Понедельник, 23.10.2017, 16:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Экология

Неблагоприятные факторы жилых помещений и здоровье человека
[ · Скачать удаленно (463.37 Kb) ] 21.01.2012, 19:49
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Родинская средняя общеобразовательная школа №1»

Научно-практическая конференция

Неблагоприятные факторы жилых помещений и здоровье человека

Учитель: Решетченко Анна Андреевна
Класс: 11

Технология: метод проекта

Алтайский край Родинский район с. Родино
2011. г.

Пояснительная записка
Современная экология - обширный междисциплинарный комплекс. Наряду с традиционной общей экологией, исследующей отношения организмов и условий среды на уровне особей популяций, биоценозов, этот комплекс включает и прикладную экологию (химическое и радиоактивное загрязнение) и социальную экологию (влияние отдельных химических веществ на здоровье человека, снижение иммунитета под влиянием загрязнения окружающей среды развитие аллергических, онкологических и других заболеваний). Столь широкий круг проблем экологии привел к тому, что в школах Российской Федерации нет специального предмета «Экология» и получил распространение так называемый интегрированный вариант экологического образования. При этом варианте практически все предметы составляют единое образовательное экологическое пространство.
Большая роль в экологическом образовании школьников отводится химии, так как в основе любых процессов, протекающих в организме и экосистеме, лежат химические реакции. На уроках химии наиболее целесообразно изучать вопросы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды, знакомиться с методами мониторинга загрязнения и способами снижения его пагубного влияния на живые организмы, включая человека.
Изучаемые в школьном курсе химии основы химических знаний должны быть тем средством, с помощью которого учащийся мог бы освоить заинтересовавшее его направление как теоретической, так и прикладной химии. Таким направлением я выбрала изучение влияния химических факторов жилых помещений на здоровье человека. Интерес к этой теме, безусловно, связан в первую очередь с тем, что она позволяет составить характеристику среды жизни конкретного дома (школьного помещения), а химия становится в ней незаменимым экскурсоводом, делающим невидимое и непонятное ясным и объяснимым.
Действительно, ближайшее окружение человека-дом, в котором он живет, - поистине хранилище химических препаратов. В нем также много различных материалов, в состав которых входит не только высокомолекулярные, но и низко молекулярные соединения. Вещества поступают в дом, например в виде топлива (пищевые продукты не рассматриваем ) продуктов горения, окисления и т.д. Для выпускника школы, если он в дальнейшем не предполагает изучать химию и при этом, не освоил даже упрощенного представления о «химической картине» жилого помещения, это далеко не безобидно.
Человек в принципе не знакомый с возможностью негативного воздействия на него химических соединений, поступающих в дом в виде хозяйственных и технических препаратов, а также выделяющихся из различных изделий или в ходе его хозяйственно - бытовой деятельности, перестает быть хозяином своего самочувствия и здоровья. Восприятие бытовых товаров на уровне рекламных информаций не соответствует масштабности и серьезности проблемы. Товары, приемлемые по химическому составу для окружающей среды вряд ли будут дешевле существующих. Переход на такую продукцию требует грамотного покупателя.
Таким образом, знакомство с экологическими характеристиками химических соединений – это небольшой, но необходимый компонент будущего и настоящего образования, который может способствовать изменений потребительских ориентиров общества.
Эти идеи легли в основу содержания проекта: «Неблагоприятные факторы жилых помещений и здоровье человека». В проекте доминирует иформационный метод ,призванный научить школьников добывать и анализировать информацию, который интегрируется в более крупный исследовательский проект и становиться его частью. Учащиеся изучали и использовали различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы и презентация-конференция.

Учащийся, участвующий в выполнении экологического проекта, имеет возможность реализовать свои способности. В данном случае уместно говорить о развивающем обучении, поскольку в процессе проектной деятельности ученик обязательно сталкивается с более сложными заданиями и выполняет их, пользуясь дополнительной информацией и незначительной помощью учителя .
Социальная направленность проектной деятельности учащихся отражается в их умении строить отношения в группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других, они должны научиться принимать решения. В проекте принимают участие и родители учащихся, которые таким образом активно подключаются к их школьной жизни, и посторонние люди «жители района, администрация и др.», мнение которых важно учитывать в процессе работы, т.е. учащееся находятся в реальном контакте с жизненными проблемами, понимают, что их деятельность важна для окружающих. Это повышает, с одной стороны их социальную активность, а с другой – осмысленность учения.

Цели проекта:
1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
2. Формирование критического мышления, навыков работы в команде.
3. Познакомить школьников с аналитическими методами определения тех параметров окружающей среды, которые прямо или косвенно влияют на здоровье человека.
4. Провести проф. ориентационную работу и содействовать формированию интереса к изучению химии, биологии, экологии.

Задачи проекта:
1. Создание условий для актуализации личностных возможностей человека.
2. Интеграция полученных в курсе химии знаний и обучение применению их в прикладных ситуациях.
3. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности.
4. Развитие коммуникативных и деловых качеств.

Наш учебный проект имеет отношение к следующим учебным темам:
• Мыла и синтетические моющие вещества
• Белки
• Углеводы
• Высокомолекулярные вещества
Выполнение проекта проводилась на уроках и за счет самостоятельной внеклассной работы учащихся.

Девиз конференции: Знать- значит победить!

Цели:
• Сформировать у учащихся позитивное восприятие приобретенного опыта проектной деятельности; повысить качество знаний и навыков в области здоровья и здорового образа жизни. Приобщить учащихся к методологии научного познания, самостоятельного поиска и работе с большим объемом информации.
• Развивать способности подростков, анализировать ситуации связанные с охраной здоровья человека и чистотой воздуха. Развивать умение видеть проблему и разрабатывать пути ее решения. Развивать доказательную речь, умение использовать химическую терминологию, проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент.
• Совершенствовать коммуникативные умения информационно-познавательной компетентности учащихся. Воспитывать социальную активность и гражданскую ответственность.

Оборудование:
1%-ный раствор солей (Pb(NO3)2, NiCl2, AgNO3, CuSo4, ZnCl2, FeCl2, FeCl3, Al2 (SO4)3 ), растворы крахмала, йода, амилазы, 37%-ный раствор формальдегида, пробирки, таблицы, рисунки, схемы, фотографии квартир в стиле, класс дизайн, цветы, прибор для демонстрации эксперимента о вреде курения, чашки Петри.

Ход занятия:
Учитель: Сегодня вы присутствуйте на конференции «Неблагоприятные факторы жилых помещений и здоровье человека». Человек пребывает в закрытых помещениях не менее 18-20 часов в сутки. Известно, что качество воздуха в квартире, в отдельном доме хуже, чем на улице, примерно в 4-6 раз. Каким опасностям мы подвергаем свое здоровье, находясь в экологически грязном помещении? Что возможно предпринять, чтобы уменьшить отрицательное воздействие различных факторов окружающей среды?
Цели конференции:
• Проанализировать различные ситуации, связанные с чистотой воздуха в помещениях и охраной здоровья человека.
• Рассмотреть приемы разумного ведения домашнего хозяйства.
• Разработать рекомендации по устранению или уменьшению вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов.

Проблемы, вынесенные для обсуждения.

1. Экология строительных материалов.
2. Пыль и ее отрицательное воздействие на человека.
3. Микробиология воздуха жилых помещений.
4. Загрязнение воздуха вредными газами и здоровье человека.
5. Шумовое и радиационное загрязнение жилого помещения.
6. Растения и их роль в жилых помещениях.

Изучением этих проблем занимались лаборатории по строительным материалам, по изучению микробиологического пылевого, шумового и радиационного загрязнения помещений, а также лаборатория по изучению влияния растений на воздух в домах.
На защиту каждой лаборатории отводится 10-12 мин. и 4 мин. на дискуссию.
Чтобы построить квартиру или школу, нужен строительный материал, поэтому предоставим право первым выступить сотрудникам лаборатории «Экология строительных материалов».

Лаборатория по строительным материалам.

УЧАСТНИКИ РОЛЬ НА ЗАЩИТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ
Присухин Андрей
Копытина Инна
сценарист, докладчик,
ассистент
дизайн-папка

Серков Сергей
Богомаз Ольга экспериментатор, оформитель, содокладчик
результаты исследований
сертификаты строительных материалов.

План работы
1. Классификация строительного материала по видам загрязнения
2. Наносимый вред здоровью выделяющимися веществами из строительного материала.
3. Актуальность проблемы для нашей местности.
• Встреча с архитектором района.
4. Исследование воздействия формальдегида и ионов металлов на активность амилазы. Белки как противоядие для ионов тяжелых металлов.
5. Возможные меры по устранению или уменьшению вредного воздействия химических факторов.
6. Подготовка к конференции

Строительный материал и выделяющиеся вредные вещества.

Наша работа заключалась в изучении видов строительных материалов и их роли в экологическом загрязнении воздуха.
Экологически загрязненные дома - это не фантазии учёных и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей.
Среди строительных материалов бывают очень опасные для здоровья, так за последние десятилетия в быт прочно вошли прессованные плиты на синтетических смолах и искусственные покрытия. Они выделяют множество активных органических соединений, вовсе не безвредных для здоровья человека. Даже широко распространенные линолеумные покрытия, врачи рекомендуют использовать там, где человек находится непродолжительное время.
Особенно неблагоприятны для комнатной среды, относительно дешёвые пластиковые стенки, древесно-волокнистые и древесностружечные прессованные плиты, небезобиден и оргалит. А ведь они полностью вытеснили дерево из наших домов. Связывающими веществами в этих материалах служат феноловые и карбамидо-меламиновые смолы, выделяющие продукты распада в окружающую среду, где мы живем и работаем. В тех случаях, когда изготовление стружечно-прессованных изделий идет с нарушением технологии, то фенольные испарения за самое короткое время могут привести к серьезным отравлениям. Конечно, для помещений нет ничего лучше, чем цельная древесина, хотя она стала нынче существенно дороже. В крайнем случае, если нет другого выхода, древесно-стружечные плиты нужно обязательно покрывать краской, лаком, другим стойким соединением препятствующем выделению в воздух вредных испарений.
На покрытие полов, подшивку потолков, создание межкомнатных перегородок, отделку стен, изготовление дверей и встроенной мебели используют деревопластики на основе формальдегидной смолы, которая выделяет в воздух общетоксичный яд – формальдегид.
Особенно неприятным для многих оказалось открытие, что стены из бетона и полимербетона радиоактивны. Содержащиеся в этих материалах пусть и в микроколичествах радий и торий постоянно распадаются с выделением радиоактивного газа радона. Его концентрация в жилых помещениях иногда может превышать ПДК в 1000 раз. Радон в основном выделяется из земной коры. Любая наземная постройка накапливает этот радиоактивный газ и не дает ему рассеиваться в атмосфере. Считается, что самая высокая концентрация радона скапливается в кирпичных и каменных домах, минимальная его концентрация в деревянных строениях. В домах радон выделяют стены, перекрытия, а также водопровод и бытовой газ.
Экологически не безвредны моющие обои с полимерной поверхностью.
Бетонные плиты таят в себе еще одну опасность, в новых домах они активно поглощают влагу из воздуха.
Ещё одна опасность исходит от современной отделки «под старину» - под дуб или орех, все это изготавливается путем склеивания, а значит, выделяет вредные испарения. Если таким путем изготовлена жесткая мебель, испарения со временем уменьшаются, примерно через три года. Мягкая мебель представляет более серьезную угрозу, т.к. в последнее время поролоновая или пенополиуретановая набивка полностью вытеснила старые материалы – конский волос, паклю, сухие водоросли. При механическом разрушении 1 г. синтетической набивки выделяется 50-60 мг вредных веществ, и чем старше такая мебель, тем она опаснее.
В ходе своей работы мы встретились с работником архитектуры Калашниковым Вячеславом Николаевичем, для того чтобы выяснить используются ли в нашем районе строительные материалы с нарушением нормы ПДК. Он нам пояснил, на все материалы, используемые в строительстве выдается сертификат (см. приложение), строительные соответствуют нормам ГОСТа.

Наносимый вред здоровью
В современном жилище полимерные материалы служат причиной специфического запаха, вызывающего усталость, головную боль, учащение приступов бронхиальной астмы. Холодные полы из полихлорвиниловых плиток способствуют простуде. Аллергии. Онкологические заболевания. Контакт формальдегида со слизистой оболочкой глаз приводит к ухудшению зрения, его вдыхание вызывает раздражение и поражение дыхательных путей.
Длительное воздействие формальдегида на организм становится причиной серьезных нарушений функций нервной системы. В основе этих явлений – взаимодействие формальдегида с белками.
Схема нуклеофильного присоединения Формальдегида.
Формальдегид – наиболее реакционно-способное карбонильное соединение, оно вступает в реакции нуклеофильного присоединения по схеме:


Н Н Y X
δ- δ+ δ-
C = O + X – Y C - O
δ+
H H

Молекулы белков содержат многочисленные функциональные группы (H – NH - , H – O -, H – S -), которые могут взаимодействовать с указанным веществом. Таким образом, формальдегид способен химически модифицировать белок и нарушать его пространственную структуру. Белок становится «мертвым».
Исследование воздействия формальдегида на активность амилазы.
Наша лаборатория провела исследование токсичности формальдегида.

Опыт №1: Изучение влияния формальдегида на активность ферментов.
Реактивы и оборудование: 37%-ный раствор формальдегида или формалин, который необходимо разбавить до 1-5%-ной концентрации, растворы крахмала, йода, амилазы; две пробирки.

П
Вывод: формальдегид разрушает структуру белка.
Рано или поздно каждому придется столкнуться с ремонтом или покраской. Некоторые краски, например, на основе латекса, испускают пары ртути, другие могут содержать свинец. Не стоит пользоваться горячей водой из-под крана для приготовления еды. Эта вода активнее, чем холодная, вымывает соли свинца и других металлов из труб, а, следовательно, содержит их в себе.
В связи с этим наша лаборатория исследовала на токсичность ионы металлов.

Опыт №2: «Исследование токсичности ионов металлов».
Оборудование: 0,5-1%-ные растворы солей, содержащие катионы металлов р- и d-элементов (мы использовали соли меди (CuSO4), цинка (ZnCl2), никеля (NiCl2), железа (FeCl2, FeCl3), алюминия (Al2(SO4)2), серебра (AgNO3), свинца (Pb(NO3)2), растворы крахмала, йода, амилазы; две пробирки.
Результат опыта, полученный после добавления в каждую пробирку йода, показывает, что в присутствие иона металла активность амилазы отсутствует (раствор синий), что и является подтверждением токсического действия ионов металлов на организм.
Вывод: опыт с солью алюминия объясняет, почему не рекомендуется держать кислые пищевые продукты в алюминиевой посуде. Свободные ионы металла переходят в продукты питания. В опыте с солями железа становится понятно, почему опасно пить «ржавую» воду. Свободные ионы железа тоже токсичны.

Меры по устранению или уменьшению вредного воздействия химических факторов.

Существенно снижает содержание радона в воздухе регулярное проветривание помещений. Не стоит загромождать вещами вентиляционные отдушины. Выделение из стен радона и летучих органических полимеров уменьшается благодаря штукатурке, плотным бумажным обоям. Можно время от времени устраивать сквозняки, рассеивая радон в помещении.
Сухость комнатного воздуха вызывает заболевание верхних дыхательных путей, ведет к ломкости волос и шелушению кожи. Решить проблему помогают увлажнители воздуха. Сосуды с водой можно просто повесить на батареях или поставить под них.
Мягкая мебель тоже таит в себе угрозу, поэтому мебель из натурального дерева следует сохранять в доме как можно дольше, реставрировать и обновлять её. А вот от мягкой мебели после десяти лет службы лучше избавиться.
Пользуясь холодной водой, необходимо сначала спустить ее немного из крана, чтобы избавиться от скопившихся солей металлов.
Рекомендуем ежедневно употреблять в пищу молоко ,как вещество способное противодействовать токсическому эффекту окружающей среды.

Учитель: Пожалуйста вопросы «сотрудникам» лаборатории.

Ведущий: Постоянным спутником в жилых помещениях и причиной многих заболеваний является пыль. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова дается определение пыли как: «мельчайших сухих частиц, носящихся в воздухе или скапливающихся на поверхности чего-нибудь».
Разговор о том, почему в наших квартирах есть пыль и в чем ее отрицательное воздействие на человека, поведут сотрудники лаборатории по исследованию пылевого загрязнения помещения.
.
Лаборатория исследования пылевого загрязнения помещений
УЧАСТНИКИ РОЛЬ НА ЗАЩИТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ
Прокопов Дмитрий сценарист,докладчик, дизайн-папка, рисунки, схемы, материальные объекты
Моргун Андрей оформитель,содоклачик
Чернусь Максим демонстратор,ассистент
Куцин Петр экспериментатор,содокладчик

ПЛАН РАБОТЫ

1. Источники пыли в жилых помещениях.
2. Воздействие пыли на организм человека.
3. Заболевания, возникающие под воздействием пылевого загрязнения. Встреча с работниками ЦРБ и санэпидемстанции.
4. Практическая работа: «Исследование запыленности разных участков в помещении»
5. Проведение мысленного эксперимента «исследование запыленности в кабинете химии»
6. Профилактика пылевого загрязнения (меры борьбы с пылью)
7. Подготовка и выступление на конференции

Источники пыли. Наверняка каждый из нас помнит, как заглянувший в полумрак комнаты тонкий солнечный луч высвечивал плавающие в воздухе золотистые пылинки, которые, однако, не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд.
Больше всего собирается пыль в коврах, мягкой обивке мебели, книгах. Сильно оседает пыль на электроприборах. Есть дома, где мебель похожа на капусту. Обивка дивана слишком хороша, чтобы на ней сидеть, значит нужен чехол. Чехол тоже жалко, значит, нужно покрывало. То в свою очередь тоже накрывают полиэтиленом от пыли, но его можно прожечь сигаретой, значит, требуется ещё одна «одежда». А ведь всё это не что иное, как дополнительные пылесборники.

Источники загрязнения среды в жилище.

Практическая работа № 8.
Воздействие пыли на организм человека: В результате исследования домашней пыли установлено, что значительная её часть состоит из частичек кожных покровов человека и животных, ворса различных тканей. Кроме того, в её составе обнаружены паразитические беспозвоночные, болезнетворные грибки и бактерии, поражающие дыхательные пути и вызывающие различные формы аллергии. По данным санитарных служб Родинского района, в некоторых помещениях в 1 грамме пыли обнаружено более тысячи микроскопических клещей. Любая домашняя пыль- комплексный набор аллергенов, главным из которых является микроскопический клещ. Но вы ошибаетесь, решив, что вызывает аллергию сами клещи. Не они опасны как таковые, а продукты их жизнедеятельности и погибшие особи, в первую очередь из- за содержащегося в них каротина. Клещи- крошечные членистоногие, невидимые не вооруженным глазом, около 0,3мм. В домашней пыли обитают два вида клещей, способных вызывать аллергию, называемых «дерматофагонтес». Эти клещи питаются в основном чешуйками отшелушенного рогового слоя кожи человека, который составляет значительную часть домашней пыли. Поэтому наибольшее количество клещей там, где человек спит, а значит – в подушках, в матрацах, в одеялах. Однако только роговых чешуек этим клещам не достаточно. Они находятся в симбиозе с плесневыми грибами, живущими в матрацах. Один грамм пыли из матраца может содержать от 2000 до 15000 клещей. Тело спящего человека способны прогревать постель до 20-300 и дополнительно создавать влажность- идеальные условия для жизнедеятельности клещей, а также плесени.
Частицы пыли способны собирать и удерживать на своей поверхности летучие токсичные и радиоактивные вещества, различными путями попадающие в воздух жилых помещений. Пыль, например, является основным источником попадания в организм человека самого сильного из известных ядов – диоксида. Оседая на продуктах питания, попадая в дыхательные пути, ядовитая пыль оказывает чрезвычайно неблагоприятное влияние на наше здоровье.

Опыт №1
Определение относительной запыленности воздуха.
Цель: проанализировать запыленность разных участков квартиры, школы, освоить методику определения запыленности, научиться делать ловушки для пыли, работать с микроскопом и лупой.
Оборудование: ловушки с липкой поверхностью, лупа, микроскоп.
Ход работы: изготовление ловушек

Рис. 1
Мы взяли картонку. В центре у неё мы вырезали окружность диаметром 4 см. и заклеили липкой лентой с одной стороны, так что пылинки легко приставали к липкой ленте (рис. 1). Положив ловушку липкой стороной в определённое место на 15 мин., мы устанавливали, сколько пыли летает в воздухе в данное время в данной комнате. Затем наша группа считала пылинки под микроскопом и лупой (рис. 2).

В результате замеров количества пылинок в разных помещениях, мы получили таблицу 1 и таблицу 2.

ТАБЛИЦА 1. «Результаты относительной запыленности отдельных участков школьного помещения»

МЕСТО ОПЫТА

НОМЕР И
ВРЕМЯ ОПЫТА КЛАССНЫЙ
КАБИНЕТ
КОЛИЧЕСТВО ПЫЛИНОК
НА 1 СМ КВ. СТОЛОВАЯ

КОЛИЧЕСТВО ПЫЛИНОК
НА 1 СМ КВ. КОРИДОР

КОЛИЧЕСТВО ПЫЛИНОК
НА 1 СМ КВ.
ОПЫТ 1

9.10 - 9.15 7 0 15
ОПЫТ 2

10.55 - 11.10 14 28 25
ОПЫТ 3

13.30 - 13.45 26 10 35

ТАБЛИЦА 2. «Результаты относительной запыленности в квартире»

МЕСТО ОПЫТА

НОМЕР И
ВРЕМЯ ОПЫТА СПАЛЬНЯ

КОЛИЧЕСТВО ПЫЛИНОК
НА 1 СМ КВ. КУХНЯ

КОЛИЧЕСТВО ПЫЛИНОК
НА 1 СМ КВ. КОРИДОР

КОЛИЧЕСТВО ПЫЛИНОК
НА 1 СМ КВ.
ОПЫТ 1

7.15 - 7.30 15 3 9
ОПЫТ 2

14.00 - 14.15 2 10 10
ОПЫТ 3

20.00 - 20.15 10 11 12

Вывод: как видно из таблицы 2, в домашних условиях особо много пыли утром в спальне. Это естественно, ведь мы заправляем кровати. Люди встряхивают подушки, одеяла, перины и другие составляющие постели. Со временем, в течение дня, пыль оседает.

Профилактика пылевого загрязнения (меры борьбы с пылью). Чтобы уменьшить контакт с пылью, следует соблюдать следующие правила.
• Хорошо проветривать и просушивать постель.
• Чаще менять постельное бельё.
• Источником пыли являются книги, поэтому их нужно регулярно чистить пылесосом и держать на застеклённых полках и в шкафах.
• Чаще проветривать комнаты.
• Регулярно проводить влажную уборку.
• Не следует злоупотреблять ковриками. Конечно, у ковров, паласов своё предназначение: заглушать шум и впитывать пыль, которая, так или иначе, появляется в жилищах. Ковры нужно регулярно чистить пылесосом или выбивать на улице палкой, хорошо очищать от пыли с помощью снега.
• Источником опасного запыления является старый поролон в креслах и диванах. Поролон необходимо заменять каждые 5-7 лет.
• Стараться избавиться от безделушек, которые собирают пыль.
• По возможности установить в квартире прибор для увлажнения и очищения воздуха.
Это самые основные правила, помогающие уменьшить концентрацию пыли в воздухе. Применяя их постоянно, вы можете добиться хороших результатов.
Следует обратить внимание на тот факт, что далеко не каждая модель пылесоса способна эффективно удалять составляющие пыли. Для этого пылесос должен быть достаточно мощным и не иметь нежелательных побочных эффектов в виде выделений от перегретых пластмасс и факела мелкодисперсной пыли через несовершенные фильтры. В последнее время появились модели пылесосов, способные безукоризненно удалять грязь из наших квартир.
Учитель: Помимо пыли воздух жилых помещений загрязнен микроорганизмами. Отчего зависит присутствие микроорганизмов? Как уменьшить микробиологическое загрязнение воздуха? На эти вопросы нам ответят сотрудники лаборатории микробиологического исследования воздуха.
Лаборатория микробиологического исследования воздуха.
УЧАСТНИКИ РОЛЬ НА ЗАЩИТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ

Томилина Татьяна сценарист,докладчик, дизайн-папка, рисунки, плакаты схемы, материальные объекты
Тимаревская Натлья оформитель,содоклачик
Оверченко Дина демонстратор,ассистент
Семисильная Елена экспериментатор,содокладчик

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Микробиология воздуха помещения.
2. Актуальность проблемы для нашей школы.
• Посещение СЭС
• Исследование микрофлоры воздуха в разных участках помещения.
3. Меры борьбы с микроорганизмами.
4. Оформление результатов к конференции.

1. 1. Микрофлора воздуха закрытых помещений
Воздух закрытых помещений и атмосферный значительно различаются по количественному и качественному составу микрофлоры. Содержание бактерий в воздухе помещений тесно связано со следующими факторами: санитарно-гигиеническим состоянием помещений, количеством и активностью людей, уровнем вентиляции, сезонностью, временем года, и прочее. Изменение этих величин существенно влияет на общую бактериальную обсемененность воздуха (содержание микроорганизмов в 1 см3 воздуха). Попадая в воздух из воды с частичками почвы, от выделений живности, человека при кашле, разговоре с частичками слизи, содержащими питательные вещества, микроорганизмы могут выживать в воздухе длительное время. В результате, как атмосферный воздух, так и воздух закрытых помещений изобилуют микроорганизмами. Наиболее часто выделяются стафилококки и стрептококки. Кроме представителей носоглоточной микрофлоры, в воздухе помещений иногда можно обнаружить микробактерии туберкулеза, вирусы.
Одним из наиболее распространенных микроорганизмов в воздухе закрытых помещений являются стафилококки. Их высокая резистентность обуславливает их длительное сохранение в помещении и периодическое поступление в воздух.
При исследовании пыли закрытых помещений на наличие дрожжеподобных грибов рода Candida было установлено, что в 1 г комнатной пыли их содержание может достигать до 1000 клеток летом и 3000 зимой, в дорожной пыли летом количество дрожжеподобных грибов составляет 1000. Дрожжевая флора человека и мест его обитания представлена непигментированными видами. В закрытых помещениях колебание в содержании спор плесневых грибов в воздухе значительно менее выражены. Имеющиеся сезонные колебания в содержании спор плесневых грибов в воздухе значительно менее выражены. Имеющиеся сезонные колебания содержания спор в воздухе помещений также тесно связаны с естественной циркуляцией жизнеспособных спор в природе. Особенно четко эта взаимосвязь выражена в теплый период года, когда воздухообмен между помещениями и атмосферой максимален. Воздух помещений, имеющих плохую санитарно-техническую характеристику, может содержать до 15000 – 60000 микробов в 1 м3, с хорошей санитарно-технической характеристикой – 5000 – 6000 микробов в 1м3.
До настоящего времени о санитарном состоянии воздуха закрытых помещений судят по общей бактериальной обсемененности и суммарному количеству α и β-гемолитических стрептококков. Использование в качестве санитарно-показательных микроорганизмов других видов бактерий в настоящее время научно не обоснованно и, по-видимому, является нецелесообразным.
Как говорилось выше, воздух многих закрытых помещений (клубов, аудиторий, кино, школ, казарм) и открытых мест (парки, стадионы, дворы жилых домов) вследствие скопления в них людей может служить переносчиком инфекционных заболеваний.
Через воздух передаются гнойные кокки (стафилококки, стрептококки, пневмококки, менингококки), возбудители туберкулеза, дифтерии, сибирской язвы, чумы, разнообразные вирусы (гриппа, кори, эпидемического паротита, энцефалита) и другие. Аэрогенные инфекции представляют большую опасность – они распространяются чрезвычайно быстро, поражая большие контингенты людей на обширных территориях, отсюда понятен тот интерес, который проявляют гигиенические науки к исследованию атмосферного воздуха и воздухозакрытых помещений [4, 6].
В

Посев проводили в кабинете после занятий. Повторность опыта двукратная.
Первая работа выполнялась в декабре 2008 года, вторая – в начале сентября 2009 года. Взятия проб проводились в дневное время. Были взяты чашки Петри в количестве пяти штук, объемом 10 мл, наполненные мясо-пептонным агаром. Чашки были помещены в стерильный металлический бикс для лабораторной посуды, заранее пронумерованные маркером. Эти чашки были доставлены мною в школу для проведения исследования. Во время переноски в биксе питательная среда находилась в положении сверху. Для исследования мною были взяты следующие точки:
1. столовая школы (I этаж);
2.спортивный зал (II этаж);
3.школьный коридор (II этаж);
4.кабинет химии(I этаж);
5.кабинет биологии (I этаж).

1.Помещение столовой: Чашка Петри со средой была помещена на обеденный стол. Экспозиция составила 5 минут, причем малая чашка была полностью открыта, большая – перевернута. Забор воздуха осуществлялся методом седиментации. Следующий забор воздуха проводился, согласно списку, приведенному выше, в спортивном зале. Чашка Петри была поставлена на подоконник. Третий забор воздуха был проведен в школьном коридоре на втором этаже, чашка была поставлена на подоконник. Четвертый и пятый забор воздуха был проведен в кабинете химии и биологии. Чашка Петри находилась на парте ученика. Экспозиция во всех помещениях была одинаковая и составляла 5 минут. В общей сложности постановка этого опыта заняла 1 час. Затем все пять проб воздуха были принесены мною в стерильном металлическом биксе со списком в микробиологическую лабораторию центра Госсанэпиднадзора Родинского района, где были поставлены в термостат на семь суток при температуре 370С. Через 7 суток с помощью специалиста был проведен подсчет выросших колоний.
..
В наших исследованиях делался только количественный анализ микрофлоры воздуха, т. е. определялось общее микробное количество в 1 м3 воздуха по по Омилянскому

Гистограмма 1

Вывод: Высокая загрязненность школьного коридора и спортивного зала, по сравнению с другими помещениями объясняется большей интенсивностью движения людей, из-за чего усилена циркуляция пыли - главного переносчика микроорганизмов. В кабинете химии колоний образовалось немного, так как он часто проветривается, и между сменами ведётся влажная уборка. В школе не практикуется смена обуви, что является основной причиной микробной загрязненности. Исходя из того, что микроорганизмы обильно размножаются в теплой и влажной средах, на остатках пищевых продуктов, на частицах пыли в затемненных местах помещений, мы можем сказать, что высокая «микробность», выявленная в данных участках помещения, является закономерной. Но уровень микробной загрязненности, исходя из нормативов, не превышен.

Меры борьбы с микроорганизмами
1. Нельзя допускать скопление всевозможных отходов в местах, где живут
2. люди.
3. Ежедневная влажная уборка в закрытых помещениях.
4. 4)Соблюдение хорошей вентиляции в помещениях.
5. Наличие бактерицидных ламп (2 раза в день по 15 мин.)
6. Осуществление своевременной побелки и покраски стен.

Учитель: Нельзя не отметить вред, наносимый окружающим продуктами курения. Какие вредные вещества выделяются в воздух вместе с дымом сигареты? На этот вопрос ответят сотрудники лаборатории по исследованию загрязнения воздуха вредными газами.

Лаборатория исследования загрязнения воздуха вредными газами.

УЧАСТНИКИ РОЛЬ НА ЗАЩИТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ
Пасьмашная Ксения сценарист, докладчик, ассистент дизайн-папка, рисунки, плакаты, таблицы, схемы, материальные объекты
Авдеева Зоя оформитель, содокладчик
Попова Татьяна демонстратор, оформитель
Купченко Анна
экспериментатор, содокладчик

ПЛАН:

1. Вещества, загрязняющие воздух помещений и их источники.
2. Загрязнение воздуха продуктами курения
• Социологический опрос ( анкетирование)
• Встреча с наркологом и фтизиатром ЦРБ
«Состав табачного дыма и его воздействие на здоровье»

3. Эксперимент «Исследование вредных веществ, выделяющихся при сгорании сигареты»

5. Советы и рекомендации о мерах по уменьшению количества вредных газов в воздухе.
6. Подготовка и выступление на конференции.

В загрязнении атмосферы есть и наша собственная, пусть не произвольная, но вина. Мы устроены так, что наружный слой кожи примерно раз в двадцать дней меняется. Частицы кожи попадают в атмосферу и плавают в воздухе во взвешенном состоянии, пока не осядут на пол, на стол, на книжную полку.… И эта загрязненность в наших квартирах составляет около 0,4%. Окружающий воздух загрязняется также от продуктов курения и из других источников.

Вещества загрязняющие воздух, их источники и наносимый вред

Социологический опрос.
.
Решение проблемы о загрязнении воздуха помещений продуктами курения мы начали с проведения анкеты среди учащихся 7-11 классов РСОШ № 1. При составлении последней мы преследовали следующие цели:
• Выявление отношения учащихся нашей школы к курению
• Влияние курения на успеваемость и здоровье.
А
В 7-11 классах обучается 235 учащихся.
Из числа опрошенных табачную продукцию употребляет 14.45% учащихся. С увеличением возраста процент курящих растет: в 7-м классе – 7%, в 8-м классе – 11%, в 9-м классе – 15.6%, в 10-м классе – 18.8%, в 11-м классе – 20%. Среди причин, побудивших учащихся к курению, можно выделить: влияние друзей – 16%, любопытство – 22.30%, стресс – 15.45%. Желание привлечь внимание 13.25%, это модно 19%, стремление подражать взрослым 14%.

З
Учитель: Но опасности, таящиеся в квартирах и др. жилых помещениях, хотелось бы уменьшить
Растения в наших домах создают необходимый психоэмоциональный комфорт, о чем нам и расскажет фитодизайнер

УЧАСТНИКИ РОЛЬ НА ЗАЩИТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ
Бадека Мария
сценарист, докладчик дизайн-папка, рисунки, плакаты, материальные объекты
Шивилева Юлия
Кривошеева Дарья содокладчик, экспериментатор
Дмитриенко Анастасия
Коровниченко Алексанр демонстратор, оформитель, ассистент

ПЛАН:

1. Сведения о комнатных растениях
2. Полезные свойства растений
3. Через метод количественного учета микроорганизмов, выявить фитонцидно-активные комнатные растения.

4. Как с помощью растений сделать кабинет более привлекательной
5. Проведение мысленного эксперимента «сравнить содержание углерода в кабинете химии и биологии».
6. Предложения и рекомендации по фито дизайну.
7. Подготовить отчет к конференции.

Сведения о комнатных растениях.

Конечно же, воздух, которым мы дышим в нашей квартире, далеко не чистый. В нем находятся вредные для жизни человека бактерии. Для оздоровления воздушной среды применяют комнатные растения, многие из которых обладают высокой фитоцидной активностью: это различные виды бегонии, герани…
Явление фитонцидности было открыто в 1929 году Б.П.Токиным. Фитонциды разных видов растений различны по своему составу и действию. У одних растений они обладают бактерицидными свойствами (могут убивать бактерии), у других оказывают бактериостатическое действие (не убивают, а только задерживают рост и размножение микроорганизмов), у третьих – могут даже стимулировать, то есть ускорять рост и размножение бактерий.
Методы исследования фитонцидной активности комнатных растений
Исследования проводились в кабинете биологии.
В качестве объектов исследования использовались комнатные растения: хлорофитум хохлатый (Сhlorophutum comosum), бегония королевская (Begonia rex Putz), Пеперомия туполистая (Peperomiaobtusifolia (L.) Dietr.) Пеларгония (Герань) душистейшая (PelargoniumodoratissimumAlt Диффенбахия пятнистая (Diffenbachia maculata (Lodd.) G. Don.) Саисевьера трехполосая (SansevieriatrifasciataPrain Каланхоэ перистое (KalanchoepinnataPcrs которые достаточно часто встречаются в школьных интерьерах
Посев проводили в кабинете после занятий.

Материалы и методы исследований
В работе применялся следующий метод – «Определение влияния летучих выделений (фитонцидов) комнатных растений на содержание микроорганизмов в воздухе».
Материалы и оборудование: чашки Петри с МПА (мясо-пептонный агар);листья комнатных растений ( алое древовидное, диффенбахия,герань душистая, традесканция, , бегония, пеперомия, хлорофитум, , сансивьера, ); ножницы; ступки с пестиками; маркер.
В наших исследованиях делался только количественный анализ микрофлоры воздуха, т. е. определялось общее микробное количество в 1 м3 воздуха.
При этом использовался седиментационный метод Коха. Стерильные чашки Петри заливали МПА (мясо-пептонный агар), расплавленным до температуры 45. Чашки заливали агаром непосредственно перед посевом [2].
После застывания чашки Петри с питательной средой выдержали в течение 5 минут в помещении с большим количеством микроорганизмов (фойе 2 этажа). Далее в ступке растирали 1 грамм листьев исследуемых растений. Приготовленную кашицу переносили в большую крышку чашки Петри, распределив по дну равномерно. Затем поместили на чашку с кашицей перевернутую чашку с агаром и посевом микроорганизмов из загрязненного воздуха., выдерживали 40 минут. Закрыли каждую чашку с агаром своей крышкой и поместили все чашки в теплое место (при температуре +250С). Через две недели подсчитали число выросших в чашках колоний микроорганизмов.
Анализ результатов исследования микрофлоры воздуха
Подсчитывалось количество микроорганизмов в 1м3 классных комнат , согласно формуле Омилянского (таблица 1),
Расчет числа микробов в 1 м3 воздуха (по Омилянскому) Таблица 1
Диаметр чашки, в см Площадь чашки, в см2 Множитель расчета числа
микробов в 1м3 воздуха
8 50 100
9 63 80
10 78 60
11 95 50
12 113 45

исходя из того, что диаметр использованных чашек Петри = 9 см.
Фитонцидная активность комнатных растений
Таблица
Характеристика
опыта Число выросших колоний
(шт.КОЕ/м3) Число микроорганизмов выросших в
1м3 Фитонцидная активность (А), %

Воздух фойе 2 этажа (контроль) 135 10800
Под влиянием фитонцидов:
Алое древовидное 85 6800 37
Бегония 67 5360 50
Герань душистая 56 4480 59
Диффенбахия 51 4080 62
Каланхое 93 7440 31
Пеперомия туполистная 37 2960 72
Сансивьера 63 5040 53
Традесканция 49 3920 68
Хлорофитум 53 4240 61
Фитонцидная активность (А) — это процент снижения числа колоний микроорганизмов под воздействием летучих выделений растений по сравнению с контрольным уровнем.
Для оценки фитонцидной активности растений рассчитывается относительное снижение числа микроорганизмов в опыте по сравнению с опытом (А):
А = (К – О)/ К * 100%, (1),
где К – число микроорганизмов в контроле; О – в опыте.
Изучение воздействия фитонцидов на различном расстоянии от растений.
В результате проведенного данного исследования оказалось, что в зависимости удаления от комнатных растений в классе количество микроорганизмов на чашках Петри возрастает. Средние данные подсчетов числа колоний приведены в таблице
Количество КОЕ/ м3 м микроорганизмов в зависимости от удаления от исследуемого комнатного растения
Таблица 6.

Вид растения Число КОЕ/ м3 в контроле Расстояние, м
0,1 1 3
Хлорофитум
71КОЕ/ м3 53 КОЕ/ м3 57 КОЕ/ м3 69 КОЕ/ м3
Герань 57КОЕ/ м3 65 КОЕ/ м3 71 КОЕ/ м3
Бегония 68 КОЕ/ м3 71 КОЕ/ м3 71 КОЕ/ м3

Вывод: В условиях контроля на чашках Петри выросло значительно больше микроорганизмов – 71 колоний.
По мере удаления от растений число колоний микроорганизмов в воздухе класса возрастает. Фитонциды – биологически активные вещества, основным свойством которых является подавление жизнедеятельности или даже гибель многих болезнетворных микроорганизмов. Они являются природными антибиотиками, которые человек научился использовать в практических целях.
Проведенное мною исследование по изучению влияния действия фитонцидов некоторых комнатных растений на микроорганизмы подтвердили эти сведения. Мы убедились в том, что комнатные растения действительно сокращают число микроорганизмов в кабинете.
По результатам последнего исследования наибольшей фитонцидной активностью обладает хлорофитум
Хлорофитум(Chlorophutum,comosum) многолетнее растение с узкими двухцветными листьями и многочисленными свисающими отростками смело можно сравнить с кондиционером.
Хлорофитум выделяет фитонциды, которые губительно действуют на вредную флору жилища и с жадностью поглощает многие вредные газы, особенно «неравнодушен» он к окислам азота, тяжелых металлов. Причем, чем воздух для нас с вами хуже, тем для него лучше: в сильно загрязненной воздушной среде он растет гораздо быстрее и дает большее число отростков. 4-5 растений на площади 10 м способны очистить воздух от различных примесей на 70-80%.

Полезные свойства некоторых растений.
Розмарин лекарственный помогает при лечении хронического бронхита, эмфиземы легких, катара верхних дыхательных путей, бронхиальной астмы.
Душица, змееголовник, лаванда, мелиса, монсарда обладают успокаивающим действием.
Можжевельник в восемь раз уменьшает колонии стрептококков в воздухе, мирт обыкновенный снижает количество болезнетворных микроорганизмов вдвое.
Фитонциды мяты перечной оказывают сосудорасширяющее действие. Это растение помогает сосредоточиться, поэтому специалисты советуют поставить цветочный горшочек с мятой на рабочий стол.
Герань избавляет от бессонницы, неврозов и некоторых других заболеваний нервной системы герань так же, как и диффенбахия, является домашним пылесосом. У диффенбахии – широкие листья, а у герани – они с маленькими щетинками, хорошо собирающими пыль.
Но самое главное: чем больше в комнате растений, тем чище атмосфера, больше в ней кислорода и меньше микроорганизмов. И не важно, стоят ли они на подоконниках, висят на стенах или в специальных подставках, стойках.
На кухне к месту будет всем известный хлорофитум.
Кроме него хорошенько потрудится, очищая воздух, могут монстера, плющ, аспарагус, молочай, алоэ, спатифиллум.
Если в вашей квартире душно, а зимой еще и сухо, вырастите сансевьеру. Это настоящая фабрика по производству кислорода. Увлажнить воздух помогут растения с крупными листьями, аспарагус, монстера, фикус Бенджолина.



Учитель:Что необходимо предпринять, чтобы уменьшить вред уже говорилось во вступлениях. А сейчас я предлагаю создать инициативную группу, которая составит рекомендации конференции (от каждой лаборатории по одному представителю). Жюри подводит итоги листу оценки.

ЛИСТ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ГРУПП
Команда №1 Команда №2 Команда №3 Команда №4 Команда №5 Команда №6
Актуальность избранной проблемы
1. Аргументированность проблемы
2. Значимость данной темы для участников проекта
3. Созвучность проблемы интересам социума
Сбор и анализ информации
1. Изучение нормативной базы
2. Анализ СМИ
3. Использование материалов социологических исследований
4. Широта экспертных оценок
Программа действий команды
1. Юридическая правомерность действий и предложений
2. Экономическое обоснование, реалистичность
3. Завершенность, полнота
Практические шаги по реализации проекта
1. Социальная переписка
2. Личное участие школьников
3. Разноуровневость взаимодействия с властными структурами
4. Практические результаты
Презентация
1. Компетентность, свободное владение материалом
2. Глубина и четкость ответов на вопросы
3. Эмоциональность выступления
4. Использование материалов стенда
Оценка папки с документами
1. Отражение основных этапов работы
2. Логика материалов
3. Эстетическое оформление
Оценка стенда
1. Соответствие материалов стенда разделам проекта
2. Широта спектра материалов
3. Красочность, наглядность
ИТОГ:
Учитель: А мы с вами в это время разгадаем ребус.
Ответ: «Мы стали богатыми в познании, но бедными в мудрости».

Учитель: Как вы понимаете зашифрованное в ребусе высказывание К.П. Юнга применительно к теме нашей конференции.
Да мы разобрались с причинами возникновения экологической проблемы в жилых помещениях и наметили возможные пути ее решения, но нет опыта жизненного. И я надеюсь, что полученные знания при разработке данного проекта, помогут вам в будущем сохранить здоровье в современной экологической обстановке.

Литература для учителя.

-Алексеев С.В. «Практикум по экологии» Учебное пособие. М. АО. МДС. 1996г.
-Козлова Т.А. , Мягкова А.Н. , Сотен Н.И.
«Экология России» Дидактические материалы. М. АО. МДС. Юнисам. 1995г.
-А.А.Королёв «Медицинская экология» Москва. 2003г.
-Д.Д. Кондротьев «Общая гигиена» Медицина. 1972г.
-В.М.Гарин «Экология для технических вузов» Феникс. 2003г.
-К.А. Мудрецова - Висс «Микробиология» Москва. 1985г.
-Д.П.Дубов «Экология жилища и здоровье человека» Уфа. Слово 1995г.
-Журнал «Химия в школе»,2000,№2,3,8.
-Газета «Биология» (ИД. Первое Сентября), Газета «Химия» (Изд. Первое Сентября)
1995г.,№48.

Литература для учащихся.

-Алексеев С.В. Груздева Н.В.
-Муравьёв А.С. Практикум по экологии
-Учебное пособие . М. А.О.МДС,.1996г.
-Л.Ю. Грушина «Гигиена и экология человека» Феникс 2003г.
-З.И. Хата «Здоровье человека в современной экологической обстановке» Москва 2001г.
- Журнал «Крестьянка» 1997г. №4
-К.А. Мудрецова-Висс «Микробиология» Москва 1985г.
-К.И. Цитович «Аналитическая химия» учебное пособие. Москва «Колос» 1982г.
-Журнал «Крестьянка» №2,3,8. 1997г.
Категория: Экология | Добавил: anna
Просмотров: 2186 | Загрузок: 283 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2  
Данный онлайн-проект spravocnikpolekarstvam.ru по сущности своей по праву является целиком безвозмездным фармакологическим или фармацевтическим справочником он-лайн. Для удобства и скорости пользования вебсайтом в верхнем правом уголке, над меню под заглавием "Общая часть", присутствует модуль поиска: в это место можно вбить название лекарственного препарата и в итогах поиска будут показаны соответствия, разысканные во всех разделах веб-сайта. Медицинских справочников фармацевтических средств сейчас огромное множество, но несмотря на такое множество информационных систем, их не станет никоим образом меньше. Точно, сориентироваться в потоке все новых и новых фармацевтических средств становятся все сложнее и затруднительнее. И фармакологическая гонка все значительнее напоминает гонку вооружений или борьбу за завоевание космоса. Сейчас и обыкновенному клиенту нужно соображать в тонкостях и нюансах выпуска фармацевтических средств, или хотя бы суметь сориентироваться.
Общероссийский рынок лекарственных средств претерпел важные изменения в течение последних 5-10 лет. Серьёзно стали меньше размеры выпуска лекарственных препаратов на соответствующих предприятиях на территории Российской Федерации; субстанции лекарственных средств на сегодняшний день синтезирует только 21 предприятие, которые сейчас выпускают антибиотики и витамины, и только девять - синтетические вещества.


http://www.spravocnikpolekarstvam.ru - медицинская энциклопедия лекарств

1  
Уважаемая Анна Андреевна!
Ваша работа не допущена к участию в Конкурсе.
Вы можете разместить ДРУГУЮ работу, оформив её в соответствии с требованиями документов Конкурса
http://www.moi-universitet.ru/file.ph....MO2.doc
http://www.moi-universitet.ru/file.ph....ocs.zip
http://www.moi-universitet.ru/file.php/id/f5596/name/3.Inctrukciya.zip
С уважением, технический эксперт направления Серебряков Сергей Николаевич

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]