Воскресенье, 16.12.2018, 02:18
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Урок-исследование слова "Семья"
[ · Скачать удаленно (2.43 Mb) ] 20.01.2012, 14:09
Урок-исследование слова «Семья»

Цели:
Обучающие:

 добиться усвоения понятия «семья»;
 рассмотреть процесс формирования семейных ценностей русской семьи;
 познакомить с правовым статусом современной семьи;
 сформировать целостное, комплексное представление о рассматриваемом понятии, пропустив его через языковую и историческую систему;
 продолжить обучение работе с текстами разных жанров и стилей;
 используя проблемно-интегративный подход к обучению, направлять поисковую деятельность учащихся на решение системы взаимосвязанных внутри - и меж предметных учебных проблем;

Развивающие:
 способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
 развивать умения переносить ранее полученные знания на новую ситуацию;
 развитие творческого воображения.
 устанавливать закономерности, искать новые факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы и установленной закономерности;
 развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его внутренней сутью, причинами изменений, анализировать условия, определяющие различные тенденции его развития.

Воспитательные:
 Развивать эмоциональную сферу учащихся, привлекая материал по истории, литературе, живописи, философии;

 воспитание правильного понимания нравственно-эстетических категорий;
 воспитание любви и гордости к истории Отечества и родному языку;
 воспитание толерантности.

Оборудование: раздаточный материал, видеоматериал, листы ватмана, маркеры, книги о семье, словари, Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ.
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Просмотр слайд-шоу.
Преподаватель истории:
-О каком замечательном слове пойдет речь на нашем уроке? (семья)
Мы будем строить дом для слова «семья», строительным материалом станут знания на различных этапах урока. В оформлении проявите творческие способности.
III. Этап усвоения новых знаний. Исследование ассоциативно-деривационных отношений.
3.1 Работа со значением слова
Преподаватель русского языка:
- С помощью этимологического словаря определите происхождение слова.
Семья- сем. "домочадец", того же корня, что лит. šeimà, "семья, челядь", готск. haims "селение", греч. kōmē — тж. Семья исходно — "живущие в одном селении", затем — "домочадцы".

- Дайте лексическое толкование этого слова.(доска- определение)

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья(управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.
Посмотреть лексическое, прямое или переносное значение и толкование слова Семья в других словарях: Словарь воровского жаргона, Словарь Ожегова, Словарь синонимов

Значение слова Семья орфографическое, лексическое прямое и переносное значения и толкования (понятие) слова из словаря Словарь Ожегова
1) Семья - Объединение людей, сплоченных общими интересами
2) Семья - Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей
3) Семья - Группа живущих вместе близких родственников
4) Семья - Обособленная группа некоторых животных или растений одного вида

3.2 Работа по подбору однокоренных слов (доска-синонимы)
У. - У слов тоже есть семьи- это однокоренные слова. Подберите их к слову «семья», записав их в тетради.
(Семейный, семьянин,семейство,семейственность,семейно,семейность,по-семейному,бессемейный,малосемейный,общесемейный,пчелосемья)

3.3.Работа с историческим текстом, современным правовым пониманием .
Преподаватель истории:
-Как вы думаете ,сколько лет этому слову? Каковы причины появления семьи как ячейки общества? В России формирование семейных ценностей началось с принятия христианства. Одним из первых их сформулировал князь Владимир Мономах, оставив Поучение своим детям.

Из Поучения Владимира Мономаха своим детям
…В дому своём не ленитесь, но сами смотрите за всем, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Не угождайте питью, ни еде, ни спанью. Остерегайтесь лжи и пьянства- от этого погибает душа и тело. Куда не пойдёте по своим землям, не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пакости делать ни в сёлах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда ни пойдёте, где ни остановитесь, везде напойте и накормите просящего. Больного посетите, мёртвого пойдите проводить, ведь все мы смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом. Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти. Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец. А леность- мать всему дурному, (ленивый) что и знает, то забудет, а чего не знает, тому не учится; вы же, поступая хорошо, не ленитесь ни на что доброе…
-Назовите нравственные ценности, которые выделил Владимир Мономах. Насколько они актуальны сегодня? Выберете, самое важное для вашей семьи.(доска)
В истории России мы знаем два имени- Петра и Февронии, жизнь и любовь которых стала примером для российских семей. С 2008 года указом президента 8 июля отмечается как День семьи, любви и верности. 2сентября этого года в нашем городе был открыт этим святым.
Современные принципы построения семьи изложены в правовых документах, важнейшим из которых является Семейный кодекс РФ.
Семья- это союз лиц, основанный на браке, родстве, либо принятии детей на воспитание и характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной работой.
К членам семьи относятся: супруги, дети, бабушки, дедушки, братья, сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица.
Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.
Условия вступления в брак:
1. Добровольное соглашение мужчины и женщины. Согласие третьих лиц не требуется.
2. Достижение брачного возраста- 18 лет. Брачный возраст может быть снижен не более чем на 2 года (до16лет) при наличии уважительной причины, по решению местных органов власти.
3. Брак не может быть законен, если хотя бы одна из сторон уже состоит в браке.
4. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами.
5. Не могут вступить в брак страдающие душевной болезнью или слабоумием и признанные по этим причинам судом недееспособными.
Личные права супругов
Право на выбор фамилии, занятии, профессии, место жительства.
Супруги равны в решении основных вопросов жизни семьи: рождении ребенка, воспитание и образование детей, ведение домашнего хозяйства.
Принципы построения семьи
Взаимоуважение, взаимопомощь, содействие благополучию и укреплению семьи, забота о благосостоянии и развитии своих детей.
Родители имеют право и обязаны заботиться о воспитании детей, их физическом и психическом здоровье, духовном и нравственном развитии.
-Выпишите определения слов «семья», «брак»

Что нового вы узнали из данного документа?

IV. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

4.1 Работа по подбору синонимов и антонимов .
синонимы антонимы
семейство одиночество
семейный круг вдовство
домашние сиротство
домочадцы

4.2 Работа с текстами + доска
-Сравнить тексты. Какие семейные ценности и проблемы отражены в этих текстах? Какую семейную проблему в современном обществе вы считаете наиболее актуальной?
Какую из предложенных картинок вы бы выбрали в качестве эмблемы своей семьи?
- Какой текст вам понравился больше всего и почему?
- V. Рефлексия.
5.1-Что было для вас новым в понимании слова «семья»?
-Продолжите предложение для меня семья – это….( в качестве подарка - закладка с высказываниями о семье)
5.2.Защита кластера.
V1. Домашнее задание.
1.Составить родословную семьи, нарисовать герб.
2. Написать эссе «Моя семья», «Моя будущая семья»
3.Собственный вариант задания.

Приложение
1. Петрушевская Л.С.
Отрывок из сказки «Счастливые кошки»
Жила-была одна девочка, которая как-то сказала:
- Счастливые эти кошки! Гуляют, в школу не ходят! Я бы тоже так хотела!
И она решила найти колдуна, чтобы он превратил ее в кошку.
А колдун как раз проходил мимо и мигом выполнил желание девочки.
Тут же она оказалась на полу и зашипела.
А колдун превратился в саму девочку, топнул ногой и сказал:
- Я не хочу эту кошку, фу, она противная.
Родители удивились, они думали, что это девочка тайно принесла в дом кошку.
Но девочка-колдун взяла и выкинула девочку-кошку на лестницу, а потом и из подъезда.
Кошка мяукала на морозе , но девочка-колдун упорно сидела перед телевизором и ела конфеты, и съела все конфеты, какие были в доме, а родители ничего не могли с ней поделать, потому что поздно опомнились.
Но самая большая неожиданность случилась назавтра к вечеру, когда папа с мамой вернулись с работы.
Колдун в образе девочки очень заскучал и пригласил к себе в гости друзей, которые тоже пришли не одни.
Короче, когда родители вошли в дом, дым стоял коромыслом, дочка пьяная сидела за столом и пела песню, обнявшись с какой-то некрасивой, немолодой красномордой тетенькой с очень черными бровями, а по квартире там и сям расположились живописными группами мужики и тетки с папиными бутылками в руках и мамиными сигаретами в зубах.
Папа с большим трудом выгнал этих людей, дочка визжала и топала ногами, кричала, что у каждого должны быть свои друзья и что родители жадные и так далее, особенно же дочка ни за что не хотела отпускать свою старую толстую подругу, вопя, что без нее не заснет и нельзя выталкивать людей на мороз!
Дочь плакала, мама стала ей мерить температуру, папа собирал побитую посуду, короче, ночь прошла в хлопотах.
В школу девочка не пошла, мама на работу тоже не пошла, но дочь стала утром настойчиво посылать ее за бутылкой, предлагала распить это дело совместно и просила подымить.
Что касается кошки, то она провела эту ночь на улице под занесенной снегом машиной, а утром прорвалась в подъезд вслед за почтальоншей и стала мяукать у родной двери, но там работало радио, гремел телевизор, играл магнитофон и кто-то еще вдобавок громко визжал.

2.Толстой Л.Н. Отрывок из романа « Анна Каренина».
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета.

3.Н. Доризо

Бабушка

Спешит на свидание бабушка,
Не правда ли, это смешно?
Спешит на свидание бабушка,
Он ждёт её возле кино.

Расплакалась внучка обиженно,
Сердито нахмурился зять —
Спешит на свидание бабушка,
Да как же такое понять!

Из дома ушла, оробевшая,
Виновная в чём-то ушла...
Когда-то давно овдовевшая,
Всю жизнь она им отдала.

Кого-то всегда она нянчила —
То дочку, то внучку свою —
И вдруг в первый раз озадачила
Своим непокорством семью.

Впервые приходится дочери
Отчаянно стряпать обед:
Ушла на свидание бабушка, —
И это на старости лет!

Спешит на свидание бабушка,
И совестно ей от того...
Спешит на свидание бабушка,
А бабушке — сорок всего.
1971

* * *
4. Чем тебе угодить, отдалясь от себя?
Может, мимо бродить, не тревожа тебя?
Может, лучше уйти - только деньги давать?
Как любовь обрести??? Брак нельзя разрывать!!!
................................................................................
Но, увы, тщетно все. Мы - раздельные "Я".
Нас ничто не спасет - ибо мы не семья...
(Интернет-ресурсы)

* * *
1. Семья - это о самых дорогих.
О самых нежных, горячо любимых.
О самых добрых, самых ласковых.
О самых сильных и чуть-чуть ранимых.
Семья - это тот хмурый взгляд отца.
Улыбка матери, поддержка и вниманье.
Семья - это открытые сердца,
В которых нет укора и страданья.
(Интернет-ресурсы)

6. «Чайлдфри» (англ. Childfree) — добровольная бездетность; отказ иметь детей по идейным соображениям, а также сами люди, отказавшиеся рождать детей.
Термин возник сравнительно недавно — в 70-х годах ХХ века, а одно из первых объединений чайлдфри сформировалось лишь спустя 20 лет, когда добровольная бездетность стала набирать популярность в США и Европе. Однако достаточно много людей, живших в самые разные времена, выбирали добровольную бездетность. Чайлдфри прошлых эпох — это преимущественно богатые и знаменитые люди: писатели, философы, ученые, актеры, балерины. Среди простых людей чайлдфри не было, поскольку в традиционном обществе никому даже в голову не приходило задуматься о том, что детей можно и не иметь. А в условиях низкого уровня медицины и частой детской смертности высокая рождаемость обеспечивала сохранение человеческого рода.
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: nataliandirina
Просмотров: 1320 | Загрузок: 270 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 tam-kapaeva  
Уважаемые Бияш Наталья Владимировна и Сальникова Ирина Николаевна! К сожалению, Ваша работа не прошла тех экспертизу. Материал не допущен к участию в конкурсе. Неполный пакет документов. Материал, присланный на конкурс, не соответствует Положению конкурса. Приложение 2 (Описание урока/занятия/мероприятия), не соответствуют Положению конкурса. Нет формы описания авторского активного метода обучения (Приложение 4). Частично соблюдён закон об авторском праве. В презентации нет колонтитулов, не указаны ссылки на используемые ресурсы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]