Среда, 13.12.2017, 12:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.
[ · Скачать удаленно (14,3) ] 22.01.2012, 20:42
Тема: Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. 8класс

Тип урока: Комбинированный урок.
Цели:
Обучающие – изучить закон сохранения массы веществ и на его основе начать формирование умений составлять уравнения химических реакций.
Развивающие - развивать умения ставить проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать коммуникативную компетентность и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
Воспитательные - продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать наблюдательность, внимание, инициативу. На примере жизни и деятельности М. В. Ломоносова воспитывать патриотизм.
Методы и методические приёмы - Лабораторная работа; фронтальный опрос; парная и групповая работа, самостоятельная работа , взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок.
Оборудование и реактивы - мультимедиапроектор, , лабораторный штатив с пробирками, растворы – хлорида бария. соляной кислоты, сульфата натрия, мел, весы. разновесы.
Раздаточный материал - компетентностно-ориентированные задания, раздаточный материал для самостоятельной работы, закон постоянства состава, алгоритм составления уравнений химических реакций,

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП УРОКА
1.1 Оргмомент.
1.2 Актуализация знаний
Проводится эвристическая беседа с классом по пройденному материалу.
Учитель. Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ученик. Физические и химические явления.
Учитель. С какими из явлений вы познакомились раньше и в курсе какого предмета вы изучали их? Приведите примеры.
Ученик. С физическими явлениями мы знакомились на уроках физики.
Ученики. Таяние льда, плавление металла, испарение воды.
Учитель. Какой признак лежит в основе физических явлений?
Ученик. При физических явлениях состав вещества остается постоянным.
Учитель. Молодцы! Вы научились выделять признак физических явлений. А с какими явлениями вы впервые познакомились на прошлом уроке?
Ученик. С химическими явлениями.
Учитель. А какой признак отличает химические явления от физических?
Ученик. При химических явлениях всегда образуются новые вещества.
Учитель. Приведите примеры химических реакций.
Ученики. Скисание молока, горение бумаги, ржавление железа.
Учитель. А как мы узнавали, что образуется новое вещество?
Ученик. У исходных веществ были одни свойства, а у новых- другие.
Учитель. Приведите признаки реакций.
Ученики. Выделение или поглощение тепла, выделение газа, выпадение осадка, изменение цвета.
Учитель. На первом уроке химии я вам записывала схему:
Буквы ----------слова ------------------предложения (в русском языке)
Химические ----------вещество-------химические ---------химические
элемент явления реакции
Символ---------------Формула ---------?
Элемента вещества
Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока?
Ученик. Химические реакции.
Ученик. Научиться записывать химические реакции.
Учитель. Молодцы!
II. ОПЕРАЦИОННО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
1.Демонстрация опыта горение фосфора (ЭОР)(Слайд презентации)
Учитель. Как мы сможем записать данный процесс.
Учитель. Записывает на доске
какие вещества до реакции что получилось
1) фосфор кислород оксид фосфора(V)
+5 -2
Р + О2 → Р2О5

2. Открытие закона сохранения массы. (Демонстрируется слайд)
А) Р.Бойль -1673 г. (учитель рассказывает опыт Р. Бойля и записывает схему на доске, а учащиеся наблюдают за горением железа (Демонстрируется ЭОР - слайд презентации):
Учитель. Просит записать схему
2) железо кислород оксид железа(III)
+3 -2
Fe + О2 → Fe2О3
Б) М.В.Ломоносов-1756 г. (учитель рассказывает об открытии М. В. Ломоносова и говорит о том. что он подтвердил, что масса исходных веществ равна массе продуктов реакции.
В) А. Лавуазье-. (Учитель. В 1789 г. А. Лавуазье подтвердил экспериментально этот закон)
Учитель. Поскольку масса исходных веществ равна продуктам, следовательно мы можем поставить знак равенства.
1) фосфор кислород оксид фосфора(V)
+5 -2
Р + О2 = Р2О5
2) железо кислород оксид железа(III)
+3 -2
Fe + О2 = Fe2О3

Учитель. В каких случаях на уроках математики вы ставите знак «=».
Ученик. Когда решаем уравнения.
Учитель. Правильно. Число структур до и после должно быть одинаковым. Давайте обратимся к записям на доске. Что вы можете сказать о количестве структур до и после реакции.
Ученик. В записи реакции №1 и №2 не одинаковое количество атомов до и после реакции.
Учитель. Возникает проблема между теорией (запись на доске) и практикой ( опытами ученых).
Я вам предлагаю доказать или опровергнуть этот закон при помощи эксперимента.
3. Лабораторная работа.
(Учащиеся выполняют КОЗ №1. Приложение 1)
Учитель. К какому выводу вы пришли.
Ученики. Масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции.
Учитель. Давайте запишем схемы реакций.
3) ВаСI2 + Na2SO4 = NaCl + BaSO4
4) СаСО3 + HCl = СаCl2 +СО2 + Н2О
Учитель. Обратимся к схемам на доске. На записи данных процессов действует ли этот закон?
Ученик. Нет.
Учитель. А чтобы масса исходных веществ была равна массе продуктов реакции, должны быть равны число атомов до и после реакции, так как масса атома величина постоянная.
Учитель. Ставит проблемный вопрс: «Как мы можем поступить, чтобы число атомов до и после реакции было одинаковым?»
4. Работа в группах. (Решение поставленной проблемы)
Суждения обучающихся:
Учащийся 3 группы на доске записывает:
ВаСI2 + Na2SO4 = Na2Cl2 + BaSO4
Учитель. Какой закон запрещает произвольно менять состав веществ?
Ученик. Закон постоянства состава. Формулирует его.
Учитель. Ребята, при помощи чего мы составляли формулы веществ?
Ученик. Используя степень окисления.
Учитель. Используя степень окисления составьте формулу хлорида натрия.. + -
Ученик. На доске записывает NаCl
Учитель. Давайте вспомним, что показывает формула. (Демонстрирует слайд)
Учащиеся 1 группы предложили решить эту проблему, используя не индексы, а коэффициенты.
Учитель. Я вам предлагаю, продолжить работу в группах и используя алгоритм, расставить коэффициенты в ранее рассмотренных нами схемах.
Учащиеся выполняют КОЗ№2 (Приложение 3)
5. Обсуждение полученных результатов. (Работа представителей каждой группы у доски). Итоговые уравнения все обучаемые записывают в тетрадь.
Учитель. И так, какой мы можем сделать вывод о значении закона, который сформулировал М. В. Ломоносов?
Ученики. Благодаря закону мы пришли к тому, что для того, чтобы массы веществ до и после реакции были равны, должны быть равны количества атомов в левой и правой части.
Учитель. Сегодня на уроки мы продолжали изучать химические реакции, а запись их называется химическим уравнением. (Демонстрирует слайд)
Учитель. Ваш одноклассник подготовил сообщение о М. В. Ломоносове, давайте послушаем его.
6. Великий сын - великого народа
(Выступление учащегося. Презентация. Тезисы к выступлению приложение №2)

III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

3.1ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1.Для закрепления материала учитель просит выполнить дифференцированные задания. (КОЗ№3 1 уровень – приложение 4, КОЗ№4 - 2 уровень – приложение 5, КОЗ№5 – 3 уровень -приложение -6)
Учитель наблюдает за работой.
3.2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учитель подводит итоги урока, анализирует полученные результаты.
Молодцы. Вы показали хорошие результаты. Химические уравнения – это одна из важных тем химии. На следующем уроке мы будем решать задачи по химическим уравнениям.
3.3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: изучить § 27,письменно выполнить упр.2.Повторить §15 и16

3.4 РЕФЛЕКСИЯ
Вам предлагаются высказывания; какие из них характеризуют вашу деятельность на уроке или созвучны вашему состоянию:
• Терпение и труд всё перетрут.
• Тяжело в учении – легко в бою.
• Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
• Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
• Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
• Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Габриелян. О. С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2004, 208 с.
2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Ящукова А. В. Настольная
книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2004, 416 с.
3. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 классе.
4. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2003, 224 с.
5. Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику Габриелян О. С. Химия. 8 класс
6. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и К0, 2004, 224 с.
7. Ресурсы Интернет
http://school-collection.edu.ru, http://www.hrono.ru/biograf/
http://ru.wikipedia.
Категория: Химия | Добавил: nadezda26
Просмотров: 1968 | Загрузок: 327 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Уважаемая Надежда Викторовна!
Ваша работа не допущена к участию в Конкурсе, т.к. загружена не на официальный файлообменник.
При загрузке материала нужно строго следовать инструкции http://www.moi-universitet.ru/file.php/id/f5596/name/3.Inctrukciya.zip

С уважением, технический эксперт направления Серебряков Сергей Николаевич

2  
Что подразумевается под официальным? я Все сделала строго по инструкции и ссылкам что там даны?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]