Понедельник, 05.12.2016, 03:30
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » География

Страны Азии: Китай
[ Скачать с сервера (20.3Kb) ] 06.02.2013, 19:02
«Мой университет» - www.moi-amour.ru
Лихоносова Светлана Николаевна - учитель географии и биологии, учитель-методист, Отличник образования Украины, УВК «Школа-лицей информационных технологий» № 69 г. Мариуполь; lihonosov.pn @ mail.ru

Разработка урока по теме «Страны Азии: Китай»
Аннотация

Тема характеризует особенности размещения, формирование населения страны, урбанизационные процессы, отраслевую структуру хозяйства Китая; изучает комплексную экономико-географическую характеристику страны, определяет причины высокого индустриально-аграрного развития Китая.
Материал расширит кругозор учащихся, может быть использован во время будущих путешествий.
Ключевые слова: Поднебесная империя, Срединная империя, Китай, Великий шелковый путь.

Тема: Страны Азии: Китай. Особенности расселения, демографическая политика и трудовые ресурсы Китая. Особенности экономической политики Китая, отрасли международной специализации. Особенности отраслевой структуры хозяйства. Внешние экономические связи.
Цели
1. Образовательная:
- продолжить формирование представлений и знаний школьников об особенностях географии и экономики крупнейших стран мира;
- продолжить обучение детей умению характеризовать страну по типовому плану (на примере Китая);
- сформировать представление учащихся о роли и месте Китая в истории мировой цивилизации и экономики
- рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая;
- ознакомить учащихся с проблемами современного Китая и основными направлениями его развития.
2. Развивающая:
- продолжить формировать умение работать с различными источниками информации;
- развивать умение сравнивать особенности хозяйства стран Азии
- оценивать роль Китая в мировом хозяйстве;
- развивать умение логически излагать мысли и коммуникативные способности учащихся;
- развивать умение соотносить изученный материал с реалиями сегодняшнего дня.
3. Воспитательная:
- воспитывать понимание важности развития внешнеэкономических связей Китая с Россией;
- воспитывать толерантное отношение к собеседнику;
- формировать аналитическое мышление;
- воспитывать познавательный интерес к географии.
4. Исследовательская: научить учащихся анализировать, проводить генерализацию (отбор основного материала) для создания мини-учебника (или других видов творческих работ) о данной стране.
5. Формирование компетентностей (развитие социальной, аутопсихологической и психологической компетентностей, поликультурной, информационной, коммуникативной, информативной, исследовательской компетентности).
Тип урока: урок-исследование (с использованием активных методов обучения)
Методы (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Методические приемы:
- Словесный (рассказ, беседа, диспут)
- Наглядный (работа с различными источниками информации)
Основные понятия: экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, население, плотность населения, урбанизация, конфуцианство, буддизм, даосизм, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внешние экономические связи.
Межпредметные связи: (ключевые термины и понятия, связанные с изучением курса истории, изобразительного искусства).
- «Поднебесная империя», «Срединная империя»
- династии императоров
- гоминьдан
- «культурная революция»
- Великий шелковый путь
- бумага, фейерверк, фарфор
«большой скачок»
- ушу, Фэн-шуй
- иероглифы, каллиграфия
- компас, цветная гравюра
Виды деятельности учащихся и учителя:
- повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;
- беседа об истории возникновения и развитии стран на территории Китая и их вклад в мировую цивилизацию;
- исследовательская работа учащихся по созданию мини-учебника или других творческих работ по данной теме
- работа с текстом учебника, таблицами, диаграммами для составления развернутого плана характеристики населения Китая;
- картографический практикум, работа с атласом, контурной картой по обозначению важных географических объектов страны;
- использование компьютера (ноутбук с мультимедийным проектором)
- использование справочно-информационного материала «Китай в цифрах», «Место Китая в мировой экономике»;
- социогеографический практикум, который позволит узнать о качестве оценки предметов и вещей, окружающих нас в повседневной жизни;
- использование справочно-информационного материала «Китай в цифрах». «Место Китая в мировой экономике»;
- мини-конференция «Россия и Китай - проблемы и перспективы взаимоотношений»;
- тесты, задания для проверки (репродуктивные, творческие, практические задания).
Географические объекты:
города: Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Шэньян, Ухань, Харбин, Гуаньчжоу, Гонконг (Сянган), Макао (Аомынь), Лхаса, Шаолинь
провинции: Сычуань, Шаньдун, Хэбэй, Гуандун, Внутренняя Монголия
реки: Амур, Хуанхэ, Янцзы
острова: Тайвань, Хайнань
пустыня: Такла-Макан
равнины: Великая Китайская равнина
моря: Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское
имена: Мао Цзэдун, Цюй Юань, Лао-Цзы, Конфуций, Чан Кайши, Сунь Ятсен, Ли Бо, Дэн Сяопин (известные поэты, писатели, политики), Ван Сичжи (выдающийся калиограф Китая).
Оборудование:
- карты мира: физическая, политическая
- карты Китая - физическая, политическая, экономическая
- настенная контурная карта
- таблицы, схемы
- картинки, иллюстрации с изображением различных районов Китая
- хрестоматия, книги, справочники
- компьютер
Ожидаемые результаты:
В соответствии с государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся:
- характеризуют страны;
- объясняют специфику населения страны, обеспеченность трудовыми ресурсами Китая;
- указывают на основные черты современного состояния и развития экономики Китая;
- сравнивают особенности хозяйства приморских провинций Китая и районы Западного Китая;
- называют особенности территориальной и отраслевой структуры хозяйства страны;
- оценивают роль Китая в мире.
Структура урока
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся – 3 мин.
3. Восприятие и усвоение нового материала – 34 мин.
4. Обобщение и систематизация – 3 мин.
5. Оценка деятельности учащихся – 1 мин.
6. Итог урока и домашнее задание – 2 мин.
План - конспект урока
Эпиграф: Е. Халевинская, И. Крозе в работе «Мировая экономика» отмечали: «В отличие от других социалистических стран, где развитие частного предприятия сопровождалось демократизацией политической жизни, в бывшей «Поднебесной империи» эволюция пошла другим путем».
I. Организационный момент - 2 мин.
(Развитие социальных и психологических компетентностей)
Учитель проводит социально - психологический тренинг с учащимися. Вместе создают - «памятку успеха», определяя, что должен делать каждый для достижения цели:
- улыбнуться учителю и одноклассникам;
- радоваться возможности познать неизвестное;
- проявлять положительные эмоции;
- отыскать в собственном опыте что-то интересное;
- воспринимать новое заинтересованно, вдумчиво;
- фиксировать информацию в памяти;
- открывать для себя новые проблемы и искать пути их решения;
- искать причины и следствия;
- продемонстрировать свои теоретические знания и достижения;
- классифицировать, систематизировать, обобщать;
- создать свой авторский мини-учебник или тест, кроссворд, таблицу, справочник, визитку
- саморазвитие и самосовершенствование;
- верить в свои силы и стремления.
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся - 3 мин.
Сегодня будем изучать одну из крупнейших стран мира по численности населения - Китай. Это единственная страна на Земле, где наследование страны и культуры сохраняется на протяжении четырех тысяч лет. Жители Древнего Китая считали свою родину центром Вселенной и называли "Чжунго», что в переводе означает « Срединная империя». В славянские языки слово «Китай» пришло от названия племен монгольской группы - кидань. В древности они вели кочевой образ жизни по территории современного Китая и Монголии.
Одна из национальных особенностей китайцев, которая имеет давнюю традицию - толерантность (терпение). Послушайте историческую притчу:
В далекие времена жила огромная семья, которая объединяла девять поколений и насчитывала несколько тысяч человек. В семье царило полное согласие: никто ни с кем не ссорился, женщины никогда ревностно не относились к мужчинам, дети жили в согласии и мире и не забирали друг у друга игрушки. И даже собаки под влиянием общего согласия стали мягкими, спокойно наблюдали, как их сородичи обгладывают кости. Речь об этом дошла до императора. Он посетил главу семейства и спросил, как удается в такой большой семье сохранить мир и согласие. Глава семейства вместо ответа попросил лист бумаги и стал быстро писать на нем иероглифы. Написав сто иероглифов, он передал лист императору. Император с удивлением увидел, на листе сто раз написано один и тот же иероглиф - терпение.
- Что это значит? - Спросил император.
- Мы разными способами приучаем всех к терпению, - сказал глава семейства, - чтобы каждый относился к другим терпеливо и сдержанно, и этим достигаем всеобщего согласия.
Терпение - дает возможность китайскому населению выдержать все жизненные невзгоды.
Развал мировой социалистической системы заставил Китай взять курс на коренное реформирование экономики, что позволило ему за короткий период выйти на второе место в мире по размеру ВВП.
На сегодняшнем уроке мы обратимся к причинам, которые способствуют рождению экономического гиганта в Восточной Азии и в мире. Причины «китайского экономического чуда» ищут ученые многих стран. Опыт экономического развития Китая интересен и для России, которая находится на пути экономических реформ.
Проблемный вопрос: можно ли отнести Китай, учитывая его успехи, к развитым странам?
Итак, к работе!
III. Восприятия и усвоения нового материала - 34 мин.
(Развитие поликультурной, информационной компетентности)
Учитель предлагает детям провести урок о Китае в форме исследования: учащиеся самостоятельно выбирают каждый для себя роль действующего лица - политолога, физико-географа, гидролога, демографа, эконом-географа, историка, культуролога и т.д. (Желательно выполнять роль с энтузиазмом, подходить креативно и творчески, уметь работать с дополнительными источниками знаний).
Дети также самостоятельно выбирают творческую форму работы (создание собственного авторского мини-учебника, научной статьи, доклада, тест, достопримечательности, визитки, таблицы, опорные схемы с обязательным раскрытием типового плана характеристики страны)
План
1. ЭГП
2. Природные условия и ресурсы.
3. Население.
4. Промышленность
5. Сельское хозяйство.
6. Транспорт.
7. Внешние экономические связи.
8. Интересные факты.
«Визитная карточка страны» - материал компьютерной презентации, который подготовлен в результате опережающего творческого домашнего задания:
Официальное название Китайская народная республика.
Площадь 9,6 млн. кв. км.
Население 1 340 млн. человек.
Столица Пекин.
Тип страны страна с плановой экономикой.
Государственное устройство социалистическая республика, унитарное государство.
1) ЭГП - 5 мин.
Задание 1. (Работа в парах)
- Прочитайте текст, относительно географического положения Китая и определите позитивные и негативные признаки ЭГП.
- Работая с картой атласа определить с какими государствами граничит КНР.
- На контурной карте подписать страны, граничащие с Китаем.
Вывод
(актеры по желанию - политологи, физико-географы):
Китай - одна из крупнейших стран мира, которая расположена в центральной и восточной части азиатского материка. В состав входят особые административные районы: с 1997г. - Сянган (Гонконг), с 1999г. - Макао (Аомынь). Формально провинцией Китая считается Тайвань, но фактически остров является отдельной страной. Граничит с 13 странами. Имеет широкий выход к морям Тихого океана.
2) Природные условия и ресурсы Китая - 5 мин.
Задание 2.
- Вспомните, какие особенности тектонического строения и рельефа страны?
- Прочитайте в учебнике о природно-ресурсном потенциале Китая и сделайте предположения о развитии определенных отраслей хозяйства и их географии.
Вывод:
(физико - географы)
- контрастность рельефа и климатических условий;
- значительные запасы гидроресурсов;
- густая сеть полноводных рек: Янцзы, Хуанхэ, Сицзян, Сунгари, Ялуцзян;
- большие лесные массивы;
- плодородные почвы на территории Великой Китайской равнины: равнины Сунлео;
- первое место в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов, цинка, олова, сурьмы, вольфрама, молибдена, ртути, редкоземельных металлов, титановых руд, урана, золота.
- недостаточно нефти и газа.
Работа выполняется у карты с размещением значков полезных ископаемых.
3) Население - 3 мин.
- Используя текст учебника, данные таблиц, диаграмм, атласа составить развернутый план характеристики населения Китая и определить главные демографические и социальные проблемы страны.
- На контурной карте обозначить самые известные места Китая.
Вывод:
(демографы)
- 21% населения Земли (1338612968 человек на конец 2010 г.);
- демографическая политика «одна семья - один ребенок»
- естественный прирост - 9,4 промилле
- неравномерное размещение - около 80% живут в восточной части: трудолюбивые, исполнительные, дисциплинированные, трудовые ресурсы
- конфуцианство, буддизм, даосизм
- урбанизация - 40%
- многонациональная страна - 56 наций и народностей, китайцы - 91%
- самые посещаемые места - Шанхай, Ухань, Пекин, Харбин, Тяньцзин
4) Промышленность - 5 мин.
С древних времен Китай удивлял европейцев не только своей национальной самобытностью, но и достижениями в разных сферах жизни. Сейчас Китай является бесспорным мировым лидером по выплавке стали (более 500 млн. т / год), производству цемента (500 млн. т. / год), лидер по производству свинца, алюминия, цинка, минеральных удобрений, текстиля. Все страны мира завалены дешевыми китайскими товарами. Китай выпускает автобусы, автомобили, суда, трактора, самолеты, станки, лекарства, продукты питания. В 90-х годах китайцы «переболели» компьютерной лихорадкой и начали активно собирать компьютеры, а в районе Хайдиан, создали собственную «силиконовую долину».
Задание 4.
- Вспомните, какие преобразования в экономике страны произошли в 1949 - 57 гг.?
- Почему в следующие 20 лет в хозяйстве нарастали кризисные явления?
- Чем отличается переход к рыночным преобразованиям в экономике Китая от других постсоциалистических стран?
- Благодаря каким реформам страна превратилась из аграрной в индустриально-аграрную страну?
- Пользуясь таблицей компьютерной презентации «Доля стран различных типов по уровню экономического развития в мировом хозяйстве в конце ХХ века, начале XXI века» определите долю Китая в мировом ВВП и производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции. Почему КНР, входя в первую десятку стран мира по величине национального дохода, производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, отстает от развитых стран по этим показателям на душу населения?
- С помощью карт атласа и текста учебника определите основные отрасли специализации Китая. Объясните факторы размещения их предприятий.
- Картографический практикум: нанести на контурную карту основные промышленные центры страны, обозначить отрасли промышленности, которые в них развиваются
Вывод.
(экономисты)
Итак, в Китае создана мощная многоотраслевая промышленность. Наряду с традиционными (текстильная, угольная, металлургическая) возникли и новые отрасли (нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, космическая, авиационная, электронная).
5) Сельское хозяйство - 3 мин.
Задание 5.
Выберите вариант работы:
- Прочитайте текст учебника и составьте тезисы к тексту
- С помощью карт атласа и текста учебника определите специализацию растениеводства и животноводства Китая. Укажите районы их размещения.
Вывод:
(агрономы)
- По разнообразию сельскохозяйственной продукции Китай занимает I место в мире.
- Основное направление сельского хозяйства - зерновое (500 млн. т. зерна / год - мировой рекорд!)
- Основная продовольственная культура - рис (180 млн. т. / год - I место в мире)
- Разводят свиней, мелкий и крупный рогатый скот.
- I место в мире по поголовью свиней и домашней птицы.
6) Транспорт - 3 мин.
Задание 6.
Используя атлас и текст учебника охарактеризуйте развитие современной транспортной инфраструктуры.
- Какое значение для развития экономики имеет водный транспорт.
7) Внешнеэкономические связи - 5 мин.
Задание 7.
Подумайте с какими странами Китай поддерживает торгово-экономические связи.
- Как изменилась структура экспорта и импорта страны за время реформ?
Технология «Пресс-конференция» (коммуникативные и информативные компетенции).
- Мини-конференция «Россия и Китай - проблемы и перспективы во взаимоотношениях». Рассмотреть вопросы на конференции:
1. Какие виды экономических отношений могут быть взаимовыгодными для России и Китая в будущем? Почему?
2. Какие транспортные средства и пути сообщения целесообразно использовать при таком сотрудничестве.
IV. Обобщение и систематизация - 3 мин.
1. Сформулируйте пятью предложениями факты, которые вас больше всего поразили при изучении Китая?
2. Ответить на проблемный вопрос: Так можно отнести Китай, учитывая его успехи к развитым странам?
V. Оценка деятельности учащихся - 3 мин.
(Социальная, аутопсихологическая, психологическая компетенции)
Дети демонстрируют созданые творческие работы, получая оценки.
VI. Итоги урока и домашнее задание - 2 мин.
1) Итак, Китай – индустриально-аграрная социалистическая страна, ведущими отраслями хозяйства являются угольная, металлургическая, текстильная, машиностроительная, химическая и пищевая промышленность.
Основной отраслью сельского хозяйства является растениеводство, специализирующееся на выращивании зерновых культур.
В Китае продолжается экономическая реформа, благодаря которой сосуществуют различные формы собственности.
По абсолютным показателям хозяйственной деятельности Китай занимает одно из первых мест в мире, однако с учетом количества населения ВВП на душу населения еще остается относительно низким.
Открытие экономики внешнему миру привлекло Китай в мировое хозяйство и активизировало его экономические связи. Китай является одним из крупнейших торговых партнеров России.
2) Дифференцированное домашнее задание (вопросы по выбору)
1. Проработать текст учебника и дать письменно ответы на вопросы.
2. Составить описание туристического маршрута «Исторические памятники Китая»
3. Провести социогеографический практикум: определить, какие предметы и вещи, что вас окружают в повседневной жизни, сделаны в Китае. Оценить их качество. Подумайте, можно было бы заменить их товарами российского производства. Приложения к уроку. Это интересно: Китайская письменность базируется на иероглифах, большинство из которых остаются неизменными на протяжении 2 тыс. лет. Общее их количество неизвестно. Для чтения газет достаточно знать 3 тыс. знаков. В словаре среднего объема их насчитывается 8 тыс., а большой словарь XVII в .. содержит 47 тыс. иероглифов. Показателем перенаселенности страны является количество сельскохозяйственных ресурсов на душу населения. На каждого китайца приходится пахотных земель в 4 раза, а лесов - в 8 раз меньше, чем на 1 человека на Земле в целом. Экономический потенциал Китая в конце 90-х годов .. вырос еще больше. Весь период 80-90-х годов КНР доминировал в мире по темпам развития (+10%), в эти же годы происходил «механический» прирост его могущества: в 1997 г. частью страны стал Гонконг, который занимал 9-е место в мире по стоимости экспорта, а в 1999 г. - Аомынь. Нельзя не учитывать «большой экономики» Китая, то есть значительных капиталовложений в страны Юго-Восточной Азии, где сильна китайская диаспора. Начиная с 1990 г., быстро развивается черная металлургия Китая, потому промышленность и строительство требуют значительного количества металла. Китай вышел на 1-е место в мире по производству стали, оставаясь при этом значительным ее импортером. Считается, что если такие высокие темпы развития черной металлургии сохранятся, то к 2020 г. Китай будет вполне удовлетворять свои потребности в черных металлах.
Список литературы
1. Географическая картина мира. В 2-х книгах. Максаковский В.П. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, Кн.1 - 2008, 495с.; Кн.2 - 2009, 480с.
2. Стадник А.Г., Довгань Г.Д. География зарубежных стран. Тетрадь для практических работ. 10 класс. - К.: Грамота с. 65.
3. Экономическая и социальная география зарубежных стран. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. М.: Академия, 2008 - 464 с.
4. Яценко Б.П. Економічна і соціальна географія зарубіжних країн: Підруч. для 10 кл. — К.: Либідь, 2001. — 366
Категория: География | Добавил: Лихоносов
Просмотров: 1399 | Загрузок: 223 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Светлана Николаевна!

К сожалению, ваша работа не прошла техническую экспертизу и НЕ ДОПУЩЕНА к участию в основной части Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе».

Представленный вами материал не соответствует требованиям, предъявляемым к конкурсным работам, в частности:

    при подготовке документов вы НЕ УЧЛИ требования и НЕ ПРИНЯЛИ ВО ВНИМАНИЕ         
    рекомендованные шаблоны и образцы.    
    
Приглашаем вас принять участие в других мероприятиях "Моего университета", о которых вы можете узнать из рассылок "Моего университета".

Успехов!

Гаврлиина Мария Владиславовна, технический эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]