Четверг, 08.12.2016, 07:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Интегрированный урок (русский язык – информатика)
[ Скачать с сервера (6.02Mb) ] 09.02.2013, 10:44
Организационная информация
Тема урока Интегрированный урок (русский язык – информатика)
Предмет Русский язык, информатика и ИКТ
Класс 5-а класс
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Никитина Людмила Анатолиевна, учитель русского языка и литературы
Романов Константин Михайлович, учитель информатики и ИКТ
Образовательное учреждение МОУ «Красногорская СОШ №2»
Республика/край Республика Марий Эл
Город/поселение пгт. Красногорский
Методическая информация
Тип урока (мероприятия, занятия) Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по теме «Текст. Редактирование и форматирование текста»
Характеристика класса В группе 15 человек, из них 8 девочек и 7 мальчиков. Все – учащиеся 5-а класса, занимающиеся по Программе «Школа 2100». Учащиеся этой группы умеют выделять главное, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Запланированная на уроке работа в командах будет способствовать формированию у учащихся взаимопонимания, навыков совместной деятельности и совместного преодоления трудностей при решении общих задач и получению удовольствия от работы в команде.
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные) • Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Текст. Форматирование и редактирование текста»
Задачи урока (мероприятия, занятия) Обучающие:
• Закрепить знания о признаках текста и об основных понятиях текстового редактора.
• Выявить пробелы в усвоении учащимися знаний по теме.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес, творческую активность, логическое мышление и внимание обучающихся.
• Формировать информационную культуру учащихся.
Воспитательные:
• Способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия, усидчивости.
• Развивать у учащихся коммуникативную культуру, способность работать индивидуально и в группе.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы Формы и методы обучения: технология АМО - метод «Подари улыбку», метод «Импровизированные цели» (копилочка активных методов обучения), технология критического мышления - синквейн, работа в группах, разгадывание интерактивного кроссворда, выполнение творческих заданий в рабочих тетрадях; игровые технологии – игра «Мы- редакторы», индивидуальная деятельность – выполнение практической работы за компьютером; здоровьесберегающие технологии – рефлексия, гимнастика для глаз. (видеофизкультминутка).

Время реализации урока (мероприятия, занятия) 45 минут
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) • знать основные понятия о тексте и текстовом редакторе;
• уметь выполнять творческие задания в рабочих тетрадях из раздела «Редактирование и форматирование текста»;
• закрепить навыки работы в текстовом редакторе;
• уметь работать в группе.
Необходимое оборудование и материалы Техническое оборудование: компьютер, АРМ учителя, мультимедийный проектор, АРМ учащихся.
Программное обеспечение: программа для просмотра презентаций Microsoft Power Point, , текстовый процессор Microsoft Word.
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) Дидактические материалы:
• Интерактивный кроссворд
• Карточки с заданиями кроссворда.
• Практическая работа №8 «Работа с фрагментами текста».
• Модальная карта по теме «Текст».
Подготовка кабинета для проведения урока:
• размещение кроссворда, папки с шаблонами для практической работы «Форматирование текста» на компьютерах учащихся;
• маркерная доска для фиксирования карты целей.
Список учебной и дополнительной литературы Учебная литература:
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ 5 класс-2-е издание-М.БИНОМ Лаборатория знаний, 2010
2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ- рабочая тетрадь для 5 класса БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
3. Бунеев Р.Н., Е.В. Бунеева Литература 5 класс («Шаг за горизонт». Изд. 2-е Баллас, 2008
4. Бунеев Р.Н., Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева Русский язык 5 класс, Изд. 2-е Баллас, 2009
5. Ладыженская Т.А. Школьная риторика 5 класс. Москва 2008, ЮВЕНТА

Ход и содержание урока,
деятельность учителя и учеников.
Мотивация учащихся Мотивация на уроке формируется за счет использования технологии АМО, игровой технологии и быстрой смены различных видов деятельности.
Этапы урока:
Организационный момент (2 мин.) Учитель:
- приветствует учащихся;
- проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.

Этап инициации (2 мин)
Метод «Подари улыбку» Учитель: Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть! Предлагаю начать нашу совместную работу. Я попрошу вас взяться за руки, улыбнуться, рукопожатием поприветствовать друг друга, пожелать всем успехов на уроке.
Учащиеся улыбаются друг другу, взявшись за руки, желают успехов всем присутствующим.
Таким образом создается комфортная обстановка на уроке, снимается напряжение учащихся, происходит сплочение группы.
Определение темы урока. Целеполагание и мотивация (8 мин.)
(карточки с кроссвордом)
(листы для целеполагания)
Слайд 1 – 4(эпиграф, кроссворд, тема урока, лексическое значение слова «редактор»)

Учитель русского языка: Ребята, как вы понимаете смысл эпиграфов? (Ответы детей). Запишите дату нашего урока и второй эпиграф. А тему вам подскажет кроссворд, который мы предлагаем отгадать в группах.
Учитель информатики объясняет правила решения кроссворда.
Разгадывание кроссворда.


Журналист
Корректор
Художник
Издатель
Секретарь
Фотокорреспондент
Типограф
Корреспондент

Учитель информатики: Какое слово получилось по вертикали? В связи с этим как вы предлагаете назвать тему нашего урока? Кем мы с вами сегодня будем? (Выход на тему «Мы - редакторы).
Учитель русского языка: А кто такой редактор? Чем он занимается? (Ответы детей). Запишите тему урока и лексическое значение слова «редактор» в тетради.
Урок у нас сегодня последний в данном разделе. Как вы думаете, какова цель урока? (Метод «импровизированные цели»; задача этапа - создание «карты целей»).
Учащиеся формулируют цель урока.
Цель урока: обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Редактирование и форматирование текста».

Актуализация знаний (5 мин.)
(Рабочие тетради по русскому языку) (слайд 4- проверка)
Слайд 5- модальная карта Учитель информатики: Ребята, самая главная задача редактора – не допустить ошибок в материалах СМИ. Поэтому мы с вами сейчас проведём ролевую игру «Мы – редакторы», посвящённую умению видеть ошибки и исправлять их. Прошу разобрать бейджики. (Дети подходят и прикрепляют их).
Ученик: Я главный редактор. Проведём небольшое производственное совещание. Мы, журналисты, работаем с текстом и должны хорошо знать его признаки. Коллектив у нас дружный, поэтому озвучим модальную карту хором.
Опрос обучающихся с использованием модальной карты ):
 Что такое текст?
 Какие признаки текста вы знаете?
 Какие типы речи вы знаете?
 Расскажите о стилях речи.
Творческое задание в рабочей тетради по информатике (4 мин.) Слайды1, 2( с заданием и ответом) Ученик: Спасибо, коллеги, теоретически мы подкованы. Прежде чем переходить к практике, давайте проведём «разминку для ума» - выполним в рабочей тетради по информатике задание № 49…Что получилось? (Проверка по слайду презентации).

Физкультминутка. Гимнастика для глаз (2 мин.) Учитель демонстрирует видеоролик

Закрепление знаний, практических умений и навыков

Практическая работа (15 мин.) Ученик: А теперь практическая работа. Давайте займём места за компьютером. Эксперты, помогайте! ( Работа за компьютером: редактирование текста в текстовом редакторе WordPad)

Учитель информатики: Задание1. Учёные предоставили нам интересные сведения о папирусе. Но курьер проявил неосторожность, и весь текст рассыпался на части. Ребята, восстановите текст и озаглавьте его.
1.Открыть документ «Собери текст». Расположить предложения по порядку, чтобы получился текст
Его приготовляли из водяных растений. Папирус изготовляли в Египте много сотен лет назад, когда ещё не умели делать бумагу. Волокна расстилали рядами. На них накладывали тяжёлые камни. Трёхгранные стебли этих растений расщепляли острым ножом на длинные волокна. Эти листы затем выглаживали и склеивали в длинные трубки - готовые листы- папирусы. Из волокон выделялся клей, который соединял их в плотные шероховатые листы.
.

Задание 2.Недавно нам принёс свои стихи один начинающий поэт. Но, оказалось, это плагиат. Докажите, что стихи принадлежат другому поэту. (Открыть документ «Лукоморье» Удалить лишние слова. Написать заголовок: указать автора и название произведения):
У лукоморья дуб очень старый, но еще зеленый;
Златая тяжелая цепь на дубе том:
И днем и ночью, утром и вечером кот ученый
Всё ходит по цепи круг за кругом;
Идет направо — песнь тоскливую заводит,
Налево — страшную сказку говорит.
Там чудеса чудесные: там добрый леший бродит,
Русалка распрекрасная там на ветвях сидит…
Задание3.Работа с фрагментами текста. С какими только текстами нам не приходится сталкиваться! Например, в письме Ани Неумейкиной нам попалась одна фраза, значение которой мы не поняли, может быть, вы разберетесь?
Открыть документ «Фраза» Разделить буквосочетание пробелами и запятыми по образцу:
Теперьяподнимитетоже.
Теперь я под ними, те тоже.
Те перья поднимите тоже.
Те перья под ними, те тоже.
Те перья под ним и те тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я под ним и те тоже.
Ученик: Молодцы, мы справились со всеми заданиями, нашли все ошибки, а значит, из нас в будущем могут получиться редакторы.

Подведение итогов (3 мин.)

«Карта целей» Учитель: Ребята, давайте обратимся к нашей карте целей. Удалось ли нам их достичь?
Группа оценивает работу каждого ученика (Листы оценивания).

Рефлексия деятельности на уроке (3 мин.)

«Синквейн» (Слайд 5 по составлению синквейна)

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! Теперь я предлагаю вам составить синквейн слова «Текст».
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Кто забыл, как составляется синквейн, напомню правила:
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Учащиеся работают в командах, потом каждая команда предлагет свой синквейн.
Пример синквейна слова «Текст»
1. Текст
2. Мелкий, красивый
3. Обработать, передать, хранить
4. Знания, которые мы получаем из окружающего мира
5. Сведения
Рефлексия на уроке Метод «Всё у меня в руках» (ладошки). Что понравилось и что не понравилось на уроке.
Домашнее задание (1 мин.) Написать сочинение - миниатюру «Наш открытый урок».
Оформить его в текстовом редакторе.
Дополнительно (для желающих): подготовить сообщение об одной из профессий, связанных со СМИ.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы Правила составления синквейна
http://lidijavk.ucoz.ru/publ/pravila_sostavlenija_sinkvejnov/1-1-0-32
Физминутки
http://pedsovet.su/load/244-1-0-2615

Ссылки на картинки и изображения:

http://azensings.3dn.ru/news/zhizn_i_tvorchestvo_a_p_sumarokova/2012-12-05-322
http://balmont.lit-info.ru/

В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Использование электронного кроссворда позволяет учителю быстро оценить уровень усвоения знаний учащихся по теме "Текстовый редактор", выяснить пробелы в усвоении учащимися знаний.
Интерактивность кроссворда позволяет учащимся, выполнившим задание, сразу узнать результат. При создании электронных ресурсов использованы яркие красочные изображения, анимационные эффекты, что позволяет сделать урок ярче, повысить активность ребят и их мотивацию при изучении предмета.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Данный урок является завершающим в разделе «Форматирование и редактирование текста», поэтому на следующем уроке логично начать изучать тему нового раздела.
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: РомановКонстантинМ
Просмотров: 728 | Загрузок: 182 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не прошла техническую экспертизу: неполный пакет документов (нет описания АМО), имена файлов в архиве записаны неправильно, в презентации отсутствуют колонтитулы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]