Пятница, 09.12.2016, 01:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Экология

Человек как биосоциальный вид
[ Скачать с сервера (98.9Kb) ] 08.02.2013, 13:25
СОДЕРЖАНИЕ
стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………...


2
Цели занятия
Вид занятия
Тип урока
Методы обучения
Методы проведения……………………………………………………………..

4

Средства обучения
Раздаточный материал
Литература (основная и дополнительная)………………………………………

5

СТРУКТУРА УРОКА
ХОД УРОКА
1. Организационная часть
2. Целеполагание и мотивация
3. Актуализация опорных знаний…………………………………………...

6
4. Изучение нового материала
5. Закрепление знаний
6. Обобщение и систематизация
7. Самоконтроль
8. Заключительная часть урока (подведение итогов)
9. Сообщение домашнего задания………………………………………….


7
Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Устойчивый интерес педагогической общественности к инновациям наблюдался всегда, но в последние годы можно констатировать его резкое возрастание. Этот пристальный интерес обусловлен, прежде всего, насущными потребностями учебной практики: создание сети учебных заведений нового типа, открытие специализированных классов и групп, глубокая дифференциация обучения – требуют новых подходов к организации учебного процесса, в смещении акцентов, в формулировке целей обучения и воспитания, переосмысления всего учебно-воспитательного процесса путем создания новых педагогических концепций с целью достижения более высокой эффективности обучения на основе новейших научно-теоретических знаний.
Одной из педагогических инноваций, активно используемых педагогами, является технология коллективного способа обучения. В 80-90 годы ХХ века опубликовано значительное количество работ В.К. Дьяченко, его учеников и последователей, в которых убедительно доказаны эффективность и перспективность технологии коллективного способа обучения (КСО).
В своих работах В.К. Дьяченко не раз отмечал, что учителя часто путают групповые и коллективные учебные занятия. И это не случайно, так как и при групповых занятиях, и при коллективных работают не два, а больше обучающихся. Разница состоит в том, что при групповых занятиях учитель или ученик-консультант учит сразу несколько человек, а при коллективной форме работают пары по очереди друг с другом, причем, пары имеют не постоянный, а переменный состав. Получается, что все учат каждого, и каждый учит всех. Важно, что работа в паре не может быть неэффективной, потому, что если слушатель единственный, то он не может не слушать партнера, поскольку последний не только обучает, но и контролирует результат работы обучаемого, затем учащиеся меняются ролями.
Для моделирования уроков в режиме КСО важно помнить о том, что эта технология гибкая и может трансформироваться в зависимости от цели и содержания занятия, но стержневое положение технологии – работа в парах сменного состава – должно быть представлено обязательно.
Первое занятие по теме «Человек в экосистеме Земли» – «Человек как биосоциальный вид», построено с использованием технологии коллективного способа обучения.
Согласно рабочей программе и календарно-тематическому планированию по дисциплине «Экология», эта тема начинает второй раздел «Социальная экология», который изучается после раздела «Общая экология» студентами первого курса ТТЭК. Порядковый номер занятия по календарно-тематическому плану – 17. На тему «Человек в экосистеме Земли» отводится 4 часа аудиторного времени.
Основной дидактической целью занятия является создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.
При проведении занятия используются различные методы изучения, разнообразные виды и способы опроса (до изучения нового материала с целью актуализации опорных знаний, во время и после изучения темы).
Занятие по теме «Человек как биосоциальный вид» оформлено в виде методической разработки с подробным описанием каждого его этапа; приводится список основной и дополнительной литературы для преподавателей и студентов.
В приложении приводится раздаточный материал, вопросы для актуализации опорных знаний учащихся и варианты тестовых заданий по текущему контролю знаний.

Данная методическая разработка может быть использована начинающими преподавателями при изучении темы «Человек как биосоциальный вид», а также преподавателями с опытом работы, которые в своей профессиональной деятельности хотят использовать нетрадиционные методы обучения (технологию КСО) при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Тема: ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ВИД:
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУДИЙ И ЭНЕРГИИ

Дидактическая цель:
создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.

Цели по содержанию:
Образовательные
1. Дать представление о главном отличии человека от других видов, которое заключается в том, что он подчиняется и законам биологическим, и законам социальным.
2. Обозначить особенности взаимоотношений человека с природой.
3. Обратить внимание на постепенное развитие масштабности пищевых и информационных связей, которые в настоящее время объединяют все популяции людей на земле в единую систему.
4. Показать учащимся, что использование орудий труда и источников энергии – главный путь преобразования человеком природной среды.

Развивающие
1. Продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника.
2. Формировать умения сотрудничества при работе в парах сменного состава.
3. Развивать умения анализа, сравнения, систематизации, обобщения информационного материала как ранее изученного, так и вновь приобретенного.

Воспитательные
1. Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения.
2. Воспитывать культуру общения: толерантность (терпимость) друг к другу, внимательное отношение к собеседнику.
3. Стимулировать развитие познавательного интереса.

Вид занятия
урок по технологии коллективного способа обучения (КСО)

Тип урока комбинированный (усвоение новых знаний, проверка знаний, закрепление умений)


Методы обучения информационно-развивающие (самостоятельная работа с книгой)

Методы проведения: словесный (информационно-репродуктивный);
наглядный (метод демонстраций);
практический (метод сотрудничества)

Средства обучения:
учебно-наглядные пособия
вербальные пособия
изобразительные пособия (рисунки);

учебная литература

Раздаточный материал вспомогательный материал по актуализации опорных знаний, карточки-задания для работы в парах, тесты

Используемые технологии информационно-развивающие (самостоятельное изучение литературы, изложение преподавателем учебной информации);
развивающие (коллективная мыслительная деятельность)

Межпредметные связи: физическая география, история, социология, экономика, экологические основы природопользования, дисциплины, связанные с будущей профессией (технологические)

Форма организации учебной деятельности пары сменного состава

Учебные места учебный класс

Литература (для преподавателя)
Основная
1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Экология: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1995.
2. Технология коллективного способа обучения. Методика преподавания. // Биология в школе. – 2003. - № 4. С.23-27.
3. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». – М.: Дрофа, 2001.
4. Чернова Н.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. заведений / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная
1. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
2. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Книга для учителя. М.: Школа-Пресс, 1996.

Литература (для студентов)
Основная
1. Чернова Н.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. заведений / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная
1. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.

СТРУКТУРА УРОКА

1. Организационная часть 1-2 мин.
2. Целеполагание и мотивация 5 мин.
3. Актуализация опорных знаний 7-10 мин.
4. Изучение нового материала 35-40 мин.
5. Закрепление знаний 5 мин.
6. Обобщение и систематизация 15 мин.
7. Самоконтроль 5 мин.
8. Заключительная часть урока (подведение итогов) 7 мин.
9. Сообщение домашнего здания 1 мин.
ХОД УРОКА
Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1.
Оргчасть Приветствует учащихся, предлагает занять свои места, проверить готовность рабочего места. Напоминает приемы работы в парах сменного состава. Приветствуют учителя. Рассаживаются, проверяют наличие дидактических карточек и инструкций для выполнения самостоятельной работы.

2.
Целеполагание
и мотивация Поясняет, что в результате урока учащиеся поймут главное отличие человека от других видов, которое заключается в том, что он подчиняется и законам биологическим, и законам социальным; познакомятся с постепенным развитием масштабности пищевых и информационных связей, которые в настоящее время объединяют все популяции людей на земле в единую систему; узнают, что использование орудий труда и источников энергии – главный путь преобразования человеком природной среды. Формулируют цели урока и записывают их в тетрадь. Вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа с учебником и совместная работа в паре дает возможность усвоить большой по объему учебный материал в короткое время. Отрабатывают приемы эффективного взаимодействия друг с другом.
3.
Актуализация
опорных
знаний Предлагает выполнить тестовое задание и проверить результаты своей работы (см. Приложение 1). Пишут в тетради номера верных утверждений, затем сверяют с эталоном на доске, корректируют записи, оценивают свои работы.

4.
Изучение
нового
материала Предлагает учащимся карточки для самостоятельной работы по вариантам (см. Приложение 2). Поясняет, что работу нужно выполнить по известному учащимся алгоритму (см. Приложение 3). Получают карточку своего варианта. Приступают к выполнению заданий своей карточки. Обсуждают ответы на вопросы с партнером по варианту в группе. Передают полученную информацию партнеру в паре. Задают вопросы своей карточки партнеру в паре. Проверяют правильность ответов. Меняются ролями.
5.
Закрепление
знаний Предлагает подготовиться к ответам на вопросы по изученному материалу (см. Приложение 4). Готовятся к ответам по вопросам для беседы (см. Приложение 4).
6.
Обобщение и систематизация Задает вопросы по закреплению знаний, и предлагает учащимся заполнить таблицы (Приложение 5). Отвечают на вопросы учителя, обобщают и систематизируют изученный материал, заносят информацию в таблицы

7.
Самоконтроль Проводит тестовый контроль
по усвоению нового материала и предлагает результаты работы с партнером по варианту (см. Приложение 6). Выполняют тест, проводят взаимопроверку с партнером по варианту, сверяясь с записями на доске.
8. Заключительная
часть урока (подведение итогов) Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на учебном занятии. Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели, записанные в тетради.
9.
Сообщение домашнего задания Предлагает прочитать текст учебника, (стр. 162-175), записи в тетради по теме урока. Записывают задание, задают уточняющие вопросы.
Категория: Экология | Добавил: Elena1
Просмотров: 1499 | Загрузок: 233 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Елена Васильевна!

К сожалению, ваша работа не прошла техническую экспертизу и НЕ ДОПУЩЕНА к участию в основной части Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе».
Представленный вами материал не соответствует требованиям, предъявляемым к конкурсным работам, в частности:

    при подготовке работы вы не учли требования к оформлению материалов;
    не воспользовались рекомендованными шаблонами.

Приглашаем вас принять участие в других мероприятиях "Моего университета", о которых вы можете узнать из рассылок "Моего университета".

Успехов!

Гаврилина Мария Владиславовна, технический эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]