Понедельник, 20.11.2017, 20:06
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Урок словесности в 6 классе
[ Скачать с сервера (52.0Kb) ] 05.02.2013, 14:56
Урок словесности в 6 классе
Учитель: Смирнова Т.Н.

Тема: Рифма. Ритм.

Цели урока:
• Ознакомление учащихся с понятиями рифма, строфа, ритм. Закрепить знания о различии между стихотворной и прозаической формами словесного выражения.

• Развитие техники выразительного чтения, умения устно и грамотно выражать свои мысли, творческого мышления, внимания, памяти, умения слушать и слышать.

• Воспитание любви, интереса к искусству: живописи, музыке, литературе (поэзии), любви к природе.

• Совершенствование умения работать в группах, уважать мнение друг друга.

Эпиграф урока:
Всё вокруг нас полно поэзии. Ищите её.
Гёте «Фауст»

Оборудование:
Тексты для работы по анализу литературного произведения, рисунки ребят, презентация (компьютерное оборудование, проектор)

Ход урока

I. Вступительное слово, целеполагание
Сегодня на уроке словесности мы продолжим изучать лирическое произведение и его особенности. Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите, чтобы вы хотели узнать, с чем познакомиться. Запишите поставленную для себя цель в тетрадь.

II. Работа с текстами
Предлагаю вам прочитать два текста: А.Н. Толстого и Алексея Плещеева.
- Чем они похожи, в чём между ними отличие?
Весна

На солнце нельзя было теперь взглянуть — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами. Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры. В саду из разогретой земли лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками.
А. Н. Толстой

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

-Определите тему прочитанных текстов. (весна)
- Каким настроением они проникнуты? (бодрым, радостным)
- В чём разница между этими текстами? Докажите. (один – прозаический, другой – стихотворный)
- В чём отличие стихотворной речи от прозаической?

III. Сценка «Незнайка сочиняет стихи»
(чтение по ролям)

После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А у тебя способности есть? – спросил Цветик.
- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.
- Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.
- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик.- Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово "палка".
- Селедка, - ответил Незнайка.
- Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка.
- Понял, понял! – закричал Незнайка. – Палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!
- Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?
- Всё можно выразить прозой, тогда для чего нужны стихи?

- Мы увидели, что непросто сочинять стихи. Нужно знать особенности стихосложения. Стихи создаются с помощью рифмы и ритма.

IV. Знакомство с понятиями “ритм”, “рифма”, «строфа»

Вы, наверное, заметили, что концы стихотворных строк звучат похоже:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Такое явление называется рифмой, что по-гречески означает «стройность, соразмерность».
Рифма – это повторение звуков, начиная с ударного гласного, в конце стихотворных строк.
Рифмоваться могут слова, принадлежащие к разным частям речи и в любой форме. При этом важны звуки, а не буквы. Так, слова: дыни – на рябине – рифма, потому что звуки [ы] и [и] похожи, а конечные гласные [и] и [е] звучат одинаково. Идёт – вперёд – рифма, синяя – линия – рифма, метаться – рваться – рифма, дорога – у порога – рифма, а метаться – возиться и дорога – дорога – не рифма: ударные гласные не совпадают, хотя последующие звуки одни и те же.

Рифма связывает строки в одно целое – строфу. В стихотворении Плещеева рифма связывает первую строку с третьей, вторую с четвертой, и строфа становится единым целым. Вместе с тем рифма помогает заметить конец строки и сделать паузу, что создаёт ритмичное звучание стихов.
Поэты часто ставят в конце строки наиболее значимое слово. И когда его звуки повторяются рифмой, это как бы подчёркивает слово, заставляет нас обратить на него внимание.
Ещё одно отличие стихов от прозы – ритм.
Вот стихи:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Попробуйте переставить слова: Уж снег тает, ручьи бегут, повело весною в окно. Все слова те же самые, а стихи исчезли, они превратились в прозу. Почему? Потому что исчез ритм.
Что же такое ритм? Ритмично бьётся наше сердце, ритмично тикают часы. Ритмичным может быть орнамент, если рисунок повторяется.
Ритм – это повторение чего-либо через равные промежутки времени или места. 3
Если мы рассмотрим стихи, то заметим в них повторяющиеся звуки: обошла – убрала. Заметьте, звуки, а не буквы. И повторяются эти звуки в одном и том же месте: в конце строки. Превратив стихи в прозу, мы оставили созвучные слова, но изменили их порядок, и от этого исчезла закономерность повторения звуков через равные промежутки.
Ритм проявляется не только в том, что слова в конце строк созвучны. Слова в стихах складываются в мелодию. Прислушайтесь:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою…

Если вы будете произносить этот текст по слогам, то почувствуете, что в первой и третьей строке по восемь слогов, а во второй и четвёртой – по девять. При этом ударные и безударные слоги повторяются ритмично: первый безударный – второй ударный. И так в каждой строчке все нечётные слоги безударные, а все чётные – ударные. Не во всех стихах есть такое чёткое чередование ударных и безударных, но ритм всегда слышится, стихи звучат складно.

Рифма – повторение звуков, начиная с ударного гласного, в конце стихотворных строк.

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов (звуковых, речевых), происходящих с определённой последовательностью.

V. Анализ стихотворения
Давайте определим ритм и найдём рифму в стихотворении С.Я. Маршака «Апрель».

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Учёные вывели закономерности окрашенности звуков речи. Они определили, что каждая буква имеет свой свет.
А – я – красный, оранжевый
Е – ё – зеленый
О – желтый
Ы – черный
И – синий

Эта интересная особенность звуков и звукосочетаний должна была проявиться в поэзии.

- Определите цветовую гамму стихотворения С.Я. Маршака «Апрель»
( преобладают желтый и зелёный цвет). То есть яркие краски, поэтому создаётся радостное настроение.
Валеопауза

Закройте глаза, послушайте музыкальную композицию Чайковского «Апрель».

VI. Работа в группах.

Каждая группа должна:

1. Прочитать отрывок.
2. Найти рифму.
2. Выписать гласные звуки.
3. Определить их количество, цвет.
4. Нарисовать «цветовой» рисунок.

Карточка 1 (группа 1)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

Карточка 2 (группа 2)

Шепчет солнышко листочку:
— Hе робей, голубчик!
И беpёт его из почки
За зелёный чyбчик.

Карточка 3 (группа 3)

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла.

Карточка 4 (группа 4)

На дворе стоит весна!
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покроет лед за ночь…

VII. Заключительное слово учителя.

Не любая рифмовка может стать искусством слова, нужен долгий кропотливый труд, нужен талант, мастерство, нужно уметь чувствовать и понимать слово, а для всего этого нужно больше читать, развивать свою речь.

VIII. Рефлексия
- Что нового узнали на этом уроке?
- В каком цвете вы бы изобразили наш урок? Почему?


IX. Домашнее задание:
П.41, упр179; сочинить свое стихотворение о весне.
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: svirnova_70
Просмотров: 1515 | Загрузок: 218 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не прошла техническую экспертизу: представлен неполный пакет документов, оформление не по форме.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]