Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » География |
Общая характеристика Западно -Сибирского экономического района
[ · Скачать удаленно (9.19) ] | 22.01.2012, 16:26 |
УРОК: «Общая характеристика Западно - Сибирского экономического района» или просто «Западная Сибирь» Ход урока: I. Организационный момент. - Здравствуйте! Хочется, чтобы сейчас мы показали все свои знания, умения и способности. - Я уверена, у нас всё получится. Желаю нам удачи! Ну что, поехали? II. Изучение нового материала. - У нас не урок истории, но хочется его начать с исторического факта. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на экран. (ВИДЕО слайд 2) - О завоевании какой территории идее речь в этом фрагменте? Сибири. - И тема сегодняшнего урока: «Общая характеристика Западно - Сибирского экономического района» или просто «Западная Сибирь». (Слайд 3). - Ребята, а вы знакомы с экономическими районами нашего государства. Какие уже изучили? Поволжье, Урал, Центральная Россия. - Как вы думаете, что вы узнаете на уроке? Особенности ЭГП Западной Сибири, природные условиями и ресурсы, отрасли специализации и проблемы Западной Сибири. - Задачи урока вы назвали самостоятельно. Определение особенностей ЭГП Западно - Сибирского экономического района; формирование знаний о природных условиях и ресурсах района; изучение отраслей специализации и перспектив развития экономического района. (Слайд 4). - Таким образом, наша цель: представление экономической модели Западной Сибири и определение ее инвестиционной привлекательности. (Слайд 5) - Чтобы достичь целей и решить поставленные задачи нам можно поработать в лабораториях Института «ЗЕМЛИ». Сотрудников этого Института волнуют разные вопросы: размещение населения, промышленности, сельского хозяйства, вопросы экологии и др. - Итак, представьте, мы с вами в институте «Земли». Я - ваш руководитель, вы – младшие научные сотрудники. И тема вашей научной работы «Западная Сибирь». (Слайд 6) - Прежде чем попасть в институт, вы должны пройти тест- контроль имеющихся знаний и устранить пробелы, если таковые имеются. Тест-контроль - Какую территорию занимает Восточный регион? Большую или маленькую? Огромную. - Вспомните, какие экономические районы входят в его состав, назовите их и покажите на карте России. Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. - Посмотрите на карту, таков состав Западно – Сибирского экономического района. (Слайд 7) - Теперь определите, в чём преимущество ЭГП Западно – Сибирского экономического района, перед Восточной Сибирью и Дальним Востоком? Преимущество ЭГП Западно - Сибирского экономического района от других районов Восточной зоны в ближайшем к европейской части России положении. Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся позволяет всем ученикам одновременно выполнять одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, вовлекая школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися. Выполнение самостоятельной работы на данном этапе предполагает: • самостоятельное определение цели и задач урока; • самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной задачи. 1. Лаборатория Открытий - Добро пожаловать в Лабораторию Открытий, где мы должны будем создать модель Западно – Сибирского экономического района. Это наша цель. (Слайд 8) - Что такое природно – территориальный комплекс (ПТК)? Природно-территориальный комплекс. ПТК – закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. - А кто из вас может сказать, что такое территориально – промышленный комплекс (ТПК)? - ТПК, территориально – промышленный комплекс - закономерное сочетание взаимосвязанных предприятий, различных отраслей хозяйства, представленных на определённой территории, и связанных между собой системой производственных, энергетических, транспортных и других связей, которое может дать большую экономию средств в масштабе государства. (Слайд 9) - Можно строить предприятия, развивать хозяйство, не опираясь на ПТК? Нет. - Почему? Докажите на конкретном примере. Ставрополь – крупный город, краевой центр с множеством учреждений и учебных заведений, где требуется большое количество бумаги. Почему в Ставрополе нет ни одного ЦБК? Нет сырья, воды, энергии - Найдите сырьё на территории Западной Сибири. Нефть, газ, уголь, руды. - Равномерно ли размещены полезные ископаемые? Нет. - Почему? Обоснуйте. На территории Западно – Сибирского экономического района формы рельефа разные, на севере - равнина, осадочные полезные ископаемые, на юге – горы - магматические. - Вы выделили 2 разные территории. Можно предположить наличие здесь 2 разных ТПК? Да. - Как эти ТПК назовём? Северный и южный ТПК. (Слайд 10) - Уважаемые младшие научные сотрудники, вам предстоит поработать в камеральных условиях, и создать модель своих ТПК. Кто из вас знает, как это? В условиях кабинета, не выходя из него, сделаем открытия. Путём анализа карт, статистических данных, разных источников информации. - Одна группа работает в северном ТПК, вторая в южном. Предположите, какие отрасли промышленности могут получить развитее на территории ТПК. Предположите, как отрасли хозяйства могут размещаться. Для работы сначала используйте контурную карту - черновик, найдите его на столе. На заключительном этапе работы в этой лаборатории – показать размещение отраслей промышленности ваших ТПК условными обозначениями на настенной карте, используя «ярлычки отраслей промышленности». И не бойтесь ошибиться, не ошибается, только ленивый, т.к. он не думает. Приступайте! На этом этапе урока используется групповая форма работы учащихся - дискуссионный метод, вид активного социально-психологического обучения, основанный на общении участников в процессе решения ими учебных задач. Дискуссионный метод будет реализован в виде анализа конкретной ситуации. «Мозговой штурм» направлен на работу с картами школьного атласа. При этом на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы; • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы; • величина групп различна, состав группы непостоянный (он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы); • в ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу; • формируются навыки монологической речи при работе у настенной карты. - Слово группе работавшей в северном ТПК. Какие отрасли хозяйства могут получить развитие в северном ТПК? Перечислите, пожалуйста. Нефтедобыча, газодобыча, химическая. - Теперь покажите на настенной карте местоположение этих предприятий. (Учащиеся приклеивают на физическую карту Западной Сибири «ярлычки отраслей промышленности»). - Почему предприятия химической промышленности вы поместили на юге района, а не у мест добычи? Нефтепереработка осуществляется у потребителя, основная зона расселения на юге. - Обоснуйте положение предприятий деревообработки на реке Обь. Сплав брёвен по рекам. - Слово группе работавшей в южном ТПК. Какие отрасли хозяйства получили развитие в вашем ТПК? Перечислите, пожалуйста. Угледобыча, чёрная и цветная металлургия. - Обоснуйте развитие здесь машиностроения. Удачное сочетание руд металлов и угледобычи способствует развитию металлургии, а это сырьё для машиностроения. - Покажите на настенной карте местоположение предприятий получивших развитие в южном ТПК. (Учащиеся приклеивают на физическую карту Западной Сибири «ярлычки отраслей промышленности»). - Сравните с экономической картой Западной Сибири. У вас всё получилось правильно! Внимание на экран. (Слайд 11-17) - Какие открытия вы сделали в Лаборатории Открытий, в камеральных условиях? Выделили 2 ТПК и обосновали их специализацию. Определили важность района для развития экономики России. - Вы сделали это самостоятельно! 3. Лаборатория Практики - Мы проделали большую работу и теперь необходимо выполнить ответственное дело. В Лаборатории Практики нанесите на контурную карту ТПК Западно – Сибирского экономического района. (Слайд 18) Выполнение самостоятельной работы в контурной карте на данном этапе предполагает: • выбор способа действий, ведущего к решению задачи; • планирование самостоятельной работы по решению поставленной задачи; • реализация программы выполнения самостоятельной работы. Это первый уровень самостоятельной деятельности школьников - копирующие действия по заданному образцу, подразумевающие идентификацию объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. 4. Лаборатория Перспектив - Вы сегодня очень хорошо поработали. Но в Лаборатории Перспектив необходимо решить вопрос. Насколько инвестиционно привлекателен Западно - Сибирский экономический район? (Слайд 19). Докажите, что именно ваш ТПК инвестиционно привлекателен. Ваши мысли по этому поводу. Будущее за нефтегазохимией, район привлекателен для вложения средств в создание нефтехимических комплексов. Возможно создание совместных предприятий с зарубежными фирмами, т.к. нефть и газ будут востребованы и в ближайшем будущем, и сегодня. Уголь Кузбасса высококачественный и дешевый. Уже сегодня есть технологии получения жидкого топлива из угля. Учитель вручает БОНУСЫ «Перспектива» - Поднимите бонусы «Перспектив». У нас получилось …… «перспектив»! Сибирь даёт много, а может дать вот ещё сколько! Но ведь всё когда-то кончается. А чтобы Сибирь была полезна России, о ней надо заботиться. Какой вывод мы с вами должны сделать, подводя итог работы в этой лаборатории? Восстанавливать, заботиться об экологии. Сохранить! Это уже следующие уровни самостоятельной деятельности учащихся: • репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта; • продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам. 5. Лаборатория Криатива - Хочется, чтобы не было потребительского отношения к Сибири, чтобы сложился не только экономический образ Западной Сибири. Вас приглашает Лаборатория Криатива. (Слайд 20). Пожалуйста, вчитайтесь в слова, рассмотрите фотографии проспектов, и подберите из предложенного одинакового набора определений нужное, для некоторых уголков Западной Сибири вашего ТПК. К экономической карте Западной Сибири выходит один человек от команды. - Вам необходимо показать изюминку вашего ТПК. Кемерово - угольная столица. Карское море - ледяной мешок и т.д. и т.п. На этом этапе урока используется групповая форма работы. Это коллективная деятельность, основанная на взаимной проверке результатов работы. Содержание этой деятельности сводится к обучению учащихся переносить знания при решении задач в новых ситуациях, в условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления. - По своему экономическому потенциалу Западная Сибирь стоит на третьем месте после Центра и Урала. Поработав в Институте «ЗЕМЛИ», мы убедились, что это кладовая России. Да - Сибирь – матушка, кормилица. Но какая она ещё, что в ней есть интересного? (Обратить внимание на экономическую карту Западной Сибири) Есть культурные центры, исторические уголки, рекреационные места. - В последней лаборатории мы увидели огромный потенциал душевного богатства, вдохновляющего писателей, художников, поэтов. (Слайд 21) Сибирь На всех концах земной планеты Расскажут все твои приметы: Сильна - как в сказке богатырь, Ума и разума палата, Как золотой рудник, - богата, Привольна – как степная ширь. 6. Контроль - Сейчас нам предстоит попрощаться с Институтом Земли. Найдите лист контроля (тест), ответьте на предложенные вопросы, заполнив таблицу ответов буквами. Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности учащихся. Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями, и являются объективным показателем обученности. Ответ на тестовый вопрос может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа. - Вопросы были разными, но ответ из одинакового набора букв. - Что у вас получилось? Браво (Слайд 22) - Поднимите руку, у кого получилось слово «БРАВО». Вам браво. Остальные молодцы. - Урок подошёл к концу. Но не могу вас просто так отпустить. Ответьте ещё на один вопрос, кто открыл для России Сибирь в 1581 году? Ермак (Слайд 23) - А в апреле 20__ года вы её открыли для себя, но по - новому. Поэтому позвольте вручить вам документ, свидетельствующий о вашем вкладе в дело открытия Западной Сибири. (Свидетельства) - Спасибо за урок! (Слайд 24) Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку. | |
Просмотров: 2640 | Загрузок: 598 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||