Четверг, 08.12.2016, 07:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Литературное и историческое краеведение "Владислав Крапивин:возвращение к себе"
[ · Скачать удаленно () ] 03.11.2014, 09:11
« Изучение творчества В.П.Крапивина в школе»


МАОУ СОШ № 46

Интегрированный урок
Литературное краеведение
Историческое краеведение
ИКТ
«Владислав Крапивин:
Возвращение к себе …»


Автор Анищенко Алена Александровна
Учитель истории и обществознания

Г. Тюмень
2014г.
Тема: « Владислав Крапивин: возвращение к себе…»

Форма:
 «Линия самореализации»
Образовательная технология:
 Педагогика сотрудничества, педагогической поддержки, создание ситуации успеха.
Методы обучения:
 Интерактивные
Креативная задача:
 Создать образовательный продукт самостоятельно:



Концепция:
 Популяризация книг Владислава Крапивина, я считаю, очень важна, так как они обладают широким спектром воспитательных возможностей: духовно-нравственных и деятельностно- практических. Произведения Крапивина побуждают ребят занять активную жизненную и гражданскую позицию. Творчество Владислава Крапивина имеет важное воспитательное значение как способное сделать для современных детей и подростков притягательными ценности товарищества, открытости к людям, готовности встать на защиту добра и справедливости. Актуальность данной темы еще и в том, что она работает и в направлении патриотического воспитания, способствует воспитанию любви к культурному наследию родного края.

Цель:
 Создать организационные, научно-методические, информационные, креативные условия, способствующие раскрытию творческого потенциала учащихся посредством обращения к личности и творчеству писателя Владислава Петровича Крапивина.

Задачи:
Образовательные и дидактические задачи:
 Способствовать формированию у учащихся знаний творчества Владислава Петровича Крапивина как части культурного наследия родного края;
 Исследование и популяризация творчества Владислава Крапивина.
 Способствовать формированию и совершенствованию исследовательских умений и навыков учащихся
 Предоставление каждому оптимальных возможностей в личном становлении( самореализации)
Развивающие задачи:
 Способствовать формированию навыка коммуникативной культуры;
 Способствовать развитию социальной компетентности;
 Способствовать формированию культурологической компетенции;
 Способствовать развитию умения самостоятельно применять знания в практической деятельности;
 Способствовать повышению уровня литературного развития учащихся.
Воспитывающие задачи:
 Способствовать формированию и совершенствованию культуры чтения;
 Способствовать формированию и совершенствованию речевой культуры;

Оборудование:
 Установка мультемедийная
 Презентации
 Персональные компьютеры
 Выставка книг В.П.Крапивина
 Папка-раскладушка с работами детей по теме « Мир детства в произведениях Владислава Крапивина «.

Предварительная подготовка:
 Создать творческие группы, работающие по разным направлениям; ( учитывается желание учащихся )
1. Изучить биографию В.П.Крапивина и представить наиболее яркие моменты в виде презентации.
2. Подготовить фоторепортаж по теме: « Улицы Тюмени в жизни Владислава Крапивина» и представить.
3. Составить викторину в электронном виде для работы по ее вопросам на компьютере.
4. На основе прочитанных произведений писателя написать заметку в газету, отзыв, нарисовать рисунки, на тему « Мир детства в произведениях В.П.Крапивина»
5. Подготовить презентацию нового произведения
« Пять скачков до горизонта»
 Составить список произведений, которые необходимо прочитать к уроку. ( летний период)
 Рекомендовать список литературы для подготовки к уроку.
 Анкетирование с целью выявление уровня знаний творчества В.П.Крапивина.
 Работа с Интернет-ресурсами.

Мотивация:
 Владение информацией для социализации в обществе;
 Формирование культурологической компетенции.

Критерии успешности:
 Представление результатов собственной деятельности в виде творческого проекта, творческого отчета. (самореализация,)
 Ответы на вопросы викторины – как один из показателей знаний данного вопроса;
 Повышение собственного уровня литературного развития. (саморазвитие, самообразование)

Деятельность учителя Деятельность учащихся
• Направляет познавательную деятельность учащихся, акцентируя внимание на наиболее важных моментах;
• Оказывает педагогическую поддержку;
• Способствует созданию ситуацию успеха на уроке;
• Предлагает сделать выводы;
• Организует самопроверку учащихся. ( викторина)
• Выступает в роли консультанта и координатора действий. • Представляют результаты собственной деятельности в виде творческого проекта;
• Делегируют представителя от группы;
• Заполняют лист самооценки;
• Оценивают работу других групп;
• Отвечают на вопросы викторины;
• Делают вывод по теме урока и представляют его.

План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Творческий отчет групп.
3 Рефлексия ( викторина)
4. Заключительное слово по уроку учащихся.

Карта урока:
I. Организация занятия.

Дидактическая цель: Активизировать познавательную деятельность
учащихся на восприятие и осмысление
материала, понимание духовно- нравственной и практической значимости изучаемого материала.

 Вступительное слово учителя:

Слайд № 1

Имя Владислава Крапивина известно даже тем, кто никогда не читал его книг.
Его можно без преувеличения назвать звездой первой величины на небосводе отечественной литературы. Немного найдется писателей, чей творческий путь был бы столь же долог и многогранен. Его Каравеллы привезли к берегам удивительного мира книг несколько поколений читателей, как в нашей стране, так и за рубежом.
Слайд № 2

Сегодня я приглашаю Вас в удивительную страну этого человека… на прекрасном паруснике добра и истины по названием « Каравелла»
( в руках макет парусника)
Слайд № 3
Каждый из вас трудился над творческим проектом по творчеству В.П.Крапивина и сейчас мы предоставляем вам возможность представить их.

( Каждая творческая группа в конце своего представления результатов говорит о возвращении писателя в Тюмень.)
( Каждый творческий проект связан с другим)

Творческий проект группы № 1
« Писатель, Учитель, Командор…» ( вернулся в Тюмень, работает в ТГУ)
Слайд № 4

Творческий проект группы № 2
« Улицы Тюмени в жизни Владислава Крапивина « ( Детство в Тюмени)
Слайд № 5

Творческий проект группы № 3
« Мир детства в произведениях Владислава Крапивина»
- папка-раскладушка с заметками, рисунками ( писал произведения о Тюмени и о тюменской детворе)

Слайд № 6
Слайд №7

Слайд № 8

Творческий проект группы № 4
« Пять скачков до горизонта»
- презентация книги.
Слайд 9
Слайд № 10

Творческий проект группы № 5
Викторина « Творчество Владислава Крапивина» ( Международная литературная премия имени В.П.Крапивина - первая была вручена в Тюмени)
Слайд № 11

- Сейчас мы попытаемся ответить на вопросы данной викторины в электронном виде.
Желаю успеха! (рефлексия)
- Результаты вы увидели сами и сможете оценить свои знания по творчеству В.П.Крапивина

Саморефлексия
-И вновь в моих руках «Каравелла» … (Впечатления ребят об уроке)

Слайд № 12
-Значение личности и творчества Владислава Петровича Крапивина для детской литературы, для воспитания нескольких поколений молодёжи России и других стран трудно переоценить.
Один из замечательных писателей России, автор нескольких сотен книг, переведённых на десятки языков, В.П.Крапивин и сегодня продолжает свою благородную деятельность по формированию высокой нравственности и духовности среди юных и взрослых читателей.
Каждая новая встреча с его книгами обещает и новую радость.
Его фантастически добрых, светлых и умных книг нам хватит еще надолго. Так что остается только пожелать вам побольше таких встреч…
Спасибо за радость общения с вами!

Литература:

Интернет –ресурсы

1.www. rusf/ru| vk
2. krapivin.ru.vikepedia

Для составления урока использованы художественные тексты.

1. Крапивин В.П. Голубятня на желтой поляне
2. Крапивин В.П. Тополиная рубашка
3. Крапивин В.П. Белый шарик матроса Вильсона
4. Шестая Бастионная
5.Ковер-самолет
6.Тень каравеллы
7.Тополиная рубашка
8.Далеко- далеко от моря
9.Та сторона, где ветер.
10.И другие произведения.


Статьи.

1. Баруздин С. Владислав Крапивин. // в кн. Баруздин С. Заметки о детской литературе. — М.: Дет.Лит., 1975. с. 258-262.
2.. Бугров В. Беседа с писателем Владиславом Крапивиным. // Уральский следопыт, 1985, №11.
3.. Зубарева Е. Надо мечтать. // Детская литература, 1980, №1.
4. Крапивин В. Впереди по курсу — будущее (размышления о герое детской литературы) // Литературная газета, 1982, 4 авг.
5.. Никитин Ю., Глотов И. Беседа с В. Крапивиным. 29 декабря 1993 года. // Та сторона.
6. Читаем, учимся, играем. 11. 2005 г.

Викторина
« Творчество Вячеслава Петровича Крапивина»

1. Как называется произведение В.П.Крапивина, в котором он воспел реквием (песнь печали и памяти) тополю?

2.
На этой фотографии Владислав Петрович со своим другом-талисманом. Назовите его имя.

3. В высказывании Вячеслава Петровича пропущены слова, вставьте их:

« …Всю жизнь я перечитывал чудесные рассказы и повести _________________ . По его великолепной книге ______________________ я учился писать. Его я считаю своим первым _______________ учителем.

4.
Какое событие в жизни В.П.Крапивина отображено на этой фотографии? В каком году это было?
5.
Это изображение герба детского отряда, созданного Крапивиным и существующего до сих пор. Как называется этот отряд, и когда он был создан?

6. В каком году была напечатана первая книга В.П.Крапивина и как она называлась?

7.Уже во втором классе Вячеслав Петрович мечтал стать … кем?

8. Первым читателем, критиком и другом Вячеслава Петровича была ….кто?

9. Первое поэтическое произведение Крапивина напечатали в Тюмени. Как оно называлось, и в каком году это было?

10. Что такое КРАТОКРАФАН?

11. Вставьте слова в приведенный ниже текст. Из какого произведения В.П.Крапивина данный отрывок?
« … Детство я провел в __________... Наш дом номер пятьдесят девять стоял в самой середине улицы __________ . Одноэтажная и немощная, эта улица по тогдашним масштабам считалась очень длинной. Начиналась она у старого _______________, которое синело вдали, а кончалась у _____________моста через лог, недалеко от района __________________ .

12. О какой церкви говорит Вячеслав Петрович?
«… это ведь самая большая моя любовь; в раннем детстве мне грезилось, что она скрывает какие тайны… Видел как с нее спиливали маковки, как досками забивали арочные проемы…»

13. Кто, когда и по какому случаю оставил запись на память В.П.Крапивину?
«Владиславу Крапивину — странному сказочнику и великому знатоку детей».

14.
В этом доме Владислав Петрович жил с 11 лет и до окончания школы. Покажите окна его квартиры и назовите улицу, где находился этот дом?
15. Что в руках у В.П.Крапивина, с каким событием в его жизни это связано?

16.В каком году учреждена международная литературная премия имени Владислава Крапивина, в каком размере она выплачивается и когда? Что вручается вместе с денежной премией?

Ответы на викторину « Творчество Владислава Петровича Крапивина»

1. « Тополиная рубашка»
2. Заяц Митька
3. Паустовский, « Золотая роза», литературным
. Моим учителем, заочно, правда, всегда был Константин Георгиевич Паустовский. Я впервые прочитал его книгу “Далекие годы” в пятом классе, и с тех пор понял, что, если говорить о волшебстве слова, умении владеть языком, создавать свой мир, то в этом Константину Георгиевичу нет равных. А его книга “Золотая роза” — и есть настоящая школа писательского мастерства.
4. 1983 год премия « Аэлита»
5. «Каравелла» 1961 год
6. 1962 год « Рейс »Ориона»
7. Капитаном дальнего плавания.
8. Мама
9. 1956 год. « Тюменский комсомолец» - «Весна»
10. Краткий толкователь крапивинской фантастики.
11. Тюмени, Герцена, Текутьевского кладбища, Земляного, Большое городище.
12. Спасская церковь на ул. Ленина в Тюмени
13. Аркадий Стругацкий, который некогда оставил на память
14. Улица Грибоедова 27 –затем 31 . На втором этаже три правых окна.
15. Июль 2001 года. Владислав Крапивин с призом "Малая Урания", полученным на фестивале фантастики "Урания-2001" в Томске.
16.В 2006 году. Размер премии 100 000 (сто тысяч) рублей. По решению учредителей эта сумма может быть изменена. Вручается в день рождение автора в любом из городов. Вместе с денежной премией лауреату вручается диплом и памятная нагрудная медаль.
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: anishchienko-aliena-63
Просмотров: 857 | Загрузок: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]