Вторник, 06.12.2016, 13:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

Строение вещества: типы кристаллических решеток; строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов
[ · Скачать удаленно (2553.1 KB) ] 24.10.2014, 18:54
Инициация.
«Химическая реакция».
Сплочение группы, снятие напряжения, активизация внимания.
Дополнительные материалы не требуются.
Предварительная подготовка не требуется.
Учитель предлагает ребятам выстроиться в круг, указательный палец правой руки поднять вверх, согнув руку в локте. Одновременно ладонью левой руки накрыть палец, стоящего рядом, и по команде ведущего попытаться зажать палец товарища, одновременно убрав свой. Команда может быть любой, возможно связанной с темой занятия.
В нашем случае, учитель предлагает замкнуть цепь, как только в перечисленных веществах прозвучит жидкое вещество: «Лёд, железо, кислород, ВОДА».
Вхождение и погружение в тему.
Учитель предлагает обучающимся вытянуть из конверта карточку с символами « Дождь», «Снежинка», «Пар» и разбиться на группы с одноимённым названием. Затем, обсудив в группе, записав на листе бумаги различные свойства воды, а также других веществ: соли, сахара, кислорода, серы, углекислого газа, песка, ржавчины, представить свои результаты.
У читель: «Почему же одни из них газы, другие жидкости, а третьи твердые вещества? От чего это зависит? На примере воды, рассмотрим, что является мельчайшей частицей воды. Что с этими частицами происходит при замерзании, таянии, испарении и противоположных процессах.
Сравним со свойствами сахара и кислорода. Почему у всех этих веществ разные температуры плавления и кипения? »
Приходим к выводу: температуры плавления и кипения зависят от силы взаимодействия между молекулами вещества.
Сравнивая движение молекул в разных агрегатных состояниях, возвращаемся к твердому агрегатному состоянию – к кристаллической решетке.
Интерактивная лекция.
На примерах демонстрационных моделей знакомимся с кристаллическими решетками разных веществ. Оцениваем движение частиц в узлах кристаллической решетки.
Сравниваем прочность алмаза и графита в зависимости от кристаллической решетки.
Переходим к пониманию того, что не все вещества состоят из молекул и в узлах кристаллических решеток могут находиться и другие частицы – атомы (алмаз, графит, песок), ионы (соль).
Знакомимся со строением атома. Немного истории и первых опытах, подтверждающих делимость атома.
Знакомим с теориями строения атома предложенными в начале прошлого века (10 слайдов из презентации «СТРОЕНИЕ АТОМА» , автор Соколова Елена Вадимовна, опубликовано 08.04.2013 Адрес презентации: http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/04/08/stroenie-atoma
)
Обращаем внимание на распределение электронов по энергетическим уровням, последовательность заполнения.
Знакомимся с тем, что номер группы показывает количество электронов на внешнем уровне атома элемента. Обращаем внимание на строение внешней оболочки инертных газов, завершающих каждый период. Максимальное количество электронов, располагающееся на вешнем уровне равно 8. Новый электрон у следующего элемента появляется уже на новом энергетическом уровне.
Знакомимся с тем, что при образовании химических соединений (веществ) атомы стараются завершить свою внешнюю электронную оболочку (до 8) – отдавая или присоединяя электроны.
Обращаем внимание на легкость отдачи внешних электронов активными металлами (I и II групп, Al) и легкость присоединения недостающих электронов до завершения электронной оболочки активными неметаллами (V, VI и VII групп). Отсюда и образование ионов и ионных соединений, ионной СВЯЗИ.
Проработка
Группам предлагается
 Сформулировать, за счет каких сил, какого взаимодействия удерживаются эти ионы в ионном соединении? (электростатических)
 Привести несколько примеров. Определить количество отданных или принятых электронов и соответственно возникающий заряд иона. Подчеркиваем обязательность электронного баланса, а отсюда и вывод самой формулы, расстановка индексов.
 Расставить индексы: Na+ Cl- ; Са2+ S2- ; Na+2 S2- ; Са2+ Cl-2 ; Na+3 P3- ; Са2+3 P3-2 .
 Сравнить электронные оболочки ионов Na+, Са2+, Cl- , S2- , P3- с электронными оболочками инертных газов.
 Сделать вывод: при образовании химических соединений атомы стремятся завершить свою электронную оболочку.

 Рассмотреть составление уравнений реакций соединения между металлами и неметаллами, с учетом полученных знаний.

Na0 + Cl02 Na+Cl-
2 Na0 + Cl02 2 Na+Cl-

Na0 + S0 Na+2 S2-
2 Na0 + S0 Na+2 S2-

Na0 + P0 Na+3 P3-
3 Na0 + P0 Na+3 P3-

Учитель предлагает сделать разминку.

Разминка «Ионная связь»
Учитель предлагает ученикам объединиться в круги, взявшись за руки по временам года: зима-весна-лето-осень, затем по датам рождения: первая декада- вторая декада – третья, а потом проверить избирательно внимание участников, предложив им определить примерную дату рождения кого-либо из детей.
Этот метод позволяет детям сменить статичное положение, подвигаться, развивает коммуникативные качества.
Метод авторский, специальной подготовки не требуется.
Возможны какие-либо вариации. К примеру, круг, состоящий из меньшего количества участников, располагается в центре, дети становятся лицом к следующему кругу и двигаются по часовой стрелке. Следующий круг – двигается против часовой стрелки и т.д. до следующей команды. Затем по команде останавливаются и меняются местами, собираясь по новому признаку.
Подведение итогов занятия.
Группы выставляют спикеров для защиты результатов работы. Участники других групп могут оппонировать. Учитель на доске в таблице проставляет баллы за ответы и в конце занятия подсчитывает рейтинг групп.
Затем дополняет выводы учеников:
Но нужно оговориться, что не во всех веществах существует ионная связь, не все вещества состоят из ионов. Есть вещества, состоящие из неметаллов, например, вода, углекислый газ, аммиак. Как объяснить в этом случае образование связи? Здесь возникает другой вид химической связи, с которым вы познакомитесь позднее в курсе химии. Но УСЛОВНО, мы можем и этим атомам в таких соединениях приписывать УСЛОВНЫЙ заряд (он будет называться СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ) и, с учетом этого, точно также составлять формулы веществ. Но это уже на следующем занятии.

Задание на дом:
Закончите следующие уравнения реакций, расставьте заряды атомов и ионов, расставьте индексы и коэффициенты. Соблюдайте последовательность – сначала заряды, потом индексы и только потом коэффициенты.

Al0 + O02
Al0 + F02
Al0 + P0
Al0 + C0
Категория: Химия | Добавил: avi
Просмотров: 470 | Загрузок: 147 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
Уважаемый Владимир Борисович! По результатам экспертной оценки Ваша работа набрала 29 баллов.
Благодарим Вас за творческий подход к педагогической деятельности и ждём Вас на дальнейших мероприятиях МОЕГО УНИВЕРСИТЕТА!
С результатами Фестиваля Вы можете ознакомиться по ссылке 
 http://moi-amour.ru/index/itogi_tretjego_otkrytogo_festivalja_quot_aktivnye_metody_obuchenija_v_obrazovanii _quot/0-46

2  
Спасибо!

1  
Уважаемый Владимир Борисович! Спасибо за участие в нашем Фестивале АМО-3. Ваша работа принята и ждёт оценки экспертов.
Желаем Вам дальнейших творческих успехов!
Серебрянская Нелля Александровна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]