Среда, 07.12.2016, 21:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Биология

Урок биологии в 5 классе по теме "Голосеменные"
[ · Скачать удаленно () ] 24.03.2014, 05:49
Описание урока
1. Тип урока. Урок открытия новых знаний.
2. Цель урока. Узнать об особенностях строения, жизнедеятельности и многообразия голосеменных растений, их роли в природе и хозяйственной деятельности человека.
3. Задачи урока.
Образовательные: изучить особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных растений, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
Развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; образное, логическое, натуралистическое мышление; навыки работать в команде.
Воспитательные: воспитывать материалистическое мировоззрение.
4. Краткое описание хода урока.
Структура урока разработана по алгоритму осуществления проблемного подхода в обучении (по Е.Л. Мельниковой) и включает в себя следующие этапы:
1Этап. Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного. Постановка проблемной задачи осуществляется путем приема «яркого пятна», через демонстрацию двух, на первый взгляд, взаимоисключающих друг друга видеороликов «Тайга» и «Венеция» (что и является побуждающим фактором к дальнейшему поиску неизвестного). После просмотра, ребята выясняют, что между ними общего. Путем побуждающего диалога учитель помогает учащимся сформулировать тему и задачи урока. На протяжении всего урока учащиеся работают в индивидуальных листах, которые остаются у них, как опорные конспекты.
2 этап. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построении гипотезы и ее проверки. Путем побуждающего диалога учащиеся выдвигают гипотезу «Венецианцы использовали древесину хвойных деревьев для строительства фундаментов своих домов по той причине, что она прочная. Так ли это». Так же, предлагают способы как это доказать и проверить (как правило, дети предлагают практический способ).
3 этап. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком. Путем приема аналогий (сравнения плода яблока и шишки хвойного растения) учитель помогает ребятам понять, в чем главная особенность голосеменных (семя не покрыто околоплодником). Вводиться первое научное понятие «шишка – видоизмененный семязачаток». Путем визуального и тактильного изучения хвои, предложенных живых объектов, учащиеся делают предположение: что такое «хвоя»? Вводиться второе научное понятие «хвоя – видоизмененный лист хвойных голосеменных растений». Затем учитель, вызывая детей на диалог и опираясь на их жизненный опыт, задает вопрос: «Какое дерево вы наряжаете на Новый год?». Ответ, как правило, однозначный: «Ёлку!». Затем учитель демонстрирует две фотографии сосны и ели. Просит указать, кто есть кто. Как правило, однозначного ответа нет. Дети путают эти деревья. Учитель предлагает практическим путем определить особенности строения сосны и ели. Итогом работы является понимание отличия сосны и ели по строению хвои, шишек, а также по образу жизни этих основных пород хвойных деревьев, а именно ель – теневыносливое растение, а сосна – светолюбивое – это третье научное понятие. Так же практическим путем учащиеся выясняют, что древесина хвойных деревьев более плотная, чем древесина лиственного дерева. Из этого дети делают вывод – чем плотнее древесина, тем она прочнее. Для более наглядной демонстрации итогов выполнения лабораторной работы используется Документ – камера. Используя прием блиц – ответа, ассоциативные картинки, а также опираясь на жизненный опыт учащихся и их знания, приобретенные ранее, учитель помогает учащимся выяснить, в чем значение голосеменных в природе и в жизни человека.
4 этап. Творческое применение «открытых» знаний. Учащиеся, разбившиеся на три группы, решают три исследовательские задачи «Прогулки в сосновом бору», «Дом лесника», «Ревизор в тайге». Полученный знания на уроке, живой и конструктивный диалог в группах помогает найти правильный путь решения проблемы, изложенной в задаче. Закрепление полученных знаний на уроке идет с использованием возможностей системы контроля качества знаний Pro Class.
Этап рефлексии осуществляется с использованием приема «Пять открытий урока».
Домашнее задание носит творческий характер. В рабочем листе, где собрана информация о многообразии голосеменных и их значении есть «белые пятна». Учащимся предлагается самим заполнить эти «пятна» соответствующей информацией, добыв ее из дополнительных источников.
5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
Актуализируют Приобретут Закрепят
Знания Об основных отделах Царства растений; об отличии высших растений от низших; знания о применении растений в хозяйственной деятельности человека. Об особенностях строения, развития, размножения, образа жизни голосеменных растений; о многообразии голосеменных; о значении голосеменных растений в природе и в жизни человека. О строении органов растений; о способах размножения растений, о способах питания растений, о глобальном значении зеленых растений, как регуляторов концентрации кислорода и углекислого газа в атмосфере Земли.
Умения Узнавать изученные ранее объекты живой природы.
Отвечать на вопросы.
Правильно сформулировать мысль.
Применять знания собственного жизненного опыта. Сравнивать:
- особенности анатомического строения растений;
- образ жизни растений;
- особенности размножения споровых и семенных растений.
Узнавать:
- растения отдела голосеменных по внешнему виду и по описанию.
Делать вывод. Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы. Применять знания на практике и при решении творческих задач.
Делать вывод.
Работать по алгоритму.
Навыки Коммуникативные (грамотно, лаконично, вежливо выражать свои мысли; проявлять толерантность в обсуждении проблемы; презентации своей работы).
Работы с натуральными объектами.
Самоанализа деятельности.

Качества Повышение познавательного интереса и внутренней мотивации к обучению.
Осознание личной ответственности в сохранении и приумножении природных объектов.
Категория: Биология | Добавил: sarnickowatat
Просмотров: 1422 | Загрузок: 305 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
Татьяна Петровна, к сожалению, по Положению конкурса исправление и повторное размещение работ не допускаются. Это прописано в Инструкции по размещению работ. Тех.эксперт Ел. Вик. Шляпкина

1  
Уважаемая Татьяна Петровна!

К сожалению, Ваша работа не прошла техническую экспертизу и НЕ ДОПУЩЕНА к
участию в профессиональном конкурсе педагогов «Технология активных методов
обучения – технология для ФГОС».  Представленный Вами материал не соответствует требованиям,предъявляемым к конкурсным работам, в частности:
- превышен допустимый объём представленного материала;

Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях "Моего университета",
о которых Вы можете узнать из рассылок "Моего  университета".Технический эксперт Ел. Вик. Шляпкина

2  
Елена Викторовна, большое спасибо за комментарий. Нельзя -ли уменьшить объем (при этом придется убрать все приложение к уроку!) и вновь закачать материала?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]