Суббота, 10.12.2016, 09:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Биология

Взаимосвязи живых организмов в экосистеме пресного водоема
[ · Скачать удаленно () ] 14.03.2014, 19:41
Описание урока

1. Тип урока. Изучение нового материала в виде экскурсии на пресный водоем
2.Цели урока. Активизация познавательной деятельности учащихся через наблюдения природных объектов и явлений на экскурсии, а также через коллективные формы обучения (реализация информационно-исследовательского проекта) для позитивной самореализации личности учащихся.
Формирование предметных (дополнить представления о членистоногих пресного водоема и их взаимосвязях в круговороте веществ через цепи питания) и метапредметных умений и навыков (извлекать информацию из разных источников, наблюдать за природными объектами, отрабатывать логические операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация, определение причинно-следственных связей и взаимосвязей основных явлений и умений делать выводы).
Задачи:
Развивающие
• Развитие креативных способностей учащихся, умений проектировать свою познавательную деятельность.
• Развитие речевой деятельности и навыков сотрудничества.
Образовательные

• Знакомство с методикой сбора природного материала на пресном водоеме и методикой наблюдения, работать с лабораторным оборудованием
• Формирование стойкой мотивации к исследовательской проектной деятельности.
• Развитие навыков управления своей деятельностью.

Воспитательные
• Развитие экологической культуры, формировать научную картину мира
• Воспитание культуры межнационального общения и толерантных отношений.
• Совершенствование навыков адекватного восприятия различной информации и умения вести диалог.
• Краткое описание хода урока.
План проведения экскурсии
1. Инструктаж по технике безопасности при работе на водоеме.
2. Постановка проблемы и согласование цели урока-экскурсии сучащимися:
3. Презентация мини-проектов и обмен, наработанных продуктов между группами:
-особенности абиотических факторов пресного водоема (Группа №1),
-многообразие водных Членистоногих–обитателей пресного водоема
(Группа №2),,
-основные компоненты круговорота веществ водоема (Группа №3),
- цепи питания пресного водоема (Группа №4), .
4. Демонстрация учителем методов сбора материала и его подготовка для обработки, выдача заданий учащимся. Комментарии учителя к домашнему заданию при подготовке групповых отчетов.
5. Самостоятельная работа учащихся:
-определение абиотических условий на водоеме в данный момент (температура воздуха и воды, освещенность, направления ветра). Желательно проводить экскурсию в первой половине сентября. Сравнение с данными, полученными группой №1 ранее,
-сбор проб на пресном водоеме, определение живых организмов и наблюдение за ними по заданию учителя.
6. Комментарии учителя к домашнему заданию при подготовке групповых отчетов.
7. Оценочная деятельность и рефлексия.
2.Презентация мини-проектов и обмен, наработанных продуктов между группами.
Учащиеся группы №1 нашли исторический материал о микрорайоне. Как оказалось в1990 году микрорайон «Форель» был взят под охрану государства как памятник архитектуры XVIII- века. В 1761 году по проекту архитектора Растрелли был построен загородный дворец и разбиты верхний и нижний парки с каналами и прудом, принадлежавшие гофмаршалу двора Елизаветы Петровны- К.Е.Сиверсу. Затем кратко сообщают о размерах и форме водоема, его площади поверхности, температуре воды, ( т.е. об исследовании пруда за несколько дней до экскурсии), далее о перемещении слоев воды с глубины на поверхность пруда осенью и о том, что при этом органические вещества поднимаются к поверхности, а кислород, накопившийся при фотосинтезе летом, опускается вниз на глубину водоема ниже компенсационного уровня, так идет быстрое остывание верхних слоев.
Затем предлагается группе №2 очень коротко рассказать, какие могут встречаться членистоногие в пресных водоемах и раздать карточки, подготовленные ими заранее, в которых представлены три класса обитателей пресного водоема типа Членистоногих: ракообразные, паукообразные и насекомые; Приложение №1.
Далее учитель снова задает вопрос о том, как доказать, что все организмы взаимосвязаны? Выслушивает ответы учащихся и предлагает учащимся группы №3 представить производителей, потребителей и разрушителей пресного водоема как основных компонентов круговорота веществ. (Учащиеся кратко представляют растения пресного водоема – производителей органического вещества, потребителей и разрушителей органического вещества - бактерий, моллюсков, водяных осликов, выдают изображения, рисунки и фотографии, подготовленные к экскурсии в групповой работе). Приложение №2. Учитель обращает внимание на то, что круговорот веществ осуществляется благодаря цепям питания. Участники группы №4 кратко характеризуют отличия пастбищных и детритных цепей питания на примере обитателей пресного водоема. Схемы цепей (сетей) питания и задания, подготовленные группой №4, выдаются участникам экскурсии. ( См. приложение №3 «Цепи питания» с заданием).
3. Демонстрация учителем методов сбора материала и его подготовка для обработки, Учитель показывает, каким образом необходимо собрать пробы для исследования. Сачок при отлове следует вести, как бы, описывая им восьмерку. Желательно, чтобы обруч сачка был прочным, а на него нашита полоса плотной крепкой ткани – это позволит отлавливать и донные организмы. Для этого обручем проводят по дну, а перед тем, как вытащить сачок из воды, его, не переворачивая, полощут, вымывая мелкие частицы грунта. Затем содержимое сачка перекладывают в ведро или кювету (банку) и тщательно осматривают, перебирая пинцетом растения или донные отложения. Учитель просит определить учащихся, выловленных беспозвоночных по предложенной карточке или подсказывает сам классы или типы, смотря, что будет выловлено. Особо обращает внимание на то, что после наблюдения, необходимо выпустить объекты обратно в водоем.
4. Самостоятельная работа учащихся:
-определение абиотических условий на водоеме в данный момент (температура воздуха и воды, освещенность, направления ветра). Сравнение с данными, полученными группой №1 ранее,
-сбор проб на пресном водоеме, определение живых организмов и наблюдение за ними по заданию учителя. (Приложение)№4. Учитель помогает наблюдать за беспозвоночными, делать выводы исправляет ошибки при сборе материала, работе с лупой, помогает в определении беспозвоночных, следит за выполнением техники безопасности, экологической культурой учащихся.
5.Комментарии учителя к домашнему заданию при подготовке групповых отчетов. Отчет представляет собой, ответы на поставленные проблемы в ходе экскурсии, выполненные рисунки, схемы, подготовленные к экскурсии в каждой группе, ответы на вопросы в карточке №1, №2, №3, №4, №5.

6.Оценочная деятельность и рефлексия.

• Знания. Знать многообразие членистоногих пресного водоема, круговорот веществ, цепи питания
• Умения. Уметь работать с лабораторным оборудованием, сравнивать, классифицировать, анализировать, делать выводы, наблюдать за природными объектами, извлекать информацию из разных источников. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, контроль и оценка действий участников группы.
Категория: Биология | Добавил: vodnewalar
Просмотров: 560 | Загрузок: 156 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
Уважаемая  Лариса Ивановна! 
Организаторы конкурса рады сообщить Вам,что экспертная комиссия направления "Предметы естественного цикла" оценила вашу конкурсную работу в 48,9 баллов из 110 возможных. Мы благодарим Вас за  интересную разработку, которая займет достойное место в методической копилке  материалов факультета интерактивных технологий и будет рекомендована для  использования педагогическому сообществу учителей. 
Желаем Вам дальнейшего творческого роста и будем рады видеть Вас на мероприятиях, проводимых порталом "Мой  Университет"
 http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/competitions/#.U0k0E8GzWqI
Официальное экспертное заключение Вы можете заказать, оформив заявку по  
адресу  http://moi-universitet.ru/ru....cvl_uSo
С уважением, Здорик Елена Дмитриевна, 
руководитель направления "Предметы естественного цикла"

1  
Уважаемая Лариса Ивановна! 
 Ваша работа прошла техническую экспертизу и ДОПУЩЕНА к участию в конкурсе
педагогов «Технология активных методов обучения – технология для ФГОС». 

Тех.эксперт Ел. Вик. Шляпкина

2  
Спасибо! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]