Суббота, 10.12.2016, 04:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

Конспект урока
[ Скачать с сервера (13.5Kb) ] 09.02.2013, 12:29
Тема: Звезда поэзии – Мифтахетдин Акмулла
Цели урока:
1. Познакомить с жизнью и творчеством башкирского поэта – просветителя конца 19 в. М Акмуллы.
2.Доказать актуальность стихотворений и в наши дни, просветительство в поэзии Акмуллы.
3. Воспитывать интерес к творческому наследию поэта, воспитывать лучшие качества личности, быть достойными людьми для своей страны.
Оборудование: видеозапись, координатная система, книжная выставка, тест, видеофильм.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Перед вами кроссворд, разгадав мы, прочитаем имя поэта, узнаем тему урока. Чтобы разгадать кроссворд нам надо вспомнить изученный материал.
Вопросы:
1.Чьё имя носит Башкирский государственный драматический театр?
( Г А ф у р и )
2.Священная книга мусульман.( К о р а н)
3.12 –годичное медресе, которое открыто в Уфе (Г у с М а н и я)
4.Медресе в г. Троицке (Р а с У л и я)
5.Священная книга христиан(Б и б Л и я)
6.Кровожадный кантонный начальник, о нем сложили насмешливую и хвалебную песню.(Т е в к е Л е в)
7.Звезда башкирского балета, играл роль Салавата Юлаева в фильме Протазанова «Салават Юлаев» (М у б А р я к о в)
II.Сообщение темы и цели урока.
-Мы с вами познакомились со звездами башкирского балета, башкирского театра, а сегодня звезда поэзии – Мифтахетдин Акмулла.
(В тетрадях записывают тему и эпиграф урока) Именем, данным от рождения,
буду звать тебя.
По трудам хвалу воздаст
родная страна. М. Акмулла.
- А кто же такой Акмулла? Почему родная страна, народ вознес его как звезду поэзии. На эти вопросы ответим на уроке.
Рассказ учителя. Настоящее имя , Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов. Он один из крупных башкирских поэтов – просветителей конца 19 века. Всю жизнь, весь свой щедрый талант посвятил служению народу, счастливому будущему своего народа, оставил яркий след, горит как звезда своими прекрасными поэтическими творениями.
- Какое творческое наследие оставил он? Он звезда поэзии, его стихи актуальны и в наши дни. Творческое наследие составляют национальную гордость башкирского народа. Жизнь и творчество истинно народного сэсэна покажем по координатной системе.
(в рабочих тетрадях обучающиеся чертят схему)
- На уроке мы разделились на три команды, за каждый правильный ответ команда получает стихотворение Мифтахетдина Акмуллы. Какая команда наберет больше всех,та команда получит самую хорошую оценку «5».
Первая координатная система (К- 1) биография поэта и образование
(включается видеофильм)
- Вы должны заполнить первую координатную систему, где и когда родился, вторая точка родители, третье образование. (проверяется)
- У будущего поэта с юношеских лет проявилась глубокая любовь и стремление к знаниям. Жадно впитывал он в себя все, чему мог научиться любознательный шакирд в стенах старых медресе «Расулия» Поэтические способности пробудились очень рано. Известно, что еще в годы учебы в медресе он сочинял сатирические стихотворения, высмеивающие богатых шакирдов, мулл, но эти стихи не дошли до нас. Завершив учёбу молодой Мифтахетдин возвращается в родную деревню Туксанбай. Однако по разным причинам не смог он осесть в отцовском доме. В 18 лет, поссорившись с отцом, навсегда покидает родной дом и всю свою жизнь проводит в скитаниях по башкирским аулам и бескрайним казахским степям. Вскоре после отъезда прислал письмо, написанное в стихах «Письмо отцу».
(Стихотворение «Письмо отцу» читает один ученик )
(Вторая координатная система (К-2) стихотворения. Записывают названия стихотворений)
-Найдите в стихотворении строки об обидах поэта.
-Обратите внимание на заключительные строки этого необыкновенного послания поэта: своему отцу желает добрые пожелания и горечи души поэта, не нашедшего понимания и поддержки в родительском доме. Искренние сыновные пожелания благополучия отцу. Акмулла создавал свои стихи не для печати, а сочинял их без всякой предварительной подготовки по тому или иному случаю, т.е. на ходу. Многие из импровизаций поэт не забывал или не считал необходимым записать. Он высмеивает тупость баев, невежество мулл, призывал народ к просвещению, к свету, к свободной и справедливой жизни. М. Акмулла, по определению профессора А.Харисова, впервые после Салавата Юлаева обратился своему народу со словами : « Мы башкиры». Само его обращение- мои- свидетельствует о его глубокой любви, об уважении к своему народу.
(Ученик рассказывает наизусть «Башкиры мои, учиться надо»)
Вопросы:
1.С какой целью Акмулла обращается к своему народу?
2.В чём он видит превосходство просвещённого человека?
Работа по учебнику. По учебнику читают вслух кем же был Ш. Марджани?
(Ученик читает сообщение о Ш. Марджани)
- Для М. Акмуллы Марджани-как алмаз, сверкнувший в Казани, светильник ясный в темноте, луч солнца, освещающий весь земной шар.
К сожалению, эта книга оказалась единственной книгой поэта, увидевший свет при его жизни.
Третья координатная система (К-3) трагедия поэта.
В г.Троицке ему пришлось сидеть в тюрьме, заключенному по ложному доносу. Это время навсегда зарубцевалось в его сердце, не заживающей раной. Целых четыре года поэт проводит в заточении в городе Троицке.
Именно в эти годы написал стихотворение «В тюрьме». Разные чиновники, бояре и начальники не переносили само имя гордого, независимого и талантливого поэта, его жизнь постоянно подвергалась опасности и в конце концов, враги осуществили кровавый злой замысел, он был убит.
Но со своими чистыми, мудрыми стихами остался с народом, его популярность возрастает с каждым годом, с каждым десятилетием, именно это мы видим сегодня.
Четвертая координатная система (К-4)увековечение памяти поэта
На родине поэта с 1981 года действует прекрасно оформленный музей,
с 1980 года учреждена премия именем Акмуллы в области литературы и искусства, бюст ск.З.Басыров, картина Р.Нурмухаметова «Акмулла на Алатау»
- Многие исследователи-учёные обращались к творчеству башкирского поэта-просветителя в своих крупных исследованиях, опубликовали отдельные статьи.
(Открывают Интернет, находят сайт http://www.akmulla.ru
и заполняют пятую (К-5) координатную систему - исследователи творчества М.Акмуллы)
Исследователи Гиният Кунафин, Ахат Вильданов, Газим Шафиков, Рашит Шакур
III. Завершающая часть:
- Замечательный сын башкирского народа является звездой поэзии. И звезда не гаснет с годами. Такова участь подменно народной поэзии и истинно народной души, выбравшей в себя всю боль и радость родного народа, родимой земли.
- Какие же качества видел М. Акмулла в человеке как личность в стихотворнии «Назидания»
1. В жизни, первое, совесть нужна, совестливость,
Совестливость как божья дается нам милость.
Мало молвить с усердством: «Прости меня, боже!»
Молча совесть блюсти в себе - много дороже.
2. Честь и совесть – второе условие. Если
Нет чести в тебе, то не будет хоть тресни!
Для бесчестного лучшее место - в могиле,
Чем ходить по земле в святоатственной силе.
3. Третье, сказано, ум. Говорить с дураками
Не словами приходится, а кулаками.
Осердясь, дураки посягают на веру,
Ни в делах, ни в сужденьях не ведал меру.
4. Благодарность, мы скажем, четвертое средство,
Коль ты не благодарен- с глаз моих скройся!
За добро благодарен будь и за доверья,
И за то, что аллах в мир открыл тебе двери.
5. Свойство пятое- это порядочность. С нею
Мы любовь обретаем- нет чувства сильнее!
Нас любовь возвышает и делает чище,
Потому мы до гроба любовь мы ищем.
6. А шестое условие – это терпенье.
Терпеливый достигнет всего без сомненья.
Нетерпение- признак отсутствия воли,
Приведет оно к скорби, раскаянью, боли.
7. Страсть – седьмое условие. Страсть – это пламя!
Это пламя небесное властвует нами.
Мудрецы говорят: все, что названо выше,
Совмещается в нас под единою крышей.
- Эти качества: совесть (чистота души), ум (разум),умение довольствоваться(быть благодарным), воспитанность (порядочность), терпеливость (терпеливый человек достигнет своей цели), пристрастие (душевное, искреннее отношение к делу) – эти качества должны быть спутниками вашей жизни. Тогда и вы найдёте своё место в жизни.

Пусть же рождаются звёзды и ныне.
Светят, сгорают, падают – пусть!
Светят во времени необратимом
Тёплые, звёздные ваши сердца!
IV. Домашнее задание
Первого уровня:
Выучить стихотворение "Башкиры мои, учиться надо"
Второго уровня:
Подготовить сообщение на тему "Просветительская деятельность М.Акмуллы"
Третьего уровня:
Подготовить презентацию по творчеству М.Акмуллы
Категория: История | Добавил: nuria2008
Просмотров: 1438 | Загрузок: 238 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не прошла техническую экспертизу: неполный пакет документов, оформление не соответствует требованию.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]