Понедельник, 26.06.2017, 01:36
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Биология

Дистанционный урок биологии для 10 класса по теме "Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Менделя".
[ · Скачать удаленно () ] 12.03.2015, 11:24
«Открытый Международный профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе».

Дистанционный урок биологии для 10 класса по теме:
« Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Менделя».

УМК под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
Автор: Учитель биологии ШДО ГБОУ СО ЦПМСС "Ресурс", г. Екатеринбург Ермакова Валентина Ивановна.

Дистанционный урок биологии разработан для учащихся 10 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Школы дистанционного образования. Урок проходит в режиме он-лайн по Skype с использованием мультимедийных презентаций в OpenOffice и Prezi, созданных учителем, видеороликов и интерактивных ресурсов единой коллекции ЦОР и других электронных ресурсов различных образовательных сайтов. Насыщенность урока яркими, выразительными наглядными средствами, интересным содержательным материалом, приближенным к жизни, мультисенсорный подход, интерактивные задания и генетические задачи для работы учащихся, а также использование русских пословиц и поговорок, фрагментов из произведений известных писателей, доброжелательность и создание ситуации успеха являются мощным мотивационным фактором, помогают достичь поставленных целей.
Изучение теоретического материала сопровождается видеороликами и мультимедийными презентациями, каждое понятие и закономерность закрепляется практическим применением: решение генетических задач с использованием функции Белая доска, интерактивных таблиц и тренажёров, что многократно повышает эффективность урока, развивает интеллектуальные и личностные качества, формирует саморегуляцию процесса обучения, самоанализ и самооценку учащихся, общие учебные умения (умение выделять главное, структурировать информацию, тренирует внимание и память, развивает логику решения проблемных заданий, повышает компьютерную грамотность ученика).

Цель урока:
Раскрыть 1 и 2 законы Менделя наследования признаков.

Задачи урока:
1. Предметные (образовательные, когнитивные): Изучить 1 и 2 законы Менделя. понять их смысл и научиться применять при решении генетических задач, развивать биологическую речь и понятийный аппарат.
2. Личностные (воспитательные): формировать ценностное отношение к знаниям, потребность в знаниях, уважительное отношение к труду, благодарное отношение к учёным, совершившим открытия.
3. Метапредметные (коррекционно-развивающие): развивать память, внимание, устную речь, логическое мышление, интеллект, эрудицию и компьютерную грамотность.

Форма проведения урока: дистанционный урок в режиме он-лайн

План урока:

1. Оргмомент (приветствие, просмотр рабочего стола ученика с демонстрацией экрана по Skype, корректировка расположения окон и файлов для урока).
2. Формулировка проблемы. Проблемные вопросы по наследованию признаков.
3. Озвучивание темы, целей и задач урока, этапов урока, способов и форм деятельности.
4. Повторение изученного ранее материала (проверка домашнего задания по терминам) на карточках учителя.

5. Объяснение нового материала.
- Закон единообразия гибридов 1 поколения — 1 закон Менделя.
- Закон расщепления признаков - 2 закон Менделя
- Закон чистоты гамет.
- Анализирующее скрещивание.
- Неполное доминирование или промежуточный характер наследования признаков.

6. Закрепление законов посредством тренажёров, решения задач по генетике на «Белой доске», презентации учителя и дополнительных файлов.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока:

1 этап. Оргмомент:
Учитель приветствует ученика, осведомляется о его настроении, самочувствии, о готовности к уроку, запрашивает доступ к экрану ученика, сообщает о необходимых материалах и средствах для урока ( сайт i-школы, «Белая доска», видеоролики, тренажёры, презентация учителя, дополнительные файлы), проверяет оптимальное расположение окон и файлов, корректирует.

2 этап. Учитель формулирует проблему:
Во все времена людей интересовали вопросы передачи признаков из поколения в поколение, издавна в народе говорили, (пословица) « Яблочко от яблоньки недалеко падает», в этой пословице люди неодобрительно, с сожалением , старались подчеркнуть, что дети, как правило, очень похожи на своих родителей и имеют те же недостатки, что и их родители.
Какова берёзка — такова и отростка.
Каково семя, таково и племя.
От осины не родятся апельсины. (язвительно)
А можешь ты ответить на вопросы?
Почему:
1. У кареглазых родителей в одной семье все дети имеют карие глаза, а в другой семье - и карие и голубые?
2. Могут ли быть кареглазые дети у голубоглазых родителей?
(Слушает и комментирует размышления ученика о наследовании признаков.)

3 этап. Сегодня на уроке мы ответим на эти вопросы, так как будем изучать законы наследования признаков, узнаем 1 и 2 законы Менделя, докажем действие законов на основе цитогенетических знаний современной науки и разрешим эту проблему. По каждому закону мы будем решать задачи устно и письменно, используя функцию «Белой доски», закреплять знания на тренажёрах.

Наша цель:
1. Изучить 1 и 2 законы Менделя.
2. Понять как они работают в жизни.
3. Научиться применять их на конкретных примерах.

4 этап. Повторение пройденного материала.
Прежде чем перейти к новому материалу, повторим необходимые термины и понятия.

Работа с карточками учителя.
Файл 1.

5 этап. Изучение новой темы. Объяснение нового материала.
Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Менделя.
Рассказ учителя:
1 закон — закон единообразия гибридов 1 поколения или закон(правило) доминирования признаков.

В своих опытах Мендель скрещивал горох. Как ты себе представляешь этот процесс? Как Мендель скрещивал горох? Горох самоопыляется, то есть опыление происходит в бутоне (нераскрывшемся цветке) Мендель в своих опытах по перекрестному опылению открывал бутон до того, как созреет пыльца, и пинцетом удалял пыльники, а затем проводил искусственное опыление, нанося на рыльце пестика пыльцу, собранную с другого растения, которое обладало интересовавшими его признаками.
Скрещивание растений по какому-либо одному признаку называется моногибридным скрещиванием.
Видеоролик « Первый закон Менделя»
https://drive.google.com/file/d/0B8k0SNtn0WDOSGJpVHRkNFoxc2s/edit?usp=sharing

Вопросы и задачи по 1 закону. Для задач по генетике презентация https://docs.google.com/presentation/d/1n6qBKrV-pDr9GysxbuRv0eJW1X5nXPT3NnEpKmG8YUA/edit?usp=sharing
Вопросы учителя
Ответы ученика
1. (устно). У доброй собаки Греты все щенки были добрыми, даже если её скрещивали с агрессивным, злобным псом. Определите состояние гена доброты относительно гена злости(агрессивности) и генотип собаки Греты.
2. (устно)Слайд презентации. 36, 30 , 31.
- Слайд 36. У породы Сибирских Кошек длинный мех является доминантным признаком и появился в условиях холодного климата Сибири.
- Слайд 31. У кошек Сиамской породы, всем известно, окрашены в тёмный тон выступающие кончики тела (пойнты) - мордочка, ушки, лапки и хвостик, а тело остается более светлого тона (хотя и не белого). Сиамский окрас называют пойнтовым, т.е. оконечным. Этот признак является доминантным
- Слайд 30. Для создания новой породы скрестили сиамскую кошку с сибирским котом... так появилась новая порода. Произошло это в Санкт-Петербурге и породу назвали Невская маскарадная. Задание: Охарактеризуйте генотип новой породы по этим 2 признакам.( длинная шерсть и пойнтовая окраска)
1.Так как собака Грета и все её щенки были добрыми, мы наблюдаем единообразие гибридов, то есть налицо 1 закон Менделя. Значит ген доброты доминантный, ген злости рецессивный, а сама Грета гомозиготная по гену доброты.
2. Рассматривает слайд 36, 30, 31 решает устную задачу, объясняет, размышляя вслух.
Ответ :
- Ген, формирующий признак длинного меха — дом., он передан сибирской кошкой.
- Ген пойнтовой окраски — дом., передан сиамской кошкой,
значит: Невская маскарадная имеет эти 2 доминантных гена и является по 2м парам генов гомозиготной. ( главное качество быть гомозиготной по многим парам генов, чтобы не давать расщепления признаков в потомстве)

Вывод: На основании полученных экспериментальных данных Мендель сформулировал правило единообразия гибридов первого поколения.
При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одному признаку, все потомки перового поколения (F1) будут иметь признак одного из родителей, то есть все поколение гибридов будет единообразно по данному признаку.
2 закон — закон расщепления признаков: Скрещивая гибриды между собой Мендель обосновал правило расщепления.
Видеоролик «Второй закон Менделя»
https://drive.google.com/file/d/0B8k0SNtn0WDONUpONktFOU80eU0/edit?usp=sharing

Вопросы и задачи на 2 закон.
Для задач по генетике презентация https://docs.google.com/presentation/d/1n6qBKrV-pDr9GysxbuRv0eJW1X5nXPT3NnEpKmG8YUA/edit?usp=sharing

Вопросы учителя
Ответы ученика
1. (Задача на «Белой доске»)
В брак вступили женщина и мужчина правши, но в роду каждого были левши. Определите вероятность в % рождения детей хорошо владеющих правой рукой и возможно ли рождение в этой семье ребёнка левши?

1. Решает задачу на «Белой доске» по заготовленной схеме. Ответ: Мать и отец гетерозиготны, так как в роду каждого были левши, значит расщепление проходит по 2 закону Менделя 3:1 , 75% детей правши, 25 % детей -левши.

2. На этой схеме хорошо понятно, почему недопустимы близкородственные браки (инбридинг) Слайд 11. « Габсбургская губа»
Наличие рецессивного гена, несущего тяжёлый порок или болезнь может проявится фенотипически и вызвать у потомков тяжёлые отклонения как физические так и умственные.
Как говорят учёные, страшнее всего от инбридинга пострадала самая мощная королевская династия Европы – династия Габсбургов: их преследовала высочайшая детская смертность, Сын Филлипа Четвертого, очень нездорового человека, был уродлив, страдал умственной недостаточностью и поэтому не имел шансов унаследовать корону, старший брат его, Бальтазар Карлосумер, умер в возрасте 16 лет.
Карлос Второй был отмечен характерной для большинства представителей этого семейства "габсбургской губой", состояние, которое сегодня называется "мандибулярным прогнатизмом", ( мандибула — нижняя челюсть лат. про — вперёд , перед)подбородок был слишком длинен, язык - слишком велик, он с трудом говорил и был слюняв. Он не мог говорить до четырех, не ходил до восьми, в 30 лет он выглядел стариком, а в 39 умер, к тому же был бесплодным. Страдал конвульсиями и другими расстройствами. В истории он известен, как Карлос Околдованный, считали, что подобное состояние могут напустить только ведьмы.
2. Слайд 11. « Габсбургская губа». Последствия близкородственных браков — инбридинга.

Ученик решает задачу на Белой доске, схему решения прописывает самостоятельно.

На основании полученных результатов делает выводы о последствиях близкородственных браков.

(Так называемое проклятье династии Габсбургов). У Карлоса Второго коэффициент инбридинга равнялся 0,25%, что соответствует рождению от брата и сестры или от родителя и ребенка. Он был обречен.



Вывод: Слайд 8, 9, 10. Правило расщепления: при скрещивании гибридов первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление признаков 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.
Появляются особи с рецессивными признаками. Эти особи составляют ¼ часть от всего числа потомков второго поколения (25%) ( это 2 закон Менделя)
Закон чистоты гамет. ( по схеме на «Белой доске» )
На основании этого закона Мендель вывел закон чистоты гамет.  (Слайд 9)
Закон чистоты гамет гласит:
при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух элементов наследственности, отвечающих за данный признак.
Значение его очень велико: при помощи этого закона были объяснены результаты, полученные во время опытов, обнаружившие дискретную, корпускулярную природу наследственности. Сам Мендель ничего не знал о генах, но говорил уже о них как о факторах наследственности. Факторы наследственности в современном представлении — это гены, таким образом в 1865 году Мендель предвосхитил открытие генов.
А сам термин «ген» был введен в 1909 году датским ботаником Вильгельмом Йогансеном (1857–1927 гг.).

Неполное доминирование или промежуточный характер наследования признаков.
Видеоролик 3 https://drive.google.com/file/d/0B8k0SNtn0WDOWU1iWWpFbHBRaGc/edit?usp=sharing

Вопросы и задачи по неполному доминированию: Слайд 25,26, 27
Для задач по генетике презентация https://docs.google.com/presentation/d/1n6qBKrV-pDr9GysxbuRv0eJW1X5nXPT3NnEpKmG8YUA/edit?usp=sharing

Вопросы учителя
Решение и ответы ученика
1. Слайд 25, 26, 27 Ночная красавица или Мирабилис. Яркий пример неполного доминирования. На слайде подробное описание растения.
1.Знакомится с описанием растения по слайду презентации.
2. Решает задачу на «Белой доске» по схеме.
Расщепление признаков во 2 поколении 1:2:1 и по фенотипу и по генотипу, что не противоречит закону Менделя.

2. У человека есть признаки , которые наследуются по типу неполного доминирования. Ген мелкой кучерявости у человека дом., ген прямых волос рецессивный, гетерозиготы имеют волнистые волосы. Оцени свой генотип по типу волос.
Оценивает свой генотип по данному признаку (по типу волос). Прямые волосы это рецессивный признак, значит проявляется он только в гомозиготном состоянии, так как у меня прямые волосы — я гомозиготная по рецессивному гену. У моих родителей тоже прямые волосы, значит они тоже гомозиготные, все у кого прямые волосы - все гомозиготные по данному признаку.. Самостоятельно пишет свой генотип и генотип родителей на Белой доске.

Вывод: Слайд 20,21, 22
При неполном доминировании законы Менделя продолжают работать, разница лишь в фенотипических проявлениях. Расщепление признаков происходит в соотношении 1:2:1 и по фенотипу и по генотипу.

Анализирующее скрещивание: Слайд 12, 13.
Видеоролик «Анализирующее скрещивание» https://drive.google.com/file/d/0B8k0SNtn0WDONFM4OVAwOHpHOTg/edit?usp=sharing

Большое значение на практике имеет анализирующее скрещивание. Если в все потомки единообразны родители гомозиготны. Если будет наблюдаться расщепление — мы имеем дело с гетерозиготным организмом по данному признаку.
Очень важно для создания новой породы или сорта подобрать родительские формы, это залог успеха в работе селекционера. Порода создаётся 8-10лет, именно за такой период скрещивания можно добиться 100% гомозиготности по многим генам, но если родители изначально выбраны не правильно (то есть самый 1 шаг сделан неверно) — вся 10 летняя работа по созданию новой породы бесполезна и время потрачено впустую. Когда надо узнать гомо- или гетерозиготен доминантный признак, применяется анализирующее скрещивание - особь с доминантными признаками скрещивают с гомозиготой по рецессивному признаку.
Как узнать бык молочной породы или нет? Гомозиготен он или гетерозиготен?
Или петух яйценоской породы или нет. Это очень важно:
Например:
В Российской Федерации по существующим нормам питания, потребление молочных продуктов в пересчете на молоко должно составлять 390 кг. в год на душу населения (то есть 1,1 кг в сутки), но фактическое употребление молока свелось к 223 кг. ( 600 граммов в сутки)(2006г.)
Сама для себя оцени: соответствует ли нормам питания потребление молочных продуктов в вашей семье? Не надо отвечать (просто как информация к размышлению). Ведь мы знаем о высочайшей ценности молочных продуктов: источник очень важных веществ и незаменимых аминокислот, белка, кальция, витаминов.
Чтобы население не испытывало недостатка, очень важно иметь высокомолочные породы коров: рекордные суточные удои молочных коров: от 80 - 110 кг молока в сутки. (обычная корова - до 8 литров в сутки, в лучшем случае 20 литров - но это большая редкость)
Другой пример:
Куры яйценоской породы (Леггорн) несут 371 штуку яиц в год, а обычные куры несут по одному яйцу через день и только в тёплое время года. Разница существенная. Чтобы сохранить породу необходимо правильно выбрать племенного производителя, его скрещивают с самками гомозиготными по рецессивному признаку и оценку производителя проводят по потомству. Если всё потомство имеет нужный нам ценный признак значит петух имеет ген высокой яйценоскости, а бык - имеет ген высокой молочности, то есть (племенной). Есть такое выражение «Хороший бык - полстада стоит», и конечно, племенной бык имеет очень серьёзный документ со всей родословной.
Вывод: если все потомки единообразны — производитель гомозиготен, если в потомстве произошло расщепление 1:1 - производитель гетерозиготен, а значит не племенной, не породистый и не пригоден для создания породы.
Вопросы и задачи на анализирующее скрещивание:
Для задач по генетике презентация https://docs.google.com/presentation/d/1n6qBKrV-pDr9GysxbuRv0eJW1X5nXPT3NnEpKmG8YUA/edit?usp=sharing
Вопросы учителя
Ответы ученика
1. Задача: (устно)У собаки короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что собака не содержит генов длинной шерсти. Какого партнера необходимо подобрать для скрещивания и какой должен быть результат, если собака чистопородная?
1. Для этого необходимо скрестить собаку с гомозиготной особью по рецессивному признаку (аа), то есть с длинношёрстной. Если расщепление не наблюдается — собака гомозиготна (породистая), если наблюдается расщепление — собака гетерозиготна , то есть не породистая. Пишет на Белой доске решение задачи.
2. На «Белой доске» Слайд 29. Ты видела безрогих коров?
У крупного рогатого скота ген комолости ( безрогости) доминирует над геном рогатости. Какие родятся телята от скрещивания рогатого быка с комолой коровой? Укажите вероятность рождения в %.

5. Решает на « Белой доске». Слайд 29.
Ответ: Бык рогатый — значит гомозиготный, признак рецессивный (аа)
а. если корова гомозиготна — все телята комолые. 100% единообразие (1 закон Менделя)
в. если корова гетерозиготна - расщепление 1:1 (50% рогатых телят и 50% безрогих).

Решение смешанных задач:
Мы с тобой решали задачи на определённые закономерности, а сейчас ты сама будешь узнавать задачи.
Для задач по генетике презентация https://docs.google.com/presentation/d/1n6qBKrV-pDr9GysxbuRv0eJW1X5nXPT3NnEpKmG8YUA/edit?usp=sharing
1. Задача на «Белой доске». Слайд ,14 ,18, 19 Весной у хозяина угнали серую лошадь. Идёт судебный процесс по опознанию угнанной серой лошади. Суд должен принять решение. "Ген серой масти является доминантным по отношению к генам, обуславливающим другую масть", т.е. при скрещивании серых лошадей с "цветными" всё потомство после года перемастится и будет серым. Если серую кобылу скрестили с гнедым (рыжим) жеребцом, какая масть будет у жеребят ? Бывают ли жеребята гнедые (рыжая масть), часто ли? Какова вероятность в %?
1. Слайд 14, 18, 19 Задача на «Белой доске». Решение .
Ответ: Не факт, что серая лошадь породистая, возможно, она гетерозиготная по доминантному гену серой масти, в случае скрещивания её с гнедым жеребцом рецессивный (аа), жеребята могут быть серые 50% и гнедые 50%.(рыжие), то есть расщепление 1:1 (анализ. Скрещивание)

Основные: 1.вороная — чёрная;
2.гнедая -тёмно-гнедая (шоколадная), светло-гнедая- рыжевато-коричневая;
3. рыжая — близко к коричневой;
4. Серая — от тёмно -серой- до светло серой (почти белая)

2. Слайд 17,18. Сейчас будем решать задачу про савраску. Кто такая или кто такой савраска? (Кого так называют?) Есть выражение «Бегает как савраска» (ж.р).
Кличка простой рабочей лошади в народе( чаще всего клички дают по масти)
Савраска- конь саврасой масти(светло-коричневая, почти песочная, с темным хвостом и гривой)

Михаил Шолохов « Нахалёнок». Послушай фрагмент из рассказа:
«Дед долго отвязывал у колодца веревку; пошел в конюшню,
вывел Савраску, зачем-то вытер ему пенистые губы рукавом,
потом надел на него узду, прислушался: по станице крики,
хохот. Поцеловал дед Мишку и тихонько ударил Савраску ладонью»
Задача 2. Ген саврасости, или "дикой окраски", является доминантным гено-осветлителем. Он осветляет одновременно и черный, и рыжий пигмент, но при этом не воздействует на пигмент в волосах гривы, хвоста и на ногах. Масти на основе гена саврасости являются самыми древними, поэтому их называют "дикой окраской". Эти масти наилучшим образом позволяют лошади замаскироваться на местности.
Какие генотипы получатся при скрещивании саврасой лошади с каурой( рыже-саврасая).(тоже является «дикой окраской»)
Видеоролик о Савраске.
2. Слайд 17,18 ответ
Слайд 15,16
Ответ: При скрещивании саврасой лошади с каурой будет фенотипически проявлятся ген саврасости (он осветляет все фенотипы), а генотипически 50%- гетерозиготные(Аа)-саврасые, 50% гомозиготные каурые.
Поиск в сети Интернет:
«Бегать как савраска»- просто носиться как молодой, игривый жеребёнок. Раньше деревенские люди считали лошадей этой масти очень быстрыми.
Эта масть у лошадей является дикой и принадлежит к древним породам: башкирской, вятской, сорраи, мустангов, лошади Пржевальского.
Туловище гнедое с подпалинами- тускло рыжее с посветлениями.

«Пусти-ка савраса без узды - он в один момент того накуролесит, что годами потом не поправишь.» (Салтыков-Щедрин. ) «Пустить савраса без узды» (поговорка)- дать неограниченную свободу, оставить без присмотра.
Саврас без узды или безуздый саврас (разг.)- в переносном смысле - молодой мужчина, склонный к кутежам, бесшабашному разгулу. (преимущ. о купеческих сынках).

Видеоролик: https://drive.google.com/file/d/0B8k0SNtn0WDOZ2E3cHNXR0ZsNjA/edit?usp=sharing

3.Задача (устно) по схеме на «Белой доске» Слайд 14,16,18
Вороной конь — это какая масти? Что напоминает само название? (Ворон чёрный) «Ночью все лошади вороные»(посл.)
Если скрещивать серых лошадей (АА) с вороными(аа) или рыжими(аа), все потомство будет иметь серую масть.(Аа)
Это означает, что ген серой масти является доминантным по отношению к генам, обусловливающим другую масть.
Однако если потомство (Аа x Аа) от серых и вороных лошадей скрещивать между собой, то они будут давать жеребят с серой, вороной и рыжей окраской в соотношении 1:2:1.
3.Задача (устно) по схеме на «Белой доске» Слайд 14, 16, 18
Наследование проходит строго по законам Менделя. 1 поколение - единообразно 100%,
во втором происходит расщепление признаков 1:2:1
АА-серая масть 1
Аа- рыжая 2
аа -вороная 1

От доброго коня добрая и поросль.(нар. посл.)

4. Слайд 17. Буланая лошадь жёлто-песочная с чёрной гривой, хвостом и нижними частями ног.

2. Сивая кобыла(седая)

3.Сивый мерин -(врёт как сивый мерин) старый, седой - не меру разговорчивого, болтливого старого мужчину.

4.Сивка - Лошадь сивой (седой)масти; также распространённая кличка деревенской лошадки.
• Сивка бурка в сказках: лошадь как персонаж, помогающий герою. Сивка бурка, вещая каурка.

1. Слайд 17. Песня автор Юлий Ким. Ходят кони «Вот и прыгнул конь буланый с этой кручи окаянной»(Поёт Валерий Золотухин в фильме «Бумбараш»)

Поиск в сети Интернет.
2. Бред сивой кобылы- явную бессмысленную ложь, в народе считалась глупым животным.
В русском жаргоне слово "кобыла" означает рослую, нескладную, часто вульгарную женщину.
3. У Гоголя в пьесе "Ревизор" Хлестаков в письме к другу Тряпичкину написал:"...а Городничий глуп как сивый мерин"
Старый конь борозды не испортит.
Не к лицу старой кобыле хвостом вертеть.
В русском жаргоне слово "кобыла" означает рослую, нескладную, часто вульгарную женщину. «Не пришей кобыле хвост»

Седая, рыжевато- коричневая, лошадь с гривой и хвостом темнее корпуса.

Бурая лошадь целиком коричневого цвета, шоколадного или цвета жженого кофе. 
Вещий — даёт советы, вещает, предсказывает,
Каурая «дикая» масть. Окраска туловища рыжеватая, грива и хвост рыже-коричневые,
Посмотри файл 3. Признаки человека. Охарактеризуй свой генотип .
Оценивает свой генотип (устно)
5. Пришло время ответить на вопрос :
Почему у кареглазых родителей в одной семье все дети имеют карие глаза, а в другой семье - и карие и голубые?
Могут ли быть кареглазые дети у голубоглазых родителей?

4.Схема на «Белой доске» .
Ответ: Так как в 1 семье мы наблюдаем единообразие детей — значит родители гомозиготны (АА) по доминантному признаку , во второй происходит расщепление признаков - значит родители гетерозиготны, то есть и мать и отец имеют ген голубых глаз. Ген карих глаз доминирует, а ген голубых глаз рецессивен, значит он проявляется только в гомозиготном состоянии, поэтому у голубоглазых родителей не могут родиться дети с карим цветом глаз.

Такую Тайну открыл всему миру гениальный человек Грегор Мендель. Своим открытием он опередил своих современников почти на 40 лет.
Современники Менделя не смогли понять огромной важности его открытия и полностью их игнорировали. В итоге эти законы были забыты на несколько десятилетий.
В 1868 году Менделя повысили в должности (назначили настоятелем монашеского ордена), и с тех пор административные обязанности не оставили ему времени на генетические опыты. Когда он умер в 1884 году в шестьдесят один год, его великолепные исследования были почти забыты и не принесли автору признания.
Работы Менделя заново были открыли лишь в 1900 году, когда три разных ученых (голландец Хуго Де Фриз, немец Карл Корренс и австриец Эрих фон Чермак), работая независимо друг от друга, наткнулись на статью Менделя,. К концу этого же года Менделя узнал весь мир и он, наконец-то, получил заслуженное признание. Благодарные потомки признали его основоположником новой науки ГЕНЕТИКИ. В августинском монастыре на окраине Брно (Чешская республика) установлена мемориальная доска, а рядом с палисадником, где он проводил свои опыты, в 1910 году ему воздвигнут прекрасный мраморный памятник. (Слайд 37).
Комнаты бывшего монастыря, выходящие окнами в палисадник, , превращены теперь в музей его имени. Здесь собраны рукописи (к сожалению, часть их погибла во время войны), документы, рисунки и портреты, относящиеся к жизни ученого, принадлежавшие ему книги с его пометками на полях, микроскоп и другие инструменты, которыми он пользовался, а также изданные в разных странах книги, посвященные ему и его открытию. (Самин Д. К. 100 великих ученых. - М.: Вече, 2000).
И так: Мы сегодня с тобой узнали только очень малую часть о наследовании признаков. На самом деле наследование признаков намного сложнее и изучать это мы будем на последующих уроках. Главное понять, что основы генетики должен знать каждый, чтобы разбираться в элементарных житейских вопросах по наследованию признаков. Пример из жизни: У родителей 2 и 3 группа крови, а ребёнок родился с 4 группой: в родильном доме родители устроили такую истерику - ребёнка подменили. Врачам пришлось им подробно объяснять схему наследования групп крови, (а это школьная программа). Оказывается всё так и есть: В этом случае у ребёнка может быть любая из 4групп, более того, если в семье 4 детей, то у всех у них могут быть разные группы крови, и наследование абсолютно точно следует законам Менделя. Подробнее это мы будем изучать позднее.

Домашнее задание : «Не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»
Я тебе рекомендую взять за правило каждый день решать по 1 генетической задаче, Условие задачи может быть очень запутанным, но надо научиться разбираться в нём и сразу заполнять схему решения.

Решить задачу.
Седая прядь волос у человека — доминантный признак.
Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца — нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Для развития эрудиции (рубрика для любознательных).

Презентация в Прези: http://prezi.com/jkavlrrk_trf/presentation/ Породы и масти лошадей.
Иллюстрации к задачам по генетике в 3D книге:
http://www.zooburst.com/zb_books-viewer.php?book=zb01_532d0ca048488

Рефлексия:
Наш урок подходит к концу. Есть у тебя вопросы? Что было для тебя сложным? Что тебе не понятно? Отметь в таблице. (Ученик открывает файл с планом и этапами урока и отмечает знаками «+» и «-» хорошо усвоенный материал и материал, который вызвал затруднения и недопонимание. Учитель принимает этот файл и берёт на заметку для внесения корректив в следующий урок.)
У нас будет ещё много уроков, на которых мы будем отрабатывать навыки в решении задач.
А закончить урок я хочу цитатой из книги Володина «Грегор Мендель» из серии ЖЗЛ.

«Грегор Мендель сделал единственный и самый трудный шаг: он понял увиденное и имя его оказалось в одном ряду с именами Архимеда, Эвклида, Ньютона, Дарвина, Лобачевского, Эйнштейна. Да, он сделал этот единственный и самый трудный шаг. И это был.. шаг в бессмертие....»
(Учитель благодарит ученика за активную и плодотворную работу на уроке и прощается.)

Урок окончен! До свидания! До новых встреч на уроках биологии!
Категория: Биология | Добавил: valentinaerm
Просмотров: 911 | Загрузок: 177 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Валентина Ивановна!
Ваша работа НЕ допущена к участию в конкурсе, т.к. Вами нарушены требования пп.1.6., 2.3. и 2.4. Требований к конкурсным материалам.
С уважением, Серебряков С.Н.

1  
Валентина Ивановна!
Ваша работа не может быть проверена на соответствие техническим требованиям из-за отсутствия прямой ссылки. Ошибку необходимо устранить не позднее 17.03.2015г.
С уважением, Серебряков Сергей Николаевич, технический эксперт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]