Воскресенье, 25.08.2019, 14:36
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

Применение активных методов обучения на уроках химии
[ · Скачать удаленно (48kB) ] 30.01.2012, 18:24
ТЕМА УРОКА. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
(8 класс)
Цели урока
Обучающие:
• Научиться классифицировать сложные вещества;
• Научиться применять знания, полученные на уроках информатики, при изучении химии.
Развивающие:
• Развивать интеллектуальные способности учащихся;
• анализировать полученную информацию, выделять главное, существенное, осуществлять синтез, делать выводы.
Воспитывающие:
• Научиться работать в группах сменного состава.
• Оборудование урока
Карточки четырех цветов №1, №2, №3, №4
Инструкция для групповой работы. Карточки – задания (Приложение 1)
Рабочая тетрадь ученика (Приложение 2)
Схема «классификация сложных веществ» (Приложение 3)
Цветные ценники двух цветов.
Склянки с реактивами, содержащие кислоты, соли, основания, оксиды.
Организация пространства:
Столы стоят в форме «кафе» для организации групповой работы.
План урока.
1. Организационный момент.
1.2. Приветствие.
1.3. Моделирование проблемного вопроса.
2. Основная часть урока.
2.1. Деление на группы
2.2. Работа в группах первого состава.
2.3. Изменение состава групп. Взаимообучение.
2.4. Презентация работы групп.
3. Итог урока.
3.1. Подготовка основного вывода.
3.2. Заключительное слово учителя.
Формы познавательной деятельности
Групповая работа.
ХОД УРОКА.
1. Моделирование проблемного вопроса
На демонстрационном столе находятся склянки с различными оксидами, кислотами, солями и основаниями. Учитель сообщает ученикам, что в помещении, где хранятся химические реактивы, делали ремонт и после ремонта необходимо навести порядок, расставив склянки с реактивами определенным образом, предлагая учащимся попробовать это сделать. Можно предложить учащимся сделать несколько попыток, спрашивая каждый раз, на каком основании ученик распределяет вещества по группам подобным образом. В итоге ученики должны сделать вывод: для того, чтобы вещества можно было разделить на группы необходимо знать признаки, по которым можно определить принадлежность веществ к той или иной группе сложных веществ.
2. Работа в группах первого состава.
Каждый ученик получает карточку определенного цвета с номером от 1 до 4 (всего должно быть четыре цвета), рабочую тетрадь, карточку – задание. Учитель предлагает разделиться на группы по цвету карточек. Участники каждой группы получают задание познакомиться с признаками одной из групп сложных веществ (оксидов, оснований, кислот и солей). На работу отводится 10 минут.
3. Изменение состава групп. Взаимообучение.
После того как каждый участник группы освоил информацию и выполнил задание №1, состав групп меняется. Теперь ученики формируют группы по номерам. Таким образом, получается, что в каждой новой группе есть представители предыдущих групп. Работая в группах нового состава, обучающиеся выступают одновременно как в роли учителей, так и в роли учеников. Происходит взаимообучение. В итоге каждая группа, выполнив задания №1 и №2, заполняет одну из схем, иллюстрирующих классификацию сложных веществ.
4. Презентация работы групп
Каждая группа получает по три цветных наклейки зеленого и красного цвета. Учитель предлагает обменяться составленными схемами и проверить и оценить работу следующим образом: если, по мнению группы, при составлении схемы не допущено ошибок, наклеивают зеленую метку, если есть ошибки – красную. Работа продолжается до тех пор пока каждая группа не получит назад свою схему, на которой должны быть три метки. После этого схемы вывешиваем на доске. Находим и устраняем ошибки, если они есть.
5. Подготовка основного вывода
Учитель говорит, что теперь, когда мы знаем, по каким признакам можно разделить вещества на группы, знаем, как называются группы сложных веществ, попробуем выполнить задачу, которая встала перед нами в начале урока: разделим вещества на группы. Ученики выходят к демонстрационному столу, на котором стоят склянки с реактивами и группируют их по классам (оксиды, основания, кислоты, соли), давая определение классам веществ.
6. Заключительное слово учителя
Подводя итог урока, учитель говорит, что на уроке обучающиеся, изучив самостоятельно признаки сложных веществ, смогли их классифицировать. При этом они выступали в роли, как учителей, так и учеников. Можно спросить, в каком случае они ощущали большую ответственность и подчеркнуть, что на уроке формировались не только знания, но и умения работать в группе.

Приложение 1
_____________________________________________________________________________
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ.
Изучить содержание карточки, работая самостоятельно.
Обсудить изученный материал в группе.
Выполнить задание самостоятельно.
Сравнить результаты своей работы с результатами работы членов группы.
Если есть расхождения, выяснить причину.
Добиться, чтобы каждый член группы мог рассказать о признаках веществ данного класса.
КИСЛОТЫ
КИСЛОТАМИ называются сложные вещества, состоящие из атомов водорода (Н), связанных с кислотным остатком (Ост).
формулу кислоты можно представить в общем виде НnОстm
при этом кислотный остаток может содержать кислород, а может и не содержать кислород.
Бескислородные кислотные остатки: -Cl, -Br, -I, -F, =S
Кислородсодержащие кислотные остатки:-NO3, =SO4, =SO3, =CO3, =SiO3, ≡PO4
формулы кислот выглядят так: HBr, H 2CO3, H2 SO3
? ВЫДЕЛИТЕ существенные признаки кислот;
? ВЫПИШИТЕ формулы КИСЛОТ из приведенного перечня веществ: CaCl2, HCl,
H2 O, HNO3, Ca(OH)2, Ca(NO3)2, H 2S, CaO, KOH, CaF2, Fe(OH)3, SO3, Na 2SO4.
_____________________________________________________________________________
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ
Изучить содержание карточки, работая самостоятельно.
Обсудить изученный материал в группе.
Выполнить задание самостоятельно.
Сравнить результаты своей работы с результатами работы членов группы.
Если есть расхождения, выяснить причину.
Добиться, чтобы каждый член группы мог рассказать о признаках веществ данного класса.
ОСНОВАНИЯ
ОСНОВАНИЯ – ЭТО СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ АТОМОВ МЕТАЛЛА (Ме), СВЯЗАННЫХ С ГИДРОКСОГРУППОЙ (ОН).
Формулу оснований в общем виде можно представить так: Ме(ОН)m.
Если
m = 1, то формула основания МеОН
m = 2 Ме(ОН)2
m = 3 Me(OH)3
m = 4 Me(OH)4 ,
например, NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3, Pb(OH)4.
? ВЫДЕЛИТЕ существенные признаки оснований;
? ВЫПИШИТЕ формулы оснований из приведенного перечня веществ: CaCl2, HCl, H2O, HNO3, Ca(OH)2, Ca(NO3)2, H2S, CaO, KOH, CaF2, Fe(OH)3, SO3, Na2SO4.
_____________________________________________________________________________
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ
Изучить содержание карточки, работая самостоятельно.
Обсудить изученный материал в группе.
Выполнить задание самостоятельно.
Сравнить результаты своей работы с результатами работы членов группы.
Если есть расхождения, выяснить причину.
Добиться, чтобы каждый член группы мог рассказать о признаках веществ данного класса.
ОКСИДЫ.
ОКСИДЫ – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.
Формулу оксидов в общем виде можно представить так: ЭxОу, где
Металл (Ме)
Э
неметалл (неМе)
ПОЭТОМУ формула оксида может выглядеть так:
МеxОу - MgO, CaO, Al2O3, FeO
неМеxОу,- CO2, H2O, NO, NO2
? ВЫДЕЛИТЕ существенные признаки оксидов;
? ВЫПИШИТЕ формулы ОКСИДОВ из приведенного перечня веществ: CaCl2, HCl, H2O, HNO3, Ca(OH)2, Ca(NO3)2, H2S, CaO, KOH, CaF2, Fe(OH)3, SO3, Na2SO4.
________________________________________
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ.
Изучить содержание карточки, работая самостоятельно.
Обсудить изученный материал в группе.
Выполнить задание самостоятельно.
Сравнить результаты своей работы с результатами работы членов группы.
Если есть расхождения, выяснить причину.
Добиться, чтобы каждый член группы мог рассказать о признаках веществ данного класса.
СОЛИ
СОЛИ – это сложные вещества, состоящие из атомов металла (Ме), связанных с кислотным остатком (Ост).
Формула соли в общем виде Меn Остm,
n и m могут принимать значения равные 1, 2, 3
металл Na Ca Fe(III) Zn
кислотный остаток - Cl = SO4 - NO3 - Br
формула соли NaCl CaSO4 Fe(NO3)3 ZnBr2
? ВЫДЕЛИТЕ существенные признаки solej?
? ВЫПИШИТЕ формулы СОЛЕЙ из приведенного перечня веществ: CaCl2, HCl, H2O, HNO3, Ca(OH)2, Ca(NO3)2, H2S, CaO, KOH, CaF2, Fe(OH)3, SO3, Na2SO4

Приложение 2
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ УЧЕНИКА 8 КЛАССА
Классификация неорганических веществ
Здравствуй!
Ты получил карточку определенного цвета, на которой указан её номер. Займи место за одним из столов согласно цветовому сигналу. Спасибо!
Сегодня мне нужна твоя помощь. В кабинете химии делали ремонт, все склянки с реактивами достали из шкафов и теперь их нужно убрать на место. Однако прежде чем вернуть все склянки на свои места, необходимо найти способ, пользуясь которым можно определить то место, где каждая склянка будет стоять. То есть нужно найти признак, на основании которого мы разделим все вещества на группы.
Таким образом, сегодня на уроке мы узнаем
признаки, на основании которых вещества делят на группы;
как называются эти группы веществ
и научимся применять знания на практике:
разделим вещества на группы.
Итак, теперь ты член одной из четырех групп. Внимательно читай задания. Делай необходимые записи в рабочей тетради, и успех тебе обеспечен.
Внимательно прочитай ИНСТРУКЦИЮ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ
Изучи содержание карточки
Выполни задание №1. Запиши в рабочей тетради:
существенные признаки изученного класса веществ:
признаки кислот________________________________________________________________
признаки оснований_________________________________________________________
признаки оксидов___________________________________________________________
признаки солей_____________________________________________________________
Выполни задание №2, выпиши в рабочую тетрадь формулы веществ соответствующего класса
формулы КИСЛОТ__________________________________________________________
формулы ОСНОВАНИЙ__________________________________________________________
формулы ОКСИДОВ_____________________________________________________________
формулы СОЛЕЙ________________________________________________________________
4. Сверь свои записи с записями членов твоей группы. Уточни неясные моменты.
5. Теперь формируются новые группы. Признак формирования групп – номер карточки.
6. Работая в новой группе, расскажи о признаках веществ того класса, который ты изучил. Выслушай информацию от других членов группы. Вернись к заданию 1 и впиши существенные признаки остальных классов веществ.
7. Вернись к заданию 2 и запиши формулы веществ, принадлежащих к различным классам.
8. Работая в группе, заполни одну из схем, иллюстрирующих классификацию сложных веществ.
9. Получив от учителя цветные метки, обмениваясь схемами с другими группами, проверь и оцени правильность выполнения работы каждой группы.

В заключение стоит сказать, что учителя химии используют в своей практике и без труда дополнят рассмотренные активные формы обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, примерами из личного опыта.
Категория: Химия | Добавил: PerhinaAlekBopis
Просмотров: 1724 | Загрузок: 598 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ssn1957  
Работа отклонена, т.к. материал, размещённый не на официальном файлообменнике, не скачивается.

Технический эксперт направления Серебряков С.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]