Пятница, 24.11.2017, 06:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » География

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
[ · Скачать удаленно (1.53 Mb) ] 21.01.2012, 07:50
Методическая разработка урока «Отраслевая и
территориальная структура мирового хозяйства»
Экономическая и социальная география мира, 10 класс

учителя географии высшей категории
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 29»
города Норильска Красноярского края
Хумаровой Ирины Васильевны

Тема урока: Урок - обобщения и систематизации знаний по теме «Отраслевая и
территориальная структура мирового хозяйства»
Цели:
Сформировать образовательные компетенции по типам мирового хозяйства;
раскрыть воздействие НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства;
способствовать формированию и закреплению полученных знаний на
уроке;
развивать ценностно-смысловую компетенцию, развивая критическое и
аналитическое мышление, формируя способность видеть и понимать окружающий
мир, ориентироваться в нем.
формировать общекультурную компетенцию через осознание роли науки
географии в жизни человека, ее влияние на мир, воспитывая у обучающихся
целостное восприятие картины мира.
Задачи:
Научить учащихся:
- способам определения структуру мирового хозяйства в различных
странах;
- умениям определять принадлежность страны к соответствующей модели мирового
хозяйства;
- формулировать четкие ответы на основные понятия;
- умениям использоваться статистический материал и работе с картами;
- отработать практические навыки при работе с контурными картами;
- уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость применения
полученных знаний.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Учебно-наглядный комплекс: электронная презентация оформленная средствами Мicrosoft Power Point и Microsoft Word, интерактивная доска, раздаточный материал, тестовые задания, контурные карты, атласы.
Формируемые умения: работать с большим объемом информации, наблюдать, анализировать, сравнивать страны мира по экономическому развитию.
Предполагаемый результат: учащиеся должны определять отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства; уметь определять основные модели мирового хозяйства в странах мира, ориентироваться на политической карте мира.

Ход урока
1. Организационный момент
Слайд 1
Вступительное слово учителя
Ребята! Мы изучили тему Мировое хозяйство и сегодня у нас урок коррекции, обобщения и систематизации знаний, по теме: «Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства». Данный урок позволит нам систематизировать, расширить и закрепить полученные знания. Для этого большую помощь нам окажет подготовленная электронная презентация и раздаточный материал.
Вопросы к учащимся
1. Как вы понимаете понятие мировое хозяйство?
2.Так что же включает в экономической и социальной географии мировое хозяйство?
Слайд 2.
Учитель
Сегодня на уроке мы воспользуемся следующим планом:
План урока
1. От доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу: три типа структуры.
2. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства: прогрессивные сдвиги.
3. Основные модели мирового хозяйства: возможны варианты.
4. Территориальная структура мирового хозяйства: различия между странами.
5. Региональная политика: сглаживание диспропорций.
Слайд 3,4
Вопросы к учащимся
1. Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии. Определите и назовите какие?
2. Как вы можете охарактеризовать доиндустриальную стуктуру мирового хозяйства?
Слайд 5
Учитель
Да, ребята, например, в таких странах как: Сомали, Танзания, Афганистан, Камбоджа, Непал, Лаос - доля сельского хозяйства составляет 50% в экономике хозяйства., а в ряде стран тропической Африки -80-90%
Практическое задание
1.Приведите примеры стран, принадлежащих доиндустриальной структуре мирового хозяйства? Отметьте на контурной карте примеры таких стран (по три примера).
Слайд 6
Учитель
Из курса истории мы с вами знаем, что после промышленных переворотов второй половины 18 и первой половины 19 века в странах Европы и США сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности.
Вопрос к учащимся
Как вы понимаете данный тип структуры мирового хозяйства?
Слайд 7.
Практическое задание
1.Приведите примеры стран, принадлежащих индустриальной структуре мирового хозяйства? Отметьте на контурной карте примеры таких стран (по три примера).
Слайд 8,9
Во второй половине 20 века под влиянием НТР началось формирование новой структуры, которая получила название постиндустриальной (или информационной) структуры
Вопрос к учащимся
Как вы представляете постиндустриальную структуру хозяйства?
Слайд 10
Практическое задание.
В раздаточном материале, задание № 1
Распределите примеры стран по группам:
Япония, Сомали, Бразилия, Украина , Великобритания, Непал Франция, Чили, Саудовская Аравия, Болгария, Камерун, Эфиопия ,Кувейт, Мексика, Швейцария, Афганистан

Доиндустриальная страна Индустриальная страна Постиндустриальная страна

По окончанию выполнения задания, проверяем, выставляем оценки по образцу
Слайд 11
Учитель
НТР вызвала большие сдвиги в структуре материального производства.
По классификации ООН современная промышленность включает более 300 отраслей и подотраслей. С другой стороны, для эпохи НТР характерно объединение различных отраслей и образование межотраслевых комплексов:
Вопрос к учащимся
Приведите примеры межотраслевых комплексов, которые вы изучали в 9 классе по географии (учащиеся приводят примеры, ТЭК, МСК, АПК, Комплекс конструкционных материалов)
Слайд 12
Вопрос к учащимся
В 9 классе мы с вами также говорили, что в экономике присуще разделение на производственную и непроизводственную сферу, исходя из схемы данного слайда, определите, какие отрасли можно отнести к каждой из этих групп? Назовите их
Слайд 13
Снижение добывающей промышленности до 1/10 объема объясняется:
А) уменьшением энерго- и материалоемкости производства;
Б) заменой натурального сырья синтетическим.
НТР внесла изменения в «разделение труда» между отдельными видами транспорта
Вопросы к учащимся
1) Вспомните из курса географии 9 класса какие вы знаете виды транспорта?
2) В чем достоинства и недостатки каждого из распространенных видов транспорта?
3) Что такое грузооборот, пассажирооборот?
4) Какой вид транспорта сыграл, по вашему мнению, решающую роль в формировании мирового хозяйства?
Слайд 14
Учитель
Несмотря на относительное единство мирового хозяйства, отдельные части которого между собой связаны международным географическим разделением труда, определенные различия между этими частями не могут не существовать. Как тут не вспомнить один из афоризмов Козьмы Пруткова: « Во всех частях земного шара имеются свои, даже очень любопытные, другие части». Пропорции между этими частями, определяющими своего рода, пространственные модели мирового хозяйства могут быть двучленными, трехчленными и десятичленными.
Слайд 15
Вопрос к учащимся
Наиболее распространенная модель мирового хозяйства – двучленная, какая она, охарактеризуйте ее?
Слайд 16
Вопрос к учащимся
Следующая модель мирового хозяйства – трехчленная, назовите ее отличительные особенности.
Слайд 17
Вопрос к учащимся
Десятичленная модель мирового хозяйства с выделением скольких главных центров? Дайте характеристику данной модели.
Слайд 18,19
Практическое задание
Раздаточный материал – задание 2,3
Определите принадлежность перечисленных стран к соответствующей группе мирового хозяйства
По окончанию выполнения работы проверяем и выставляем количество баллов
Слайд 20
Учитель
ТСХ определяет различия между двумя группами стран (экономически развитыми и развивающимися)
Географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности определяет крупные городские агломерации, природные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали. Этот рисунок может быть:
1 моноцентрическим (одноцентровым)
2 полицентрическим (многоцентровым)
3 смешанным
Слайд 21
Вопрос к учащимся
Какая система сложилась в экономически развитых странах?
Слайд 22
Вопрос к учащимся
В развивающихся странах географический рисунок расселения и хозяйства другой?
Слайд 23
Учитель Рефлексия
В начале урока мы с вами определили, что же включает в экономической и социальной географии мировое хозяйство? Учащиеся подводят итог, определяя
1) Общую географию мирового хозяйства, затрагивающую общие вопросы его развития мы повторили сейчас.
2) Отраслевую географию мирового хозяйства (например – географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д) мы только начали рассматривать и познакомились с отраслями промышленности.

Для закрепления и проверки усвоения данного материала, предлагаю тестовые задания, составленные с учетом материалов ЕГЭ.
4 Раздаточный материал – тестовые задания по вариантам

5. Подведение итогов урока
1. Проверка индивидуальной работы, самоконтроль учащихся, выставление оценок
2. Оценивание устных ответов учащихся
3 Проверка работы выполненной на контурных картах

6. Домашнее задание
Учащиеся, набравшие количество баллов:
18-20 домашнего задания нет
14-17 пункт 3,4
До 10 баллов повторить весь материал данного параграфа

В середине урока, обязательно проводится физ. пауза
Категория: География | Добавил: irina1502
Просмотров: 3467 | Загрузок: 579 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Ирина Васильевна!
Ваша работа не скачивается и не может быть проверена на соответствие требованиям Конкурса.
Пожалуйста, загрузите её в соответствии с инструкцией http://www.moi-universitet.ru/file.php/id/f5596/name/3.Inctrukciya.zip
С уважением, технический эксперт направления Серебряков Сергей Николаевич

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]