Воскресенье, 04.12.2016, 09:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы группы "иностранный язык" » Немецкий язык

Компьютерные технологии как средство организации дифференцированного обучения на занятиях по немецкому языку
[ Скачать с сервера (39.1Kb) ] 08.02.2013, 07:16
«…отчетливый образ будущего может повлиять на наше истолкование сегодняшнего дня». А.Тоффлер.

К читателю.
Оглянувшись я увидела как производство оснащается проводными и беспроводными устройствами, автоматами, роботами, чипами. Наши дети получают огромный объем знаний о мире. Образование все в большей степени приобретает форму полилога в эфире глобальной сети. Формируется компьютерная культура.
Эти изменения - источник интересной общественной жизни;

Введение.
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую активность учащихся? Этим вопросом задаётся каждый педагог в процессе своей профессиональной деятельности.
Учитель должен стремиться создавать условия для расширения многообразия видов познавательной деятельности, которыми могут овладеть школьники, для ее активизации.
В настоящее время роль школы как образовательного учреждения претерпевает значительные изменения, а именно на первый план выходит не передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология оперативного поиска, осмысления, преобразования, хранения и передачи информации, а также технология постановки проблем для исследования с целью дальнейшего поиска решений.
К нам учителям предъявляют сегодня высокие требования. Родителю важно чтобы его ребенок учился в современной школе с хорошей материальной базой. Это школа, где учитель даст знания по всем предметам, а главное, поможет освоить иностранный язык, что даст возможность легко поступать в вузы. В этой школе должны работают высококвалифицированные и интеллигентные учителя.
Школа должна давать современное образование. В связи с этим на одно из первых мест в организации образовательного процесса выходит разработка и создание информационного пространства в школе, для создания которого необходима прочная материальная база (в первую очередь компьютеры).
В результате анализа состояния образовательного процесса выявлены следующие противоречия:
Понимание того, что у школьников существуют различия в творческом и познавательном потенциале и организацией дифференцированного обучения.
Для организации дифференцированного тренинга на занятиях по немецкому языку целесообразно использовать компьютерные программы. Переход к постиндустриальному информационному обществу требует полного развития личности, и пройти мимо компьютерных технологий в данном случае невозможно.
Назначение применения компьютерных программ:
Формировать у школьников навыки общения посредством компьютерных ресурсов.
Проблема применения компьютерных технологий чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Однако прежде чем говорить о работе, необходимо определиться, о чём собственно мы будем вести речь.
Терминология, используемая при описании данной работы, включает такие понятия как компьютерная программа, ресурс.
Компьютерная программа – алгоритм, предназначенный для выполнения компьютером, другими словами это план будущих работ, составленный в расчёте на его выполнение компьютером. Программа должна быть написана в форме понятной для компьютера.
Компьютерные ресурсы – компьютерные средства, к которым обращаются в случае необходимости.
Этим обусловлен выбор темы работы «компьютерные программы как средство организации дифференцированного обучения на занятиях по немецкому языку».
I. Преподавание иностранных языков на современном этапе.
Основные направления развития познавательной деятельности обозначены в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования и Примерных программах среднего (полного) общего образования для профильного уровня. Большую значимость на этапе изучения иностранного языка приобретает необходимость вовлечения учащихся в такой вид деятельности как информационно-коммуникативная, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

II. Применение компьютерных программ как средство организации дифференцированного обучения на занятиях по немецкому языку.
Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Требования к уровню подготовки выпускника средней (полной) школы, соответствуют уровню подготовки, необходимому для успешной сдачи Единого государственного экзамена.
Деятельность в качестве учителя при обучении на основе компьютерного ресурса предполагает осуществление следующих действий:
● установление контакта и инициирование диалога с учеником;
● определение индивидуального для каждого учащегося маршрута освоения языка с учетом выявленных индивидуальных особенностей учащегося, организация деятельности учащегося по изучению теоретического материала курса с учетом выявленных у него индивидуальных особенностей;
● анализ результатов выполнения учащимся тестов и корректировка деятельности учащегося на основе анализа допущенных учащимся ошибок: определение мер по ликвидации пробелов в знаниях и умениях;
● проверка выполненных учащимся домашних заданий, определение удельного веса домашнего задания, выставление отметки, организация, если это необходимо, деятельности учащегося по исправлению домашнего задания;
● организация исследовательской деятельности учащегося на основе имеющихся у него склонностей и интересов;
В программном обучении заложен огромный потенциал для индивидуализации процесса обучения.
Для решения этой задачи на плечи учителя ляжет необходимость помочь ученику:
■ во-первых, выбрать наиболее приемлемый для него путь освоения языка: последовательность изучения материала, обязательные и вариативные блоки теоретического и практического материала для изучения.
■ во-вторых, определить степень самостоятельности ученика и характер помощи, которую учитель может или должен ему предложить, обязательные и вариативные домашние задания, которые в наибольшей степени соответствуют его интересам.
Поэтому просто необходимо самому очень внимательно ознакомиться с содержанием компьютерного ресурса, проанализировать его возможности, выявить особенно сложные для освоения учеником фрагменты, и т.д.
Применение компьютерных программ обеспечивает мотивацию учащегося посредством применения возможностей мультимедиа, видео- и аудио- сопровождения, анимации, тренингов, имитационных игр, в целом интерес учащихся к технологии компьютерного освоения учебного материала, выхода в Интернет, апелляции к опыту учащегося, ориентации на практику при помощи новых средств и форматов коммуникации. Нельзя сбрасывать со счетов такие средства, как двусторонняя радиосвязь и видеоконференции. С педагогической точки зрения, появляется возможность диалога (интерактивность), что позволя ет обеспечивать реальное взаимодействие учителя и учащихся. Учи тель может, например, не только получить самые свежие методи ческие материалы, но и задать интересующие его вопросы; завя зать электронную переписку с коллегой и т.п.

III. Коррекция затруднений педагогов в применении компьютерной программы.
Современные программные средства и методы работы с разно образной информацией, размещенной в Интернет, дают возмож ность решать педагогические задачи по-новому.
Как было отмечено выше, учебный текст становится одновре менно рабочей тетрадью. Автор учебного текста в состоянии пре доставить ученику возможность оформить данный текст в сответ-ствии с тем или иным заданием (дополнить, преобразовать и т.д.) и одновременно проиллюстрировать его мультимедийными сред ствами (рисунками, музыкой, звуками). С этой целью он может выслать учащемуся электронной или обычной почтой «мультиме дийный конструктор», позволяющий ученику составлять свой ги пермедийный вариант текста. В таком случае этот текст становится продуктом самостоятельной познавательной, творческой деятель ности ученика. Критерием оценки должны быть: грамотность, стилистика, фактологическая точность, ответ на поставленный вопрос.
Интересовать организатора должно не только, насколько успешно выполнил ученик этот тест, но и какие ошибки он допустил. Необходимо проанализировать и выяснить причины невыполнения учеником заданий теста. В разных ситуациях можно сделать это как без участия ученика, так и при его активном участии.
Если учитель понимает, что ученик может самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, которые привели к неправильному выполнению задания, то Вы можете просто направить его, указав, какие задания теста он выполнил неверно.
Если ученик нуждается в постоянном руководстве, нужно указать ему не только неправильно выполненные задания, но и ошибки, которые он, вероятно, допустил в процессе выполнения заданий. Кроме того, желательно, дать подсказку, какие конкретно фрагменты содержания урока нужно ему повторить.
В заключение предложите ученику пройти этот тест заново, для того чтобы исправить полученную отметку и убедиться в прочности полученных знаний.


IV. Методика работы с предлагаемой компьютерной программой.
Используется для активизации изученной лексики по подтеме «еда», создания динамической наглядности в процессе обучения, осуществления дополнительного лексического наполнения, создания визуальной сферы изучения иностранного языка.
Работа включает три этапа:
Преддемонстрационный
На этом этапе снимаются языковые трудности восприятия текста к программе и трудности понимания его содержания, вводятся и закрепляются дополнительные слова, осуществляется проверка понимания ранее изученного лексического и грамматического материала, формируется социально-психологический фон и содержательные ориентиры для восприятия формы программы.
Демонстрационный
Демонстрация программы сопровождается активной учебной деятельностью обучающихся. Обучаемые могут делать записи в опорном конспекте.
Последемонстрационный
На данном этапе проверяется эффективность использования предложенных ориентиров восприятия программы, осуществляется контроль понимания содержания программы и речевых средств.

V. Практический материал.
Нами разработаны сценарии компьютерных задач по теме «Das Essen».
Предлагаемая программа является комбинированной, в ней структурировано, представлен сложный и неоднородный материал, чтобы обеспечить его восприятие и запоминание. Программа рассчитана на учащихся средней школы.
Программа включает:
1 «Учебник» - справочные материалы, таблицы.
2 «Тренажёр», где представлены упражнения для развития умений и навыков, предусмотренных данной темой.
3 «Контролёр» - сборник упражнений, аналогичных по содержанию данным в тренажёре, но имеющих другое лексическое наполнение.
4 «Словарь» - лексическое обеспечение к данной теме.
5 «Аудирование» -сборник аудио- и видеоматериалов для развития навыков аудирования, предусмотренных данной темой.
6 «Развлечения» - развлекательные материалы на немецком языке, дающие возможность учащимся переключить внимание.
Структура программы предполагает различные варианты работы обучаемого. Так, в зависимости от результатов выполнения первого диагностирующего задания учащиеся идут разными путями: учащиеся, не допустившие ни одной ошибки, получают дополнительную информацию; остальные выполняют такие упражнения, характер и количество которых определяется характером и количеством сделанных ошибок.
В основу положен типовой урок, содержащий все стандартные этапы: цели урока, организационный момент, контроль понимания изученной лексики, повторительные и подготовительные упражнения, тренировочные задания, введение грамматического материала.
Обучающий компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приёмов.

VI. Методические рекомендации учителю иностранного языка
К настоящему времени уже хорошо известны компьютерные дидактические программы следующих типов:
1 контролирующие программы – предъявление заданий в учебной среде (возможно игровой), в которой обучаемый должен достигнуть заданных целей путем планирования и выполнения некоторых действий;
2 обучающие программы – предъявление обучаемому учебного материала и вопросов, на которые он должен дать ответы
3 моделирующие программы – предъявление заданий, требующих от обучаемого воспроизведения последовательности рассуждений или «сборки» правильного результата на основе знаний, предоставленных системой (интеллектуальные системы поддержки рассуждений учащихся), например, программы для построения рисунков на экране компьютера ;
4 программы тренажеры – тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач. Они должны обеспечивать получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
5 дидактические игры – выдачи ответов обучаемому на формируемые им вопросы, используя игровой процесс.
6 гипертекстовые системы – в основном представляют собой мультимедийные справочники, в которых хорошо реализована система навигации и поиска информации;
Наиболее эффективными являются следующие упражнения и методические приёмы:
-Вопросно-ответный диалог.
Суть работы обучаемого состоит в том, чтобы дать прямые ответы на вопросы компьютера.
-Диалог с выборочным ответом
Для ответа компьютеру обучаемых выбирает один из предлагаемых вариантов.
- Свободно-конструируемый ответ.
Такой диалог обеспечивается программой, где при помощи компьютера идёт распознавание и оценка ответа.
- Самоконтроль.
Упражнения для закрепления изученной лексики. (Перевод предлагаемой лексики, соотношение русских и немецких слов, соотношение синонимов и антонимов на немецком языке)
- Компьютерная программа.
Например, известная программа Юнисаб, которая прочно закрепилась на нашем образовательном поле.
Это программа на подстановку. В демонстрируемом тексте предварительно отобранные слова или выражения одно за другим выделяются боле ярким изображением. Обучаемый должен подставить вместо них другие слова или выражения.
Что касается компьютерных программ, то их представлено великое множество и в литературе и на интернет страницах.
- Компьютерные обучающие игры.
В качестве примера приводим обучающую компьютерную игру «Помоги мудрой сове», для обучающихся 3-6 классов. Обучаемые имеют список покупок, которые необходимо приобрести. Они должны найти соответствующий магазин и купить только нужные товары. В соответствии с целью обучения иностранным языкам, в данной компьютерной игре осуществляются следующие методические принципы:
-коммуникативная направленность обучения;
-дифференцированное и интегрированное обучение речевой деятельности;
-активный, деятельностный, сознательный характер процесса обучения;
-личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
-использование наглядности;
-максимальная повторяемость материала.
Цель применения игры - развитие личности школьника, способной и желающей самостоятельно совершенствоваться в овладении немецкого языка. Задания в обучающей игре выполняются по порядку.
DAS Spiel.ppt
Нажми Ctrl и щёлкните ссылку

Активное и уместное применение компьютерных программ в значительной мере способствует оптимизации управления содержанием и процессом обучения.
VII. Прогноз негативных последствий и устойчивости внедрения компьютерных программ на уроках немецкого языка.
Негативные последствия:
-непринятие частью учителей внедрения компьютерных программ как средства организации дифференцированного тренинга на занятиях по немецкому языку, как отвлекающего момента от основных предметов;
- недостаточность материально-технического обеспечения.
Устойчивость проекта:
- положительная мотивация участников образовательного процесса;
- повышение качества образования;
- рост профессионального мастерства педагогов;
- удовлетворённость результатами родителей.

Заключение
Педагогическое мастерство, к которому, конечно, стремится каждый учитель, достигается помимо тщательной подготовки к своим урокам, глубоким самоанализом, изучением и обобщением опыта коллег и внедрением в свою практику наиболее интересных и эффективных приёмов работы.
Придавая важное значение компьютерным технологиям при обучении иностранному языку, как впрочем, и другим предметам, не следует забывать о том, что нельзя все средства возбуждения познавательной активности учащихся сводить только к ним. Это способ обогатить, разнообразить урок, сделать его ярким и эффективным.
Поскольку многие школы исповедуют сегодня личностно-ориентированную парадигму, ставят ученика в центр учебно-воспитательного процесса, то для них важно знать ребят. Применение компьютерных программ обеспечивает мотивацию учащегося посредством применения возможностей мультимедиа, видео- и аудио- сопровождения, анимации, тренингов, имитационных игр, в целом интерес учащихся к технологии компьютерного освоения учебного материала, выхода в Интернет, апелляцию к опыту учащегося, ориентацию на практику, при помощи новых средств и форматов коммуникации.
Таким образом, видно, что современные программные средства и методы работы с разно образной информацией, Интернет, дают возмож ность решать педагогические задачи по-новому.
Учебный текст становится одновре менно рабочей тетрадью. Автор учебного текста в состоянии пре доставить ученику возможность оформить данный текст в соответствии с тем или иным заданием (дополнить, преобразовать и т.д.) и одновременно проиллюстрировать его мультимедийными сред ствами (рисунками, музыкой, звуками). С этой целью он может выслать учащемуся электронной или обычной почтой «мультиме дийный конструктор», позволяющий ученику составлять свой ги пермедийный вариант текста. В таком случае этот текст становится продуктом самостоятельной познавательной, творческой деятель ности ученика.

Список используемой литературы

1 Журавлёв А.П. Языковые игры на компьютере.- М.,1988.-144 с.
2 Игровое моделирование: Методология и практика.- Новосибирск,1987 г.-231 с.
3 Казеко Т.Н. Из опыта создания компьютерных программ.- СПб: САГА, 2005.- 404 с.
4 Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XX в./ Под ред. И.В. Рохманова.- М., 1990- 320 с.
5 http://www.magister.ru
6 http://www. slovarik.ru
Категория: Немецкий язык | Добавил: rukhaberg
Просмотров: 1078 | Загрузок: 128 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]