Среда, 07.12.2016, 21:17
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » История

Антифеодальная и антиколониальная борьба горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в.
[ · Скачать удаленно (15,19 Мб) ] 19.03.2015, 16:34
«Открытый Международный профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе».
Умаханов Руслан Магомед-Саламович, старший преподаватель кафедры история Отечества ДГТУ г. Махачкала

Тип занятия. Интерактивная лекция по истории Дагестана «Антиколониальная и антифеодальная борьба народов Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в.» (продолжительность – 90 минут)
Цели занятия. Привить студентам навыки исторического мышления, понимания динамики, изменчивости социальных событий и явлений
Задачи занятия.
Образовательные:
Выявить актуальные проблемы, определившие исторический путь вхождения Дагестана в состав России; показать на данном примере органическую взаимосвязь дагестанской, российской и мировой истории, определить место Дагестана во всемирно-историческом процессе;
Развивающие:
развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное;
Воспитательные:
Привить чувство справедливости, патриотизма, интернационализма и гражданской сознательности.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе занятия.
знать:
основные события истории антиколониальной и антифеодальной борьбы народов Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в., иметь представление об основных этапах этой борьбы.
уметь:
логически и последовательно излагать факты, объяснять причинно следственные связи, используя общие и специальные понятия и термины.
владеть:
навыками работы с учебной литературой и электронными базами данных.
Краткое описание хода урока.
Лекция с использованием интерактивной доски проводится в три этапа:
1. Вводной части
2. Изложением основного материала
3. Заключения

На первом слайде дается название темы лекции, указываются цели и задачи. Затем дается план занятия и в соответствии с излагаемым материалом осуществляется презентация слайдов.

План лекции:
1. Причины восстания в Дагестане.
2. Восстание под руководством Гази-Магомеда, Гамзат - бека.
3. Освободительное восстание под руководством Шамиля.
4. Государственная система имамата.

Вводная часть.
История, как уже было отмечено на первом нашем занятии, представляет собой фундаментальную основу в формировании идеологии государства и народа. Историческая наука, в освещении исторического прошлого, как и любая иная наука, подразумевает в своем методе исследования непредвзятое отношение к чему-то. Сутью исторического исследования является выявление причинно-следственной связи хода исторического процесса выраженного в важных событиях имеющих немаловажное значение для нашего осмысления прошлого, связи прошлого с настоящим и перспективой дальнейшего исторического развития. Очень важно, в данном контексте, обратить внимание на то, что развитие, как понятие подразумевает собой не просто какой-то протекающий процесс, это понятие содержит в себе значение прогресса, перехода от примитивного, или менее совершенного к совершенному, более совершенному.
Тема данной лекции посвящена одному из самых важных вопросов исторического развития не только Дагестана и Кавказа, но и самого Российского государства составной частью которого является наш Дагестан, наши традиции и наша история. История не просто взаимоотношений в ходе процесса исторического развития, но и история как науки опирающегося на непредвзятый метод научного исследования в выявлении причинно-следственной связи такого важного и продолжительного явления как «Кавказская война в XIX в.»
Чтобы сделать правильную оценку важно расширить рамки объективного подхода в исследовании этого вопроса. Если посмотреть на эту проблему с точки зрения перспектив направлений геополитического развития России того времени, то можно обнаружить немаловажные детали, которые позволят уже с иного ракурса рассматривать ход дальнейшего исторического процесса.
Из предыдущей лекции мы узнали, что Екатерина II установила беспошлинную торговлю с Дагестаном, что сыграло в пользу России в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. в ходе которой дагестанские феодалы не поддержали Турцию, которая рассчитывала на их поддержку. Далее 1785 г. Восстание Шейха-Мансура. Дагестанские феодалы не оказывают поддержку и этому выступлению, такого необходимого для турецкой стороны. Следующее 1795 г. Иранский шах Ага-Магомед–хан идет на Кавказ, и мы видим создание антииранской коалиции дагестанских правителей и их совместные планы с действиями России. Так почему же этот вектор не имеет дальнейшего своего продолжения в XIX в.? Используй Россия воинственных горцев в дальнейших своих продвижениях, то занимались бы они набегами?
Обратим внимание на возможности России и ее геополитическую конкурентноспособность в расширении своего влияния в Средиземноморье, в Центральной Азии с выходом на Индию, Дальнем Востоке с выходом на Китай и перспективы североамериканского влияния. Для этого России необходимо было время, и именно потеря времени России на Кавказе и в дальнейшем в Средней Азии не позволила ей расширить и упрочить свои позиции в отмеченных регионах и стать в последующем великой мировой державой.
Если иноземным конкурентам внешне сдержать расширение влияния России было затруднительно, то, по крайней мере, оказать влияние на сам процесс этого развития изнутри являлся вопросом техническим. Обратим внимание на осуществление колониальной политики царского командования и поразмыслим, не являлось ли целью этого давления провокация местных жителей на вооруженную борьбу за защиту своих прав, достоинства, жизни, имущества, традиций и культуры? Как много перечисленных факторов. А кто-то потом скажет, что это было форма проявления ненависти к русским. А в каком положении находился русский народ в то время? Кто возглавляли колониальные войска на Кавказе? Обратите внимание на их нерусские фамилии. К чему их беспощадное геройство было на Кавказе, когда Россию ждала мировое господство и слава? Также хочу заранее отметить и тот факт, что за историю Кавказской войны вы не встретите генералов русского происхождения проявивших геноцид к местному населению. Давайте теперь перейдем к вопросу о причинах восстания в Дагестане.
1. Причины восстания в Дагестане.
В начале XIX в. русская, как пишут в учебниках, политика на Кавказе принимает активный завоевательный характер. Уже подача этой информации является неправильной, так как во главе государства находилась царская система правления. Поэтому отметим, что имело свое проявление царская политика, ее система и ее представители, не всегда являвшимися русскими. На это важно обратить внимание, дабы исключить возможные попытки проявления националистических тенденций в обсуждении этой сложной и очень важной темы, так как она касается вопроса вхождения кавказских народов в состав России. В 1806 г. было присоединено к России Дербентское ханство. В 1811 г. союзы сельских общин Южного Дагестана и образовано Кюринское ханство. В июле 1812 г. Акушинское общество. Была завершена русско-иранская война подписанием 12 октября 1813 года Гюлистанским мирным договором, по которому Иран отказывался от притязаний на Дагестан, Грузию и Закавказские ханства.
Царское правительство через колониальную администрацию начало проводить курс, направленный на подчинение местных народов. Усиливалось налоговое бремя. Особенно тяжелым стало положение после назначения на Кавказ генерала Ермолова в 1816 году, прославившейся особой жестокостью. Им была начата система строительства по всему Кавказу укреплений, взаимосвязанных между собой. Вводились разнообразные повинности - строительная, дорожная, квартирная, налагаемые на местное население. Его антинародная политика, неуважение местных обычаев привело к вооруженным восстаниям, происходившим в Дагестане в 1817-1821 г.г. Во главе их находились феодальные правители, недовольные ущемлением своей власти. Восстания эти были подавлены, и вместо прежних (мехтулинский, казикумухский, аварский правители) были назначены новые феодалы, которые стали угнетать подвластное им население.
Кавказское командование применяло блокаду целых районов, во время карательных экспедиций уничтожало посевы, вырубало сады и угоняло скот, а также конфисковывало в пользу казны находящийся на зимних пастбищах скот, принадлежащий непокорным обществам. Все это обрекало горцев на полуголодную жизнь. Им оставалось одно из двух: либо влачить жалкое существование, либо подняться на защиту своих прав.
Народное недовольство выразилось в распространение так называемого мюридизма - исламского учения, которое берет начало в философской системе суфизма. Наиболее известными проповедниками являлись известные за пределами Дагестана шейхи - Джамалутдин Казикумухский, Магомед Ярагский. В проповедях Ярагского впервые прозвучал открытый призыв к священной войне с угнетателями, а также равенства всех мусульман. Царская администрация предприняла попытку остановить деятельность проповедника. Но ему удалось бежать из под ареста и уйти в лес. Магомед Ярагский нашел убежище в горном Дагестане, где социальные противоречия достигли наибольшей остроты.
2. Восстание под руководством Гази-Магомеда, Гамзат - бека
На первом этапе восстание возглавил Гази – Магомед, который был избран имамом в 1830 году. Гази-Магомед родился в 1793 году в ауле Унцукуль, Затем он жил в Гимрах. Его другом детства был Шамиль. Гази-Магомед обучался у выдающихся дагестанских ученых и вскоре сам получил известность. В 1825 г. на съезде видных представителей духовенства Дагестана в Кюринском ауле Вини-Яраге (Южный Дагестан), шейх Магомед Ярагский предложил кандидатуру Гази-Магомеда на избрание имамом Дагестана. Учитывая серьёзное положение дел в создавшейся ситуации феодального гнёта и колониального давления, известные участники собрания пришли к выводу о необходимости утверждения единого для всех слоев общества законов шариата и поддержали это предложение. Феодальная верхушка не желала социального равенства, а тем более сложению партии мусульманского духовенства способного осудить произвол и, в конце концов, ослабить их влияние. Наоборот многие из них решили оклеветать и придать антинародный характер начинающемуся движению за установление шариата.
Решительные действия имама Гази-Магомеда были вызваны активизацией после окончания русско-иранской войны 1826-1828 гг. колонизаторской политики царского командования, что привело его к острому столкновению с феодальными владетелями Дагестана, стремившимися с помощью царских штыков упрочить и расширить свою власть. Обращаю ваше внимание на тот факт, что в период русско-иранской войны на территории Дагестана и даже соседней Чечни не было отмечено каких-то антироссийских выступлений, о чем свидетельствуют документы того времени, и чего так сильно опасалось царское командование. Ведь воевать русской армии приходилось в Закавказье против Ирана, там, рядом Турция, а за спиной разъяренный Дагестан и свирепая Чечня. Расклад конечно интересный, но, как известно один из идеологов движения горцев шейх Джамалудин Казикумухский был против вооруженной борьбы против царских войск, и поэтому, скорее всего, рассчитывая в дальнейшем на более лояльную политику царского командования к местному населению, горцы не организовали выступления в тылу воюющей русской армии.
В феврале 1830 года Гази-Маroмед, собрав 8-тыс. войско направился на резиденцию аварских ханов - аул Хунзах. Хунзахцам удалось отстоять свой аул. Затем военные действия были перенесены на плоскость. В урочище Чумискент (в близи Буйнакска) было построено укрепление. Против имама неоднократно выступали мехтулинский и тарковский владетели при поддержке, в последний раз, отряда царских войск. Восставшие, отразив неоднократные атаки, перешли в наступление.
Развивая успех, поддерживаемый народом, имам Гази-Магомед занял Большое Казанище, Параул, взял с боем Тарки и 25 мая 1831 г. осадил крепость Бурную. Подошедший отряд генерал-майора Каханова вынуждает имама снять осаду и отступить. В это время Северный Дагестан был охвачен восстанием. Гази-Магомед берет в осаду крепость Внезапную, располагавшейся на реке Сулак, но подошедший на выручку отряд генерала Эммануэля вынуждает его отступить. При отступлении имам заманивает генерала Эммануэля в Ауховские леса и наносит ему сокрушительное поражение.
Не давая сконцентрировать действия для подавления освободительного движения, Гази-Магомед совершает бросок в Южный Дагестан, где, привлекая новые силы, осаждает Дербент. Однако вновь подоспевшие на выручку царские войска вынудили имама снять осаду и отступить.
Не имея достаточных сил для противостояния царскому командованию, Гази-Магомед применяет тактику дальних походов, способных отвлечь и расстроить царские войска, нанося им внезапно чувствительные удары. С этой целью он совершает стремительный и удачный поход на Кизляр. Затем весной 1832 г. он вторгается в глубь Чечни, где, разгромив отряд царских войск, совершает бросок под Владикавказ и окружает станицу Назрань.
Однако царское командование готовит выступление против родного аула имама Гимры, куда он и возвращается. 10 октября 1832 года войска барона Розена подошли к Гимрам. Начался бой. Восставшие оказывали ожесточенное сопротивление, но силы были неравны. Защищая свой аул имам Гази - Магомед погиб. Здесь же был тяжело ранен его сподвижник Шамиль.
Новым лидером стал уроженец села Гоцатль Гамзат - бек. Родился он в 1789 году. В августе 1834 года 12 тыс. войско Гамзат - бека захватило Хунзах. Была уничтожена почти вся ханская семья. По всему горному Дагестану уничтожались представители феодальных родов. В селении Ругуджа было истреблено около 50 феодалов из рода Султаналиевых. После неудачного похода на Цудахар Гамзат-бек вернулся в Хунзах, где в результате заговора 15 мая 1834 года он был убит на пороге хунзахской мечети родственниками ханской семьи Османом и Хаджи-Муратом.
3. Освободительное восстание под руководством Шамиля.
В сентябре 1834 года новым имамом был избран Шамиль уроженец села Гимры 1798 г. рождения. Шамиль заключает мир с кавказским командованием, выдает всех пленных солдат и офицеров, запрещает горцам совершать набеги на подвластные царизму территории и распускает войско. Однако царское командование вскоре его нарушает. Весной 1837 года войска Шамиля наносят поражение царским войскам у селений Ашильта и Телетль. Масштабы восстания расширяются и охватывают общества Гумбет, Анди, Салатау, лезгинские общества Самурской долины и др. В 1839 году наступление царских войск против Шамиля началось с двух сторон. Самурская экспедиция генерала Головина, подавила восстание в лезгинских обществах Самурской долины и в Кубинском уезде. Чеченская экспедиция генерала Граббе, прошла через Северный Дaгecтaн и направилась на резиденцию Шамиля - неприступную крепость Новое Ахульго. 11 июня 1839 года началась его осада. Ввиду численного преимущества царских войск Шамиль пошел на переговоры, предоставив своего 8 - летнего сына Джамалэтдина в аманаты (заложники). В 1855 г. Шамиль вернул сына домой. Штурм Ахульго закончился 22 августа 1839 г. Осада продлилась три месяца. Восставшие понесли большие потери. Среди убитых были жена и маленький сын Шамиля. Шамиль ушел в Чечню. Установилось временное затишье, которое ознаменовалось усилением налогового бремени.
В начале 40 гг. XIX в. восстала Чечня. В 1842 г. восставшие в Дагестане отбили 12 крепостей. Были предприняты успешные экспедиции в Казикумух, Акуша, Ахты, Табасаран. В 1843 году царские войска были выбиты из Нагорного Дагестана. В конце 1844 года новым командующим был назначен граф Воронцов. На Кавказ была переброшена 40 тыс. армия. Войска Воронцова направились против резиденции Шамиля - аула Дарго в Чечне. По мере продвижения войско командующего несло значительные потери. В 1845 году сожженный имамом Шамилем аул Дарго был занят. Воронцов оказался в капкане. Подоспевшему на выручку окруженным остаткам отряда Воронцова ген. Фрейтагу удалось вызволить их из окружения и полного уничтожения. Планам правительства относительно окончания войны одним масштабным походом был нанесен сокрушительный удар. Неудача этой экспедиции заставила царское командование в корне изменить тактику ведения войны. Вместо одиночных крупномасштабных экспедиций было решено действовать медленно, но твердо укрепляя за собой покоренные земли. Тем временем Шамиль в 1846 году совершает рейд в Кабарду, но поднять эту область на борьбу ему не удалось. В этом же году он направляется на Акуша. В 1847 году отряды Воронцова пытаются осаждать аул Гергебиль, но терпят неудачу, однако отыгрываются, взяв после длительной осады и упорной обороны аул Салта, где впервые в полевых условиях был применен эфирный наркоз выдающимся хирургом Н.И. Пироговым. В 1848 г. Шамиль направил к закубанским горцам своего наиба Магомед-Амина который самостоятельно осуществлял борьбу в этом регионе до 1864 г. Военное командование начинает реализовывать новую тактику, расчищая дороги и продвигая систему крепостей в глубь Дагестана. Непокорные аулы уничтожаются. В 1852 году царские войска успешно действуют в Чечне. После окончания Крымской войны царское правительство перебрасывает на Кавказ дополнительные войска. В 1856 г. - 226 тыс. солдат и офицеров. В январе 1858 г. войско, возглавляемое генералом Евдокимовым, занимает Аргунское ущелье, после чего от восстания отходит Большая и Малая Чечня. С Шамилем остается Ичкерия с аулом Ведено. В феврале 1859 года начинается осада Ведено. 1 апреля аул был взят. Шамиль отступил в Дагестан. Царская армия начала наступление с трех сторон. Чеченский отряд генерала Евдокимова - со стороны Ведено. Дагестанский отряд барона Врангеля - из Салатавии. Лезгинский отряд князя Меликова - из Кахетии. Общее руководство было возложено на князя А. Барятинского. Последним убежищем Шамиля становится аул Гуниб, где с ним находится около 400 сторонников с семьями. 10 августа подступы к Гунибу были окружены 40 тыс. отрядом. 20 августа Барятинский начал переговоры о мире, которые не увенчались успехом. 23 августа начался штурм Гуниба. 25 августа 1859 года Гуниб был взят, а Шамиль пленен.
После пленения Шамиль был направлен на местожительство в Калугу и стал «почетным пленником» России. Уже проживая в Калуге, Шамиль неоднократно обращался с просьбой к государю разрешить ему выезд на святые места, в Мекку. Но отпущен туда он был спустя 10 лет в канун 1870 г. В ночь с 3 на 4 февраля 1871 г. Шамиль умер в Медине. Он был похоронен на кладбище Джаннат аль Бакия.
4. государственная система Имамата
Освободительное движение против навязываемой колониальной системы царского командования требовало тотальной мобилизации сил, средств и умения в этой беспощадной и жестокой борьбе. Следствием этой мобилизации стало создание государства Имамат с претворенной системой государственной власти, которая стала прямым противопоставлением системе царского колониального правления. В Имамате наблюдалось разделение властей. Административное управление в наибствах сосредоточивалось в руках наибов, а судебная власть находилась в ведении кадиев. Территория имамата включало области упраздненного Аварского ханства, сельские общества Аварии, Чечню, какое-то время некоторые области Ингушетии, отдельные села в Грузии. В административном порядке Имамат делился на мазунства - мелкие административные единицы. Несколько мазунств составляли наибства (от 50 до 30). Несколько наибств объединялись в мудирства – округа. Начальниками этих административных участков являлись мазуны, наибы, мудиры. Наибы назначали должностных лиц, обладали правом наказания виновных, за исключением смертной казни. Для того, чтобы наибы не превышали своих полномочий, была создана специальная должность осведомителей - мухтасибов.
Вся полнота власти в имамате юридически принадлежала совету - диван-хане во главе с Шамилем. Но многие вопросы имам решал - единолично, хотя для рассмотрения наиболее важных дел созывались съезды наибов, алимов и т. д. Также существовал и тайный совет для решения особо важных вопросов.
В Имамате существовало 13 низамов (законов), регулировавшие все основные вопросы существования государства. Все население имело социально равные права. Зависимые крестьяне получили свободу. В столицах имамата Дарго, Beдeнo были построены церкви для перебежчиков из русской армии. Государственная казна, называемая байт-аль-маль. Те категории населения, которые не были в состоянии платить налоги, освобождались от них.
Армия состояла из пехоты, конницы, артиллерии. Основу войска составляла конница. Воины, находившиеся на постоянной службе, назывались муртазеки. Всадники набирались от каждых 10 дворов один, и содержание его возлагалось на 9 дворов. Войско подразделялось на десятки, сотни, пятисотни, тысячи. Во главе тысячи стоял наиб. Помимо регулярного войска созывалось и ополчение. Призывной возраст варьировался от 15 до 50 лет. От воинской повинности освобождались жители отдельных аулов производивших соль, селитру, а также и владельцы мельниц, которые выплачивали ежемесячно по мерке, муки. Проявившие храбрость в бою награждались орденами, медалями, значками, специально созданными для этой цели. На спину или рукав воинам, покинувшим поле боя, нашивался кусок войлока, который снимался при первом же проявлении храбрости.
В имамате было налажено производство собственного вооружения, в частности, пороха, пушек. Основная масса орудий была трофейной.
Заключение
В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на то, что немаловажное значение в тот исторический период имел крепостной строй в Российской империи. Исходя из этого, мусульманская идеология, которая способна обеспечить социальное равенство, защиту прав, достоинства, имущества и жизни не могла сочетаться с нормами царского правления. Равноправия всех перед законом на тот исторический период в России не было. Более того идея борьбы Шамиля и система государственного устройства могла привлечь внимание широких слоев российского общества находившихся в тяжелом социально-экономическом кризисе. Допустить равноправия или какую-то иную систему государственного устройства на какой-либо подконтрольной территории царская система власти не могла. Поэтому, исходя также из этих соображений, деятельность восставших имамов, а в частности Шамиля была провозглашена антироссийской. Шамиль стал врагом феодально-крепостнического строя, но был ли он антинародным героем вопрос, конечно же, серьезный и требует грамотного и непредвзятого рассмотрения. Эта борьба не носила антихристианский характер, как пытаются утверждать некоторые исследователи. Церковь не стояла во главе российской империи. Решения царя не исходили из основ христианского вероучения. Более того церковь была сама подконтрольна и была не в состоянии вести свою политику.
Абсурдным выглядит утверждение о том, что Шамиль в условиях тотальной блокады каким-то немыслимым образом получал поддержку от Англии и Турции. Таким историкам-фантастам трудно признать факт того, что в тех жестких условиях «полудикие» или «хищные» горцы способны были так серьезно мобилизоваться и противостоять во главе с Шамилем в течение 25 лет великой державе. Неприятным фактом для таких историков является и то, что царскому самодержавию пришлось задействовать под конец изнурительной и многолетней борьбы такие же силы, которые были задействованы против Наполеона.
Сожаление вызывает также то, что некоторые исследователи придают этой войне националистическую окраску, видимо исходя из учетов интересов внешнего воздействия на внутреннее развитие современной России, нашего государства, где в основе государственной концепции ее права на существование, развития и влияния на международное сообщество является ее история. И то, как мы определяем исторические процессы, и какую даем соответственно оценку, определяет наше отношение к прошлому, проявляет нас в настоящем и указывает на перспективу дальнейшего нашего развития, как процесса прогрессивного характера, являющего собой пример цивилизованности, гуманности и культуры.
И, в конце концов, понятие «культура» содержит в себе определение отношения к чему-либо на основе предшествующей информации, информации наполняющей наш разум. И то, какая это информация (лживая или правдивая), и как она нам преподнесена, имеет большое влияние на наше восприятие, мышление и соответственно поступки, что немаловажно в определении человеческой разумности, проявляющейся в процессе развития человека, в данном случае как гражданина России являющейся составной, значимой и влиятельной частью человеческой цивилизации.

Словарь терминов.
АЛИМ - ученый
АМАНАТ – заложник, вещь, перепорученная временно на хранение
БАЙТ-АЛЬ-МАЛЬ - казна
ГАЗАВАТ (тюрск., джихад - арабск.) – борьба за распространение и защиту системы исламского правления.
ИМАМ – Духовный глава всех мусульман или какой-нибудь группы, руководитель молящихся.
КАДИ – шариатский судья
МАЗУНСТВА - мелкая административная единица
МУРТАЗЕКИ – конница, элитные части в войске Шамиля.
МУХТАСИБЫ – осведомители
НАИБ – наместник, помощник начальника
НИЗАМИ – законодательные установления имамата. Соответствовали законам шариата.
СУФИЗМ – религиозно-философское учение в исламе.
ШАМХАЛ – титул Тарковских феодальных владетелей.
ШЕЙХ – почетное название видного богослова в исламе, наставник.

Список учебной и дополнительной литературы
1. История Дагестана. Краткий курс лекций. Махачкала ФГБОУ ВПО ДГТУ 2011 г.
2. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. ФГБОУ ВПО ДГПУ 2012 г.
3. История многовековых взаимоотношений и единения народов Дагестана с Россией. РАН УРАН ИИАиЭ ДНЦ РАН. Махачкала 2009 г.
4. Кавказская война: народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа в 20-60-х гг. XIX в. Изд-во «Юпитер». Махачкала 2006 г.
5. Ю.У. Дадаев. Государство Шамиля. ИИАиЭ ДНЦ РАН, ДГУ, Культурно-историческое общество «Фонд Шамиля». Махачкала 2006 г.
6. Движение горцев Северо-восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в. Сборник документов. Дагестанский филиал Академии Наук СССР ИИЯиЛ. Махачкала 1959 г.
7. А.А. Каспари. Покоренный Кавказ. С-Пб. 1904 г.
Категория: История | Добавил: Умаханов74
Просмотров: 1024 | Загрузок: 125 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
1  
Ваш материал к конкурсу не допущен. Технический эксперт Шабанова Наталья Александровна.

2  
Уважаемая Наталья Александровна. Скажите пожалуйста могут ли преподаватели вузов представлять на конкурс разработку лекций? Спасибо большое за уделенное внимание.

3  
Конечно могут, если лекции выстроены по технологии АМО. Прочтите внимательно положение конкурса, там все указано.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]