Суббота, 03.12.2016, 14:36
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Биология

урок по биологии в 7 классе "Феномен жизни" (размножение и развитие птиц)
[ · Скачать удаленно (10,4 мб) ] 01.03.2015, 17:05
Урок по теме «Размножение и развитие птиц»
( перед началом урока + характеристика класса)
7 класс, УМК Пономарева И.Н.
Занятие построено на применении методических приемов технологии развития критического мышления. В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно значимого содержания. Это способствует повышению мотивации к изучению предмета, развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения. Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстрационный материал и задания для работы учащихся. Изложение нового материала, исследовательская практическая работа способствуют развитию умений применять знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общих учебных умений (структурирование информации, умение выделять главное, тренировка внимания и памяти, решение логических заданий).
Цель урока:
Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц.
Задачи урока
Образовательные:
• обеспечить усвоение учащимися особенностей размножения и развития птиц
Развивающие:
• Развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии
• развить умение делать выводы из изучаемых явлений
• находить решение поставленных задач.
Воспитательные:
• воспитание положительной мотивации учения,
• воспитание умения работать индивидуально и в группах
• воспитывать чувство любви к природе, понимание её хрупкости, необходимости защиты.

Оборудование : лабораторное оборудование (на каждую парту одно сырое, чашка Петри (блюдце) препаровальная игла , p-p.HCL, пробирка с газоотводной трубкой , известковая вода) , детская игрушка Ванька – встанька , технические средства (компьютер, проектор). Рабочие листы учащихся, стакан с водой.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, Повернитесь к ним, улыбнитесь! Добрый день уважаемые коллеги и члены жюри!

Ребята сегодняшний урок я хочу начать с обычного вопроса
«Вы любите яичницу?»
Я тоже люблю. А вы не задумывались над тем, что мы едим, яйцо-это что? Как оно образуется внутри организма курицы?
Хотели ли бы вы об этом узнать?

Но перед началом давайте поиграем в блеф – игру «Верите ли вы?». Я читаю предложение, а вы говорите «верю» или «не верю»
( по ходу игры – презентация)
а) Форма яйца использовалась при строительстве
(Здание Национального оперного театра в форме яйца в Пекине)

б) Птицы откладывают не все яйца сразу.
(Киви откладывает огромные белые яйца. В пропорциональном отношении, по сравнению с размерами птиц, они самые крупные в современном мире. Каждое яйцо весит более 400 г – почти четверть массы самки, а та может снести их сразу два.)

в) Самая крупная яйцеклетка у эпиорниса.
Эпиорнис - самая крупная птица за всю историю человечества. Эти бегающие гиганты высотой до 4,5 метров весили не меньше быка. Объем их яиц составлял 8 литров - как у футбольного мяча. Они были окончательно истреблены в 18 веке.)

г) Не все птицы пользуются крыльями для полета.
(Страусу они служат зонтиком, защищающим кладку от палящих лучей солнца)

А теперь посмотрите на слайды и ответьте, пожалуйста, что объединяет эти рисунки? (ответы)

Ребята проанализируйте все то, о чем мы сейчас говорили и предложите тему нашего сегодняшнего урока. У меня на слайде только имя урока.
(предложения учащихся)

Имя урока «Феномен жизни»


Тема «Размножение и развитие птиц» (слайд) и запись на доске и в рабочих листах учащихся.
Ребята!
• А вы знаете, что первым появилось: курица или яйцо?
• Что яйцо сравнивают с космическим кораблем?
• Как определить, свежее яйцо или нет, вареное оно или сырое?
• Почему нельзя мыть яйца на хранение?
• Что у нас в республике есть своя птицефабрика.

Сможете привести примеры? Трудно пока, да?

Не стыдно не знать – стыдно не хотеть знать, как говорили древние…

Давайте поставим на наш урок сегодня личностно - значимые цели.
О чем бы тебе больше всего хотелось узнать?
(ученики записывают в рабочий лист личностно-значимые цели)
Ребята в вашем учебнике тема «Размножение и развитие птиц»
изучается очень кратко – весь материал изложен на двух страницах. Конечно же, нет там ничего ни о нашей волжской птицефабрике. Ни о космическом корабле и тем более как определить свежесть яиц. Но разве вам не хочется об этом узнать? ... Давайте урок сегодня потратим на изучение этих интересных для вас вопросов, а обязательный минимум вы прочитаете в учебнике дома.

Изучение нового материала.

Итак, у меня первый вопрос
«Что появилось раньше – яйцо или курица?»
Для этого нужно вспомнить, у каких животных впервые появилось яйцо, имеющее дополнительную оболочку.
(У пресмыкающихся – яйцо)

В связи, с чем возникла дополнительная оболочка на яйце?
( Изменение среды обитания, необходимость защиты от высыхания )

А теперь настала очередь изучить строение яйца. Его часто сравнивают с космическим кораблем.
Давайте обсудим проблемы космонавта, находящегося в космическом корабле на околоземной орбите. После обсуждения заполняется сравнительная таб. 1 колонка, затем 2 (слайд
Проблема Решение
космонавт Эмбрион
Защита

Пища

Вода

Воздух для дыхания

Отходы:
А) углекислый газ
Б) продукты обмена веществ Надежная металлическая обшивка корабля
Запас пищи или доставка ее кораблем с Земли
Аппарат для выработки воды или ее запас
Аппарат для выработки кислорода или живые растения

А) утилизация
Б) контейнеры-мусоросборники Скорлупа яйца

Желток

Белок

Воздушная камера и поры скорлупы

А) поры
Б) подскорлуповая оболочка




А для того, чтобы заполнить 3 колонку мы проведем исследовательскую работу в парах
«Куриное яйцо — как модель космического корабля», (слайд)
и выясним, как же развивается зародыш в яйце и как он справляется со многими проблемами, которые у него возникают.

Инструкция к проведению работы у вас есть в рабочем листе. Вначале, мы вспомним правила Т.Б. (Один учащийся зачитывает вслух)
Требования безопасности во время лаб. работы:
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. Колющие, режущие части оборудования не направляйте к соседу по парте
3. Соблюдать порядок и дисциплину.
Учащиеся отвечают на вопросы, путем изучения особенностей строения куриного яйца.
1. Чему равен вес яйца в среднем? (Справка : самое маленькое яйцо-0,2г у колибри – шмеля, самое крупное у африканского страуса -1,6 кг. У вымерших в 15веке родственных страусам мадагаскарских эпиорнисов объём яйца достигал 8-10 литров) (слайды)
2. Какую форму имеет яйцо? (овальная). Какое это имеет значение? (Придаёт прочность, что немаловажно при насиживании)
Предложить учащимся с силой сжать в руке яйцо. Учащиеся убеждаются , что яйцо выдерживает сжимание.

Строение яйца птицы
Выполните лабораторную работу, подпишите части яйца
Цель: исследуя яйцо курицы получить информацию о строение яйца.
Желток -
Зародышевый диск -
Белок –
Воздушная камера –
Скорлупа -
Подскорлуповые оболочки -
Канатики(халазы) -

Лабораторная работа « Строение яйца птицы»
Действие Вопрос Ответ
Разбейте скорлупу и содержимое вылейте блюдца. Рассмотрите вид белка и желтка. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. 2. От какой части яйца они отходят? (белок, желток)
Определите значение белка (защита, вода,
пища, воздух, отходы)

Рассмотрим белок сырого и варенного яйца
-Чем они отличаются друг от друга ?
-Почему белок получил такое название?
Желтка/ вода
Рассмотрите желток и найдите зародышевый диск. 3. Где он расположен? (в белке, в желтке)
Зародышевый диск в яйце всегда находится на поверхности желтка. Почему?
В качестве подсказки демонстрируется детская игрушка Ванька – встанька .
(Игрушка утяжелена в нижней части ,т.к у неё смещен центр тяжести. В желтке также смещен центр тяжести ).
-Какое значение имеет нахождение зародышевого диска на поверхности желтка?
(Зародыш при насиживании получает больше тепла).

На обращенной кверху стороне желтка
Проведите по желтку острием препаровальной иглы. 4.. Что вы наблюдаете при этом? (сжимание, растекание, ничего не происходит). Определите значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) Растекание желтка/пища, вода
Рассмотрите яичную скорлупу при помощи лупы и найдите поры. 5. Как они расположены? (равномерно, сгруппированы в какой – то части скорлупы). Определите их значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) На тупой стороне яйца(сгруппированы в какой – то части)/воздух
Надломите пинцетом маленький кусочек скорлупы и потяните его в низ. Рассмотрите подскорлуповую оболочку. 6. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) Защита от микробов
В тупой части яйца под скорлупой найдите воздушную камеру. 7. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы)
воздух
Физкульт. минутка (музыкальная) на 20 мин. Урока (слайд)

Закрепление изученного материала. (Заполнение 3 колонки таблицы)

Птицефабрики нашей страны – это крупные промышленные предприятия, поставляющие народу яйца и птичье мясо.
(слайд)
Выбирая себе будущую специальность, подумайте , не стать ли вам птицеводом. Для этого внимательно познакомьтесь с условиями труда на птицефабрике, с деятельностью этого предприятия.

Рефлексия
Ребята! А зачем нам нужен был сегодняшний урок? Чему вы научились сегодня? Где вы можете применить свои знания

Задания

1. Предположите разные способы определения свежести яиц, определите, где свежее яйцо, где вареное, не разбивая их.
(Как сказать, насколько свежее яйцо, не разбивая его, может показаться не простой задачей, но на самом деле все просто. Помните место для воздуха с тупого конца ? Есть очень простой тест, по которому вы легко определите сколько там воздуха. Положите яйцо в стакан с холодной водой: если оно потонет и примет горизонтальное положение, оно очень свежее; если оно оказалось немного под наклоном, ему примерно неделя; а если яйцо плавает вертикально, оно не свежее.
Этот тест может не сработать только в том случае, если в яйце была трещина и попало больше воздуха.
На мой взгляд, все яйца должны быть использованы в течение 2х недель. 3 недели еще ничего, но больше их хранить не стоит.
В суете праздничных приготовлений случается, что вареные и сырые яйца лежат в холодильнике вместе. Хозяйки теряются в догадках, какое из них подвергалось тепловой обработке, а какое нет. Эта хитрая задача вполне разрешима.
Более популярный способ вычисления вареного яйца – раскручивание. Возьмите яйцо, вызывающее у вас сомнения, и положите его на ровную и твердую поверхность. Затем раскрутите его, придав вращательный импульс. Сырое яйцо не сможет полноценно раскручиваться вокруг своей оси, так как его будет тормозить жидкое содержимое. Вареное же, напротив, станет вращаться долго и практически равномерно. В зависимости от силы вращения можно также определить степень готовности яйца. Яйца в мешочек и всмятку крутятся гораздо медленнее, чем сваренные вкрутую. После того как вы определили вареные яйца, употребите их в пищу как можно скорее, поскольку такой продукт нельзя подвергать длительному хранению.)
2. Дайте ответ на вопрос, почему яйца перед закладкой на хранение нельзя мыть? (Смывается защитная оболочка, внутрь могут попасть болезнетворные бактерии, но непосредственно перед применением их надо вымыть)

Наш урок подходит к концу
Домашнее задание
1) Обязательная часть -& 47, составьте перечень вопросов для самопроверки.
2) творческое:
Написать благодарственное письмо птицам

Как вы думаете, почему я дала нашему сегодняшнему уроку такое имя «Феномен жизни»
Что такое феномен? (работа со словарем 1 учащийся)
Необычное явление.
И сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик, о том, как на свет появляется птенец (слайд)

Явление зарождения новой жизни это всегда как чудо, а все живое большое и маленькое, белое и пятнистое, бегающее и плавающее имеет право на существование и эту хрупкую жизнь надо беречь и охранять (слайды)

Урок закончен. Всем спасибо!
Категория: Биология | Добавил: nosoirina
Просмотров: 688 | Загрузок: 144 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Ирина Николаевна!
Ваша работа, к сожалению, не допущена к участию в конкурсе. Вами не выполнены требования к составу и оформлению пакета документов.
Надеемся на Ваше участие в других мероприятиях портала "Мой университет".
С уважением, Серебряков Сергей Николаевич, технический эксперт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]