Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия |
Проект урока "Фосфор" в 9 классе с применением АМО
[ · Скачать удаленно (32.38 Kb) ] | 09.10.2012, 15:22 |
Тема урока /занятия/мероприятия Фосфор Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,02009. – 288 Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) Урок изучения нового материала в главе « Подгруппа азота и ее типичные представители». Связь с предыдущим уроком - расположение элементов фосфора и азота в одной подгруппе периодической системы, их сравнение. На последующем уроке будут рассмотрены соединения фосфора. Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). В классе 23 ученика: 13 девочек и 10 мальчиков. Из них: 1 – одаренный, 10 – левополушарные (43%), 11 – правополушарные (48%), 2 – со смешенным типом восприятия (9%), 4 – кинестетика, 3 – аудиалов, 16 – визуалов. Преобладающий тип темперамента – сангвиники (50%), и флегматики (39%). Классный коллектив достаточно активный и коммуникабельный, способен к самостоятельным видам работы. Высокий уровень познавательной активности – у 4% учащихся, средний – у 64%, достаточный – у 15%, низкий – у 17% учащихся. Качество обучения по предмету по итогам прошлой четверти – 64%. У 38% учащихся прослеживается позитивная динамика СОУ. Психолого – педагогическая характеристика особенностей учащихся данного класса учитывается при планировании урока., а именно: используются разные источники информации не только для облегчения работы (визуалы легче воспринимают то, что видят), но и с целью развития у визуалов – слухового восприятия, у кинестетиков и аудиалов – развивать восприятие посредством образов; используются разные формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная. По результатам анкетирования– учащихся 9 В класса: уровень сформированности мотивов деятельности у 27% учащихся –оптимальный, у 64% достаточный; уровень отношения к предмету у 56% учащихся–оптимальный, у 27% –достаточный, у 17% –высокий (микроисследования «Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития». Менеджмент и управление школой./ Под ред. Шамовой Т.И. – М.: 1991). Цели урока/ занятия/ мероприятия Изучение фосфора как элемента и как простого вещества. Задачи урока/ занятия/ мероприятия Обучающие 1) изучить строение и свойства фосфора как химического элемента; 2)изучить строение и свойства фосфора как простого вещества; 3) провести эксперимент по аллотропному переходу красного фосфора в белый; 4) обосновать свойства аллотропных модификаций фосфора с их строением; 5) рассмотреть взаимосвязь свойств фосфора и его применения. Развивающие: 1) развивать познавательную самостоятельность учащихся через деятельный подход к обучению; 2) развивать учебные и метапредметные умения и навыки (выделять главное, планировать, анализировать). Воспитательные: 1) формировать научное мировоззрение учащихся через системный подход в обучении: состав→строение→свойства→применение; 2) развивать логическое мышление через выявление взаимосвязи строения и свойства, свойства и применения; 3) способствовать формированию гражданской позиции через сочувствие к пострадавшим от применения химического оружия; 4) воспитывать эстетические качества посредством оформления урока; 5) воспитание бережного отношения к здоровью через строгое соблюдения правил техники безопасности во время эксперимента. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия Актуализируются - знания о строения атома, периодическая система, степени окисления; -умения определять состав атома по периодической системе, сопоставлять свойства вещества с его строением; -навыки составления электронной формулы химического элемента, составления уравнений химических реакций на основе закона сохранения масс; -качества учащихся – эмоциональность, внимательность, коммуникабельность. Приобретут - знания о свойствах аллотропных модификаций фосфора; - навыки определения строения белого и красного фосфора по описанию их свойств; - компетенции, позволяющие находить объяснения любым окружающим нас явлениям. Закрепят - знания о различии свойств элемента и простого вещества; - умения характеризовать свойства элемента по строению атома и свойства вещества по типу кристаллической решетки; -навыки определения состава и строения атома по периодической системе, применение вещества на основе его свойств; - умение работать в группе и самостоятельно, самопланирование и ответственность. Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению Подлежит усвоению: аллотропные модификации и превращения фосфор; фосфор – окислитель и восстановитель. Подлежит актуализации: строения атома, внешние электроны, период, группа, подгруппа, степени окисления, атомная и молекулярная кристаллические решетки. Подлежат закреплению: умение соотнести свойство аллотропной модификации фосфора со строением, степень окисления с числом внешних электронов. Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Автоматизированное место учителя, проектор, экран. Презентация «Фосфор» в программе PowerPoint. Оборудование для демонстрационного опыта: красный фосфор, демонстрационная пробирка, пробка на проволоке, спиртовка, спички, штатив. Выставка натуральных объектов и моделей, содержащих фосфор и его соединения. Шаро-стержневая модель молекулы белого фосфора. Для оформления класса: чёрные шторы, светящиеся в темноте картонные бабочки, ёлочные игрушки, часы со светящимися стрелками, заголовок»Фосфор», буквы которого вырезаны из светящихся в темноте обоев. Лист для каждого ученика с планом работы (Приложение 1). На каждой парте: Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара; под ред. Проф. Н.Е.Кузнецовой.- 4-е изд., перераб. – М.: Вентана - Граф, 2009. – 288 с.: ил. Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия (изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных на стр.5) Этап урока /занятия/мероприятия Время, продолжительность этапа Название метода Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный Подробное описание АМО по установленной схеме : - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Инициация 2-3 мин. «В темной комнате» Авторский АМО «В темной комнате» Цель: отвлечь от предыдущего урока, создать повышенный интерес в начале урока. Участники: все обучающиеся Необходимые материалы: чёрные шторы, светящиеся в темноте предметы: ёлочные игрушки, часы, кусок светящихся обоев. Предварительная подготовка: затемнить окна, вырезать из светящихся обоев заголовок «Фосфор», повесить его на доску и закрыть створкой доски; разместить на передней стене светящиеся предметы так, что бы они не бросались в глаза; слайд №2 «Фосфор открыл алхимик». Технология проведения: В классе окна плотно закрыты чёрными шторами, свет включен. Учитель с интонацией, которая настраивает на таинство, присущее атмосфере алхимии: - Приветствую вас! В этой тёмной, тёмной комнате сейчас произойдут удивительные явления!» Свет гаснет, на доске зелёным цветом высвечивается тема урока, в темноте появляются светящиеся стрелки часов, ёлочные игрушки. Ученики в восторженном удивлении ищут глазами все светящиеся предметы. Учитель: - «Фосфорус» означает «светящийся». При этом появляется на экране слайд №2 «Фосфор открыл алхимик». Включается свет. Примечание: для полного эффекта требуется полная темнота, иначе не увидят светящиеся предметы; необходима помощь лаборанта или заранее подготовленного ученика, для выключения и включения света в нужный момент; артистизм учителя. Эффект от такого вступления оправдывает длительную подготовку. Варианты: при невозможности сделать затемнение или отсутствии светящихся игрушек, можно поведать историю открытия фосфора алхимиком на фоне слайда №2. АМО «В темной комнате» По ходу проведения учитель просит найти все светящиеся предметы. АМО «В темной комнате» Формируются УУД: - личностные ( мотивация) -познавательные(поиск информации) -регулятивные(само регуляция) АМО «В темной комнате» Формируются ключевые компетентности: - учебно-познавательные ( выделение главного) Вхождение или погружение в тему 4мин. АМО «Необычное вхождение в урок» Заимствованный и модифицированный. АМО «Необычное вхождение в урок» Цель: мотивация учащихся к изучению свойств фосфора показом фрагмента фильма «Собака Баскервилей». Участники: все обучающиеся Необходимые материалы: фрагмент фильма «Собака Баскервилей» Предварительная подготовка: подготовка нужного видио фрагмента. Технология проведения. Учитель: - Посмотрим фрагмент фильма «Собака Баскервилей» по произведению А. Конан Дойля (1,5 мин). Демонстрируется фрагмент фильма: болото, страшный вой, собака со светящейся мордой. - С какой целью сейчас продемонстрирован этот фрагмент фильма? (Применение фосфор). - Почему светится морда собаки? ( Фосфор в темноте светится). - Как происходит свечение фосфора? ( Нет ответа на данном этапе). - Почему собака душераздирающе выла? (Пугала людей? Нет, скорее от боли). - Какую химическую ошибку допустил автор? ( Вопрос остался без ответа, т.к. ученики не знают свойств фосфора). Примечание: настроить фрагмент на момент начала Варианты: если нет фрагмента, можно рассказать о нем. АМО «Необычное вхождение в урок» Учитель просит внимательно просмотреть фрагмент фильма и найти химическую ошибку. АМО «Необычное вхождение в урок» формируются УУД : - Личностные( мотивация, внутренняя позиция, развитие эмоций)) - Регулятивные, включая действия саморегуляции (прогнозирование) - Познавательные, включая общеучебные и логические ( развитие речи, поиск информации, анализ) - Коммуникативные ( умение точно выражать свои мысли) АМО«Необычное вхождение в урок» Формируются ключевые компетентности: - Информационная ( поиск необходимой информации) - Учебно-познавательная ( сравнение) - Коммуникативная( умение выступать и поддерживать разговор) Формирование ожиданий обучающихся 3 мин. «Дом и болото» Видоизмененный «Два дома» АМО «Дом и болото» Цель: Выяснить ожидания и опасений учащихся. Участники: все обучающиеся Необходимые материалы: бумага клеящаяся цветная, два листа белой бумаги для дома и болота, фломастеры. Предварительная подготовка: дом ожиданий в виде замка Баскервилей и болото опасений сделаны из бумаги, прикреплены к доске; у каждого на столе небольшие заготовки из частично клеящейся бумаги в виде домика и овала, имитирующего болото. Технология проведения - Предлагаю вам на макетах домов написать ваши ожидания от изучения фосфора на уроке, а на овалах- болотах – ваши опасения от работы на уроке, и прикрепите их к замку Баскервилей.. Ученики и учитель - все пишу, идут к доске, приклеивают на рисунки замка и болота свои ожидания и опасения, садятся на свои места. ( Формируются личностные и регулятивные УУД и компетентности К). Примечание: такая форма соответствует данному классу. Варианты: в других классах можно использовать метод «Заполни таблицу с ожиданиями и опасениями», который позволяет экономить время и успокаивает и сосредоточивает учащихся после необычного начала урока. АМО «Дом и болото» Объясняет, как на макетах домов написать свои ожидания от изучения фосфора на уроке, а на овалах- болотах –опасения от работы на уроке, и прикрепите их к рисункам на доске. АМО «Дом и болото» формируются УУД : - Личностные(внутренняя позиция) - Регулятивные, включая действия саморегуляции (целеполагание) - Познавательные, включая общеучебные и логические ( смысловое письмо, постановка проблемы) АМО «Дом и болото» Формируются ключевые компетентности: -Ценностно-смысловая компетенция (умение выбирать цели для своих действий; самоопределение ученика). Фаза 2 «Работа над темой» Интерактивна я лекция «Учить показом» 7 мин. Авторский. АМО «Учить показом» Цель: изучение нового материала с показом демонстрационного эксперимента. Участники: все обучающиеся Необходимые материалы: красный фосфор, демонстрационная пробирка, пробка на проволоке, спиртовка, спички, штатив. Предварительная подготовка: обязательно отработать опыт, подключить вытяжной шкаф. Технология проведения: Учитель: - Мы написали свои ожидания. Но «мало хотеть, надо уметь». - Давайте посмотрим на настоящий фосфор. Учитель демонстрирует красный фосфор. Демонстрация сопровождается словами с таинственной интонацией: - Я ключом открыла сейф. Из металлического сейфа достала жестяную баночку (показываю). Открываю жестяную баночку – в ней темная стеклянная баночка с надписью и знаком «Легко воспламеняется» (показываю). Хранится как душа Кощея Бессмертного! В баночке совсем немного красного фосфора, залитого водой. Достаю ложечкой, демонстрирую. У учащихся удивление – почему красный, почему не светится? - Оказывается, есть разный фосфор - белый и красный. Учитель демонстрирует опыт аллотропного перехода красного фосфора в белый. Опыт проводится под тягой с соблюдением правил техники безопасности. Гаснет свет. Ученики видят свечение белого фосфора. При резком доставании из пробирки белый фосфор мгновенно воспламеняется при соприкосновении в воздухом. Идет обсуждение, находят химическую ошибку А. Конан Дойля. Демонстрируется опыт сжигания красного фосфора, акцентируется внимание на отличиях возгорания белого и красного фосфора. Объясняется причина свечения белого фосфора. Обсуждается причина мер предосторожности при хранении красного фосфора, ученики в ходе этого обсуждения сами формулируют физические свойства вещества. Примечание: необходимо соблюдать технику безопасности. Варианты: можно показать опыт с помощью ЦОР. АМО «Учить показом» Инструкция по технике безопасности. АМО «Учить показом» формируются УУД : - Личностные(внутренняя позиция, мотивация, оценка) - Регулятивные, включая действия саморегуляции (волевая саморегуляция) - Познавательные, включая общеучебные и логические (установление причинно-следственных связей) АМО «Учить показом» Формируются ключевые компетентности: - Учебно-познавательная ( сравнение) - Ценностно-смысловая ( понимать окружающий мир) -Общекультурная компетенция ( соблюдение правил техники безопасности и здоровье сбережение). Проработка содержания темы 20 мин. «Сам себе на уме» Авторский АМО «Сам себе на уме» Цель: проработка содержания темы в виде самостоятельной работы с различными источниками информации. Участники: все обучающиеся Необходимые материалы: рабочий лист у каждого ученика, учебники, натуральные объекты, содержащие фосфор. Предварительная подготовка: составить и оформить вопросы для самостоятельной работы учащихся, подготовить выставку и оформить ее в конце класса. Технология проведения: Учащиеся самостоятельно работают по плану в рабочих листах: находят нужную информацию в учебниках и выставке, читают текст, сравнивают, выделяют, оформляют. На каждом этапе работы проводят самооценку. Примечание: учитывая возраст и объем изучаемого на уроке материала, учитель составляется подробный план действий учащихся при самостоятельном добывании знаний. Варианты: электронный рабочий план при наличии компьютера для каждого ученика. АМО «Сам себе на уме» Инструкция в рабочем листе. АМО «Сам себе на уме» формируются УУД : - Личностные(внутренняя позиция) - Регулятивные, включая действия саморегуляции (планирование, контроль) - Познавательные, включая общеучебные и логические ( структурирование знаний, поиск информации) -Коммуникативные (работа в парах) АМО «Сам себе на уме» Формируются ключевые компетентности: - Информационная ( поиск необходимой информации) - Учебно-познавательная ( сравнение, выделение главного) - Коммуникативная( умение работать в парах) Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Разминка 4 мин. из 20 мин. «Посещение выставки» Авторский АМО «Посещение выставки» Цель: снять физическое напряжение, пообщаться. Участники: все обучающиеся Необходимые материалы: натуральные объекты, содержащие фосфор. Предварительная подготовка: оформить выставку натуральных объектов, содержащих фосфор. Технология проведения: ученики по мере выполнения самостоятельной работы встают ( упражнение), идут( упражнение) в конец класса, рассматривают объекты, обмениваются впечатлениями ( снятие напряжения). Выставка расположена в конце класса, что бы не мешают тем ребятам, кто в своей работе ещё не дошел до пункта «Рассмотри выставку». Примечание: релаксация заложена в плане самостоятельной работы в виде задания «Рассмотри выставку». Необходим инструктаж: больше четырёх человек одновременно к выставке не выходить. Ученики вынуждены периодически оборачиваться (упражнение) и корректировать план своей работы по рабочему листу. Варианты: «одновременно» или «вместо» может работать и электронная выставка. АМО «Посещение выставки» К выставке одновременно выходите не более четырёх человек, общайтесь тихо, не мешая остальным. АМО «Посещение выставки» формируются УУД : - Личностные(внутренняя позиция) - Регулятивные, включая действия саморегуляции (планирование, контроль) -Коммуникативные (общение, обмен впечатлений) АМО «Посещение выставки» Формируются ключевые компетентности: - Информационная ( новый источник информации) - Учебно-познавательная ( натуральные объекты) - Коммуникативная( обмен информацией) Подведение итогов 5 мин. «Что ты думаешь о…» Заимствованный, автор Битюкова О.А. (Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов.-Петрозаводск.:Vers,2012. – 256 с.) АМО «Что ты думаешь о…» Цель: оценить работу учащихся, сравнить соответствие желаемых и достигнутых ожиданий и опасений. Участники: все обучающиеся Необходимые материалы: нет Предварительная подготовка: нет. Технология проведения: - Время самостоятельной работы подошло к концу. Посмотрите на свою работу, все ли вы успели и поняли? Почему не успели? Идет краткое обсуждение. -Вернемся к поместью Баскеврилей: что вы думаете о достижении ваших ожиданий и опасений? Читаем ожидания с «дома». Если ожидание достигнуто - убираем его, если не достигнуто – оставляем: нам есть над чем работать! Читаем опасения с «болота», снимаем не оправдавшиеся опасения, оставляем не решенные опасения и будем их учитывать в нашей совместной работе. Обязательно прочитать опасение учителя. - Мои опасения были напрасны: я довольна вашей работой. Молодцы! Примечание: несколько человек могут не успеть рассмотреть выставку, поэтому ее оставляем на следующий урок. Варианты: если быстро справятся с работой, можно у отдельных учащихся проверить выполнение работы в рабочем листе и поставить отметку. АМО «Что ты думаешь о…» Оцените свою работу по рабочему листу. АМО «Что ты думаешь о…» формируются УУД : - Личностные(внутренняя позиция) - Регулятивные, включая действия саморегуляции (оценка, контроль) -Коммуникативные (общение,) АМО «Что ты думаешь о…» Формируются ключевые компетентности: - Учебно-познавательная ( здоровьесбережение) - Социальная( сравнение результатов с коллективом) Домашнее задание (если имеется) 1 мин. «Запись в электронный дневник» Заимствованный. АМО «Запись в электронный дневник» Цель: повторить и закрепить пройденный материал, расширить его по желанию с помощью материала, который ученики найдут по ссылкам. Участники: все обучающиеся Необходимые материалы: компьютер, электронный дневник. Предварительная подготовка: найти ссылки, сделать запись в электронном дневнике. Технология проведения: учитель демонстрирует слайд с записью домашнего задания, ученики записывают в дневник, задают вопросы по его выполнению. - Урок в этой тёмной комнате окончен! Учитель всех благодарит и просит сдать рабочие листы на проверку. Примечание: если осталось время, можно сделать проверку рабочих листов. Варианты: домашнее задание можно написать на доске; ученики, быстро выполнившие самостоятельную работу, могут приступить к выполнению домашнего задания на уроке. АМО «Запись в электронный дневник» Команда о записи домашнего задания. АМО «Запись в электронный дневник» формируются УУД : - Личностные( долг, ответственность, внимание) - Регулятивные, включая действия саморегуляции (волевые усилия) АМО «Запись в электронный дневник» Формируются ключевые компетентности: - Учебно-познавательная ( освоение компьютерае) - Информационная ( новый источник информации) | |
Просмотров: 1983 | Загрузок: 645 | |
Всего комментариев: 0 | |