Четверг, 21.09.2017, 04:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

Кислоты, щелочи и соли как электролиты. Реакции ионного обмена.
[ · Скачать удаленно (34.18 Kb) ] 30.01.2012, 13:41
Тема: «Активные методы обучения».
Исследовательская деятельность на уроках химии.

Учитель химии-биологии МОУ СОШ №82 Толика С.В.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор дости-жения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Выделяют 3 уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого по-стичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения про-блем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна¬ниями.

Активные методы познавательной деятельности, возможно, применять на разных этапах процесса обучения:
1.При подготовке к восприятию нового материала;
2.При изучении теоретических и описательных вопросов курса химии;
3.При совершенствовании знаний и умений;
4.При повторении пройденного во время домашней работы.

Не случайно в настоящее время ставится задача : «… совершенствовать методы и средства обучения, выдвигая на первый план активные его формы…», которые предполагают включение обучающихся в активную познавательную деятельность. Постоянное совершенствование знаний и умений, самообразование становятся неотъемлемой частью жизни каждого человека. Поэтому важно со школьных лет обучать этим умениям, используя все возможности изучаемого предмета, его содержание, методы и формы учебной работы.
Обучение химии вносит существенный вклад в подготовку обучающихся к дальнейшей трудовой деятельности:
1.Дети получают определённые знания о веществах и их взаимодействиях;
2.О законах и теориях, отражающих особенности химического строения;
3.О роли химии в жизни человека;
4.Приобретают умения наблюдать явления, ставить химические опыты;
5.Работать с учебником и справочной литературой;
6.Делать выводы применительно к конкретному материалу и более общие выводы мировоззренческого характера. Успешное усвоение знаний воз-можно при активной работе, если обучающиеся заинтересованы предме-том.

Большая роль в повышении качества обучения и воспитания отводится исследовательской деятельности и химическому эксперименту. Оптимальная методика его проведения способствует не только активному включению обучающихся в работу, но и глубокому и прочному усвоению ими знаний, воспитание наблюдательности, формированию определённого опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений. Значение исследовательской деятельности выражается не в объективной ценности полученных результатов, а в субъективной необходимости их для развития обучающихся.
Исследовательскую деятельность обучающихся можно понимать как совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Обучающиеся таким путем знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добывать знания.
Исследовательские умения – это система интеллектуальных, практических умений необходимых для выполнения исследования.
Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, их обобщения и с целью приобретения учащимися умений применять получен-ные знания.
При создании системы исследовательских заданий необходимо различать такие признаки ученического исследования:
1.Характер учебного материала (исследование теоретического вопроса или свойств вещества)
2.Метод проведения (теоретический анализ, эксперимент и др.)
3.Объем и круг вопросов программы, используемых при этом (проведение исследования с привлечением знаний из одной темы или из различных разделов курса).

При выполнении исследовательского задания обучающиеся осуществляют действия в таком порядке:
1.Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятель-ности.
2.Прогнозирование направлений выполнение заданий и выбор методов исследования.
3.Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

Учитель создаёт ситуации, при которых либо необходимо выбрать определённый путь решения из ряда возможных вариантов, либо разрешить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами, требующими теоретического объяснения, либо осознать необходимость в систематизации, обобщении знании, найти закономерности для объяснения нового факта, явления или процесса. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют активную мыслительную деятельность. Например, при исследовании процесса гидролиза солей обучающиеся обнаруживают, что растворы некоторых средних солей имеют кислую или щелочную реакцию среды. Это не согла-суется с имеющимися у них знаниями, и они активно включаются в поиск теоретического объяснения возникшего противоречия. В учебный процесс как бы вводятся элементы научного исследования: обучающиеся пользуются методом проведения теоретического анализа, выдвигают гипотезу и используют метод экспериментальной ее проверки.
Исследовательское задание может быть дано при выяснении свойств кон-кретного вещества на основе приобретенных теоретических знаний.
Например, обучающимся предлагают задание:
Предположить свойства кальция, зная, что свойства веществ определя-ются строением атома, видом химической связи и типом кристаллической решетки. Учащимся известно, что изучить химические свойства – это значит выяснить, в какие химические реакции вступает данное вещество с веществами – представителями других классов неорганических соединений. На основе этих знаний строится план рассуждений:
1.Выяснить строение атома, тип химической связи, предсказать свойства.
2.Исследовать отношения данного вещества к другим веществам: простым (металлы, неметаллы), сложным (вода, кислоты, основания, соли).

Обучающиеся могут предсказать возможность и условия протекания той или иной реакции.
Исследовательские работы могут успешно применяться только при ус-ловии целенаправленной подготовки учащихся к такому роду деятельности.
Привлечение необходимых знаний для решения проблемы, содержащейся в исследовательском задании, - сложные учебные умения, как общенауч-ные, так и специальные. При этом особое внимание обращается на выработку умений строить логическую цепь рассуждений при выполнении заданий.
Один из способов обучения умению осуществлять последовательные умственные действия, а именно – использовать упражнения в составлении уравнений реакций на основе схем превращений одних веществ в другие. Управление мыслительной деятельностью осуществляется путем комментирования выполняемых заданий.
ЗАДАНИЕ
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить сле-дующие превращение: Сu(OH)2 СuО  СuSО4.
При выполнении этого задания обучающиеся называют полученное вещест-во, устанавливают принадлежность его к определенному классу соединений, вспоминают способы получения веществ данного класса и их общие свойства, обращают внимание на свойства исходного вещества.
Учащиеся комментируют это задание так: «Требуется получить оксид меди (II) – основной оксид, вещество черного цвета, нерастворимое в воде, но взаимодействующее, как все основные оксиды, с кислотами. Нерастворимые оксиды, а значит, и оксид меди (II) можно получить разложением соответствующих нерастворимых гидроксидов. Нерастворимые основания разлагаются при нагревании на оксид металла и воду. Исходное вещество для получения СИО – гидроксид меди (II) – нерастворимое основание голубого цвета. При нагревании гидроксида меди (II) образуется вещество черного цвета – оксид меди (II):
Сu(ОН)2 = СuО + Н2О
Сульфат меди – белое кристаллическое вещество. Его можно получить взаимодействием основного оксида меди (II) с серной кислотой. Черный осадок растворится, а раствор станет голубым за счет образования гидратированного сульфата меди:
СuО + Н2SО4 = СuSО4 + Н2О
Твердую кристаллическую соль из раствора можно выделить выпариванием, или рассмотреть кристаллы голубого цвета в микроскоп.»
Учащиеся демонстрируют образцы промежуточных и исходных веществ. Некоторые химические реакции по указанию учителя они выполняют экспери-ментально. Комментирование способствует более осознанному пониманию сущности реакций, позволяет закрепить умение оперировать понятиями «оксиды», «кислоты», «соль», «основание». Используя этот прием, обучающиеся тем самым планируют свои умственные действия. Мышление в данном случае опирается на чувственное восприятие образцов исходных и промежуточных веществ. Вспомнив их свойства, учащиеся указывают условия и признаки реакций, сопровождающих превращения.
Химический эксперимент должен служить выработке исследовательских умений, обеспечивать самоконтроль рассуждений и служить доказательством правильности предположений.
Для формирования у школьников умения самостоятельно проводить исследование, большую роль играет демонстрационный эксперимент. Комментируя опыты, учитель показывает образец того, как «размышляя вслух», выяснить сущность проводимого опыта. Чтобы направить и активизировать мыслительную деятельность обучающихся, необходимо продумывать вопросы для беседы при обсуждении опытов, при их подготовке и в процессе наблюдения.
Например, при изучении в 8 классе реакций обмена учитель демонстри-рует опыт между серной кислотой и оксидом меди(II). При этом он ставит задачу познакомить с общим свойством кислот, вступать в реакцию обмена с оксидами металлов и прививать умения: формулировать цель опыта, планировать проведение опыта и оформлять его результаты, подбирать необходимые реактивы и оборудование, высказывать суждения, строить предположения и делать выводы на основе наблюдений.
Для проведения исследования недостаточно обладать теми или иными единичными исследовательскими умениями. Необходимо научить ученика пользоваться ими в совокупности.
Можно выделить три группы исследовательских умений.
Первая группа умений характеризуется выполнением единичных опера-ций исследования:
1) Наблюдение;
2) Сравнение фактов, свойств веществ и явлений;
3) Нахождение причинно – следственных связей;
4) Формулирование выводов на основе единичных операций исследова-ния.

Вторая группа исследовательских умений характеризуется сочетанием различных умений первой группы и включает:
1) Умение сформулировать цель работы;
2) Умение выразить зависимость между фактами, явлениями в виде схемы, таблицы.
3) Умения высказывать суждение, построить умозаключение на основе ранее приобретенных знаний;
4) Умение проектировать опыт для подтверждения высказанного суждения;
5) Умение провести опыт и сформулировать вывод.

Третья группа исследовательских умений характеризуется комплексным использованием различных умений первой и второй групп и включает:
1) Умение видеть проблему;
2) Умение строить гипотезу;
3) Умение составить план исследования;
4) Умение найти способ экспериментального подтверждения гипотезы;
5) Умение не только провести эксперимент, но и обработать его результаты, сформулировать вывод.

При выполнении одного и того же задания одни учащиеся проявляют умения первой группы, другие – второй, а третьи способны вполне уверенно провести исследование. Задача состоит в том, чтобы как можно больше обучающихся овладели умениями третьей группы.
Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют:
1) Проблемное проведение уроков по изучению теоретических вопросов и фактического материала;
2) Проведение большинства лабораторно – практических занятий исследовательским методом;
3) Система домашних заданий с элементами теоретического исследования;
4) Тренировочные упражнения по отработке отдельных умений
Во всех случаях школьники выполняют определенные исследовательские задания.
Эти задания должны содержать конкретный материал, соответствовать целям и задачам урока, способствовать постепенному и целенаправленному формированию познавательных потребностей, развитию знаний и умений учащихся, способствовать выработке психологической установки на самостоятельное выполнение заданий. Но не весь учебный материал можно и нужно оформлять как исследовательские задания. Для проведения исследования подходит учебный материал, который отвечает определенным требованиям, при его изучении можно использовать много опорных знаний и умений, обеспечить простоту и доступность экспериментальной проверки гипотезы, обосновать большую познавательную и практическую значимость в системе знаний, создать проблемную ситуацию и сформулировать проблему.
При выполнении заданий школьники должны работать в соответствии со схемой:
Систематизация фактов, явлений, процессов -> построение гипотезы -> проектирование опыта для проверки гипотезы -> составление плана эксперимента -> осуществление эксперимента -> оформление результатов эксперимента -> формулирование вывода.
Рассмотрим задания исследования для учащихся.

Задание №1.
Цель: привести в систему знания об общих химических свойствах основа-ний. Изучить химические свойства оснований, пользуясь приготовленными реактивами; разобрать сущность характерных для них реакций ионного обмена.
1) Гидроксид натрия и гидроксид железа (III).
2) Гидроксид кальция и гидроксид меди (II).

Составить ионные уравнения реакций. Сделать вывод. Ответить на вопросы:
1) С какими веществами реагируют щелочи?
2) С какими веществами реагируют нерастворимые основания?

Задание №2
Цель: привести в систему знания об общих химических свойствах кислот.
Изучить химические свойства кислот, пользуясь приготовленными реакти-вами;
разобрать сущность характерных для них реакций ионного обмена.
1) Серная кислота.
2) Соляная кислота.

Составить ионные уравнения реакций. Сделать вывод. Ответить на вопрос.
1) С какими веществами реагируют кислоты.

Для того чтобы знания, привнесенные исследованием, стали действи-тельно личностными ценностями, они должны осознаваться и осмысливаться учащимися. Значимость исследовательской деятельности проявляется в наличие смыслов для членов всего коллектива.

АННОТАЦИЯ УРОКА
1. Название Конкурса – « Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе».
2. Тема урока – «Кислоты, щелочи и соли как электролиты. Реакции ион-ного обмена».
3. Предмет – Химия.
4. Класс - 8А.
5. Учебник – Габриелян О.С. Химия – 8: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
6. Автор урока – Толика С.В. учитель химии – биологии.
7. Образовательное учреждение – МОУ СОШ №82 Дзержинского района г. Волгограда.
Урок «Кислоты, щелочи и соли как электролиты. Реакции ионного об-мена» является частью раздела «Электролитическая диссоциация», при изучении данного раздела и непосредственно урока можно использовать метод исследования и химического эксперимента. У учащихся этого возраста происходит становление личности, развивается самосознание, возрастает потребность в знаниях и избирательное отношение к школьным предметам. В мыслительной деятельности наблюдается тенденция к причинному объяснению явлений, стремление к обобщениям и абстрагированию, формированию аргументированных выводов.

ТЕМА УРОКА: «КИСЛОТЫ, ЩЕЛОЧИ И СОЛИ КАК ЭЛЕКТРОЛИТЫ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА».
ТИП УРОКА: Урок применение знаний и умений, ознакомление с новым материалом.
ФОРМА РАБОТЫ: Индивидуальная, фронтальная, парная.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 40 минут.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Исследовательский, экспериментальный, наглядный, словесный, частично-поисковый.
ОБОРУДОВАНИЕ: Растворы Н2SО4, СuSО4, ВаСl2, NаОН, Nа2СО3, С6Н12О6, С2Н5ОН, NаС , пробирки.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме, выявить и скорректировать пробелы, проводить исследование, химический эксперимент, наблюдать химические явления.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие познавательного интереса и интеллектуаль-ных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
ЗАДАЧИ УРОКА: Активизировать познавательную деятельность школьни-ков; применять знания полученные на предыдущих уроках; выявлять и устранять пробелы в знаниях и умениях; умения выделять главное, делать выводы и находить ответы на поставленные вопросы; закрепление умений и навыков в проведении исследования, в решении экспериментальных задач; знания правил по ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.
ЭТАПЫ УРОКА
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (исследование).
3. Актуализация опорных знаний.
4. Систематизация и обобщение. Оперирование знаниями и умениями в стандартных и нестандартных ситуациях (исследование ).
5. Подведение итогов и формулирование выводов. Рефлексия.
6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Цель этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. Формирование и принятие учащимися целей урока.
Ученики формулируют цели деятельности на уроке в аспектах «знать», «уметь». Знать основные классы неорганических веществ, реакции ионного обмена.
Уметь составлять уравнения реакции ионного, определять протекания реак-ций ионного обмена, объяснять сущность реакций ионного обмена, устанав-ливать зависимость электролитов от ионов которые образовались при их диссоциации.
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель: контроль за уровнем усвоения темы учащимися; выявить пробелы и откорректировать их, выявить подготовку к дальнейшему изучению темы; проводить исследование.
ЗАДАНИЕ (исследование)
ЦЕЛЬ: установить на какие частицы ( молекулы, ионы) распадаются при рас-творении вещества с различным типом связи; установить зависимость свойств электролитов от ионов которые образовались при их диссоциации. Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи.

1. Назовите вид химической связи в веществах, выданных вам для иссле-дования.
2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кри-сталлической решетки.
3. Выскажите предположение, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы.
4. Пронаблюдайте демонстрируемый учителем опыт: испытание электрической проводимости веществ и их растворов.
5. Результаты опыта оформите в виде таблицы.
ВЕЩЕСТ-ВА ТИП СВЯЗИ ПРЕДПОЛАГАЕ-МЫЕ ЧАСТИЦЫ В РАСТВОРЕ ЭЛЕКТРИЧЕ-СКАЯ ПРОВО-ДИМОСТЬ ВЫВОД: КАКИЕ ЧАС-ТИЦЫ НАХОДЯТСЯ В РАСТВОРЕ. УРАВНЕНИЕ РЕАК-ЦИИ.
Н2SО4 кислота
NаОН щелочь
С6Н12О6 глюкоза
ВаСl 2 соль
С2Н5ОН спирт

6. Каков механизм образования ионов? Какова роль воды при этом?
7. Систематизируйте полученные данные, сформулируйте вывод и сопос-тавьте его с целью исследования.

Проверка задания осуществляется заполнением таблицы на доске, и устными ответами учащихся. В таблице отмечают прогнозируемый и фактический результат проверки правильности выполнения задания.
3.Актуализация опорных знаний.
Цель для ученика: уметь составлять уравнения реакций ионного обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена; объяснять сущность реакций ионного обмена; выявить и устранить пробелы в знаниях; проводить исследование и химический эксперимент.
Цель для учителя: объяснить новый учебный материал; повторить опорные знания по теме; подготовить учащихся к обобщению и систематизации знаний.

Объяснение нового материала
Мы выяснили, что свойства электролита определяют те ионы, которые образовались при их диссоциации.
1.Какие ионы образуются при диссоциации всех кислот? Это ионы водорода и кислотного остатка.
Н+п (кисл. ост.)+п = Н+п + ( кисл. ост.)
Кислота – это электролит при диссоциации которой образуется катионы водорода и анионы кислотного остатка.
2.Какие ионы образуются при диссоциации щелочей? Это катионы металла и анионы гидроксильной группы.
Ме+п ( ОН)-п = Ме+п + пОН-
Щелочи – это электролиты при диссоциации которых образуются катионы ме-талла и анионы гидроксильной группы.
3.Какие ионы образуются при диссоциации солей? Это катионы металла и анионы кислотного остатка.
Ме+п ( кисл. ост.)-п = Ме+п + (кисл. ост.)-п
Соли - это электролиты при диссоциации которых образуются катионы ме-талла и анионы кислотного остатка.
Ионы вступают во взаимодействие друг с другом - реакции ионного обме-на они протекают необратимо в случае:
1. Образования осадка;
2. Выделение газа;
3. Вода.
Эти реакции можно составить как в обычном, молекулярном виде, так и в ион-ном виде.
Учитель демонстрирует опыт и комментирует его.
СuSО4 +ВаСl2 = СuСl2 +ВаSО4 - молекулярное уравнение
Сu+2 + SО4-2 + Ва+2 +2Сl- = Сu+2 + 2Сl- + ВаSО4 – полное ионное уравнение
Ва+2 + SО4-2 = ВаSО4 - сокращенное ионное уравнение.
4.Систематизация и обобщение. Оперирования знаниями и умениями в стандартных и нестандартных ситуациях.
Цель для ученика: обобщить и систематизировать знания по теме, уметь применять знания; выполнять задания направленные на формирование исследовательских умений ; выполнение заданий по образцу.
Цель для учителя: обеспечить усвоение учащимися систематизации и обоб-щения знаний, перевода знаний на новый уровень.
ЗАДАНИЕ (исследование)
ЦЕЛЬ: выяснить, при каких условиях реакции обмена практически осуществимы.
1. Провидите реакции между растворами приведенных веществ (электролитов) и установите признак, по которому можно судить о том, что реакции прошли до конца.
• СuSО4 + NаОН ->
• СаСО3 + НСl ->
• NаОН + Н2SО4 ->
Проверить результаты опытов. Сделать общий вывод.
2.Пользуясь таблицей «Растворимости кислот, солей и оснований в воде», установите, в чем сущность провиденных реакций. Составьте полное и сокращенные ионные уравнения реакций. Сделайте вывод в соответствии с поставленной целью.
5.Подведение итогов и формулирование выводов. Рефлексия.
Цель для ученика: уметь объяснить, чему был посвящен весь урок, просмотреть ещё раз всю свою работу за урок, самому оценить свою работу, сравнить итог своей работы с критериями учителя, увидеть, что ему удалось достичь за урок, удалось ли ему ликвидировать свои пробелы.
Цель для учителя: организовать формирование учащимися знаний и уме-ний, которые рассматривались на этом уроке. Обеспечить подведение учащимися результатов своей работы, в соответствии с критериями. Оценить работу класса в целом, отметить наиболее активных учеников.
6.Домашнее задание.
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения, привитие интереса к химии, развитие мышления. §36, §37 упр. № 1 – 3, 5.

Литература:
1. Химия. Сборник материалов по реализации федерального компонента. Составитель: Е. И. Колусева. Волгоград, 2008
2. Химия. Развернутое тематическое планирование. Составитель: Н.В. Ширшина. Волгоград, 2007.
8. Учебник – Габриелян О.С. Химия – 8: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
3. Мастер – класс учителя химии. Составитель: Денисова В.Г., М.: Планета, 2010.
4. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. В.Е. Тяглова. М.: Планета, 2010.
Категория: Химия | Добавил: Tolika
Просмотров: 1453 | Загрузок: 303 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа отклонена по причине несоответствия оформления документации образцам.

Технический эксперт направления Серебряков С.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]