов несостоявшихся. Метод АИМ представляет прекрасный синтез трех задач обучения — формирования знаний, развития учащихся и их воспитания.
5. Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся в ходе урока:
В ходе урока ученики закрепят знания:
- о формах власти и степени участия основных сил в управлении страной,
- о последствиях правления Ивана Грозного;
- об альтернативных вариантах развития истории ХVI века;
В ходе урока ученики закрепят навыки:
 формирования исследовательских навыков, навыков работы с фрагментами историче-ских документов;
- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них, высказывать своё мнение в дискуссии во время групповой работы;
- сознательно организовывать познавательную деятельность обучающихся (от постановки цели до получения и оценки результата);
- выражать свое отношение к нравственным ценностям, которыми руководствуется чело-век, выбирая тот или иной жизненный путь.
 задуматься над мерой свободы и ответственности личности.
В ходе урока ученики приобретут следующие качества:
 гражданского и толерантного сознания
 творческой и нравственной личности
6. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образо-вательный процесс:
Личностные:
- различать основные нравственно-этические понятия;
– соотносить поступок с моральной нормой;
- оценивать ситуации с точки зрения общечеловеческих ценностей
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
- анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины
Познавательные универсальные учебные действия:
- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматрива-ния (наблюдения);
– анализировать результаты опытов, элементарных исследований
- проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
– презентовать подготовленную информацию;
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
- сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;
– выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их поло-жение в пространстве и времени;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы моделировать различные отношения между объектами
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
– сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этике-та;
- «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
7. Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока: -
В ходе урока ученик актуализируют следующие компетенции:
- коммуникативную (умение задавать вопрос, вести беседу, работать в группе),
- информационную (самостоятельный поиск и анализ информации),
- ценностно-смысловую (способность видеть и понимать явления, факты исторической действительности, анализ и осмысление исторической личности),
- учебно-познавательную (планирование, рефлексия, самооценка и добывание знаний),
- компетенция личностного самосовершенствования (интеллектуальное саморазвитие, эмоциональная саморегуляция)
Категория: История | Добавил: helena5502
Просмотров: 728 | Загрузок: 248 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Работа не прошла техническую экспертизу :
В архиве документы представлены не с тем расширением, который разрешает положение конкурса

2  
Добрый  вечер!  Не  знаю,  в  чем  причины,  делала  все  согласно  Вашей  инструкции.  Но,  если  честно,  вход  на  файлообменник  такой  капризный,  попадаешь  на  10-15  раз. 
Что  теперь  мне  делать?  Еще  раз  отсылать  материал?  Обидно,  просидела  над  оформлением  урока  в  соответствии  с  Вашими  требованиями  целый  день...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]