Воскресенье, 04.12.2016, 15:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

Урок в 9 классе по теме "Углеводороды"
[ · Скачать удаленно (582кб) ] 17.04.2016, 13:37
1. Тип урока. Систематизации и обобщения знаний
2. Цели урока. Систематизировать знания о гомологических рядах алканов, алкенов, алкинов: общая формула, номенклатура, изомерия углеродного скелета и их химических свойствах.
3. Задачи урока.
1. образовательная – обобщить учебный материал по теме «Углеводороды», проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся;
2. воспитательная – воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно;
3. развивающая – развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике



Краткое описание хода урока.
(Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока).

1.инициация (приветствие, знакомство)
Обучающиеся стоят около парт.
– Ребята, я предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!»
-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью).

- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Учитель предлагает выполнить упражнение, раздаёт ладошки разного цвета
Ученики выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).
Личностные УУД:
осознание обучающимся себя как частицы общего коллектива,
установление обучающимся связи Я – коллектив, Я – учитель, Я – ученик
осознание обучающимся, того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему.
КоммуникативныеУУД:
установление связей способствующих взаимодействию.

2. Вхождение или погружение в тему (целеполагание).
Ребята, каждой группе выдан лист с ребусом. Ваша задача: в течение 3 минут расшифровать ребус и узнать тему нашего урока.
(Приложение 1)
(ребята разгадывают ребус и называют слово «Углеводороды»)
Мы продолжаем работу над сложной, но важной темой «Углеводороды».
Познавательные УУД:
Понимание (определение объекта понимания, выделение смысловых частей)
Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

3. Организация работы по формированию ожиданий через прием «Солнышко и тучи»
А сейчас вы попытаетесь определить свои возможности по теме.
На партах у каждой группы набор карточек с изображением солнышка и тучки
Выберите карточку, соответствующую вашему уровню ожиданий/опасений, подпишите карточку своим именем и прикрепите её на доску.

Регулятивные УУД : предвосхищение результата и уровня усвоения материала

4. Проработка учебного материала
Цель нашего урока: Систематизировать знания о гомологических рядах алканов, алкенов, алкинов: общая формула, номенклатура, изомерия углеродного скелета и их химических свойствах. Проведём химическую эстафету.
Вспомним, что такое эстафета?
Эстафе́та — командное состязание, в котором участники один за другим проходят этапы игры.
Задача команды на каждом этапе — первой добраться до финиша.
Каждая из групп получает своё название: «Алканы», «Алкены», «Алкины»
1 этап: (разминка)
«Зашифрованное письмо»
Прочитав данные предложения, найдите в них названия предельных углеводородов
• Цветок_Таня посадила в красивый белый горшок.
• Смета_на строительство нового объекта была утверждена.
• Красивое ожерелье, но_на_ней оно выглядело тускло и безлико.
• В деревне про_панночку ходили самые невероятные слухи.

Личностные УУД:
обеспечивают учащемуся
использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей,
уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Регулятивные УУД:
позволяет осуществлять действия по реализации плана;

Познавательные УУД:
перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата для создания нового продукта;

Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;
понимать другие позиции (взгляды, интересы);
договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды

2 этап: Каждая команда ищет своих «родственников-углеводородов»
Вспомним общие формулы алканов (СnH2n+2), алкенов (CnH2n), алкинов (CnH2n-2)
«Найти родственников», т.е. распределить вещества по группам (классификация по общей формуле):
Алканы Алкены Алкины

С7Н16; С2Н6; С4Н8; С9Н16; С6Н10; С7Н14; С8Н18; С5Н12; С2Н4; С5Н10; С2Н2; С4Н6; С8Н16; С9Н20; С6Н12; С3Н8; С8Н14; С10Н20; С5Н8; С7Н12; С6Н14; С9Н18; С3Н4; С3Н6; С10Н18; С10Н22; С4Н10.

Познавательные УУД
перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать) для получения результата и создания нового продукта – оценки своей деятельности;

Коммуникативные УУД
Доносить свою позицию

3 этап:
Конкурс ваятелей. (моделирование молекул)
Вспомним, что такое валентность
(Вале́нтность— способность атомов химических элементов образовывать определённое число химических связей).
Чему равна валентность углерода в органических соединениях (четырём) и водорода (одному)
У вас на партах наборы разноцветных шариков из пластилина и спички.
Соберите шаростержневые модели 1) бутена-2 2) бутана 3)ацетилена
Познавательные (знаково-символические): пространственно-графическое моделирование объекта, составление целого из частей
Коммуникативные: идентификация проблемы, принятие решения и его реализация

4 этап:
«Собери мозаику» (составление структурных формул по названию)
Вспомним алгоритм составления формулы углеводорода по названию вещества
1. В названии вещества выделяют корень. Обвести его значком корня.
2. Изобразить углеродный скелет в соответствии с наименованием корня.
3. Пронумеровать атомы углерода в углеродном скелете (с любой стороны).
4. Проставить символы радикалов у соответствующих атомов углерода.
5. Дополнить свободные валентности атомов углерода, символами атомов водорода, помня, что атом углерода в органических соединениях всегда четырех валентен.
1вариант: работа с интерактивной доской. Составление из кусочков формул целой формулы
1) 2,4-диметил-3- этилпентан;
2) 2.2,3-триметилбутан
3) 2-метил-3,3-диэтилпентан

2 вариант: бумажный . Задание то же самое.
Регулятивные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат
Коммуникативные УУД: координируют свою позицию с позицией партнёра
Познавательные УУД: структурирование знаний, составление целого из частей

5 этап: Найти в массе формул гомологи и изомеры
Вспомним определение гомологов
(Гомологи - вещества, принадлежащие к одному классу, сходные по составу, строению и свойствам, но различающиеся на одну или несколько групп СН2)
Вспомним определение изомеров
(изомеры - это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение, и поэтому разные свойства)
Проверим наши знания.
Дан ряд формул веществ. Выберите из них гомологи и изомеры.
Например, гомологи 1,3,4. изомеры 1 и 5, 3 и 7.
1. СН3 – СН2 – СН2– СН2– СН2– СН3

2. СН3 – СН – СН2 – СН3
|
СН3

СН3
|
3. СН3 – С – СН2 – СН3
|
СН3

4. СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3

5. СН3 – СН – СН – СН3
| |
СН3 СН3

6. СН3
|
СН3 – С – СН3
|
СН3

Ответы: Гомологи 1и 4, 3 и 6
Изомеры 1,3 и 5; 2, 4 и 6
Познавательные УУД, включая общеучебные и логические:
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие

Регулятивные УУД
позволяет осуществлять действия по реализации плана;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном

6 этап:
Химические свойства углеводородов. Ребята, у вас на партах лежат листочки с записанной цепочкой превращений. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме.

СО2

C2H6← C2H4 → C2H4Br2

C2H5OH
В скобках укажите типы реакций. Назовите продукты реакций

Личностные УУД
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения
использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей,
уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Познавательные УУД, включая общеучебные и логические
перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата;
Коммуникативные УУД
доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

5. Эмоциональная разрядка
Вы сегодня много работали, трудились в группах, помогали друг другу и я предлагаю вам поблагодарить своих товарищей за работу. Для этого встаньте около своих парт и, дотронувшись рукой до соседа, скажите ему: «Спасибо за сотрудничество!»

Коммуникативные УУД: оценка деятельности партнёра по общению и деятельности
Личностные УУД
возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого

6. Рефлексия
Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми Вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку.
На партах у каждой группы набор карточек с изображением солнышка и тучки
Подпишите положенные карточки с изображениями своими именами. Выберите карточку, соответствующую вашему уровню удовлетворённости своей работой на уроке и прикрепите её на доску.
Учитель благодарит за плодотворную работу и выставляет отметки. Отметки учитывают уровень активности, степень согласованности в работе

Регулятивные УУД: самооценка результатов своей работы

Приложение 1
Категория: Химия | Добавил: Любовь2016
Просмотров: 213 | Загрузок: 70 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Любовь Анатольевна, ваш материал допущен к участию в конкурсе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]