Понедельник, 19.08.2019, 19:40
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Мечтанья с глаз долой
[ · Скачать удаленно (48 Кб) ] 31.01.2012, 17:01
«Мечтанья с глаз долой и спала пелена»

(на материале комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» . 2 часа)

Цели: - сформировать суждение по проблеме;

- определить гражданскую позицию.

Форма: гражданский форум.

Понятия: лицемерие, подхалимство, карьеризм, гражданская позиция.

Ход форума

I. Сообщение учителем темы и целей форума.

II. Напоминание правил ведения форума, которые написаны на доске.

Правила такие:

Каждый может высказать свою точку зрения по проблеме.

Все выступления дослушиваются до конца.

Обсуждение не должно выходить за рамки выбранной темы.

Уважительное отношение к любому высказыванию.

По желанию дополнять друг друга в выбранном вопросе.

III Описание проблемы.

Как жить человеку, обладающему нравственным благородством, искренностью, простодушием и честностью, в обществе, где тирания как вид политической власти нуждается в рабстве, в рабской психологии, основанной на страхе, подчинении, т.к. тирания существует и развивается только благодаря рабству.

IY. 3 подхода к проблеме.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа определенное время обсуждает выбранный подход к проблеме.

Первый подход

Жизненные принципы фамусовского общества:

а) кто из героев комедии входит в фамусовское общество;

б) по каким качествам оцениваются люди;

в) какую цель преследуют в жизни;

г) что говорят о воспитании и образовании;

д) почему боятся всего прогрессивного?

Второй подход

Жизненная позиция Чацкого:

а) кто такой Чацкий;

б) какие жизненные принципы фамусовского общества более всего ненавистны Чацкому;

в) должен ли человек прислушиваться к общественному мнению;

г) с кем борется Чацкий? Стоят ли эти люди того, чтобы тратить на них силы? Не лучше ли было не витийствовать на балу, а действовать, войти в тайное общество;

д) Пушкин отказал Чацкому в уме за то, что он свои умные речи говорил «на бале Московским бабушкам», а первое свойство умного человека знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер пред Репетиловыми и прочими. Как вы относитесь к этому утверждению А.С.Пушкина?

Третий подход

«Кто же Чацкий, победитель или побежденный?»:

а) можно ли доказать текстом комедии слова И.А.Гончарова «Чацкий сломлен количеством старой силы…»;

б) смог ли Чацкий в спорах с членами фамусовского общества отстоять свою гражданскую позицию;

в) показал ли Грибоедов Чацкого победителем;

г) как бы вы сыграли на сцене действие IY, явление 14-е.

Y. В конце форума каждый заполняет анкету.

Анкета

Должен ли человек прислушиваться к общественному мнению?

Да Нет

Если общество, в котором живет человек, реакционно, стоит ли защищать истину?

Да Нет

Если человек не может постоять за себя, сможет ли он постоять за других?

Да Нет

Стоят ли такие люди, как Фамусов, Скалозуб того, чтобы тратить на них силы?

Да Нет

Служить делу, а не лицам?

Да Нет

Кто беден, то тебе не пара?

Да Нет

Чины людьми даются, а люди могут ошибиться?

Да Нет

8. Нужно ли знать законы общества, чтобы отстаивать справедливость?

Да Нет

Анкета помогает избрать каждому учащемуся свою гражданскую позицию

YI .Учитель литературы и учитель граждановедения делают выводы по форуму.

Дополнительная информация

По первому подходу

Фамусовское общество – убежденные сторонники самодержавно – крепостнического строя. Им дорого прошлое, век Екатерины, когда была особенно сильна власть дворян – помещиков. Люди в этом обществе ценятся по происхождению и богатству, а не по личным качествам.

Цель жизни для Фамусова и его гостей – карьера, почести, богатство.

Консервативное общество Фамусовых боится всего нового, прогрессивного, что может угрожать его господствующему положению.

Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу.

Наша сегодняшняя жизнь напоминает страницы комедии Грибоедова «Горе от ума». Большинство людей живет по законам фамусовского общества (бессловесность, карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству). Так жить легче, быстрее дойдешь «до степеней известных».

Протекция, кумовство – обычное явление в мире Фамусовых и в наши дни. Большинство людей заботится сейчас не об интересах государства, а о личной пользе. Так обстоит дело на гражданской службе, то же видим мы среди военных. Таких, как Чацкий, мало. Это наше будущее.

По второму подходу

Фамусовскому обществу противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего». Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало поклонником всего иностранного. Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в старые годы.

Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Идеал Чацкого не Максим Петрович, а независимая, свободная личность, чуждая рабской принадлежности. Он защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: - Разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем опасным!!!

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской.

Чацкий стоит за развитие национальной культуры. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе. Ценность человека Чацкий видит в его личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?» Чацкий выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

По третьему подходу

Чацкий – трагический герой, попавший в комедийную ситуацию. «Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой»,- писал И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний». Чацкий сохраняет верность своим идеалам. Он, с одной стороны, победитель, т.к. устроил переполох в фамусовском обществе, а с другой стороны, Чацкий – побежденный, т.к. не сумел на свою сторону привлечь людей из фамусовского общества. Старое общество оказалось сильнее, потому что находится в большинстве.

Гражданскую позицию не отстоял.

Слово учителя литературы.

Значение комедии А.С. Грибоедова необычайно велико. В ней подняты остро стоявшие в то время политические и общественные вопросы: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании. Не менее важно и воспитательное значение комедии. Грибоедов подверг критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия. Со всей отчетливостью и убедительностью он показал, как гибнут в этом мире, где господствуют Фамусовы и Молчалины, лучшие человеческие качества. Создавая образы своей комедии, Грибоедов разрешил важную для писателя – реалиста задачу речевой характеристики героев. Прочитав комедию, Пушкин сказал: «О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы».

Слово учителя граждановедения.

Многие вопросы, поставленные А.С. Грибоедовым в комедии, остались без ответа и в наше время. Напрашивается вывод, что человеку с передовыми взглядами тяжело жить в обществе, где за основу в отношениях между людьми в большинстве случаев взяты лицемерие, подхалимство, взяточничество.

Чтобы воплотить свои прогрессивные идеи в жизнь, нужно собрать вокруг себя единомышленников, потом образовать партию, а уже следующим шагом должно стать обращение к правительству со своей программой преобразования страны. Все это требует времени и терпения.

Самое важное в борьбе с невежеством – не отчаиваться и не разочаровываться в своей борьбе, не падать духом. Благородство, независимость, высоту мысли, истинность чувств нужно защищать.

Без таких личностей, как Чацкий, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто перестало бы развиваться, загнило бы и погибло. В конце урока ребята смотрят выставку рисунков к комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Экскурсию проводит автор работ .
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: Zinaida
Просмотров: 1559 | Загрузок: 554 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]