Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия |
урок химии в 11 классе на тему "Закономерности протекания химических реакций"
[ · Скачать удаленно (3,11mb) ] | 05.01.2012, 21:43 |
Форма описания авторского активного метода обучения Организационная информация 1. ФИО Синицына Елена Викторовна 2. Республика\край\область Ленинградская область 3. Город\поселение г. Пикалёво 4. Образовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №3» г. Пикалёво 5. Преподаваемый предмет химия 6. Класс, в котором использован метод 11 общеобразовательный 7. Предмет, на котором использован метод Воспитание в рамках учебного предмета 8. Тема урока\образовательного мероприятия, на котором использован метод Обобщающий урок по теме "Закономерности протеканий химических реакций" Авторская информация 9. Происхождение метода (нужное выбрать) - Авторский метод 10. Какой метод взят за основу (в случае заимствования метода) нет 11. Источник заимствования с указанием ссылки нет Описание активного методы обучения 12. Название метода Работа расчетной лаборатории 13. Этап образовательного мероприятия (урока) Закрепление и применение полученных знаний 14. Количество участников 21 ученик другой школы, коллеги (урок был дан на районном методическом поезде) 15. Цели и задачи использования метода Цель: способствовать развитию коммуникативного навыка и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемы (задачи) Задачи: 1. Развитие аналитических умений 2. Развитие коммуникационных умений 3. Отработка приемов целеполагания 4. Наполнение учебной деятельности личностным смыслом 5. Создание условия для самоопределения 6. Отработка приемов поиска и анализа проблем 7. Тренировка командной работы 16. Продолжительность проведения 45 минут 17. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода флипчат, раздаточный дидактический материал 18. Предварительная подготовка (если требуется) Приготовить флипчат, письмо – запрос, подборка тестового материала из ЕГЭ по химии 19. Технология проведения • В начале урока ставится проблема «Письмо – запрос» от коммерческого директора завода по производству хлора. Необходимо рассмотреть производство и оценить его эффективность, предложить способы повышения прибыли. • Организуется работы отделов лаборатории(расчёты) • Обсуждение и результат работы лаборатории • Аттестация каждого сотрудника на профпригодность. Результат: Каждая группа(отдел) представляет результат своей работы, от которого зависит общий (всей лаборатории) На примере конкретного производства ученики продемонстрировали свои умения по изученной теме. Прошли мини – социализацию. 20. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) Эффективнее всего организовать работу по мини-группам в 5-6 человек. Разделить участников на группы можно используя любой АМО разделения на команды. По окончанию работы очень важно провести рефлексию. 21. Варианты проведения метода Возможны различные варианты проведения рефлексии. В ходе рефлексии важно получить мнение учащихся и гостей. Важно, чтобы учащиеся, проанализировали результаты своей работы и свои ощущения от нее.Здесь может выступить группа экспертов-консультантов из родителей и гостей. Будет интересно услышать, пригодятся ли полученные умения и знания учащимся. Приложения ЕГЭ Часть А (А 21.) Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. 1. Считая, что реакция 2А + Б В идет в одну стадию, выражение для скорости реакции запишется: 1) = k [B] 2) = k [A]2 3) = k [A][Б] 4) = k [A]2[Б] 2. Равновесие в системе 2NO2 (г) ↔ 2NO (г) + O2 (г) – Q смещается в сторону продуктов при 1) повышении температуры 2) повышении давления 3) понижении температуры 4) применении катализатора 3. В системе 2SO2 (г) + O2 (г) ↔ 2SO3 (г) + Q смещение равновесия вправо произойдет при 1) добавлении катализатора 2) повышении температуры 3) повышении давления 4) увеличении концентрации оксида серы (VI) 4. Химическое равновесие в системе CO2 (г) + C(тв) ↔ 2CO (г) - Q сместится вправо при: 1)повышении давления 2) понижении температуры 3) повышении концентрации СО 4) повышении температуры 5. Равновесие системы, описываемое уравнением N2 (г.) + 3H2 (г.) = 2NH3 (г.) при повышении давления сдвигается таким образом, что образуется: 1) больше NH3 (г.) 2) больше H2 (г.) 3) больше N2 (г.) и H2(г.) 4) никаких изменений в количествах реагентов и продуктов реакции не наблюдается 6. Реакция, в которой понижение давления и повышение температуры вызовут смещение равновесия в одну сторону 1) N2 + O2 ↔ 2NO – Q 2) H2O + Fe (тв) ↔ FeO (тв) + H2 + Q 3) C2H6 ↔ C2H4 + H2 – Q 4) H2 + Cl2 ↔ 2HCl + Q 7. При повышении температуры от20 до 50ºС скорость реакции, температурный коэффициент которой равен 3, возрастает в 1) 3 раза 2) 6 раз 3) 27 раз 4) 9 раз 8. В какой системе при увеличении давления равновесие сместится вправо? 1) H2 (г) + Cl2 (г) ↔ 2HCl (г) 2) CO2 (г) + C (тв) ↔ 2CO (г) 3) 2SO2 (г) + O2 (г) ↔ 2SO3 (г) 4) FeO (тв) + CO (г) ↔ Fe (тв) + CO2 (г) 9. Для смещения равновесия в сторону исходных веществ в системе N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г) +Q необходимо 1) увеличить температуру 2) повысить давление 3) увеличить концентрацию азота 4) понизить температуру в системе 10. Увеличение давления не приведёт к смещению равновесия в сторону продуктов реакции в газовой системе: 1) 2H2 +O2 ↔ 2H2O 2) N2 +O2 ↔ 2NO 3) H2 + Br2 ↔ 2HBr 4) 2NH3 ↔ N2 + 3H2 11. Равновесие в системе C4H8 + H2 ↔ C4H10 + Q смещается в сторону исходных веществ в результате 1) увеличения концентрации водорода 2) повышения температуры 3) повышения давления 4) использования катализатора 12. В реакции CO (г) + 2H2 (г) ↔ CH3OH (г) + Q равновесие сместится в сторону продуктов реакции при 1) повышении температуры и повышении давления 2) повышении температуры и понижении давления 3) понижении температуры и повышении давления 4) понижении температуры и понижении давления В расчётную лабораторию химической кинетики от руководства завода по производству хлора ЗАПРОС Для производства хлора на заводе используется метод Дикона, заключающийся в окислении хлороводорода кислородом воздуха: кат. (FeCL3, CuCl2), t 4НСl +O2 ↔ 2Н2О + 2Сl2 +114, 5 к Дж В настоящее время при высокой температуре и умеренном давлении равновесие в реакционной системе устанавливается при следующих концентрациях реагирующих веществ: [НСl] = 0, 2 моль/л, [Н2 О] = 0, 1 моль/л, [Сl2] = 0, 1 моль/л, [О2] = 0, 3 моль/л. 1. Дайте полную характеристику реакции 2. Оцените эффективность производства хлора при данных условиях 3. Определите, какие внешние факторы необходимо изменить, чтобы увеличить выход хлора (ответ обоснуйте теоретически) 4. Производственные мощности позволяют: а) увеличить давление в системе в 3 раза б) повысить температуру в системе на 20 градусов, если температурные коэффициенты прямой и обратной реакций равны 2,9 и 3, 7 соответственно. Определите, приведут ли данные изменения внешних факторов к увеличению выхода хлора. Ответ подтвердите расчётами. Коммерческий директор И.С. Павлов 18.03.11 г. В расчётную лабораторию химической кинетики от руководства серно-кислотного завода ЗАПРОС Одной из стадий производства серной кислоты является окисление оксида серы (IV), кислородом воздуха: V2O5,t 2SO2+O2 ↔ 2SO3 + 192кДж В настоящее время при высокой температуре и умеренном давлении равновесие в реакционной системе устанавливается при следующих концентрациях реагирующих веществ: [SO2]=0.25 моль/л, [O2]=0.2 моль/л, [SO3]=0.1 моль/л 1) Дайте полную характеристику этой реакции. 2) Оцените эффективность производства оксида серы (VI) при данных условиях. 3) Определите какие внешние факторы необходимо изменить, чтобы увеличить выход продукта. 4) Производственные мощности позволяют: a) Увеличить общее давление в системе в 2 раза b) Повысить температуру в системе. Определите, приведут ли данные изменения внешних факторов к увеличению выхода продукта. Задание отделу №1 «Реакционная система». Дайте полную характеристику реакции получения хлора кат. (FeCL3, CuCl2), t 4НСl +O2 ↔ 2Н2О + 2Сl2 +114, 5 к Дж По следующим признакам: 1. По количеству вступающих и характеру образующихся в результате реакции веществ (реакции разложения, замещения, соединения, обмена).В результате реакции происходит неполное окисление хлороводорода. Значит, это – реакция………………………………………………………………………. 2. По изменениям степеней окисления атомов ……………………………… (для окислительно-восстановительной реакции указать окислитель и восстановитель, составить уравнения электронного баланса). ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3. По агрегатному состоянию всех реагирующих веществ ……………… Протекает с изменением объёма газов(увеличивается или уменьшается)………………………………………………………… 4. По направлению прохождения реакции (для обратимой реакции составить формулу для расчета константы равновесия)………………………………………………………….. 5. По тепловому эффекту…………………………………, т.к. идёт с ……………… энергии. Тепловой эффект реакции равен …………… 6. Каталитическая (указать катализатор) или некаталитическая реакция. Катализатор и вещества, участвующие в реакции находятся …………. фазе (гомогенный или гетерогенный катализ?) Задание отделу №2 «Кинетика процесса» Оценить эффективность производства при данных условиях (высокой температуре и умеренном давлении). кат. (FeCL3, CuCl2), t 4НСl +O2 ↔ 2Н2О + 2Сl2 +114, 5 к Дж Оценить эффективность производства позволяет константа равновесия, которая представляет собой математическое выражение закона действующих масс. Она находится в прямой зависимости от концентрации продуктов реакции. Значит, чем выше константа равновесия, тем эффективнее производство. Формула для расчёта константы равновесия Кр = = если равновесные концентрации равны [НСl] = 0, 2 моль/л, [Н2 О] = 0, 1 моль/л, [Сl2] = 0, 1 моль/л, [О2] = 0, 3 моль/л. При К р > 1 – преобладают продукты При К р < 1- преобладают исходные вещества Вывод: Задание отделу №3 «Фазовые равновесия ». Определите, какие внешние факторы необходимо изменить, чтобы увеличить выход хлора (ответ обоснуйте теоретически). кат. (FeCL3, CuCl2), t 4НСl +O2 ↔ 2Н2О + 2Сl2 +114, 5 к Дж Данная реакция обратима. На смещение химического равновесие влияет температура, давление, концентрации исходных веществ и продуктов реакции. Поскольку необходимый нам продукт хлор образуется в результате прямой реакции, значит, равновесие нужно сместить вправо. Для этого нужно: 1. Давление в системе (увеличить или уменьшить)…………Почему? ……………………………………………………………………….. 2. Температуру (увеличить или уменьшить)…………………Почему? …………………………………………………………………………… 3. Концентрацию исходных веществ (увеличить или уменьшить)……… 4. Концентрацию продуктов реакции (увеличить или уменьшить) ………………………………………………………………………. С помощью какого вещества можно убрать из системы пары воды………………………………………………………… 5. Нужно ли заменить катализатор? Как катализатор влияет на смещение химического равновесия? Задание отделу №4 «Аэростатики» Производственные мощности позволяют увеличить общее давление в системе в 3 раза. Приведёт ли данное изменение к увеличению выхода хлора? Поскольку давление находится в прямо пропорциональной зависимости от концентрации реагирующих веществ, то для расчёта применяем закон действующих масс. Запишем выражение закона для прямой и обратной реакции для начальных условий и после изменения давления. кат. (FeCL3, CuCl2), t 4НСl +O2 ↔ 2Н2О + 2Сl2 +114, 5 к Дж Прямая реакция Обратная реакция υ прямой = k пр* [HCl]4 * [O2] υ обр = k обр*[H2O]2 * [Cl2 ]2 до повышения давлении до повышения давления После повышения давления в 3 раза После повышения давления в 3 раза υ прямой = υ обр = Вывод: В результате повышения давления скорость прямой реакции ……………….скорость обратной реакции в ……….раза. Это приведёт к смещению равновесия вправо (влево) Задание отделу №5 «Термохимических исследований» Производственные мощности позволяют повысить температуру в системе на 20 градусов, если температурные коэффициенты прямой и обратной реакций равны 2,9 и 3, 7 соответственно. Приведёт ли данное изменение к увеличению выхода хлора? 1. Используя принцип Ле Шателье ответьте, приведёт ли это к увеличению продукта реакции. Проверьте расчётами. 2. Используя математическое выражение правила Вант Гоффа,рассчитаем изменение скорости для прямой и обратной реакции после повышения температуры на 20 градусов. Vпр2/Vпр1 = ………. Vобр2/Vобр1 =………. Вывод: повышение температуры на 20 градусов приведёт к снижению выхода продукта реакции, т.к. скорость обратной реакции превышает скорость прямой реакции в………………….раз. | |
Просмотров: 10094 | Загрузок: 656 | Комментарии: 2 | |