Вторник, 22.01.2019, 14:09
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы эстетич., здоровьесбер.,техн. направления » Технология

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Использование инновационных технологий, направленное на формирование профессиональных и общих компетенций у студе
[ · Скачать удаленно (9,36) ] 07.12.2012, 22:07
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования ленинградской области
«Колледж водного транспорта»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Использование инновационных технологий, направленное на формирование профессиональных и общих компетенций у студентов»

Разработал: преподаватель
Курбатова Л.Д.

г. Шлиссельбург
2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. Выбор инновационных технологий…………………………………. 6
2. Использование инновационных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций у студентов……………
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………. 35
38


ВВЕДЕНИЕ

Внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования требует кардинальных изменений всех ее компонентов. Новые требования к результатам освоения образовательных программ обусловливают разработку новых методик и технологий образовательной деятельности и форм контроля за ее осуществлением. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты третьего поколения в пункте 7.1 «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» таким образом определяют образовательные технологии, обеспечивающие реализацию компетентностного подхода: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся».
Понятие компетентности», — согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования, — «… включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.» [6, с. 14]. Очевидно, что ключевые компетенции суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. Они являются социальными, отражая особенности взаимодействия, общения, применения информационных технологий.
Решающую роль при реализации компетентностного подхода играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям. Поэтому в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.
Традиционный подход к обучению строится по принципу «Делай, как я…». В нем нет места действию обучающихся, а, следовательно, нет места мышлению. Для современной системы образования необходимо деятельностное содержание, учебное сотрудничество, особая образовательная технология, контрольно-оценочная деятельность.
Теория деятельности, основанная А.Н. Леонтьевым, достаточно широко применяется в системе профессионального образования. Деятельностная технология обучения позволяет студента из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности.
Современные образовательные технологии также не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где центральное место занимает действие студента.

Деятельностный подход обеспечивает:

- более высокий уровень результативности и продуктивности процесса обучения;
- формирование более комфортной обстановки во время процесса обучения;
- повышение самооценки и коммуникативной компетентности студентов.

Деятельностный подход позволяет:

- перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у студента основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;
- изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий. позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени;
- перейти на другой тип отношений между субъектами образовательного процесса.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, студент осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности и компетентности.
Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого студента индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах профессиональной деятельности, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания. Таким образом, результатом освоения программы любого профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности общей и профессиональной компетенции.

1. ВЫБОР ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Используемые в процессе обучения технологии должны отвечать на следующие вопросы:
- какие компетенции формируют те или иные технологии;
- какие методы обучения позволяют выработать необходимые компетенции;
- как проверяется формирование компетенций.

Методический комментарий

При выполнении задания в процессе коллективно-творческой деятельности, поисковая часть задания может быть выполнена индивидуально, при работе в парах или в группах. Каждая группа предлагает свой вариант решения той или иной задачи и кратко обосновывает свой выбор. Заключительная часть задания выполняется в ходе коллективного обсуждения предложений групп и совместной разработки окончательного решения. При этом предметом оценки являются: активность, творческая инициатива, самостоятельность, интерес к поставленной задаче.
Индивидуальные результаты выполнения задания могут основываться на совместной оценке группой вклада каждого студента. В этом случае целесообразно предложить группе заполнить оценочный лист типа:



Оценочный лист Группа__________ Дата __________

Фамилия, имя Четко озвучена проблема, ее актуальность Сделан и пояснен выбор
Решения задачи Степень участия в обсуждении и выборе решения Степень участия в
принятии решения Оценка уровня достижений
базовый
Иванов А. 2 - пассивное активное, организация +
Петров С. 1 + нет пассивное +
Николаев С. 3 + активное активное, инициативы по нестандартным решениям задачи +

Выбор педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.
Поставив перед собой цель создания творческой атмосферы на уроках, направленной на формирование необходимых компетенций, я разработала систему, направленную на решение задач, подчиненных данной цели. Данная система представляет собой совокупность различных технологий основанных на деятельностном подходе и, направленных на достижение поставленной цели.
В процессе обучения я использую различные технологии обучения, как традиционные, так и инновационные, то есть нестандартные. Нужно отметить, что слишком частое обращение к одной форме проведения урока нецелесообразно, так как это может привести к потере интереса у студентов.
Форма урока соответствует этапу освоения предмета (введение, новые знания, проверка уровня усвоения знаний и т.п.), возрастным особенностям студентов, уровню их подготовленности и специфическим особенностям группы в целом.

Применение технологий подчинено следующим принципам:
1. Принцип деятельности, который заключается в том, что формирование личности студента и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания, то есть, включение его в учебно-познавательную деятельность.
2. Принцип целостного представления о мире, который заключается в том, что у студентов в процессе обучения не просто формируется научная картина мира, но и личностное отношение к полученным знаниям, умение применять их в жизни.
3. Принцип непрерывности, который заключается в преемственности между всеми стадиями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип психологической комфортности, который предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, которая расковывает студентов
5. Принцип вариативности, который предполагает развитие у студентов вариативного мышления, то есть понимания существования различных вариантов решения проблемы, нахождения оптимального из них.
6. Принцип творчества, который предполагает формирование у студентов способности самостоятельно находить решение задач, самостоятельно «открывать» новые способы действия [2].
В связи с тем, что проведение нестандартных уроков связано, с формирование коммуникативных компетенций, которые зачастую отсутствуют в наших студентах, я всегда обращаю их внимание на правила поведения на таких уроках, подчеркивая, что они необходимые любому человеку не только при проведении урока, но и в жизни.

Правила поведения на нестандартных уроках:
1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость вступать в спор. Тщательно продумайте то, о чем будете говорить.
2. По возможности кратко и ясно изложите свою точку зрения: ваша речь должна быть весома и убедительна.
3. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».
4. Доказывайте и опровергайте, говорите ясно, отчетливо. Точно.
5. Помните о культуре общения. Умейте выслушать другого, уловить его позицию, уважайте мнение товарищей, не повышайте голос, не прерывайте выступающего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств, участников обсуждения, избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца. Не вступайте в пререкания с ведущим по ходу проведения дискуссии[5].

Диагностика результативности нестандартных уроков
В течение всего года я веду диагностику качества такой системы обучения, обращая особое внимание на мотивацию, творческое отношение к учебе, отношение к предметам и к обучению в целом, на личностные качества, на профессиональную направленность студентов.
По результатам диагностики я делаю выводы об эффективности используемых мной технологий, об отношении к ним студентов.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Технология портфолио
Данную технологию можно с уверенностью отнести к личностно-ориентированной, представляющей собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики, идей о развитии познавательных сил студентов и обеспечения условий для расширенного объема знаний (Ш. А Амонашвили). В центре внимания находится уникальная целостная личность студента, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.


Цель использования технологии портфолио:
Наиболее полное привлечение студентов к самостоятельному осмыслению темы на всех стадиях, совместное решение возникающих образовательных и воспитательных проблем, развитие их коммуникативных компетенций.
Обоснование цели:
Работа над портфолио по каждой теме дает возможность проведения уроков на «опережающем» уровне, так как самостоятельная подготовка ведется студентами до объяснения материала преподавателем и им предоставляется возможность найти материал, далеко превосходящий рамки урока; заинтересованность в получении изложении новых знаний, особенно полученных самостоятельно, стимулирует у студентов наступление изменений в развитии их как личности, происходит «скачок» в интеллектуальном, эмоциональном и социальном плане.
Из целей вытекают следующие задачи:
- образовательные: номинальное информационное наполнение урока; оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей студентов; внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
- развивающие: формирование творческой инициативы и активности студентов; коммуникативных навыков; саморазвитие студентов.
Алгоритм использования технологии:
Технология портфолио используется мною при преподавании дисциплин, не требующих точных схем, графиков и формул. В частности философии.
Процесс представляет собой следующее. Весь учебный цикл разбит на смысловые модули: «Что такое философия? Ее функции», «Сущность человека», «Природа человека», «Разум и рациональность как собственно человеческие черты» и т.д.
На первой лекции я знакомлю студентов с тем, что представляет собой философия, что является предметом ее изучения, то есть даю общий обзор. И объясняю, каким образом мы будем «погружаться» в данный предмет (посредством каких технологий). В конце лекции, задаю 3-4 вопроса, имеющие непосредственное отношение к теме следующего урока, например: «Что такое человек? Что представляет собой индивид и личность? Как вы понимаете индивидуальность?» К следующей лекции студентам необходимо самостоятельно, используя различные источники (рекомендованные мною, а также найденные самостоятельно) подготовить ответы на поставленные вопросы, оформив их на листах формата А4. И свою последующую работу мы начинаем с того, что студенты рассосредотачиваются по группам, внутри которых происходит обсуждение поставленных вопросов. Через небольшое время представитель каждой группы высказывает коллективное мнение. Мы обсуждаем услышанное, спорим, доказываем насколько то или иное мнение правильно и почему. По ходу обсуждения я провожу лекцию, которая звучит в виде моего мнения и, безусловно, мнения ученых. Причем эти мысли также могут быть подвержены сомнению со стороны студентов, но свои мысли им необходимо аргументировать. По ходу лекции делаем конспект, используя ответы студентов и мои комментарии. И конечно, я задаю новые вопросы.
Интересным и важным для развития и саморазвития студентов в данном случае является то, что они не только учатся находить и обрабатывать информацию, анализировать и систематизировать ее, но в ответах сначала осторожно, а затем достаточно уверенно и аргументировано, высказывают свою точку зрения на поставленные вопросы. Очень радует, когда в ответах звучат такие слова: «Мне кажется…, я прочитал, что на становление личности влияет воспитание и социальная среда, но я не совсем с этим согласен и т.п.». И если в начале курса мнения высказываются очень осторожно и ответы на вопросы представляют собой 1-2 листочка, то уже в середине года во время обсуждения студенты устраивают целые дебаты, ответы достигают более 10 листов, а найденные материалы настолько интересны, что заслуживают отдельных лекций. Студентам действительно интересно, их одолевает жажда узнать, поделиться этим знанием с другими, высказать свою точку зрения, которая не всегда созвучна с принятой в научном мире, доказать, что их мысли небеспочвенны, подтвердить это фактами.
Кроме того, немаловажным является и тот факт, что, организуясь по группам, студенты сами выбирают представителя – докладчика, оценивают уровень подготовки друг друга, уровень найденного материала, тем самым формируя в себе организаторские навыки, умение работать в команде, что, несомненно, является важным в их дальнейшей личностной и профессиональной жизни, так как относится к профессионально важным качествам.
Одновременно с этим формируется умение говорить, слушать других, то есть совершенствуются коммуникативные навыки, формируется толерантность по отношению к другому человеку и его мнению, воспитывается понимание того, что твоя истина – не последнее слово, способное поставить точку в споре, у других есть не менее интересные мысли, которые тоже имеют право на существование.
Войдя во вкус получения знаний, студенты готовят групповые выступления с презентацией, по заинтересовавших их темам, продолжают пополнять свои портфолио новыми материалами уже не для урока, а для собственного развития, находят различные тематические видеоролики и фильмы. Таким образом, начинается процесс к постоянному обновлению имеющихся знаний, к исследовательской деятельности, делаются личностные открытия, неординарные выводы.
Поиск истины затягивает, формируются новые интересы как профессиональные, так и личностные, возникает потребность не только найти новую информацию, но и проанализировать ее, «пропустить ее через себя».
К концу учебного года портфолио представляет собой довольно серьезный труд, который является не только неоценимым подспорьем на экзамене, но и показателем собственной творческой, саморазвивающей работы студентов. И если в начале учебного года создание портфолио вызывает вопросы и недоумение, то в конце – неизменно следует вопрос: «Можно ли забрать портфолио себе?», на который я, конечно, отвечаю положительно, ведь это не только труд и память, это стимул для дальнейшего роста, а зачастую и помощь при продолжении учебы в высшем учебном заведении, это предмет гордости, результат деятельности студентов.

Диагностика эффективности технологии портфолио:

Поскольку при проведении уроков про данной технологии я ставила перед собой задачи по формированию творческой инициативы у студентов, их коммуникативных навыков; повышения активности в процессе обучения и самостоятельного участия в процессе получения знаний, то диагностика проводилась по показателям, указанным на графике.
Диагностика проводилась в течение учебного года у студентов групп судоводителей и судостроителей (всего 58 человек).

Технология кластеров.

Данная технология относится к технологии сотрудничества, которая берет свое начало в трудах К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Я. Корчака и др. в области психолого-педагогической практики и науки. Сотрудничество представляет собой совместную деятельность педагога и студентов, направленную на получение новых знаний, подразумевающего анализирование результатов этой деятельности. Важнейшее место в данной технологии занимают отношения «студент – преподаватель», причем, студент выступает как субъект своей учебной деятельности. В связи с чем, оба субъекта деятельности должны действовать вместе, для получения наибольших результатов.


Цель использования технологии кластеров:
«Разбудить» внутренние силы и возможности студентов, использовать их для более полного и свободного развития личности.
Обоснование цели:
Работа с кластерами дает возможность студентам не только систематизировать имеющиеся знания, но и проанализировать их. Они наглядно могут увидеть, какие знания по данной теме уже имеют, что нового дал им урок, какие материалы удалось найти самостоятельно. При оформлении кластеров особое внимание также уделяется и психологической составляющей, помогающей студентам «предвидеть» свое будущее, разобраться в том к какому типу личности они относятся, к каким видам деятельности наиболее склонны. Таким образом, происходит личностное и профессиональное становление, утверждение собственной Я - концепции.
Из целей вытекают следующие задачи:
- образовательные: углубленное самостоятельное и совместное с преподавателем важных тем курса; формирование навыков систематизации и анализирования имеющихся знаний;
- развивающие: развитие творческих способностей студентов; активизация их самостоятельной деятельности; развитие эмоций.
Алгоритм использования технологии:
Для преподавания технических дисциплин мною используется технология кластеров. Например, при изучении предмета «электротехника», студенты имеют по две тетради: одна для лекции, другая и представляет собой непосредственно кластер.
Любое объяснение новой темы начинается, как правило, с выявления и обобщения уже имеющихся у студентов знаний. В случае использования технологии кластеров, это происходит следующим образом. Я предлагаю студентам написать, что ассоциируется у них с тем или иным термином (например, «электрический ток»). Причем, говорю о том, что оформление кластеров – произвольное, но оно дает представление о характере человека, его профессиональной направленности, креативности и т.п. (например, строгая последовательность прямоугольников, связанная стрелками, будет свойственна человеку целеустремленному и жесткому, вероятнее всего будущему бизнесмену, начальнику отдела или капитану судна; нарисованные на дереве листочки – по подобию генеалогического дерева – о натуре, стремящейся проанализировать ситуацию, разобраться во всех ее компонентах, из такого человека получится неплохой аналитик, неоценимый в проектном бюро, и т.д.). После самостоятельной работы идет лекция, в конце которой студенты, дополняют свои кластеры полученными знаниями, выделяя их (цветом или манерой оформления) от уже имевшихся. Дома студентам нужно, используя рекомендованные и найденные самостоятельно источники, дополнить свой кластер новой полученной информацией по данной теме. Оформление происходит таким образом, чтобы три блока знаний были ярко выражены (другими цветами или формами). Это дает возможность наглядно увидеть и проанализировать: что я знал, что узнал на уроке, что смог узнать самостоятельно по данной теме. Таким образом, происходит не только процесс пополнения знаний, но и рефлексия студентов. Они стремятся, чтобы последняя составляющая багажа знаний по теме (найденная самостоятельно) была не только объемной, но и интересной, так как при подведении итогов на экзамене, на семинарах и конференциях она становится важнейшим источником выступлений и дает возможность проявить себя как интересную, неординарную личность, поднимая при этом самооценку и авторитет среди одногруппников. Кроме того, познавая себя как личность и строя будущую профессиональную карьеру, студенты начинают обращать внимание на психологию, на особенности своего характера, изучать себя, стремиться к самосовершенствованию. И получается, что при использовании данной технологии преподаватель совместно со студентами создает знаниевый продукт, который можно охватить не только мысленно, но и увидеть в виде кластера.
Диагностика эффективности технологии кластеров:
При проведении уроков с использование данной технологии основными задачами являются формирование навыков систематизации и анализирования, а также активизация самостоятельной работы студентов по получению новых знаний, то они и являются главными критериями показателей динамики эффективности применения технологии.

Диагностика проводилась в течение учебного года у студентов групп судоводителей и судостроителей (всего 58 человек).
Технология проведения семинаров и конференций.
Данная технология является личностно – ориентированной, предполагающей обеспечение комфортных условий для развития студентов, их природных потенциалов. В этой технологии личность студента является не просто субъектом, но и субъектом приоритетным; она является целью образовательной системы. В связи с чем, такую технологию можно назвать антропоцентрической. Кроме того, по своим педагогическим возможностям уроки – семинары и уроки – конференции много богаче для активизации самостоятельной деятельности студентов, чем урок-лекция, обычный урок со всеми его дидактическими видами и возможностями, хотя и находятся в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов обучения на предыдущих уроках. Основная установка педагога при использовании данных технологий не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" (К. Н. Вентцель) для творчества.


Цель использования технологии семинаров и конференций:
Развитие и совершенствование личности студентов; выяснение разных точек зрения, столкновение которых способствует не только углублению знаний по предмету, но формированию мировоззрения и повышения интереса к процессу получения знаний.
Обоснование цели:
Самостоятельная подготовка по предлагаемой теме дает возможность студентам изучить ее более полно, найти интересные и неожиданные моменты, которые невозможно было охватить во время учебного процесса (из-за нехватки времени). Кроме того, при подготовке доклада или реферата у студентов возникает необходимость в анализировании прочитанного материала, его систематизации, то есть происходит становление навыков исследовательской работы; они используют специальные термины и методы, принятые в научных исследованиях. Это дает не только повышение мотивации к получению знаний, но и формирование интереса к научной деятельности, к продолжению обучения, повышения компьютерной грамотности (при подготовке презентаций, моделей и т.п.).

Из целей вытекают следующие задачи:
- образовательные: расширение кругозора; самостоятельное углубленное изучение отдельных тем; формирование исследовательских навыков; формирование и развитие навыков работы с различными источниками;
- развивающие: формирование коммуникативных навыков; развитие культуры речи; развитие памяти.
Алгоритм использования технологии:
Технологию проведения семинаров и конференций я использую в качестве заключительных уроков по завершению изучения различных тем и модулей. На первоначальном этапе – этапе подготовки, я сообщаю студентам об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, об особенностях научно-исследовательской работы, даю характеристику источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются нами совместно в виде образца. Далее начинается второй этап: за 2-3 недели до проведения урока, студентам сообщается тема, цели и задачи, план проведения, а также дается список литературы и источников, необходимых для подготовки. После этого выделяются доклады и рефераты, докладчики, содокладчики, а иногда и оппоненты. И начинается процесс «насыщения» предстоящего урока, который сопровождается необходимыми консультациями с моей стороны, а в случае необходимости, когда затрагиваются интересы других предметов и консультации преподавателей этих предметов. Например, при подготовке к конференции по «основам сварки» возможны консультации с преподавателями по предметам «материаловедение» и «конструкция корпуса». После окончательной подготовки я прослушиваю доклады, читаю рефераты и смотрю презентации. Нужно сказать, что на одну и ту же тему могут быть представлены несколько докладов и рефератов. В этом случае один из студентов может выступить с сообщением, а другой – дополнить выступление или стать оппонентом. С дидактической точки зрения важно, чтобы количество докладов было достаточным для насыщения семинара или конференции, желательно, чтобы как можно больше студентов имели возможность высказать свою точку зрения учащийся должен получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если он убежден в своей правоте.
Непосредственно конференция и семинар проходят по следующей схеме:
- вступительное слово преподавателя;
- выступление студентов;
- вопросы выступающих с комментариями и пояснениями преподавателя;
- оценочные суждения студентов и присутствующих на уроке преподавателей;
- заключительное слово преподавателя.
Основная задача преподавателя на уроках, проводящихся по технологии семинаров и конференций - направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Главное состоит в том, чтобы студенты свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.
В заключительном слове я вношу поправки, уточнения, оцениваю самостоятельную работу студентов, подчеркиваю основные приемы, способы, средства подготовки.
Важным элементом являются выступления самих студентов оценочные суждения, которые развивают их критическое мышление, ответственность за выступление, обобщение, выводы.
Свою главную дидактическую задачу при проведении таких уроков я вижу в педагогическом анализе, систематизации знаний, подготовке заключения. В своем заключительном слове считаю необходимым отметить в первую очередь положительные моменты в выступлениях, поддержать докладчиков, но считаю необходимым также выделить и недостатки, сделав это в максимально тактичной форме.

Диагностика эффективности технологии конференций и семинаров:
При проведении уроков с использование данной технологии основными задачами являются формирование исследовательских коммуникативных навыков; развитие культуры речи; развитие памяти. Причем, нужно отметить, что отказываясь от традиционных зачетных и проверочных работ, при подведении итогов, динамика уровня роста знаний по предмету резко увеличивается.
На диаграмме представлено соотношение мотивации к изучению предмета и знаниям по предмету: « Теория и устройство судна», где подведение итогов по окончание изучения каждой темы проводилось в виде семинаров и конференций.


Динамика роста отслеживалась на протяжении учебного года в группах судоводителей и судостроителей (всего58 человек).

Технология проведения профессиональных игр

Использование данной технологии основано на симуляционных (имитационных) формах обучения. Это подход подразумевает такое оформление учебного процесса, при котором обучаемый действует в нереальной (игровой) ситуации и знает об этом.
Говоря о данной технологии, хотелось бы отметить, что игра как средство общения, обучения и накопления профессионального и жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом. Это определяется многообразием форм игры и алгоритмами ее проведения. Именно социокультурная природа игры делает ее незаменимым элементом процесса обучения. Обычно (традиционно) этот процесс ведется или в форме монолога (преподаватель объясняет – студент слушает), или в форме диалога (вопросы студентов или опрос преподавателем). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво.
Таким образом, игра представляет собой своеобразную школу профессиональной жизни, школу человеческих отношений. Особой известностью пользуется теория игры К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. И в процессе проведения такого урока внутренний потенциал студентов должен достичь в симуляционной деятельности такого уровня развития, чтобы затем успешно перенестись в повседневную действительность.

Цель использования технологии профессиональных игр:
Освоение правил поведения и ролей в профессиональной группе; самореализация студентов в игре практикой новых социальных отношений.
Обоснование цели:
В процессе проведения профессиональных игр студентами приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются их индивидуальные характеристики и профессионально важные качества, необходимые для достижения поставленных игровых целей. Кроме того, игровые группы представляют собой небольшой производственный коллектив – аналог предприятий, где предстоит работать будущим выпускникам. Дидактическая цель ставится перед студентами в виде игровой задачи, а сам учебный материал используется в качестве средства игры. В процессе использования данной технологии накапливаются и культурные традиции (понятия ценностей, отношений и т.д.), которые превносятся как преподавателем, так и самими участниками, то есть идет формирования профессиональной культуры.
Из целей вытекают следующие задачи:
- образовательные: расширение кругозора; использование полученных знаний на практике; моделирование различных ситуаций, способных разрешить поставленные задачи.
- развивающие: воспитание и формирование студента как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Алгоритм использования технологии:
В основе использования данной технологии лежит принцип дифференциации, суть которого состоит в том, что задача игры соответствует направленности предмета, конкретным задачам, поставленным в процессе обучения. Поэтому в первую очередь я определяю цели и задачи предстоящего урока. Например, по предмету «Технология перевозок» ставится цель о перевозке режимных грузов из одного порта в другой. Важным на данном этапе является то, что нет единого возможного пути достижения поставленной цели. Задачи, поставленные перед группами таковы, что доставке груза «мешают»: погодные условия, перезагрузка судна, выход из строя рефрежираторов, неправильно оформленные документы, даже непрофессиональные действия членов экипажа. При непосредственном решении поставленных задач студентам приходится принимать решение, продумывая результаты и последствия, причем, нужно отметить, что за принятое решение несет ответственность вся команда, но «играя», мы разбиваемся на роли: капитан, I, II, III штурман и т.д., поэтому степень ответственности различна. Это дает возможность проживать профессиональные ситуации, получать удовлетворение или испытывать разочарование от совместной деятельности команды и свои лично.
Таким образом, создается форма будущей профессиональной деятельности, и моделируются соответствующие ей отношения. Более точному воспроизведению производственной обстановки способствуют и используемые профессиональные термины, и уже имеющиеся знания, причем не только поданному предмету (в частности по «Технологии перевозок»), но и по «Правилам плавания по внутренним водным путям», вспоминаем мы и положения Устава о плавании (предмет «Организация службы на судах»). Таким образом, осуществляются межпредметные связи, и формируется понимание необходимости определенного уровня знаний, то есть растет мотивация к дальнейшему обучению. Знания и умения у студентов как бы ложатся в канву будущей профессии, а не остаются абстрактными величинами, ведь их нужно применить на практике, доказав свою состоятельность как профессионала. В то же время, понимая, что это всего лишь игра, студенты раскрепощаются и это дает возможность раскрыться творчески.
Решая поставленные задачи, студенты, не только осваивают профессиональные действия, тем самым приобщаясь к профессиональному сообществу своей будущей специальности, но и осваивают социальные нормы, решая проблему в игровом профессиональном коллективе. Группы студентов как правило формируются по желанию, но свою задачу я вижу и в том, чтобы максимально учитывать психологические особенности молодых людей и руководить формированием групп таким образом, чтобы это не ущемляло их как личностей, но и не создавались сильные и слабые группы (по уровню знаний и по психологическим особенностям).
По окончании игры мы подводим итоги. Выявляем сильные и слабые стороны решения той или иной проблемы, отмечаем решительность и правильность действий, ищем ошибки.

Диагностика эффективности технологии профессиональных игр:

Основными критериями при проведении диагностики в данном случае могут быть названы рост интереса к будущей профессии и стремление к дальнейшему получению знаний.

Динамика роста отслеживалась на протяжении учебного года в группах судоводителей и судостроителей (всего58 человек).

Технология «мозговой штурм»
«Мозговой штурм» (англ. Brainstorming) - один из наиболее часто используемых методов стимулирования творческой активности, позволяющий найти решение какой-либо сложной проблемы. Основной принцип мозгового штурма заключается в том, что никто не должен высказывать оценку или критику в адрес любой идеи, возникшей в ходе обсуждения. Метод мозгового штурма предполагает, что каждый человек в какой-то степени обладает творческими способностями, но определенные внутренние и социальные факторы не позволяют ему в полной мере использовать свой творческий потенциал.
Данная технология представляется как средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором студентам предлагается высказывать как можно больше вариантов решения проблемы.


Цель использования технологии «мозговой штурм».
Формирование умений: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; работать в команде, брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Из целей вытекают следующие задачи:
- образовательные: применение имеющихся знаний на практике, моделирование различных ситуаций, способных быстро и эффективно разрешить поставленные задачи.
- развивающие: формирование коммуникативных и профессиональных компетенций.
Алгоритм использования технологии:
Студенты разбиваются на две группы: на тех, кто должен предложить новые варианты решения нужной задачи - «генераторов идей», и членов комиссии, которые будут обрабатывать предложенные материалы - «критиков». Задача «генераторов» состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений, идей относительно возможностей решения обсуждаемой проблемы. Задача «критиков» – выбрать из предложенных идей лучшие.
Процедура проведения занятий по методу «мозгового штурма» состоит из следующих этапов:
1. Формулирование проблемы, которую необходимо решить, обоснование задачи для поиска решения. Формирование рабочих групп по 5-7 человек и отдельно экспертной группы «критиков».
2. Разминочная сессия, т.е. упражнения на быстрый поиск ответов на вопросы. Задача этого этапа – помочь участникам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и пр.).
3. Рабочая сессия, т.е. сам «штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняются задачи, напоминаются правила поведения в ходе работы. К каждой группе прикрепляется один эксперт, в задачу которого входит фиксирование на доске или большом листе бумаге все выдвигаемые идеи.
4. Экспертиза – оценка собранных идей и отбор лучших из них в группе «критиков» на основе разработанных ими критериев. Рабочие группы в это время отдыхают.
5. Подведение итогов - общее обсуждение результатов работы групп, представление лучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие общего группового решения, его фиксация.
Любой участник на каждом этапе «мозговой атаки» имеет возможность для высказывания в строго лимитированное время, обычно в пределах от одной до трех минут.
Преподаватель, ведущий «мозговую атаку» не имеет права комментировать или оценивать высказывания участников. Но может прервать участника, если он высказывается не по теме или исчерпал лимит времени, а также в целях уточнения сути высказанных предложений.
Основное условие результативного проведения занятий по типу «мозговой атаки» связано с готовностью студентов свободно высказывать нестандартные решения. Лучшие результаты достигаются при определенных навыках участия в «мозговых атаках». Поэтому учебные «мозговые атаки» полезны, так как вырабатывают у студентов правила их проведения и формируют навыки для реальных «мозговых атак» (как и других форм обучения).

Диагностика эффективности технологии «мозговой штурм»:

Основными критериями при проведении диагностики в данном случае могут быть названы творческая активность, умение принимать решение, умение работать в команде.


Динамика роста отслеживалась на протяжении учебного года в группах судоводителей и судостроителей (всего58 человек).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация новых образовательных программ, образовательной модели подготовки компетентных специалистов возможна в образовательной технологии, позволяющей эффективно выстраивать процесс обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с запланированными целями.
Современная парадигма образования, соотнесение ее с контекстом духовной культуры личностными запросами студентов, требуют обновления содержания образования и поиска таких форм и методов обучения, которые дадут возможность их наибольшего освоения.
Вся совокупность информации должна быть подчинена ориентации на жизнь, на умение действовать в нестандартных ситуациях, на умение находить выход из конфликтных ситуаций.
Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, студент постепенно приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных.
Использование системы описанных мною технологий позволяет развивать у студентов следующие компетентности, необходимые как в производственной карьере, так и в жизни:
- студент осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;
-студент накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его одногруппников;
- готовность студента к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;
- студент стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
-студент понимает необходимость дальнейшего образования.
Кроме того, создавая совместно со студентами наш «образовательный продукт», у меня появляется уникальная возможность воздействовать на мировоззрение и идеалы студентов, побуждать их осмыслить и если это необходимо переоценить некоторые личностные ценности, неправильные взгляды и убеждения. Углубляясь в процесс познания, когда cтремление к знаниям «засасывает», студенты сами предлагают инновационные технологии работы: КВНы, круглые столы, оппонирование. Причем нужно отметить, что темы выбираются ими самими, а это значит, что появляется не только интерес к учебе, к приобретению знаний, но и происходит саморазвитие, ибо не может не развиваться человек, овладевающий новыми знаниями, происходит формирование общих и профессиональных компетенций. Этот процесс – бесконечен, а значит и бесконечно самосовершенствование моих подопечных.
Предлагая данную разработку, я не претендую на оригинальность, ведь нестандартные уроки уже давно и прочно заняли свое место в практической методике преподавания. Я лишь хочу поделиться с вами своими удачами и возможно, кому-то из вас что-то покажется интересным и новым.
Кроме того, нестандартные формы проведения уроков – это не самоцель, они позволяют преподавателю творчески подойти к планированию всех этапов урока с тем, чтобы он был насыщенным и интересным для студентов. Что в конечном итоге приводит к повышению качества образования.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 1983. — 244с.
2.Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.
3.Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
4.Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.
5.Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе: учебное пособие. – Сумы: СумДПУ, 2009. – 122 с.
6. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
7. Татур Ю.Г. Образовательная система России. Высшая школа. — М., 1999.
Категория: Технология | Добавил: 29091962
Просмотров: 3476 | Загрузок: 349 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 ssn1957  
Данная работа не является предметом Конкурса. Её законное место в материалах Конференции, которая, к сожалению, завершена.
С уважением, Серебряков Сергей Николаевич, зам.руководителя экспертной комиссии

1 ИринаЛар  
Лариса Джоновна, работа загружена на сторонний файлообменник, загрузите на файлообменник "Моего университета" согласно положению и правильно оформите.
С уважением, Ларионова Ирина Юрьевна, технический эксперт конкурса

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]