Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » География |
Страны Азии: Китай
[ Скачать с сервера (20.3 Kb) ] | 06.02.2013, 19:02 |
«Мой университет» - www.moi-amour.ru Лихоносова Светлана Николаевна - учитель географии и биологии, учитель-методист, Отличник образования Украины, УВК «Школа-лицей информационных технологий» № 69 г. Мариуполь; lihonosov.pn @ mail.ru Разработка урока по теме «Страны Азии: Китай» Аннотация Тема характеризует особенности размещения, формирование населения страны, урбанизационные процессы, отраслевую структуру хозяйства Китая; изучает комплексную экономико-географическую характеристику страны, определяет причины высокого индустриально-аграрного развития Китая. Материал расширит кругозор учащихся, может быть использован во время будущих путешествий. Ключевые слова: Поднебесная империя, Срединная империя, Китай, Великий шелковый путь. Тема: Страны Азии: Китай. Особенности расселения, демографическая политика и трудовые ресурсы Китая. Особенности экономической политики Китая, отрасли международной специализации. Особенности отраслевой структуры хозяйства. Внешние экономические связи. Цели 1. Образовательная: - продолжить формирование представлений и знаний школьников об особенностях географии и экономики крупнейших стран мира; - продолжить обучение детей умению характеризовать страну по типовому плану (на примере Китая); - сформировать представление учащихся о роли и месте Китая в истории мировой цивилизации и экономики - рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая; - ознакомить учащихся с проблемами современного Китая и основными направлениями его развития. 2. Развивающая: - продолжить формировать умение работать с различными источниками информации; - развивать умение сравнивать особенности хозяйства стран Азии - оценивать роль Китая в мировом хозяйстве; - развивать умение логически излагать мысли и коммуникативные способности учащихся; - развивать умение соотносить изученный материал с реалиями сегодняшнего дня. 3. Воспитательная: - воспитывать понимание важности развития внешнеэкономических связей Китая с Россией; - воспитывать толерантное отношение к собеседнику; - формировать аналитическое мышление; - воспитывать познавательный интерес к географии. 4. Исследовательская: научить учащихся анализировать, проводить генерализацию (отбор основного материала) для создания мини-учебника (или других видов творческих работ) о данной стране. 5. Формирование компетентностей (развитие социальной, аутопсихологической и психологической компетентностей, поликультурной, информационной, коммуникативной, информативной, исследовательской компетентности). Тип урока: урок-исследование (с использованием активных методов обучения) Методы (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный. Методические приемы: - Словесный (рассказ, беседа, диспут) - Наглядный (работа с различными источниками информации) Основные понятия: экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, население, плотность населения, урбанизация, конфуцианство, буддизм, даосизм, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внешние экономические связи. Межпредметные связи: (ключевые термины и понятия, связанные с изучением курса истории, изобразительного искусства). - «Поднебесная империя», «Срединная империя» - династии императоров - гоминьдан - «культурная революция» - Великий шелковый путь - бумага, фейерверк, фарфор «большой скачок» - ушу, Фэн-шуй - иероглифы, каллиграфия - компас, цветная гравюра Виды деятельности учащихся и учителя: - повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями; - беседа об истории возникновения и развитии стран на территории Китая и их вклад в мировую цивилизацию; - исследовательская работа учащихся по созданию мини-учебника или других творческих работ по данной теме - работа с текстом учебника, таблицами, диаграммами для составления развернутого плана характеристики населения Китая; - картографический практикум, работа с атласом, контурной картой по обозначению важных географических объектов страны; - использование компьютера (ноутбук с мультимедийным проектором) - использование справочно-информационного материала «Китай в цифрах», «Место Китая в мировой экономике»; - социогеографический практикум, который позволит узнать о качестве оценки предметов и вещей, окружающих нас в повседневной жизни; - использование справочно-информационного материала «Китай в цифрах». «Место Китая в мировой экономике»; - мини-конференция «Россия и Китай - проблемы и перспективы взаимоотношений»; - тесты, задания для проверки (репродуктивные, творческие, практические задания). Географические объекты: города: Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Шэньян, Ухань, Харбин, Гуаньчжоу, Гонконг (Сянган), Макао (Аомынь), Лхаса, Шаолинь провинции: Сычуань, Шаньдун, Хэбэй, Гуандун, Внутренняя Монголия реки: Амур, Хуанхэ, Янцзы острова: Тайвань, Хайнань пустыня: Такла-Макан равнины: Великая Китайская равнина моря: Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское имена: Мао Цзэдун, Цюй Юань, Лао-Цзы, Конфуций, Чан Кайши, Сунь Ятсен, Ли Бо, Дэн Сяопин (известные поэты, писатели, политики), Ван Сичжи (выдающийся калиограф Китая). Оборудование: - карты мира: физическая, политическая - карты Китая - физическая, политическая, экономическая - настенная контурная карта - таблицы, схемы - картинки, иллюстрации с изображением различных районов Китая - хрестоматия, книги, справочники - компьютер Ожидаемые результаты: В соответствии с государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся: - характеризуют страны; - объясняют специфику населения страны, обеспеченность трудовыми ресурсами Китая; - указывают на основные черты современного состояния и развития экономики Китая; - сравнивают особенности хозяйства приморских провинций Китая и районы Западного Китая; - называют особенности территориальной и отраслевой структуры хозяйства страны; - оценивают роль Китая в мире. Структура урока 1. Организационный момент – 2 мин. 2. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся – 3 мин. 3. Восприятие и усвоение нового материала – 34 мин. 4. Обобщение и систематизация – 3 мин. 5. Оценка деятельности учащихся – 1 мин. 6. Итог урока и домашнее задание – 2 мин. План - конспект урока Эпиграф: Е. Халевинская, И. Крозе в работе «Мировая экономика» отмечали: «В отличие от других социалистических стран, где развитие частного предприятия сопровождалось демократизацией политической жизни, в бывшей «Поднебесной империи» эволюция пошла другим путем». I. Организационный момент - 2 мин. (Развитие социальных и психологических компетентностей) Учитель проводит социально - психологический тренинг с учащимися. Вместе создают - «памятку успеха», определяя, что должен делать каждый для достижения цели: - улыбнуться учителю и одноклассникам; - радоваться возможности познать неизвестное; - проявлять положительные эмоции; - отыскать в собственном опыте что-то интересное; - воспринимать новое заинтересованно, вдумчиво; - фиксировать информацию в памяти; - открывать для себя новые проблемы и искать пути их решения; - искать причины и следствия; - продемонстрировать свои теоретические знания и достижения; - классифицировать, систематизировать, обобщать; - создать свой авторский мини-учебник или тест, кроссворд, таблицу, справочник, визитку - саморазвитие и самосовершенствование; - верить в свои силы и стремления. II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся - 3 мин. Сегодня будем изучать одну из крупнейших стран мира по численности населения - Китай. Это единственная страна на Земле, где наследование страны и культуры сохраняется на протяжении четырех тысяч лет. Жители Древнего Китая считали свою родину центром Вселенной и называли "Чжунго», что в переводе означает « Срединная империя». В славянские языки слово «Китай» пришло от названия племен монгольской группы - кидань. В древности они вели кочевой образ жизни по территории современного Китая и Монголии. Одна из национальных особенностей китайцев, которая имеет давнюю традицию - толерантность (терпение). Послушайте историческую притчу: В далекие времена жила огромная семья, которая объединяла девять поколений и насчитывала несколько тысяч человек. В семье царило полное согласие: никто ни с кем не ссорился, женщины никогда ревностно не относились к мужчинам, дети жили в согласии и мире и не забирали друг у друга игрушки. И даже собаки под влиянием общего согласия стали мягкими, спокойно наблюдали, как их сородичи обгладывают кости. Речь об этом дошла до императора. Он посетил главу семейства и спросил, как удается в такой большой семье сохранить мир и согласие. Глава семейства вместо ответа попросил лист бумаги и стал быстро писать на нем иероглифы. Написав сто иероглифов, он передал лист императору. Император с удивлением увидел, на листе сто раз написано один и тот же иероглиф - терпение. - Что это значит? - Спросил император. - Мы разными способами приучаем всех к терпению, - сказал глава семейства, - чтобы каждый относился к другим терпеливо и сдержанно, и этим достигаем всеобщего согласия. Терпение - дает возможность китайскому населению выдержать все жизненные невзгоды. Развал мировой социалистической системы заставил Китай взять курс на коренное реформирование экономики, что позволило ему за короткий период выйти на второе место в мире по размеру ВВП. На сегодняшнем уроке мы обратимся к причинам, которые способствуют рождению экономического гиганта в Восточной Азии и в мире. Причины «китайского экономического чуда» ищут ученые многих стран. Опыт экономического развития Китая интересен и для России, которая находится на пути экономических реформ. Проблемный вопрос: можно ли отнести Китай, учитывая его успехи, к развитым странам? Итак, к работе! III. Восприятия и усвоения нового материала - 34 мин. (Развитие поликультурной, информационной компетентности) Учитель предлагает детям провести урок о Китае в форме исследования: учащиеся самостоятельно выбирают каждый для себя роль действующего лица - политолога, физико-географа, гидролога, демографа, эконом-географа, историка, культуролога и т.д. (Желательно выполнять роль с энтузиазмом, подходить креативно и творчески, уметь работать с дополнительными источниками знаний). Дети также самостоятельно выбирают творческую форму работы (создание собственного авторского мини-учебника, научной статьи, доклада, тест, достопримечательности, визитки, таблицы, опорные схемы с обязательным раскрытием типового плана характеристики страны) План 1. ЭГП 2. Природные условия и ресурсы. 3. Население. 4. Промышленность 5. Сельское хозяйство. 6. Транспорт. 7. Внешние экономические связи. 8. Интересные факты. «Визитная карточка страны» - материал компьютерной презентации, который подготовлен в результате опережающего творческого домашнего задания: Официальное название Китайская народная республика. Площадь 9,6 млн. кв. км. Население 1 340 млн. человек. Столица Пекин. Тип страны страна с плановой экономикой. Государственное устройство социалистическая республика, унитарное государство. 1) ЭГП - 5 мин. Задание 1. (Работа в парах) - Прочитайте текст, относительно географического положения Китая и определите позитивные и негативные признаки ЭГП. - Работая с картой атласа определить с какими государствами граничит КНР. - На контурной карте подписать страны, граничащие с Китаем. Вывод (актеры по желанию - политологи, физико-географы): Китай - одна из крупнейших стран мира, которая расположена в центральной и восточной части азиатского материка. В состав входят особые административные районы: с 1997г. - Сянган (Гонконг), с 1999г. - Макао (Аомынь). Формально провинцией Китая считается Тайвань, но фактически остров является отдельной страной. Граничит с 13 странами. Имеет широкий выход к морям Тихого океана. 2) Природные условия и ресурсы Китая - 5 мин. Задание 2. - Вспомните, какие особенности тектонического строения и рельефа страны? - Прочитайте в учебнике о природно-ресурсном потенциале Китая и сделайте предположения о развитии определенных отраслей хозяйства и их географии. Вывод: (физико - географы) - контрастность рельефа и климатических условий; - значительные запасы гидроресурсов; - густая сеть полноводных рек: Янцзы, Хуанхэ, Сицзян, Сунгари, Ялуцзян; - большие лесные массивы; - плодородные почвы на территории Великой Китайской равнины: равнины Сунлео; - первое место в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов, цинка, олова, сурьмы, вольфрама, молибдена, ртути, редкоземельных металлов, титановых руд, урана, золота. - недостаточно нефти и газа. Работа выполняется у карты с размещением значков полезных ископаемых. 3) Население - 3 мин. - Используя текст учебника, данные таблиц, диаграмм, атласа составить развернутый план характеристики населения Китая и определить главные демографические и социальные проблемы страны. - На контурной карте обозначить самые известные места Китая. Вывод: (демографы) - 21% населения Земли (1338612968 человек на конец 2010 г.); - демографическая политика «одна семья - один ребенок» - естественный прирост - 9,4 промилле - неравномерное размещение - около 80% живут в восточной части: трудолюбивые, исполнительные, дисциплинированные, трудовые ресурсы - конфуцианство, буддизм, даосизм - урбанизация - 40% - многонациональная страна - 56 наций и народностей, китайцы - 91% - самые посещаемые места - Шанхай, Ухань, Пекин, Харбин, Тяньцзин 4) Промышленность - 5 мин. С древних времен Китай удивлял европейцев не только своей национальной самобытностью, но и достижениями в разных сферах жизни. Сейчас Китай является бесспорным мировым лидером по выплавке стали (более 500 млн. т / год), производству цемента (500 млн. т. / год), лидер по производству свинца, алюминия, цинка, минеральных удобрений, текстиля. Все страны мира завалены дешевыми китайскими товарами. Китай выпускает автобусы, автомобили, суда, трактора, самолеты, станки, лекарства, продукты питания. В 90-х годах китайцы «переболели» компьютерной лихорадкой и начали активно собирать компьютеры, а в районе Хайдиан, создали собственную «силиконовую долину». Задание 4. - Вспомните, какие преобразования в экономике страны произошли в 1949 - 57 гг.? - Почему в следующие 20 лет в хозяйстве нарастали кризисные явления? - Чем отличается переход к рыночным преобразованиям в экономике Китая от других постсоциалистических стран? - Благодаря каким реформам страна превратилась из аграрной в индустриально-аграрную страну? - Пользуясь таблицей компьютерной презентации «Доля стран различных типов по уровню экономического развития в мировом хозяйстве в конце ХХ века, начале XXI века» определите долю Китая в мировом ВВП и производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции. Почему КНР, входя в первую десятку стран мира по величине национального дохода, производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, отстает от развитых стран по этим показателям на душу населения? - С помощью карт атласа и текста учебника определите основные отрасли специализации Китая. Объясните факторы размещения их предприятий. - Картографический практикум: нанести на контурную карту основные промышленные центры страны, обозначить отрасли промышленности, которые в них развиваются Вывод. (экономисты) Итак, в Китае создана мощная многоотраслевая промышленность. Наряду с традиционными (текстильная, угольная, металлургическая) возникли и новые отрасли (нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, космическая, авиационная, электронная). 5) Сельское хозяйство - 3 мин. Задание 5. Выберите вариант работы: - Прочитайте текст учебника и составьте тезисы к тексту - С помощью карт атласа и текста учебника определите специализацию растениеводства и животноводства Китая. Укажите районы их размещения. Вывод: (агрономы) - По разнообразию сельскохозяйственной продукции Китай занимает I место в мире. - Основное направление сельского хозяйства - зерновое (500 млн. т. зерна / год - мировой рекорд!) - Основная продовольственная культура - рис (180 млн. т. / год - I место в мире) - Разводят свиней, мелкий и крупный рогатый скот. - I место в мире по поголовью свиней и домашней птицы. 6) Транспорт - 3 мин. Задание 6. Используя атлас и текст учебника охарактеризуйте развитие современной транспортной инфраструктуры. - Какое значение для развития экономики имеет водный транспорт. 7) Внешнеэкономические связи - 5 мин. Задание 7. Подумайте с какими странами Китай поддерживает торгово-экономические связи. - Как изменилась структура экспорта и импорта страны за время реформ? Технология «Пресс-конференция» (коммуникативные и информативные компетенции). - Мини-конференция «Россия и Китай - проблемы и перспективы во взаимоотношениях». Рассмотреть вопросы на конференции: 1. Какие виды экономических отношений могут быть взаимовыгодными для России и Китая в будущем? Почему? 2. Какие транспортные средства и пути сообщения целесообразно использовать при таком сотрудничестве. IV. Обобщение и систематизация - 3 мин. 1. Сформулируйте пятью предложениями факты, которые вас больше всего поразили при изучении Китая? 2. Ответить на проблемный вопрос: Так можно отнести Китай, учитывая его успехи к развитым странам? V. Оценка деятельности учащихся - 3 мин. (Социальная, аутопсихологическая, психологическая компетенции) Дети демонстрируют созданые творческие работы, получая оценки. VI. Итоги урока и домашнее задание - 2 мин. 1) Итак, Китай – индустриально-аграрная социалистическая страна, ведущими отраслями хозяйства являются угольная, металлургическая, текстильная, машиностроительная, химическая и пищевая промышленность. Основной отраслью сельского хозяйства является растениеводство, специализирующееся на выращивании зерновых культур. В Китае продолжается экономическая реформа, благодаря которой сосуществуют различные формы собственности. По абсолютным показателям хозяйственной деятельности Китай занимает одно из первых мест в мире, однако с учетом количества населения ВВП на душу населения еще остается относительно низким. Открытие экономики внешнему миру привлекло Китай в мировое хозяйство и активизировало его экономические связи. Китай является одним из крупнейших торговых партнеров России. 2) Дифференцированное домашнее задание (вопросы по выбору) 1. Проработать текст учебника и дать письменно ответы на вопросы. 2. Составить описание туристического маршрута «Исторические памятники Китая» 3. Провести социогеографический практикум: определить, какие предметы и вещи, что вас окружают в повседневной жизни, сделаны в Китае. Оценить их качество. Подумайте, можно было бы заменить их товарами российского производства. Приложения к уроку. Это интересно: Китайская письменность базируется на иероглифах, большинство из которых остаются неизменными на протяжении 2 тыс. лет. Общее их количество неизвестно. Для чтения газет достаточно знать 3 тыс. знаков. В словаре среднего объема их насчитывается 8 тыс., а большой словарь XVII в .. содержит 47 тыс. иероглифов. Показателем перенаселенности страны является количество сельскохозяйственных ресурсов на душу населения. На каждого китайца приходится пахотных земель в 4 раза, а лесов - в 8 раз меньше, чем на 1 человека на Земле в целом. Экономический потенциал Китая в конце 90-х годов .. вырос еще больше. Весь период 80-90-х годов КНР доминировал в мире по темпам развития (+10%), в эти же годы происходил «механический» прирост его могущества: в 1997 г. частью страны стал Гонконг, который занимал 9-е место в мире по стоимости экспорта, а в 1999 г. - Аомынь. Нельзя не учитывать «большой экономики» Китая, то есть значительных капиталовложений в страны Юго-Восточной Азии, где сильна китайская диаспора. Начиная с 1990 г., быстро развивается черная металлургия Китая, потому промышленность и строительство требуют значительного количества металла. Китай вышел на 1-е место в мире по производству стали, оставаясь при этом значительным ее импортером. Считается, что если такие высокие темпы развития черной металлургии сохранятся, то к 2020 г. Китай будет вполне удовлетворять свои потребности в черных металлах. Список литературы 1. Географическая картина мира. В 2-х книгах. Максаковский В.П. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, Кн.1 - 2008, 495с.; Кн.2 - 2009, 480с. 2. Стадник А.Г., Довгань Г.Д. География зарубежных стран. Тетрадь для практических работ. 10 класс. - К.: Грамота с. 65. 3. Экономическая и социальная география зарубежных стран. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. М.: Академия, 2008 - 464 с. 4. Яценко Б.П. Економічна і соціальна географія зарубіжних країн: Підруч. для 10 кл. — К.: Либідь, 2001. — 366 | |
Просмотров: 2101 | Загрузок: 236 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||