Понедельник, 20.11.2017, 20:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

разработка урока химии !0 класс по теме "Фенол"
[ · Скачать удаленно (10,89мб) ] 30.01.2012, 21:20
Данный урок является очередным в теме «Кислородосодержащие органические вещества» (химия 10 класс программа О.С.Габриеляна, базовый уровень).
На уроке я реализую компетентностный подход в обучении, который относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления:в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Такой подход полностью отвечает и специфике химии. Если мы обучаем практическому владению тому или иному виду деятельности, то достигается это через эксперимент, упражнение и т.д. Другими словами, на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель, как это подчас бывает. Это проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. В принципе, это общедидактическая проблема: индивидуальный стиль обучения и обучение в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают теоретическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.
Медиасоставляющей данного урока является использование фрагмента фильма Алексея Балабанова «Морфий», материалов интернета: работа с сайта YouTube,сайта «Здоровье», материалы газет, журналов, словарей различного вида и отрывков из художественных произведений.
Использование презентации, ученического эксперимента позволяет материал урока сделать компактным, динамичным, используя тактильные, аудиальные и визуальные рецепторы, что обеспечивает многоканальное восприятие информации учащимися, снимает напряженность, что является здоровьесберегающим компонентом урока. Реализация вопроса формирования общеучебных умений проходит через работу со словарем, ученический эксперимент, работу с газетными материалами, сайтами по поиску нужной информации и т.д.
Цель урока.
Сформировать знания о классе фенолов: строении молекул, номенклатуре, изомерии ,свойствах фенолов и применении
Задачи.
Образовательная:
приобретение новых знаний о свойствах фенола на основе состава и строения молекулы
Развивающая:
развивать логическое и критическое мышления, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечивать системность учения.
Развивать практические умения и навыки в ходе выполнения лабораторных опытов.
Продолжить формирование умений
 по составлению уравнений химических реакций;
 по классификации фенолов;
 по отработке номенклатуры.
Воспитательная:
 продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)
 расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека
 рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)
Медиа:
 обучение восприятию и переработке информации СМИ
 развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл сообщения
 включение внешкольной информации в контекст общего базового образования
 формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (видео, компьютер, модем, мультимедиа и др.)
Тип урока:
урок - новых знаний с элементами медиа.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический (химический эксперимент – ученический и демонстрационный)
Средства обучения:
Компьютер, проектор, школьный химический эксперимент (демонстрационный и ученический), опорные конспекты, видеоролики, презентация, словари, инструкция по технике безопасности №16, задания для эксперимента.
Оборудование и реактивы:
Ученический эксперимент: растворы С6Н5ОН, FeCl3, пробирки.
Мотивация
На фоне фрагмента кинофильма «Морфий» чтение отрывков из произведений Куприна «Олеся»
«….Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку
Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим
занятием и удовольствием. Признаюсь, в то время, когда мне предложили
ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. …..
Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. …
Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моём
распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но
тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность
ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были
всегда одни и те же: "в середине болит" и "ни есть, ни пить не можу"….»
А.Толстого «Хождение по мукам»…… Солнце в безветрии жгло пустынные улицы Царицына, где у подъездов с настежь распахнутыми дверями лежали груды мусора. Обыватели попрятались. Лишь на спусках к Волге погромыхивали вскачь ломовые телеги с казенным имуществом и учрежденскими архивами. Город доживал последние часы. На подступах к нему Десятая армия, сильно поредевшая после Маныча, едва сдерживала натиск свежей Северокавказской армии генерала Врангеля….Вся жизнь города сосредоточилась на вокзалах да на пристанях. Один за другим к пристаням подчаливали ободранные и грязные пароходы, с них неслись бредовые крики. Палубы были переполнены беженцами и красноармейцами, – живыми среди трупов и стонущих, бормочущих, беснующихся в бреду сыпнотифозных….Осыпанные известью санитары бежали на палубы, шагали через лежащих больных, отбирали трупы и сбрасывали их на берег, чтобы очистить место для живых. Порошили известь и лили карболку.

Целепологание
Может, кто-нибудь обьяснит мне, наконец, о чем пишут все эти люди? Толстой, Куприн, Чехов, вот и Булгаков туда же, все как сговорились, все упоминают ЭТО, так походя, мимолетом, как бы невзначай, ррраз! - и ввернул, автор...
А мне как жить? Как жить после этого? Они ловко привязывают ЭТО к темным подьездам, медицинским поездам, аптекам, больницам, скаладам и тюрьмам, в ЭТОМ происходят судьбоносные встречи, поцелуи, метелят душевные бури и совершаются черные дела.
ЭТО - запах карболки.
Может, кто-нибудь знает, что такое карболка и как она пахнет???

Групповая работа со словарями по определению термина «карболка», «карболовая кислота».
Выступления представителей групп. Карболка — карболовая кислота (Источник: Словарь русских синонимов ) Карболка сущ., кол во синонимов: (3) • ↑карболовая кислота (2) • ↑кислота (149) • ↑фенол (6) (Источник: Словарь синонимов ASIS , Тришин В.Н., 2009)
Как вы определите тему нашего урока?
Тема нашего урока «Фенол» (слайд 2) Исходя из всего вышеизложенного, определите свою цель на данный урок.
Цель урока:( слайд 3)
Изучение нового материала.
1.Строение молекулы фенола.Слайд5
Что вы можете сказать о строении молекулы фенола? На какие группы ее можно разбить?(дети отвечают: на бензольную группу и гидроксогруппу). Следовательно, может проявлять свойства…какие?(ученики отвечают: аренов и спиртов). А так ли это? Нам предстоит выяснить в ходе урока.
2.Классификация и номенклатура Фенолов Слайд 6,7


Предложите виды классификации фенолов (учащиеся отвечают).

А теперь обратимся к слайду. Можно ли по названиям данных фенолов определить правила номенклатуры данного класса (нумерация от атома углерода, связанного с гидроксильной группой, в направлении, чтобы радикалы получили меньшие номера. Наряду с систематической используется тривиальная номенклатура).
3.Свойства фенолов. слайд 9
А.Ученический эксперимент.
Предлагаю поработать в группах по заданию. Предварительно ознакомьтесь с инструкцией по технике безопасности при работе с фенолом.
ИНСТРУКЦИЯ № 19
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИПРИ РАБОТЕ С ФЕНОЛОМ
Фенол — сильный яд! При контакте с кожей фенол (карболо¬вая кислота) в виде водных растворов высокой концентрации сна¬чала резко уменьшает чувствительность кожи, а затем разрушает ее. Действие фенола на организм заключается в основном в разру¬шении эритроцитов. При попадании фенола в желудок появляют¬ся рвота, понос, в моче обнаруживается гемоглобин. У пострадав¬шего резко падает температура, появляются судороги, челюсти силь¬но сжаты. При втирании препарата в кожу (это может произойти, например, при случайном попадании кристаллов фенола в обувь) возможны поражения со смертельным исходом.
При работе с фенолом необходимо защищать глаза очками, а руки — перчатками. Рукава и ворот должны быть плотно застег¬нуты. Необходимо следить, чтобы кристаллы фенола не попали в обувь. После работы с фенолом следует тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой.
При попадании на кожу нужно промыть пораженное место 10-40%-м этиловым спиртом, растительным маслом. При отрав¬лении через рот сначала промывают желудок теплой водой, а за¬тем розовым раствором перманганата калия КмnО4 или 10%-м этиловым спиртом, потом снова чистой водой. Промыва¬ние продолжается доисчезновения запаха фенола в рвотной массе. После этого нужно дать яичный белок — как обволакивающее.Фенол в исходной форме учащимся не выдавать! Для разда¬чи учащимся использовать некрепкие растворы фенола.Группа хранения № 7 — вещества повышенной физиологичес¬кой активности.

Задание группам: у вас имеется 1 пробирка с фенолом. Рассмотрите это вещество, очень осторожно испытайте его на запах. Затем добавьте в пробирку 1 мл хлорида железа 3, отметьте характерное окрашивание, рассматривая пробирку на белом фоне. Свои наблюдения запишите в тетрадь.
(Учащиеся отвечают: это вещество имеет специфический запах, напоминает запах гуаши, плохо растворяется в воде, при взаимодействии с хлоридом железа приобретает фиолетовую окраску)
Б.Химические свойства: видеоролики. слайд 10-14





4.Практическое применение фенола и значение соединений фенола для окружающей среды.Слайд 17.
• По данным на 2006 год мировое потребление фенола имеет следующую структуру:
• 44 % фенола расходуется на производство бисфенола А, который, в свою очередь, используется для производства поликарбона и эпоксидных смол;
• 30 % фенола расходуется на производство фенолформальдегидных смол;
• 12 % фенола гидрированием превращается в циклогексанол, используемый для получения искусственных волокон — нейлона и капрона;
• остальные 14 % расходуются на другие нужды, в том числе на производство антиоксидантов (ионол), неионогенных ПАВ — полиоксиэтилированных алкилфенолов (неонолы), других фенолов (крезолов), лекарственных препаратов (аспирин), антисептиков (ксероформа) и пестицидов.
• Фенол и его производные обуславливают консервирующие свойства коптильного дыма.

5.Физиологическое действие фенола. Сообщения учащихся из материалов газет и сайтов интернета. Деловая пресса(ФИС, 15.11.99)
Студенты Новосибирского государственного университета разработали уникальную методику определения содержания в воде фенолов - веществ "третьего класса опасности".Природные и питьевые воды в промышленных регионах России, в том числе и Новосибирской области, загрязнены этим токсичным веществом. Концентрация фенолов в водоемах пагубно влияет на животный и растительный мир. А при дезинфекции питьевой воды хлорированием фенолы, в результате реакции, превращаются в хлорофенолы - еще более токсичные соединения, чем сам фенол. Хлорофенолы в свою очередь легко превращаются в новое химическое вещество - диоксин, которое является одним из наиболее токсичных соединений. Таким образом, наличие в воде фенолов дает букет крайне опасных и ядовитых для здоровья веществ. Методика анализа разработана студентами четвертого курса факультета естественных наук Кириллом Королевым, Кириллом Тихомировым и Людмилой Аникиной. Как сообщил РИА "Новости" руководитель группы, старший преподаватель факультета естественных наук НГУ Вячеслав Шоленко, разработанная студентами методика анализа позволяет, в отличие от используемых ранее методов, значительно упростить и повысить скорость анализа и наиболее точно определять содержание в воде этого вещества. Существующие методики определяют количество фенола при помощи множества разных химических реакций, часть пробы просто теряется, что приводит к недостоверности анализа. По новой технологии содержание фенола в воде определяется с использованием метода испарения, при котором фенол в виде пара улавливается специальной ловушкой, а затем проба вставляется в высокочувствительный прибор, который и определяет его концентрацию. Этим методом можно пользоваться непосредственно на месте. Разработанная методика заняла первое место на четвертой Международной экологической студенческой конференции. В настоящее время она готовится пройти государственную регистрацию..
КТО ОТРАВИЛ ФЕНОЛОМ ИРТЫШ? АиФ, 27.08.2002
Сброс фенола в Иртыш был зафиксирован в минувшую пятницу в районе села Новотроицкого Омского района
Содержание ядовитого вещества в речной воде, по оценкам экологов, в 33 раза превышало предельно допустимую концентрацию, и ее попадание в организм или на кожу человека могло привести к самым трагическим последствиям.
Водоснабжение населенного пункта пришлось прекратить более чем на сутки. В течение всего дня каждый час делались контрольные пробы воды. К счастью, ЧП обошлось без пострадавших, а вот ущерб Новотроицким коммунальщикам придется подсчитывать еще долго, поскольку почти полностью выведены из строя очистные сооружения поселка. Виновника происшествия еще также предстоит установить. С этой целью создана и работает специальная комиссия. Как сообщил заместитель начальника управления ГО и ЧС по Омской области Павел Щекин, с целью выявления источника сброса ведутся лабораторные исследования воды. Предположительным "отравителем" может быть одно из предприятий промышленной зоны, на которой расположены ТЭЦ-4, завод СК, ОНПЗ, завод "Пластмасс" и ряд других предприятий. Кто именно подлил фенола в Иртыш, станет известно по окончании расследования
\ЗДОРОВЬЕ 20.04.2007
Подумать только, как много людей сознательно губят свое здоровье, выкуривая одну сигарету за другой. А между тем курить уже давно немодно. Да и невыгодно это – бьет по кошельку. Так что если вы еще не сделали выбор в пользу здорового образа жизни, без сигаретного дыма, то решайтесь. Возможно, наша статья поможет вам понять, насколько это необходимо.
НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ
Вы вообще знакомы с набором химических элементов и ядовитых веществ, которые попадают в ваш организм при курении? Вот вам далеко не полный списочек: никотин, ацетальдегид, ацетон, окись углерода, цианистый водород, кадмий, бензол, нафтиламин, муравьиная кислота, нитрозамины, фенол, формальдегид, бензопирен, толуидин, полоний, винилхлорид, уретан. Разве мало на долю нашего организма выпадает испытаний, чтоб подвергать его еще и этому — жесточайшему? Стоит подумать.
А вот – тоже не полный – перечень болезней, которым благоприятствует курение: ишемическая болезнь сердца, инсульт, бронхит, рак легких, эмфизема, рак поджелудочной железы, рак губ и гортани, остеопороз, невриты, бесплодие, нарушение половых функций, выкидыш, задержка развития плода, гангрена конечностей, заболевание костных тканей.
Данные сайта www.stopsmoking.ru
Накануне Дня правильного питания «Наша Газета» отправилась по магазинам и обнаружила, что наши любимые продукты весьма опасны для здоровья…
Знаете ли вы, что 11 сентября во всем мире отмечается День правильного питания? Конечно, чтобы быть здоровым, красивым и молодым, нужно придерживаться основ сбалансированного питания.
Автор: "Наша газета" 6 сентября 2007 года
Консерванты везде?
Вообще-то изобрели консерванты с хорошей целью. Но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад… И в массовом производстве продуктов без всяческих «ешек» уже не обойтись. К примеру, всякий здравомыслящий человек понимает, что стаканчик с йогуртом, привезенный издалека и хранящийся месяц на прилавке, не просто так сохраняет свой «натуральный вид и первозданную свежесть». Своим видом этот йогурт обязан опять же, различным консервантам. А вот сохранились ли в нем полезные бифидо-и лактобактерии — это еще вопрос.
Или захочется побаловать себя заморскими фруктами. Но вот консерванты Е230, Е231 и Е232, которыми обрабатывают «красивые» апельсины и бананы, представляют из себя не что иное, как … фенол. Это вещество, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в лучшем случае — вредит здоровью кожи. И тут, конечно, нужно себя обезопасить, ведь спасение утопающего — дело рук самого утопающего. И перед едой нужно обязательно мыть эти фрукты, чтобы смыть фенол. А, очистив банан от кожуры, не хвататься сразу же за мякоть, а сначала помыть руки — а то ведь чистый фенол в рот потянем.

Закрепление:
Тестовая проверка усвоения знаний.
1- вариант
1. Укажите, к какой группе фенолов относится фенол:
а) трехатомным; б) двухатомным; в) одноатомным?
2. Какие свойства ярко выражены у фенола: а) оснований; б) кислот; в) солей?
3. Чем объяснить большую подвижность атомов водорода (в положении 2,4,6) в бензольном кольце фенола:
а) влиянием гидроксильной группы; б) ароматической связью бензольного кольца; в) влиянием числа атомов водорода?
4. Укажите, по какой функциональной группе фенола происходит взаимодействие с гидроксидом натрия: а) гидроксильной группе; б) бензольному кольцу; в) по гидроксильной группе и бензольному кольцу?
5. Укажите, какими реактивами можно определить фенол
а) СuO; б) Br2; в) Cu(OH)2; г) FeCl3?

2- вариант
1. Укажите, к какой группе относится фенол: а) предельным одноатомным спиртам; б) фенолам;в) ароматическим спиртам?
2. Почему фенол проявляет кислотные свойства:
а) сказывается влияние гидроксильной группы на бензольное кольцо;
б) атом водорода гидроксогруппы приобретает большую подвижность за счет смещения неподеленной электронной пары атома кислорода к бензольному кольцу; в) в молекуле фенола одна гидроксогруппа?
3. Укажите, по какой функциональной группе идет взаимодействие фенола с натрием: а) по бензольному кольцу; б) бензольному кольцу и гидроксильной группе; в) гидроксильной группе?
4. Укажите, количество атомов водорода подвергающихся замещению в реакции фенола с бромной водой: а) 1; б) 2; в) 3?
5. Укажите, с какими реактивами можно провести качественные реакции на фенол: а) NaOH; б) Na; в) Br2; г) FeСl3?
Самопроверка:
Вариант I Вариант II
1-в
2-б
3-а
4-а
5-б,г 1-б
2-б
3-в
4-в
5-в,г
Рефлексия:
• Что узнал нового?
• Как проходил урок?
• Зачем это может пригодиться тебе?
Домашнее задание.
• §18, упр.1, 3,5*
• Составить таблицу «Химические свойства фенола»
Химические свойства фенола, обусловленные OH-группой Химические свойства фенола, обусловленные бензольным ядром
1. Взаимодействие с натрием 1. Взаимодействие с бромной водой
2. Взаимодействие с гидроксидом натрия 2. Нитрование
3.Окисление
Творческое задание:Предлагаю написать эссе, по желанию, на предложенные поговорки
Поговорки:
Яд ядом преодолевается.(узбекская)
Яд побеждают ядом. Отравившись ядом, лечись этим ядом. (Японская)
В руках мудреца и яд – лекарство, в руках дурака и лекарство – яд.(русская)
Список используемой литературы:
1. Габриелян О.С., МаскаевФ,Н., и др.Химия.10класс., -М.: Дрофа, 2006.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Методическое пособие., - М.: Дрофа, 2003.
3. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 10 класс., - М.: Вако. 2005
4. http://ru.wikipedia.org
5. http://www.youtube.com
Категория: Химия | Добавил: tamaravoynova
Просмотров: 3846 | Загрузок: 505 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
Экспертное заключение
С уважением, Здорик Елена Дмитриевна
Руководитель направления "Предметы естественного цикла"

2  
Спасибо за сообщение.

1  
Работа допущена к участию в Конкурсе.

С уважением, технический эксперт направления Серебряков С.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]