Четверг, 19.10.2017, 03:06
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

урок химии в 11 классе на тему "Закономерности протекания химических реакций"
[ · Скачать удаленно (3,11mb) ] 05.01.2012, 21:43
Форма описания авторского активного метода обучения

Организационная информация
1. ФИО
Синицына Елена Викторовна
2. Республика\край\область
Ленинградская область
3. Город\поселение
г. Пикалёво
4. Образовательное учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №3» г. Пикалёво
5. Преподаваемый предмет
химия
6. Класс, в котором использован метод
11 общеобразовательный
7. Предмет, на котором использован метод
Воспитание в рамках учебного предмета
8. Тема урока\образовательного мероприятия, на котором использован метод
Обобщающий урок по теме "Закономерности протеканий химических реакций"

Авторская информация
9. Происхождение метода (нужное выбрать) - Авторский метод

10. Какой метод взят за основу (в случае заимствования метода) нет
11. Источник заимствования с указанием ссылки нет
Описание активного методы обучения
12. Название метода
Работа расчетной лаборатории

13. Этап образовательного мероприятия (урока)
Закрепление и применение полученных знаний
14. Количество участников
21 ученик другой школы, коллеги (урок был дан на районном методическом поезде)
15. Цели и задачи использования метода
Цель: способствовать развитию коммуникативного навыка и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемы (задачи)
Задачи:
1. Развитие аналитических умений
2. Развитие коммуникационных умений
3. Отработка приемов целеполагания
4. Наполнение учебной деятельности личностным смыслом
5. Создание условия для самоопределения
6. Отработка приемов поиска и анализа проблем
7. Тренировка командной работы
16. Продолжительность проведения
45 минут
17. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
флипчат, раздаточный дидактический материал
18. Предварительная подготовка (если требуется)
Приготовить флипчат, письмо – запрос, подборка тестового материала из ЕГЭ по химии
19. Технология проведения
• В начале урока ставится проблема «Письмо – запрос» от коммерческого директора завода по производству хлора. Необходимо рассмотреть производство и оценить его эффективность, предложить способы повышения прибыли.
• Организуется работы отделов лаборатории(расчёты)
• Обсуждение и результат работы лаборатории
• Аттестация каждого сотрудника на профпригодность.

Результат:
Каждая группа(отдел) представляет результат своей работы, от которого зависит общий (всей лаборатории)

На примере конкретного производства ученики продемонстрировали свои умения по изученной теме. Прошли мини – социализацию.
20. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
Эффективнее всего организовать работу по мини-группам в 5-6 человек. Разделить участников на группы можно используя любой АМО разделения на команды.
По окончанию работы очень важно провести рефлексию.

21. Варианты проведения метода
Возможны различные варианты проведения рефлексии. В ходе рефлексии важно получить мнение учащихся и гостей. Важно, чтобы учащиеся, проанализировали результаты своей работы и свои ощущения от нее.Здесь может выступить группа экспертов-консультантов из родителей и гостей. Будет интересно услышать, пригодятся ли полученные умения и знания учащимся.



Приложения
ЕГЭ Часть А (А 21.) Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие.

1. Считая, что реакция 2А + Б В идет в одну стадию, выражение для скорости
реакции запишется:
1) = k [B] 2) = k [A]2
3) = k [A][Б] 4) = k [A]2[Б]

2. Равновесие в системе 2NO2 (г) ↔ 2NO (г) + O2 (г) – Q смещается в сторону продуктов при
1) повышении температуры 2) повышении давления
3) понижении температуры 4) применении катализатора

3. В системе 2SO2 (г) + O2 (г) ↔ 2SO3 (г) + Q смещение равновесия вправо произойдет при
1) добавлении катализатора 2) повышении температуры
3) повышении давления 4) увеличении концентрации оксида серы (VI)

4. Химическое равновесие в системе CO2 (г) + C(тв) ↔ 2CO (г) - Q сместится вправо при:
1)повышении давления 2) понижении температуры
3) повышении концентрации СО 4) повышении температуры

5. Равновесие системы, описываемое уравнением N2 (г.) + 3H2 (г.) = 2NH3 (г.)
при повышении давления сдвигается таким образом, что образуется:
1) больше NH3 (г.) 2) больше H2 (г.)
3) больше N2 (г.) и H2(г.) 4) никаких изменений в количествах реагентов
и продуктов реакции не наблюдается
6. Реакция, в которой понижение давления и повышение температуры вызовут смещение равновесия в одну сторону
1) N2 + O2 ↔ 2NO – Q 2) H2O + Fe (тв) ↔ FeO (тв) + H2 + Q
3) C2H6 ↔ C2H4 + H2 – Q 4) H2 + Cl2 ↔ 2HCl + Q

7. При повышении температуры от20 до 50ºС скорость реакции, температурный коэффициент которой равен 3, возрастает в
1) 3 раза 2) 6 раз 3) 27 раз 4) 9 раз
8. В какой системе при увеличении давления равновесие сместится вправо?
1) H2 (г) + Cl2 (г) ↔ 2HCl (г) 2) CO2 (г) + C (тв) ↔ 2CO (г)
3) 2SO2 (г) + O2 (г) ↔ 2SO3 (г) 4) FeO (тв) + CO (г) ↔ Fe (тв) + CO2 (г)

9. Для смещения равновесия в сторону исходных веществ в системе
N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г) +Q необходимо
1) увеличить температуру 2) повысить давление
3) увеличить концентрацию азота 4) понизить температуру в системе

10. Увеличение давления не приведёт к смещению равновесия в сторону продуктов реакции в газовой системе:
1) 2H2 +O2 ↔ 2H2O 2) N2 +O2 ↔ 2NO
3) H2 + Br2 ↔ 2HBr 4) 2NH3 ↔ N2 + 3H2

11. Равновесие в системе C4H8 + H2 ↔ C4H10 + Q смещается в сторону исходных веществ в результате
1) увеличения концентрации водорода 2) повышения температуры
3) повышения давления 4) использования катализатора

12. В реакции CO (г) + 2H2 (г) ↔ CH3OH (г) + Q равновесие сместится в сторону продуктов реакции при
1) повышении температуры и повышении давления
2) повышении температуры и понижении давления
3) понижении температуры и повышении давления
4) понижении температуры и понижении давления

В расчётную лабораторию
химической кинетики
от руководства завода
по производству хлора

ЗАПРОС

Для производства хлора на заводе используется метод Дикона, заключающийся в окислении хлороводорода кислородом воздуха:


кат. (FeCL3, CuCl2), t
4НСl +O2 ↔ 2Н2О + 2Сl2 +114, 5 к Дж

В настоящее время при высокой температуре и умеренном давлении равновесие в реакционной системе устанавливается при следующих концентрациях реагирующих веществ: [НСl] = 0, 2 моль/л, [Н2 О] = 0, 1 моль/л, [Сl2] = 0, 1 моль/л, [О2] = 0, 3 моль/л.
1. Дайте полную характеристику реакции
2. Оцените эффективность производства хлора при данных условиях
3. Определите, какие внешние факторы необходимо изменить, чтобы увеличить выход хлора (ответ обоснуйте теоретически)
4. Производственные мощности позволяют:
а) увеличить давление в системе в 3 раза
б) повысить температуру в системе на 20 градусов, если температурные коэффициенты прямой и обратной реакций равны 2,9 и 3, 7 соответственно.

Определите, приведут ли данные изменения внешних факторов к увеличению выхода хлора. Ответ подтвердите расчётами.

Коммерческий директор
И.С. Павлов
18.03.11 г.

В расчётную лабораторию
химической кинетики
от руководства серно-кислотного завода

ЗАПРОС
Одной из стадий производства серной кислоты является окисление оксида серы (IV), кислородом воздуха:
V2O5,t
2SO2+O2 ↔ 2SO3 + 192кДж
В настоящее время при высокой температуре и умеренном давлении равновесие в реакционной системе устанавливается при следующих концентрациях реагирующих веществ: [SO2]=0.25 моль/л, [O2]=0.2 моль/л, [SO3]=0.1 моль/л

1) Дайте полную характеристику этой реакции.
2) Оцените эффективность производства оксида серы (VI) при данных условиях.
3) Определите какие внешние факторы необходимо изменить, чтобы увеличить выход продукта.
4) Производственные мощности позволяют:
a) Увеличить общее давление в системе в 2 раза
b) Повысить температуру в системе.
Определите, приведут ли данные изменения внешних факторов к увеличению выхода продукта.

Задание отделу №1 «Реакционная система».
Дайте полную характеристику реакции получения хлора
кат. (FeCL3, CuCl2), t
4НСl +O2 ↔ 2Н2О + 2Сl2 +114, 5 к Дж
По следующим признакам:
1. По количеству вступающих и характеру образующихся в результате реакции веществ (реакции разложения, замещения, соединения, обмена).В результате реакции происходит неполное окисление хлороводорода. Значит, это – реакция……………………………………………………………………….
2. По изменениям степеней окисления атомов ………………………………
(для окислительно-восстановительной реакции указать окислитель и восстановитель, составить уравнения электронного баланса).
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3. По агрегатному состоянию всех реагирующих веществ ……………… Протекает с изменением объёма газов(увеличивается или уменьшается)…………………………………………………………
4. По направлению прохождения реакции (для обратимой реакции составить формулу для расчета константы равновесия)…………………………………………………………..

5. По тепловому эффекту…………………………………, т.к. идёт с ……………… энергии. Тепловой эффект реакции равен ……………
6. Каталитическая (указать катализатор) или некаталитическая реакция.
Катализатор и вещества, участвующие в реакции находятся …………. фазе (гомогенный или гетерогенный катализ?)

Задание отделу №2 «Кинетика процесса»
Оценить эффективность производства при данных условиях
(высокой температуре и умеренном давлении).

кат. (FeCL3, CuCl2), t
4НСl +O2 ↔ 2Н2О + 2Сl2 +114, 5 к Дж

Оценить эффективность производства позволяет константа равновесия, которая представляет собой математическое выражение закона действующих масс. Она находится в прямой зависимости от концентрации продуктов реакции. Значит, чем выше константа равновесия, тем эффективнее производство.
Формула для расчёта константы равновесия
Кр = =
если равновесные концентрации равны
[НСl] = 0, 2 моль/л,
[Н2 О] = 0, 1 моль/л,
[Сl2] = 0, 1 моль/л,
[О2] = 0, 3 моль/л.
При К р > 1 – преобладают продукты
При К р < 1- преобладают исходные вещества
Вывод:

Задание отделу №3 «Фазовые равновесия ».
Определите, какие внешние факторы необходимо изменить, чтобы увеличить выход хлора (ответ обоснуйте теоретически).
кат. (FeCL3, CuCl2), t
4НСl +O2 ↔ 2Н2О + 2Сl2 +114, 5 к Дж

Данная реакция обратима. На смещение химического равновесие влияет температура, давление, концентрации исходных веществ и продуктов реакции.
Поскольку необходимый нам продукт хлор образуется в результате прямой реакции, значит, равновесие нужно сместить вправо. Для этого нужно:
1. Давление в системе (увеличить или уменьшить)…………Почему?
………………………………………………………………………..
2. Температуру (увеличить или уменьшить)…………………Почему?
……………………………………………………………………………
3. Концентрацию исходных веществ (увеличить или уменьшить)………

4. Концентрацию продуктов реакции (увеличить или уменьшить) ……………………………………………………………………….
С помощью какого вещества можно убрать из системы
пары воды…………………………………………………………

5. Нужно ли заменить катализатор? Как катализатор влияет на смещение химического равновесия?

Задание отделу №4 «Аэростатики»
Производственные мощности позволяют увеличить общее давление в системе в 3 раза. Приведёт ли данное изменение к увеличению выхода хлора?
Поскольку давление находится в прямо пропорциональной зависимости от концентрации реагирующих веществ, то для расчёта применяем закон действующих масс.
Запишем выражение закона для прямой и обратной реакции для начальных условий и после изменения давления.
кат. (FeCL3, CuCl2), t
4НСl +O2 ↔ 2Н2О + 2Сl2 +114, 5 к Дж

Прямая реакция Обратная реакция
υ прямой = k пр* [HCl]4 * [O2] υ обр = k обр*[H2O]2 * [Cl2 ]2
до повышения давлении до повышения давления

После повышения давления в 3 раза После повышения давления в 3 раза
υ прямой =
υ обр =

Вывод: В результате повышения давления скорость прямой реакции ……………….скорость обратной реакции в ……….раза. Это приведёт к смещению равновесия вправо (влево)

Задание отделу №5 «Термохимических исследований»
Производственные мощности позволяют повысить температуру в системе на 20 градусов, если температурные коэффициенты прямой и обратной реакций равны 2,9 и 3, 7 соответственно. Приведёт ли данное изменение к увеличению выхода хлора?
1. Используя принцип Ле Шателье ответьте, приведёт ли это к увеличению продукта реакции. Проверьте расчётами.

2. Используя математическое выражение правила Вант Гоффа,рассчитаем изменение скорости для прямой и обратной реакции после повышения температуры на 20 градусов.



Vпр2/Vпр1 = ……….
Vобр2/Vобр1 =……….
Вывод: повышение температуры на 20 градусов приведёт к снижению выхода продукта реакции, т.к. скорость обратной реакции превышает скорость прямой реакции в………………….раз.
Категория: Химия | Добавил: sinizinaEV
Просмотров: 8206 | Загрузок: 348 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Елена Викторовна!
Вы представили хороший материал, но упустили весьма существенный момент. Конспект урока лишь в первой части соответствует предъявляемым к его оформлению требованиям. Это не позволяет, к сожалению, допустить Вашу работу к участию в конкурсе.
Вы можете представить на конкурс ДРУГУЮ работу, оформив её в полном соответствии предъявляемым требованиям. И обратите, пожалуйста, внимание на то, что на сайте moi-amour.ru размещается описание урока, а не его конспект.
Желаю успеха.

С уважением, технический эксперт направления Серебряков Сергей Николаевич.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]