Среда, 13.12.2017, 12:12
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

Урок химии в 8 классе "Кислоты"
[ · Скачать удаленно (16кб) ] 15.01.2012, 21:21
ТЕМА УРОКА : «КИСЛОТЫ» (8 КЛАСС)

Цель: совершенствовать знания учащихся о составе и классификации кислот, выяснить
свойства кислот, изучить закономерности составления уравнений химических реакций с участием кислот.

Задачи:
- образовательные: изучить состав, классификацию и свойства кислот ; совершенствовать умения учащихся проводить химический эксперимент и делать на основе опытов правиль-ные теоретические выводы;
- воспитательные: воспитание аккуратности ( при составлении конспекта урока, при выполнении химических опытов и т.д.),бережливости, разумного и бережного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- развивающие: развитие познавательного интереса школьников, логического мышления, памяти, речи, наблюдательности, внимания; совершенствование умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Вид урока: изучение нового материала с элементами повторения.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:
1)таблица растворимости, мультимедийная презентация на тему «Кислоты вокруг нас»;
2) набор индикаторов (лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага) соляная кислота, гидроксид натрия, оксид кальция, карбонат калия, цинк, медь.
Эпиграф к уроку : «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…»(Аристотель).

Ход урока.

1.Организационный момент – ознакомление учащихся с планом урока.
2.Повторение изученного материала.
1)Учитель предлагает учащимся проанализировать, какие классы неорганических веществ им знакомы. Обучающиеся приводят определение каждого класса неорганических веществ, затем проводится тренинговая игра, цель которой внести в обучение оживление и разрядку, способствовать непринужденному запоминанию формул и терминов.
Технология игры. Учитель договаривается с учащимися, что если он называет:
- оксид – они поднимают правую руку;
- основание – левую руку;
- кислоту – берутся за нос;
- соль – берутся за правое ухо.
Таким образом, на основе «ассоциативных движений» достигается выучивание необходимых химических соединений , происходит слуховое восприятие соответствующих формул.
2) Учитель говорит о том, что на уроке школьникам предстоит подробнее познакомиться с одним из классов неорганических веществ, название которого можно узнать, правильно выполнив следующее задание: определить тип каждой реакции, уравнения которых записаны в таблице.

Уравнения реакций Тип химической реакции

Соединения Разложения Замещения Обмена
Mg+H2SO4=MgSO4+H2 в б о м
2Na+S=Na2S с д ж н
2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O г т у з
КОН+НС1=КС1+Н2О м е в ы
2Са+О2=2СаО л н г б
Mg+CuCl2=Cu+MgCl2 з п к д
СаСО3=СаО+СО2 р и ф а

Обучающиеся выясняют, что из букв, полученных при работе с заданием (О,С,Т,Ы,Л,К,И ),
можно выяснить тему урока - «Кислоты».Чтобы подтвердить предположение ребят , учитель проявляет с помощью карбоната калия, имеющего в растворе щелочную среду,
предварительно написанную фенолфталеином на бумаге тему урока .

3.Изучение нового материала.
Учитель предлагает школьникам записать тему урока в тетрадях и выяснить план изучения нового материала:
1.Кислоты вокруг нас.
2.Состав кислот.
3.Классификация кислот.
4.Свойства кислот.

1.Кислоты вокруг нас.
В своей жизни нам часто приходится встречаться с кислотами. Какие кислоты вам знакомы?(Школьники отвечают.)
Далее обучащимся предлагается мультимедийная презентация на тему «Кислоты вокруг нас»,проанализировав которую ,они составляют в тетради схему:

Организм человека Растения Пища


Животные
КИСЛОТЫ Лекарства

Белки
Насекомые
2.Состав кислот.
Школьники работают с учебником (Габриелян О.С.-Химия,8 класс.М.:Дрофа,2001),
На странице 71 ( п.20 ) приведены наболее широко применяемые неорганические кислоты, с которыми вы должны познакомиться, но этот перечень можно продолжить (приводится более полный перечень важнейших неорганических кислот).
Обучающиеся отмечают сходство в составе всех кислот – наличие атома водорода, дают определение понятию «кислотный остаток», выясняют при помощи учителя, как опреде-ляется валентность кислотного остатка.
А чем же они отличаются кислоты?(Ученики отмечают различия в количестве атомов водорода и наличии кислорода.) Исходя из различий кислот, принято их классифицировать.
3.Классификация кислот.
В тетрадях обучающиеся записывают 2 классификации кислот:
1) по содержанию кислорода: - кислородсодержащие;
- бескислородные;
2) по содержанию водорода: - одноосновные;
- двухосновные;
- трехосновные.
Обучающиеся приводят примеры кислот, соответствующих каждой классификации.
4.Свойства кислот.
1)Физические свойства– школьникам предлагается отметить в своих тетрадях агрегатное состояние, цвет, запах имеющихся на столах кислот – уксусной, лимонной, соляной, аскорбиновой. При обсуждении отмечается сходства неорганических и органических кислот, обращается внимание на кислый вкус большинства кислот ( нельзя ничего пробовать на вкус в химической лаборатории!).
Учитель говорит о том, что было время, когда единственным средством определения веществ были органы чувств, но постепенно химики научились распознавать кислоты. (Заслушивается сообщение обучащегося об истории открытия индикаторов Р.Бойлем.)
А сейчас мы, как настоящие химики, с помощью индикатора распознаем кислоту и изучим химические свойства кислот.
2)Химические свойства кислот.
Перед проведением химических опытов учитель проводит инструктаж по технике безопасности!
а) Кислоты изменяют окраску индикаторов.
В тетрадях школьники записывают определение индикаторов , знакомятся с основны-ми индикаторами ( лакмусом, метилоранжем, фенолфталеином, универсальной индика-торной бумагой ), доказывают опытным путем , что индикаторы изменяют свой цвет в кислой среде. Учитель рассказывает о том , как можно самим приготовить растворы ин-дикаторов в домашних условиях.

б)Взаимодействие растворов кислот с металлами, стоящими в электрохимическом ряду до водорода.
ОПЫТ.В одну пробирку с соляной кислотой добавьте цинк, в другую – медные стружки.
Что происходит ?
Учитель объясняет результат опыта, рассказывая об электрохимическом ряде напряжений металлов Н.Н.Бекетова.
Составляется учителем вместе с обучающимися уравнение химической реакции:
2НС1 + Zn ► ZnCl2 + Н2
в)Кислоты взаимодействуют с основными оксидами.
ОПЫТ.В пробирку с соляной кислотой добавьте оксид кальция. Что происходит?
Составляется уравнение химической реакции:
2НС1 + СаО ► СаС12 + Н2О
г)Взаимодействие кислот с основаниями.
ОПЫТ.В пробирку с соляной кислотой поместить универсальную индикаторную бумагу (она краснеет ) и добавить раствор гидроксида натрия.Что происходит?
Составляется уравнение химической реакции:
НС1 + NaOH ► NaCl + Н2О
д)Взаимодействие с солями более слабых и летучих кислот.
ОПЫТ.В пробирку с соляной кислотой добавить раствор карбоната калия Что происходит?
Составляется уравнение химической реакции:
2 НС1 + К2СО3 ►2 КCl + СО2 + Н2О
4. Закрепление изученного ( тестовая проверочная работа ).
Учитель зачитывает утверждение . касающееся состава, классификации и свойств кислот, а обучающиеся на лиске, под который подложена копировальная бумага и другой листок, отвечают на вопросы тестового диктанта ( ставят «+» или «-» ).
ВОПРОСЫ.
1.Кислоты – это сложные вещества.
2. Сходство всех кислот в том , что в их состав входят атомы водорода.
3. Все кислоты можно пробовать на вкус.
4. НС1 – кислородсодержащая кислота.
5. НС1 – одноосновная кислота.
6. Индикатор – это вещество, которое изменяет свой цвет в растворах кислот и щелочей.
7.Кислоты реагируют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду после водорода.
8.Кислоты реагируют с оксидами металлов.
9Кислоты реагируют с основаниями.
10.Кислоты реагируют с солями более слабых и летучих кислот.
Далее учитель собирает работы и предлагает обучающимся проверить правильность написания диктанта , копия которого осталась у них (правильные ответы заранее написаны на доске):
+ + - - + + - + + +
и оценить себя (доска) по следующим параметрам:
мне было легко (нет ошибок);
я затруднялся (1-3 ошибок);
мне было трудно (4 и более).
4. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Учитель подводит итоги урока.
Предлагается общее домашнее задание:
1) п.20 учебника, изучить конспект урока,
2) составить химическую сказку на тему «Кислоты».
Дифференцированное домашнее задание (для тех, кому было легко):
Упр.3,стр.74 учебника.

ЛИТЕРАТУРА.
1.Габриелян О.С. - Химия,8 класс: Учебник. М.:Дрофа,2001
2. Габриелян О.С. - Химия,8 класс: методическое пособие. М.:Дрофа,2001
З.Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия.М.:Химия,1984.
4.Книга для чтения по неорганической химии.М.:Просвещение, 1983.
5.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа,1992.
Категория: Химия | Добавил: 123a
Просмотров: 2482 | Загрузок: 393 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Алина Алексеевна!
Ваш урок не может, к сожалению, быть допущен к участию в Конкурсе, т.к. оформление документов не соответствует требованиям. У Вас ещё есть время, чтобы подготовить ДРУГУЮ работу. Но прежде Вам необходимо внимательно изучить документы Конкурса и действовать в строгом соответствии с их требованиями
http://www.moi-universitet.ru/file.ph....MO2.doc
http://www.moi-universitet.ru/file.ph....ocs.zip
http://www.moi-universitet.ru/file.php/id/f5596/name/3.Inctrukciya.zip
Желаю успеха.
С уважением, технический эксперт направления Серебряков Сергей Николаевич

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]