Воскресенье, 04.12.2016, 15:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Природоведение

урок в 5 классе "Солнечная система"
[ · Скачать удаленно (39,3 МБ) ] 21.03.2014, 20:31
Урок природоведения в 5-м классе
по теме "Солнечная система"
с использованием компьютерных технологий
Автор: Губа Зоя Валентиновна,
учитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 мкр.Кущевская-2, станицы Кущевской, Кущевского района
Адрес: станица Кущевская, ул. Энгельса 146
Телефон: 89094493770
E-mail: zoya.guba@yandex.ru

Цель урока: Сформировать современное представление о Солнечной системе её составе, планетах земной группы и планетах-гигантах
Задачи:
Сформировать современное представление о Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
Обобщить и систематизировать знания.
Контроль и самоконтроль знаний.
Оборудование: проектор, экран, презентации, таблица-пустографка для работы во время урока, динамическая модель Солнечной системы
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Приветствие учителем учащихся.
Объявление темы, целей, формы проведения урока.
Повторение пройденного материала.
Учитель задает вопросы учащимся: (Слайд № 2)
Как устроена система мира по Птолемею?
Чем система мира, созданная Коперником, отличается от системы мира по Птолемею?
Ученики отвечают на вопросы. Учитель оценивает ответы учащихся.
Основная часть урока.
Учитель.
С давних времен люди наблюдали за звездным небом. Изучали его. Многого достигли в своих исследованиях астрономы Древнего Египта, Вавилона и других древних стран. Даже сегодня используя современное оборудование: космические корабли, спутники, телескопы, нельзя утверждать, что Вселенная изучена полностью. Ученые высказывают гипотезы возникновения Солнечной системы. На этот счет существует несколько теорий. Например. В середине 18 века немецкий философ Иммануил Кант высказал предположение, что Солнечная система образовалась из холодного газопылевого облака. Позднее, в прошлом веке, советский академик Отто Юльевич Шмидт дополнил подобную теорию рассуждениями и расчетами, согласно которым газопылевое облако, вращалось вокруг Солнца.
(Слайд № 3)
(Звучит стихотворение Ж.Парамоновой на фоне музыкального файла с видеоабстракцией для гимнастики глаз)
В пространстве космическом воздуха нет,
И кружат там девять различных планет.
А Солнце — звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.
Солнце-звезда, преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!
Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,
Помчимся от Солнца во тьме голубой!
Учитель.
Вот так образовалась Солнечная система (Слайд № 4)
Из газово-пылевого облака примерно 4,5-5 млрд. лет назад образовались Солнце и планеты , а все ,что не вошло в состав планет стало космическим мусором и также находится в хаотичном движении в космическом пространстве (кометы, метеоры, астероиды, метеориты)
Как Вы думаете, что такое Солнечная система?
Ученики дают свои ответы.
Учитель.
Солнечная система – это Солнце и вращающиеся вокруг него небесные тела.
(Учитель предлагает записать данное определение в тетрадь) (Слайд № 5)
Солнечная система – это комплекс небесных тел, объединенных происхождением, упорядоченностью движения и общностью физических свойств. Центральным телом Солнечной системы является Солнце. Вокруг него по эллиптическим орбитам вращаются девять планет.)
А теперь познакомимся поближе с планетами Солнечной системы. У вас на столе таблица, которую вы должны заполнить в течение урока, когда мы будем говорить о каждой из планет
Таблица
№ п/п Название планеты Удаленность от Солнца Размеры Атмосфера Поверхность Спутники

Все планеты делятся на две группы:
планеты земной группы и планеты-гиганты, Плутон выделяется в особую группу планет-карликов.(Слайд № 6)
Учитель.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
О Плутоне мы отдельно скажем позже непременно. (Слайд № 7)
Меркурий (чтение по учебнику материала о планете, занесение данных в таблицу, проверка занесенных данных)
(Слайд № 8) Смотрите! Знаете, кто этот странник?
Зовётся именем бога – посланника.
Самая близкая к Солнцу планета -
Будем знакомиться – Меркурий это.
Он любит прятаться в лучах
Быстрее всех и очень сильно
От жара в солнечных печах
Раскалена поверхность за день длинный.
Из ветра Солнца только атмосфера
И там, где царство темной ночи,
Температура держится примерно
Под минус двести. Между прочим
На взгляд – двойник Луны, соседки.
Знакомые вокруг пейзажи,
Метеориты падают нередко
И грунт составом сходен даже
Венера (чтение по учебнику материала о планете, занесение данных в таблицу, проверка занесенных данных)(Слайд № 9)
Венера.
Парамонова Ж.
Воздух тяжкий на Венере,
Суп густой там в атмосфере,
Что-то вроде киселя,
Непригоден для житья.
Жарко очень, словно в печке,
Неуютное местечко.
Хоть Венера к Солнцу ближе,
Солнышко тут не увидишь,
Тучи сплошь над всей планетой
Канареечного цвета,
Ветер дует, и немалый,
Что уносит даже скалы.
А из космоса Венера -
В жемчугах, как королева,
Только лучше издали
Любоваться ей с Земли.
Земля (чтение по учебнику материала о планете, занесение данных в таблицу, проверка занесенных данных) (Слайд № 10)
Есть одна планета-сад
Я. Аким
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Марс (чтение по учебнику материала о планете, занесение данных в таблицу, проверка занесенных данных) (Слайд № 11)
Планета Марс.
Парамонова Ж.
Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
Фобос и Деймос (как ужас и страх).
Эти названья у всех на устах.
Спутники это родные его —
Камни большие и только всего!
В здешних «морях» нет ни капли воды.
Может, помогут полярные льды?
Шапки полярные есть изо льда,
Только из них не струится вода.
Лед это, видно, совсем не простой.
Нет в нем воды, говорят, лед сухой.
«Каналы» на Марсе — пропасти, рвы.
Если упасть, не сносить головы!
Может, то русло высохших рек?
Вряд ли их создал простой человек!
Климат на Марсе засушлив, суров.
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нем не нашли мы пока.
Юпитер(чтение по учебнику материала о планете, занесение данных в таблицу, проверка занесенных данных) (Слайд № 12)
Планета Юпитер.
Парамонова Ж.
Юпитер — царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит —
Уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле,
А здесь лишь год пройдет!
Уж очень он тяжел
И медленно плывет.А на груди его
Есть «красное пятно».
Откуда появилось?
Пока не решено!
А если б мы с тобой
Вдруг оказались там,
То весил бы ты там
Полсотни килограмм!
А наступить ногой
Так просто невозможно,
Ведь жидкая планета,
И утонуть в ней можно!
Сатурн (чтение по учебнику материала о планете, занесение данных в таблицу, проверка занесенных данных)(Слайд № 13)
Планета Сатурн.
Парамонова Ж.
Там в ожерелье жемчужных колец
Тускло мерцает Сатурн молодец.
Назван он так в честь бога судьбы,
Только не слышит людской он мольбы.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!
Колечко Сатурна — загадка природы —
Серебряный свет восхищает народы.
А это кусочки, покрытые льдом,
И всевозможных размеров при том.
А ширина у кольца — боже мой!
Может катиться наш шарик Земной!
Уран и Нептун (чтение по учебнику материала о планете, занесение данных в таблицу, проверка занесенных данных) (Слайд № 14)
Обе планеты состоят из водорода, не имеют твердой поверхности, Уран имеет 15 спутников, Нептун -8 спутников.
Термин записывается в тетрадь
Спутники-небесные тела, которые постоянно движутся вокруг планет (Слайд 15)
Игра «Угадай, где чей спутник»
Ганимед-Юпитер
Луна-Земля
Титан-Сатурн
Тритон-Нептун
Ио-Юпитер
Подведение итога урока:

Что такое Солнечная система? (Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.)

На какие две группы делятся все планеты? (Планеты земной группы и планеты-гиганты.)

Какие планеты относятся к планетам земной группы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс.)

Какая планета земной группы самая большая? (Земля.)

Главное отличие Земли от других планет? (Наличие жизни.)

Какие планеты относятся к планетам-гигантам? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)
Вывод:
Планеты земной группы или внутренние, расположены ближе к Солнцу, имеют твердую поверхность, меньше по размеру, чем планеты- гиганты, состоят, в основном, из горных пород и металлов. А планеты-гиганты или их еще называют внешними планетами, формировались на дальней периферии и состоят преимущественно из газов (основной газ водород). Газовые планеты больше планет земной группы, все имеют газопылевые кольца, ярко выражены только у Сатурна. Не имеют твердой поверхности, но имеют атмосферу, состоящую в основном из водорода и гелия.
К карликовым планетам отнесли Плутон, Эриду и Цереру.
Плутон - самая дальняя 9-я планета Солнечной системы, она по размерам самая маленькая, холодная и не является газовым гигантом. Эрида - последняя планета, открытая в 21 веке за орбитой Плутона так же мала. И, на конец самый крупный астероид Церера, находится на орбите между Марсом и Юпитером
На следующем уроке мы познакомимся с другими небесными телами (Слайд 16,17,18)
Просмотр видеофрагмента «Солнечная система»
Домашнее задание: стр.34-42 «Соседи Солнца»
Категория: Природоведение | Добавил: Zimbabve19777
Просмотров: 719 | Загрузок: 195 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Зоя Валентиновна!

К сожалению, ваша работа не прошла техническую экспертизу и НЕ ДОПУЩЕНА к
участию в профессиональном конкурсе педагогов «Технология активных методов
обучения – технология для ФГОС».  Представленный Вами материал не соответствует требованиям,предъявляемым к конкурсным работам, в частности:
- превышен допустимый объём;
- представлен неполный пакет документов;
- оформление представленных Вами документов НЕ СООТВЕТСТВУЕТ требованиям конкурса
и рекомендованным шаблонам.

Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях"Моего университета", о которых Вы можете узнать из рассылок "Моего университета".Технический эксперт Ел. Вик. Шляпкина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]