Суббота, 10.12.2016, 15:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Природоведение

Методы познания природы
[ · Скачать удаленно (18 КБ) ] 12.10.2013, 21:22
Тема урока: «Методы изучения природы»
Цели урока:
Образовательные:
1. расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;
2. обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие:
1. развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;
2. развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
3. развивать в детях способность к логическому мышлению;
4. развивать творческую активность, внимательность.
Воспитательные:
1. прививать практические навыки коммуникативного общения;
2. научить применять теоретические знания на практике;

Задачи:
1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими в предыдущих классах.
2.. Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.
3. Прививать любовь к природе и интерес к её изучению
Тип урока: комбинированный.

Формы и методы: частично-поисковый, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа.

Оборудование:
1. Увеличительные приборы: микроскоп, лупа.
2. Измерительные приборы: часы, мерный цилиндр, весы, градусник, линейка, измерительная лента, секундомер.
3. Лабораторное оборудование: колба, пробирка, фарфоровая чашечка, штатив, спиртовка, спички.
4.Реактивы: сахарный песок, речной песок, вода, раствор иода.
Эпиграф на доске: «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» И. В. Гёте.

Структура урока:
1. Организация начала урока
2. Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе урока.
3. Изучение нового материала урока.
4. Закрепление полученных знаний на уроке.
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Приветствие; выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски. Раскрытие общей цели урока.

2. Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе урока.
Организация групповой работы учащихся (деление класса на четыре группы).
3. Изучение нового материала урока.
Ребята, сейчас у нас с вами начался урок природоведения, другими словами можно сказать – природоизучения. Природа нас окружает везде, мы сами – частички природы. Ещё великий Гёте сказал, что «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Как же прочесть это содержание? Как поподробнее с ним познакомиться и узнать все тайны и загадки природы? Каким же образом изучают природу и учёные, и ученики школ, и любой другой человек, который захотел поближе познакомиться с ней? Именно это мы и должны сегодня выяснить. Наш урок называется «Методы изучения природы».
Ребята, попробуйте самостоятельно поставить задачи для себя на этот урок. Что бы вы хотели на нём узнать, чему научиться?
Исходя из предложенных вами задач, сформулируем общие задачи урока:
- Расширить знания о методах изучения природы, полученные в предыдущих классах.
- Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.
- Прививать любовь к природе и интерес к её изучению.
Используя знания начальной школы, попробуем дать ответы на следующие вопросы:
- Что такое природа?
- Какие науки изучающие природу вы знаете?
Ответы учащихся.
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?
Какие способы изучения природы вам знакомы?
Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.
Существуют три метода изучения природы:
1 Наблюдение
2 Измерение
3 Эксперимент
Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.
Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?
Ответы учащихся.
Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.
. Скажите, а в начальной школе вы проводили наблюдения за чем-либо, например, за погодой? А какие наблюдения за погодой можно провести, глядя в окно? Кто может прокомментировать, какая сегодня погода? Ясно или пасмурно? Есть осадки или нет? Есть ли ветер и если есть, то в каком направлении он дует? Итак, облачность, осадки, ветер... А чем ещё очень часто дополняют сведения о погоде? Конечно, температурой. А её тоже можно определить, просто посмотрев сейчас в окно?
А градусник, ребята, - это уже измерительный прибор. Любые приборы, на которых есть какая-либо измерительная шкала или градация, можно отнести к измерительным. Некоторые измерительные приборы вы можете увидеть на стр. 146 в своём учебнике. А какие измерительные приборы вы видите у меня на столе? Для измерения чего они используются?
Раз вы так много знаете об измерениях, то, скорее всего, этим методом вы уже давно умеете пользоваться, а вот то, что это метод изучения природы – вы, наверное, узнали только сегодня. Итак, измерение – это метод изучения природы, при котором изучаемый объект исследуется при помощи измерительных приборов.
И раз уж мы ведём речь об измерениях, то давайте проведём некоторые из них:
1.при помощи часов – время
2.при помощи мерного цилиндра – объём
3.при помощи весов – массу
4.при помощи градусника – температуру
5.при помощи линейки – высоту растения.
Ребята, сейчас мы с вами проведем разминку, используя при этом измерительный прибор. Измерьте пульс в состояние покоя в течение 1 минуты. Теперь все встали с места, сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измеряем пульс. Сравните результаты, изменилась ли частота пульса? Каким измерительным прибором мы воспользовались?
Теперь продолжим урок. Мы ознакомимся еще одним методом изучения природы - экспериментом. Эксперимент (опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану.
Демонстрируется план опыта:
1. Определить цель.
2. Выдвинуть предположение, гипотезу.
3. Составить план проведения опыта, эксперимента.
4. Подобрать оборудование
5. Провести опыт, эксперимент, наблюдение.
6. Сделать записи, рисунки.
7. Записать свои наблюдения и сделать выводы.
8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.
9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.
Очень широко применяет опыты в своих исследованиях наука химия. С этой интереснейшей наукой вы начнёте знакомиться в 8-ом классе, а пока давайте попробуем назвать то лабораторное оборудование, которое я вам принесла, пользуясь рисунком стр. 147.
Но не думайте, пожалуйста, что проведение экспериментов – это занятие только для старших классов. Наверняка, в начальной школе вам объясняли, отчего происходит самое обычное выделение пара при кипении воды. Холодной воде хватало места в чайнике, а когда она стала нагреваться, ей перестало хватать места, и она начала выходить из чайника в виде паров. Это происходит потому, что вода при нагревании расширяется, её молекулы удаляются друг от друга на большие расстояния и при этом даже выходят из нагреваемого сосуда.
Учёные проводят и более широкомасштабные эксперименты. Давайте об одном из них прочитаем во втором абзаце стр. 145 вашего учебника.
Вот видите, какие интересные опыты можно проводить, ну давайте мы, тоже попробуем себя в экспериментальном деле.
Выполняется практическая работа по группам. Проводится инструктаж по ТБ при работе с нагревательными приборами и овладение приемами пользования микроскопом.
Задание 1-й группе. Изучение строение пламени (приложение №1). Расскажите о результатах своей работы.
Задание 2-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат чешуи кожицы лука (приложение №2). Расскажите о своих наблюдениях.
Задание 3-й группе. С помощью измерительных приборов измерьте массу, высоту своего тела, объем груди и бедер. Расскажите о результатах своей работы.
Задание 4-й группе. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.
4.Закрепление темы.
Для закрепления темы сегодняшнего урока выполним следующие задания:
1.Какие методы исследования потребуются для того, чтобы:
1) определить время восхода и захода солнце;
2) выяснить, какие тела плавают, а какие тонут в воде;
3) определить, какие вещества растворяются в воде, а какие нет;
4) узнать скорость передвижения улитки, черепахи, гепарда.

2.Задание по учебнику с.149.
Какие методы исследований представлены на этих рисунках?

5.Домашнее задание.

Народная мудрость гласит: « Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне самому действовать, и я смогу». Следуя этой мудрости, вам представлю лабораторную работу « Приготовление лимонада», которую будете выполнять дома. На столах у каждого лежит описание лабораторной работы по приготовлению лимонада. Эта работа поможет вам еще ближе познакомиться с методами изучения природы и наслаждаться вкусным напитком. Пусть у вас все получится, не бойтесь ошибаться, кто ошибается – тот работает, кто работает – тот мыслит, кто мыслит – тот творит.

Приготовление лимонада
Насыпьте в чистый сухой стакан по 1 чайной ложке порошков лимонной кислоты и питьевой соды и 3 чайные ложки сахарного песка. Перемешайте и возьмите 1 чайную ложку этой смеси поместите в другой стакан, залейте водой. Можете добавить фруктовый сироп или варенье. Лимонад готов!

6.Подведение итогов урока.
Выставление отметок за урок. Спасибо всем за урок.

Приложение №1
Зажгите спиртовку и рассмотрите, какое строение имеет пламя. Выделите 3 зоны пламени (нижняя, средняя, верхняя). Различные зоны пламени имеют разную температуру. Это можно доказать следующим опытом. Поместим лучинку (спичку) в пламя спиртовки так, чтобы она проходила 1) через зону 1 2) через зону 2 3) через зону 3.
Объясните, какая зона имеет более высокую температуру?
В какую зону помещают нагреваемый предмет для быстрейшего нагревания?
Расскажите о результатах своей работы.

Приложение №2

С помощью пипетки капните на предметное стекло каплю слабого раствора иода. Небольшой кусочек прозрачной кожицы положите на каплю иода. Расправьте кожицу препаровальной иглой. Накройте препарат покровным стеклом и удалите излишек воды. Рассмотрите препарат под микроскопом.
Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро. Зарисуйте в тетради строение клетки и подпишите ее основные части
Категория: Природоведение | Добавил: mig-gul61
Просмотров: 2769 | Загрузок: 220 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемые авторы! Ваша работа прошла техническую экспертизу и участвует в Фестивале АМО-2. Выражаем надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
С уважением Серебрянская Нелля Александровна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]