Среда, 23.01.2019, 02:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

Проект урока "Фосфор" в 9 классе с применением АМО
[ · Скачать удаленно (32.38 Kb) ] 09.10.2012, 15:22
Тема урока /занятия/мероприятия
Фосфор
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,02009. – 288
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) Урок изучения нового материала в главе « Подгруппа азота и ее типичные представители».
Связь с предыдущим уроком - расположение элементов фосфора и азота в одной подгруппе периодической системы, их сравнение.
На последующем уроке будут рассмотрены соединения фосфора.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). В классе 23 ученика: 13 девочек и 10 мальчиков. Из них: 1 – одаренный, 10 – левополушарные (43%), 11 – правополушарные (48%), 2 – со смешенным типом восприятия (9%), 4 – кинестетика, 3 – аудиалов, 16 – визуалов. Преобладающий тип темперамента – сангвиники (50%), и флегматики (39%). Классный коллектив достаточно активный и коммуникабельный, способен к самостоятельным видам работы.
Высокий уровень познавательной активности – у 4% учащихся, средний – у 64%, достаточный – у 15%, низкий – у 17% учащихся. Качество обучения по предмету по итогам прошлой четверти – 64%. У 38% учащихся прослеживается позитивная динамика СОУ.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей учащихся данного класса учитывается при планировании урока., а именно: используются разные источники информации не только для облегчения работы (визуалы легче воспринимают то, что видят), но и с целью развития у визуалов – слухового восприятия, у кинестетиков и аудиалов – развивать восприятие посредством образов; используются разные формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная.
По результатам анкетирования– учащихся 9 В класса: уровень сформированности мотивов деятельности у 27% учащихся –оптимальный, у 64% достаточный; уровень отношения к предмету у 56% учащихся–оптимальный, у 27% –достаточный, у 17% –высокий (микроисследования «Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития». Менеджмент и управление школой./ Под ред. Шамовой Т.И. – М.: 1991).

Цели урока/ занятия/ мероприятия
Изучение фосфора как элемента и как простого вещества.
Задачи урока/ занятия/ мероприятия
Обучающие
1) изучить строение и свойства фосфора как химического элемента;
2)изучить строение и свойства фосфора как простого вещества;
3) провести эксперимент по аллотропному переходу красного фосфора в белый;
4) обосновать свойства аллотропных модификаций фосфора с их строением;
5) рассмотреть взаимосвязь свойств фосфора и его применения.
Развивающие:
1) развивать познавательную самостоятельность учащихся через деятельный подход к обучению;
2) развивать учебные и метапредметные умения и навыки (выделять главное, планировать, анализировать).
Воспитательные:
1) формировать научное мировоззрение учащихся через системный подход в обучении: состав→строение→свойства→применение;
2) развивать логическое мышление через выявление взаимосвязи строения и свойства, свойства и применения;
3) способствовать формированию гражданской позиции через сочувствие к пострадавшим от применения химического оружия;
4) воспитывать эстетические качества посредством оформления урока;
5) воспитание бережного отношения к здоровью через строгое соблюдения правил техники безопасности во время эксперимента.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия
Актуализируются
- знания о строения атома, периодическая система, степени окисления;
-умения определять состав атома по периодической системе, сопоставлять свойства вещества с его строением;
-навыки составления электронной формулы химического элемента, составления уравнений химических реакций на основе закона сохранения масс;
-качества учащихся – эмоциональность, внимательность, коммуникабельность.
Приобретут
- знания о свойствах аллотропных модификаций фосфора;
- навыки определения строения белого и красного фосфора по описанию их свойств;
- компетенции, позволяющие находить объяснения любым окружающим нас явлениям.
Закрепят
- знания о различии свойств элемента и простого вещества;
- умения характеризовать свойства элемента по строению атома и свойства вещества по типу кристаллической решетки;
-навыки определения состава и строения атома по периодической системе, применение вещества на основе его свойств;
- умение работать в группе и самостоятельно, самопланирование и ответственность.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Подлежит усвоению: аллотропные модификации и превращения фосфор; фосфор – окислитель и восстановитель.
Подлежит актуализации: строения атома, внешние электроны, период, группа, подгруппа, степени окисления, атомная и молекулярная кристаллические решетки.
Подлежат закреплению: умение соотнести свойство аллотропной модификации фосфора со строением, степень окисления с числом внешних электронов.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Автоматизированное место учителя, проектор, экран.
Презентация «Фосфор» в программе PowerPoint.
Оборудование для демонстрационного опыта: красный фосфор, демонстрационная пробирка, пробка на проволоке, спиртовка, спички, штатив.
Выставка натуральных объектов и моделей, содержащих фосфор и его соединения.
Шаро-стержневая модель молекулы белого фосфора.
Для оформления класса: чёрные шторы, светящиеся в темноте картонные бабочки, ёлочные игрушки, часы со светящимися стрелками, заголовок»Фосфор», буквы которого вырезаны из светящихся в темноте обоев.
Лист для каждого ученика с планом работы (Приложение 1).
На каждой парте: Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара; под ред. Проф. Н.Е.Кузнецовой.- 4-е изд., перераб. – М.: Вентана - Граф, 2009. – 288 с.: ил.


Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
(изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных на стр.5)
Этап урока
/занятия/мероприятия Время, продолжительность
этапа Название метода Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный Подробное описание АМО по установленной схеме :

- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная
- Учебно-познавательная
- Коммуникативная
- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Инициация
2-3 мин.

«В темной комнате» Авторский АМО «В темной комнате»
Цель: отвлечь от предыдущего урока, создать повышенный интерес в начале урока.
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: чёрные шторы, светящиеся в темноте предметы: ёлочные игрушки, часы, кусок светящихся обоев.
Предварительная подготовка: затемнить окна, вырезать из светящихся обоев заголовок «Фосфор», повесить его на доску и закрыть створкой доски; разместить на передней стене светящиеся предметы так, что бы они не бросались в глаза; слайд №2 «Фосфор открыл алхимик».
Технология проведения:
В классе окна плотно закрыты чёрными шторами, свет включен. Учитель с интонацией, которая настраивает на таинство, присущее атмосфере алхимии:
- Приветствую вас! В этой тёмной, тёмной комнате сейчас произойдут удивительные явления!»
Свет гаснет, на доске зелёным цветом высвечивается тема урока, в темноте появляются светящиеся стрелки часов, ёлочные игрушки. Ученики в восторженном удивлении ищут глазами все светящиеся предметы.
Учитель:
- «Фосфорус» означает «светящийся». При этом появляется на экране слайд №2 «Фосфор открыл алхимик». Включается свет.
Примечание: для полного эффекта требуется полная темнота, иначе не увидят светящиеся предметы; необходима помощь лаборанта или заранее подготовленного ученика, для выключения и включения света в нужный момент; артистизм учителя. Эффект от такого вступления оправдывает длительную подготовку.
Варианты: при невозможности сделать затемнение или отсутствии светящихся игрушек, можно поведать историю открытия фосфора алхимиком на фоне слайда №2.

АМО «В темной комнате»
По ходу проведения учитель просит найти все светящиеся предметы. АМО «В темной комнате»
Формируются УУД:
- личностные ( мотивация)
-познавательные(поиск информации)
-регулятивные(само регуляция) АМО «В темной комнате»
Формируются ключевые компетентности:
- учебно-познавательные ( выделение главного)
Вхождение или погружение в тему
4мин.

АМО «Необычное вхождение в урок» Заимствованный и модифицированный.
АМО «Необычное вхождение в урок»
Цель: мотивация учащихся к изучению свойств фосфора показом фрагмента фильма «Собака Баскервилей».
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: фрагмент фильма «Собака Баскервилей»
Предварительная подготовка: подготовка нужного видио фрагмента.
Технология проведения.
Учитель:
- Посмотрим фрагмент фильма «Собака Баскервилей» по произведению А. Конан Дойля (1,5 мин).
Демонстрируется фрагмент фильма: болото, страшный вой, собака со светящейся мордой.
- С какой целью сейчас продемонстрирован этот фрагмент фильма? (Применение фосфор).
- Почему светится морда собаки? ( Фосфор в темноте светится).
- Как происходит свечение фосфора? ( Нет ответа на данном этапе).
- Почему собака душераздирающе выла? (Пугала людей? Нет, скорее от боли).
- Какую химическую ошибку допустил автор? ( Вопрос остался без ответа, т.к. ученики не знают свойств фосфора).
Примечание: настроить фрагмент на момент начала
Варианты: если нет фрагмента, можно рассказать о нем. АМО «Необычное вхождение в урок»
Учитель просит внимательно просмотреть фрагмент фильма и найти химическую ошибку. АМО «Необычное вхождение в урок»
формируются УУД :
- Личностные( мотивация, внутренняя позиция, развитие эмоций))
- Регулятивные, включая действия саморегуляции (прогнозирование)
- Познавательные, включая общеучебные и логические ( развитие речи, поиск информации, анализ)
- Коммуникативные ( умение точно выражать свои мысли) АМО«Необычное вхождение в урок»
Формируются ключевые компетентности:
- Информационная ( поиск необходимой информации)
- Учебно-познавательная ( сравнение)
- Коммуникативная( умение выступать и поддерживать разговор)

Формирование ожиданий обучающихся 3 мин.

«Дом и болото» Видоизмененный «Два дома» АМО «Дом и болото»
Цель: Выяснить ожидания и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: бумага клеящаяся цветная, два листа белой бумаги для дома и болота, фломастеры.
Предварительная подготовка: дом ожиданий в виде замка Баскервилей и болото опасений сделаны из бумаги, прикреплены к доске; у каждого на столе небольшие заготовки из частично клеящейся бумаги в виде домика и овала, имитирующего болото.
Технология проведения
- Предлагаю вам на макетах домов написать ваши ожидания от изучения фосфора на уроке, а на овалах- болотах – ваши опасения от работы на уроке, и прикрепите их к замку Баскервилей..
Ученики и учитель - все пишу, идут к доске, приклеивают на рисунки замка и болота свои ожидания и опасения, садятся на свои места. ( Формируются личностные и регулятивные УУД и компетентности К).
Примечание: такая форма соответствует данному классу.
Варианты: в других классах можно использовать метод «Заполни таблицу с ожиданиями и опасениями», который позволяет экономить время и успокаивает и сосредоточивает учащихся после необычного начала урока. АМО «Дом и болото»
Объясняет, как на макетах домов написать свои ожидания от изучения фосфора на уроке, а на овалах- болотах –опасения от работы на уроке, и прикрепите их к рисункам на доске.
АМО «Дом и болото»
формируются УУД :
- Личностные(внутренняя позиция)
- Регулятивные, включая действия саморегуляции (целеполагание)
- Познавательные, включая общеучебные и логические ( смысловое письмо, постановка проблемы)
АМО «Дом и болото»
Формируются ключевые компетентности:
-Ценностно-смысловая компетенция (умение выбирать цели для своих действий; самоопределение ученика).

Фаза 2 «Работа над темой» Интерактивна я лекция «Учить показом»
7 мин. Авторский. АМО «Учить показом»
Цель: изучение нового материала с показом демонстрационного эксперимента.
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: красный фосфор, демонстрационная пробирка, пробка на проволоке, спиртовка, спички, штатив.
Предварительная подготовка: обязательно отработать опыт, подключить вытяжной шкаф.
Технология проведения:
Учитель:
- Мы написали свои ожидания. Но «мало хотеть, надо уметь».
- Давайте посмотрим на настоящий фосфор.
Учитель демонстрирует красный фосфор. Демонстрация сопровождается словами с таинственной интонацией:
- Я ключом открыла сейф. Из металлического сейфа достала жестяную баночку (показываю). Открываю жестяную баночку – в ней темная стеклянная баночка с надписью и знаком «Легко воспламеняется» (показываю). Хранится как душа Кощея Бессмертного!
В баночке совсем немного красного фосфора, залитого водой. Достаю ложечкой, демонстрирую. У учащихся удивление – почему красный, почему не светится?
- Оказывается, есть разный фосфор - белый и красный.
Учитель демонстрирует опыт аллотропного перехода красного фосфора в белый. Опыт проводится под тягой с соблюдением
правил техники безопасности. Гаснет свет. Ученики видят свечение белого фосфора. При резком доставании из пробирки белый фосфор мгновенно воспламеняется при соприкосновении в воздухом.
Идет обсуждение, находят химическую ошибку А. Конан Дойля.
Демонстрируется опыт сжигания красного фосфора, акцентируется внимание на отличиях возгорания белого и красного фосфора. Объясняется причина свечения белого фосфора. Обсуждается причина мер предосторожности при хранении красного фосфора, ученики в ходе этого обсуждения сами формулируют физические свойства вещества.
Примечание: необходимо соблюдать технику безопасности.
Варианты: можно показать опыт с помощью ЦОР. АМО «Учить показом»
Инструкция по технике безопасности. АМО «Учить показом»
формируются УУД :
- Личностные(внутренняя позиция, мотивация, оценка)
- Регулятивные, включая действия саморегуляции (волевая саморегуляция)
- Познавательные, включая общеучебные и логические (установление причинно-следственных связей)
АМО «Учить показом»
Формируются ключевые компетентности:
- Учебно-познавательная ( сравнение)
- Ценностно-смысловая ( понимать окружающий мир)
-Общекультурная компетенция ( соблюдение правил техники безопасности и здоровье сбережение).
Проработка содержания темы

20 мин.

«Сам себе на уме» Авторский АМО «Сам себе на уме»
Цель: проработка содержания темы в виде самостоятельной работы с различными источниками информации.
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: рабочий лист у каждого ученика, учебники, натуральные объекты, содержащие фосфор.
Предварительная подготовка: составить и оформить вопросы для самостоятельной работы учащихся, подготовить выставку и оформить ее в конце класса.
Технология проведения:
Учащиеся самостоятельно работают по плану в рабочих листах: находят нужную информацию в учебниках и выставке, читают текст, сравнивают, выделяют, оформляют. На каждом этапе работы проводят самооценку.
Примечание: учитывая возраст и объем изучаемого на уроке материала, учитель составляется подробный план действий учащихся при самостоятельном добывании знаний.
Варианты: электронный рабочий план при наличии компьютера для каждого ученика. АМО «Сам себе на уме»
Инструкция в рабочем листе. АМО «Сам себе на уме»
формируются УУД :
- Личностные(внутренняя позиция)
- Регулятивные, включая действия саморегуляции (планирование, контроль)
- Познавательные, включая общеучебные и логические ( структурирование знаний, поиск информации)
-Коммуникативные (работа в парах) АМО «Сам себе на уме»
Формируются ключевые компетентности:
- Информационная ( поиск необходимой информации)
- Учебно-познавательная ( сравнение, выделение главного)
- Коммуникативная( умение работать в парах)
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Разминка 4 мин. из 20 мин. «Посещение выставки» Авторский АМО «Посещение выставки»
Цель: снять физическое напряжение, пообщаться.
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: натуральные объекты, содержащие фосфор.
Предварительная подготовка: оформить выставку натуральных объектов, содержащих фосфор.
Технология проведения: ученики по мере выполнения самостоятельной работы встают ( упражнение), идут( упражнение) в конец класса, рассматривают объекты, обмениваются впечатлениями ( снятие напряжения). Выставка расположена в конце класса, что бы не мешают тем ребятам, кто в своей работе ещё не дошел до пункта «Рассмотри выставку».
Примечание: релаксация заложена в плане самостоятельной работы в виде задания «Рассмотри выставку». Необходим инструктаж: больше четырёх человек одновременно к выставке не выходить. Ученики вынуждены периодически оборачиваться (упражнение) и корректировать план своей работы по рабочему листу.
Варианты: «одновременно» или «вместо» может работать и электронная выставка. АМО «Посещение выставки»
К выставке одновременно выходите не более четырёх человек, общайтесь тихо, не мешая остальным. АМО «Посещение выставки»
формируются УУД :
- Личностные(внутренняя позиция)
- Регулятивные, включая действия саморегуляции (планирование, контроль)
-Коммуникативные (общение, обмен впечатлений) АМО «Посещение выставки»
Формируются ключевые компетентности:
- Информационная ( новый источник информации)
- Учебно-познавательная ( натуральные объекты)
- Коммуникативная( обмен информацией)
Подведение итогов 5 мин.

«Что ты думаешь о…» Заимствованный, автор Битюкова О.А. (Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов.-Петрозаводск.:Vers,2012. – 256 с.) АМО «Что ты думаешь о…»
Цель: оценить работу учащихся, сравнить соответствие желаемых и достигнутых ожиданий и опасений.
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: нет
Предварительная подготовка: нет.
Технология проведения:
- Время самостоятельной работы подошло к концу. Посмотрите на свою работу, все ли вы успели и поняли? Почему не успели? Идет краткое обсуждение.
-Вернемся к поместью Баскеврилей: что вы думаете о достижении ваших ожиданий и опасений? Читаем ожидания с «дома». Если ожидание достигнуто - убираем его, если не достигнуто – оставляем: нам есть над чем работать! Читаем опасения с «болота», снимаем не оправдавшиеся опасения, оставляем не решенные опасения и будем их учитывать в нашей совместной работе. Обязательно прочитать опасение учителя.
- Мои опасения были напрасны: я довольна вашей работой. Молодцы!
Примечание: несколько человек могут не успеть рассмотреть выставку, поэтому ее оставляем на следующий урок.
Варианты: если быстро справятся с работой, можно у отдельных учащихся проверить выполнение работы в рабочем листе и поставить отметку. АМО «Что ты думаешь о…»
Оцените свою работу по рабочему листу. АМО «Что ты думаешь о…»
формируются УУД :
- Личностные(внутренняя позиция)
- Регулятивные, включая действия саморегуляции (оценка, контроль)
-Коммуникативные (общение,) АМО «Что ты думаешь о…»
Формируются ключевые компетентности:
- Учебно-познавательная ( здоровьесбережение)
- Социальная( сравнение результатов с коллективом)
Домашнее задание
(если имеется) 1 мин.

«Запись в электронный дневник»

Заимствованный.
АМО «Запись в электронный дневник»
Цель: повторить и закрепить пройденный материал, расширить его по желанию с помощью материала, который ученики найдут по ссылкам.
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: компьютер, электронный дневник.
Предварительная подготовка: найти ссылки, сделать запись в электронном дневнике.
Технология проведения: учитель демонстрирует слайд с записью домашнего задания, ученики записывают в дневник, задают вопросы по его выполнению.
- Урок в этой тёмной комнате окончен!
Учитель всех благодарит и просит сдать рабочие листы на проверку.
Примечание: если осталось время, можно сделать проверку рабочих листов.
Варианты: домашнее задание можно написать на доске; ученики, быстро выполнившие самостоятельную работу, могут приступить к выполнению домашнего задания на уроке. АМО «Запись в электронный дневник»
Команда о записи домашнего задания. АМО «Запись в электронный дневник»
формируются УУД :
- Личностные( долг, ответственность, внимание)
- Регулятивные, включая действия саморегуляции (волевые усилия)
АМО «Запись в электронный дневник»
Формируются ключевые компетентности:
- Учебно-познавательная ( освоение компьютерае)
- Информационная ( новый источник информации)
Категория: Химия | Добавил: sergeevagb
Просмотров: 1484 | Загрузок: 402 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]