Понедельник, 20.11.2017, 16:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы эстетич., здоровьесбер.,техн. направления » Технология

Комплексное психолого-педагогическое исследование влияния проектно – технологического обучения школьников
[ · Скачать удаленно (10.23 Mb) ] 21.01.2012, 08:58
Современные экономические условия предъявляют новые требования к уровню профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и инженеров. Большое распространение получили различные виды инновационных учебных заведений — гимназии, лицеи, колледжи. Образовательный процесс, как правило, ориентирован в основном на так называемых «одаренных» детей, при этом возможные возрастные изменения интересов ребенка учесть очень сложно. Учет индивидуальных особенностей учащихся, диагностика эффективности процесса обучения в главной мере основываются на выявлении уровня сформированности знаний, умений, навыков, познавательных способностей. Технология обучения и воспитания традиционно строится на определении уровня умственного развития, общих умственных способностей, уровня развития интеллекта. При этом, несмотря на достаточно большое количество исследова¬ний в данном направлении, не в полной мере учитываются такие качества личности, как техническая одаренность, способность к проектной, изобретательской деятельности и др.
Основная проблема состоит сегодня в поиске новых возможностей профессионального технического образования. Решение данной проблемы может быть найдено на основе исследования связи общего, трудового и профессионального обучения, причин плохой успеваемости детей и оптимизации образовательной подготовки практико-ориентированных учащихся.
Определение практико-ориентированных учащихся было предложено В. Д. Симоненко, который таким образом охарактеризовал детей, обладающих конкретно-логическим мышлением и склонностью к практико-преобразующей деятельности. Такие учащиеся, как правило, неуспевающие, потерявшие интерес к обучению, слабо успевающие по основным предметам, обладающие заниженной самооценкой в области познавательной деятельности и, как следствие, часто склонные к негативным действиям или самоизоляции. Такие дети испытывают дискомфорт в традиционной общеобразовательной школе, что обуславливает поиск новых образовательных систем, обеспечивающих условия для обучения и комфортную социально адаптирующую среду.
Обеспечение социальной защиты учащихся средствами образования во многом обусловлено информированностью о существующих социально-экономических условиях жизни общества, соединением в учебной деятельности теоретических знаний и практических навыков, формированием социальной направленности и развитием способности личности к оценке информации о протекании социальной деятельности в соответствии с требованиями общества, формированием умения прогнозировать, конструировать и осознанно осуществлять конкретную социальную деятельность.
В экономически развитых странах практико-ориентированные школы готовят учеников к освоению профессий, предъявляющих глубокие требования к самостоятельному мышлению, чувству ответственности и умению руководить людьми, дают расширенное общее образование, готовят учащихся по ряду самых разнообразных направлений: естественно-математическое, социально-экономи¬ческое, медицинское, лингвистическое, техническое.
Анализ опыта работы российских и зарубежных школ позволяет определить содержание понятия «социализация» в практико-ориентированных учебных заведениях. Под социализацией в данном случае понимается результат взаимосвязи процессов социального и начального профессионального становления, обеспечивающий готовность человека к полноправному и активному функционированию в жизни общества в настоящий период его жизнедеятельности и в будущем на основе личного положительного опыта.
В качестве критериев сформированности уровня социализации можно использовать следующие показатели: изменение в поведении, которое характеризуется уровнем дисциплины; изменение успеваемости, количественно оцениваемое по среднему баллу по предметам, уровню сформированности познавательного интереса и др.; профессиональный рост, показателем которого является качество выполняемых учебных и результаты квалификационных работ и экзаменов.
Профессионально-ориентированная школа понимается как подсистема непрерывного образования, призванная реализовать в различных организационных формах целостный подход к обучению и воспитанию, позволяющий формировать навыки лич¬ностной и профессиональной социализации.
Основой для построения технологии обучения практико-ориентированных учащихся являются исследования, проводимые в различных областях педагогики. Прежде всего, это работы П. Р. Атутова, Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, В. Д. Симоненко, и др.
Кроме того, перспектива разработки такой дидактической системы подразумевает решение целого круга задач, прежде всего:
• создание адаптированной к местным региональным условиям модели современной практико-ориентированной школы, образовательной системы нового типа;
• разработка принципов отбора содержания, организационных форм и методов обучения, учебно-программного и методического обеспечения, способствующего личностной и профессиональной социализации практико-ориентированных детей;
• разработка диагностических методик, позволяющих выявлять практико-ориентированных учащихся в школе;
• разработка методов диагностики и длительного педагогического сопровождения в системе подготовки и переподготовки педаго-гических кадров, системе профессионального образования;
• определение путей подготовки и переподготовки учителей технологических классов на всех этапах системы образования.
Гармоническое сочетание общего, трудового и профессионального обучения, организация учебного процесса не за счет традиционного увеличения учебной нагрузки, а посредством рационально построенного учебного процесса - основная цель будущих исследований.
Сущность проблемы получения объективной и качественной информации о результатах обучения, разработки критериев оценки достижений учащихся и инструментария, обеспечивающего их достоверность, рассмотрены В.Б. Беспалько, С. И. Архангельским, И. С. Якиманской, Ю. К. Бабанским, и др. В области оценки дости¬жений учащихся в трудо-вом обучении и обучении образовательной области «Технология» этой проблеме посвящены исследования Г. В. Терещука, В. Д. Си¬моненко, Ю. В. Хотунцева, и др.
При этом личностно - деятельностный подход по своей сути с одной стороны, является стратегической основой системы изучения личности учащегося, который проявляет (объективизирует) себя через деятельность, а с другой – комплексным средством изме¬рения и интерпретации получаемых результатов.
Обобщенный психолого - педагогический опыт в области решения проблемы получения объективной и качественной информации о результатах обучения позволил нам осуществить работу по разработке критериев оценки достижений учащихся на уроках технологии.
Под проектно-технологической обученностью учащихся понимается достигнутый уровень развития школьников как субъектов преобразовательной деятельности, выражающийся в их практической готовности к самостоятельному осуществлению преобразовательной деятельности в области ручного труда на уроках технологии и в повсе-дневной жизни.
На протяжении ряда лет мной выявлено, что основные критерии проектно-технологической обученности учащихся должны быть представлены в виде следующей системы:
1. Уровень усвоения школьниками содержания учебного предмета (именно технологии):
1.1. Уровень сформированности проектно-технологических знаний (когнитивный критерий);
1.2. Уровень сформированности проектно-технологических умений (операционно-практический критерий).
2. Уровень сложившегося опыта творческой деятельности (креативный критерий).
3. Уровень личностных приобретений, сложившихся в определенную систему ценностей (мотивационно-потребностный критерий).
4. Уровень развития психических процессов и новообразований, актуальных для школьного возраста (психо-возрастной критерий).
Когнитивный и операционно-практический критерии проектно-технологической обученности учащихся разделяются по возрастным ступеням, степени самостоятельности и творческой активности в процессе создания изделий. При этом выделяются первая возрастная ступень, соответствую¬щая 1-2 годам обучения учащихся, и вторая возрастная ступень, относящаяся к 3-4 годам обучения школьников, которые, в свою очередь, подразделяются на репродуктивно-подражательный, алгоритмический и эвристический (субъективно-творческий) уровни. Операционно-практический критерий представлен основными видами специальных проектно-технологических умений, формируемых на уроках технологии в процессе решения учебных задач и являющихся необходимыми в процессе создания материальных продуктов посредством различных видов деятельности в области ручного труда. Вот как выглядит рост уровня проектно-технологических умений, форми¬руемых на уроках технологии в процессе решения учебных задач в области ручного труда за последние три года (см. таблицу).

Любое из включенных в операционно-практический критерий умений представляет собой диагностическую ситуацию, характеризующую практическую готовность ученика к преобразовательной деятельности и имеющую разную степень, и уровень проявления в его проектно-технологической деятельности на различных этапах обучения.
При оценке уровня усвоения содержания школьниками учебного предмета необходимо исследовать характер умственных и практических действий учащихся по таким критериям, как обобщенность, сознательность, разумность, освоенность и т. д.
При определении уровня сложившегося опыта творческой деятельности (креативный критерий) проведенного мной на основе выделенных В. И. Тютюнником психологических признаков субъекта творческого труда, проявляемых школьниками в процессе создания различных изделий на уроках труда, в том числе и в проектной деятельности выявились следующие результаты.
См. таблицу (диагностика проводилась по 5 бальной системе)

Однако целостная картина о творческом развитии личности школьника на уроках технологии требует также исследований его индивидуальных склонностей, интересов, (это прерогатива психолога) существенно влияющих на ход и результаты процесса обучения и в то же время являющихся значимыми показателями его развития как субъекта преобразовательной деятельности.
Уровень личностных приобретений на уроках технологии в процессе проектно-технологической деятельности, сложившихся в определенную систему ценностей школьника (мотивационно-потребностный критерий), рассматривался на основе изучения мотивов и потребностей в проектно-технологической деятельности, а также в проявлении культуры труда и таких ка¬честв, как трудолюбие, целеустремленность, коммуникативность, инициативность, сознательность, усердие, дисциплинированность и т. д.
(См. таблицу).
При оценке уровня развития (высокого, среднего) основных психических процессов познавательной деятельности учащихся и новообразований, исследовались психологом школы такие компоненты, как: внимание, память, мышление, творческие способности, а также рефлексия, произвольность действий и умение осуществлять деятельность во внутреннем плане.
Оценка уровня обучаемости (высокого, среднего, низкого) школьников как потенциальных возможностей к овладению новыми проектно-технологическими знаниями, умениями на уроках технологии в содружестве с учителем оценивалась мной на основе основных критериев, предложенных И. А. Зимней.
Таким образом, разработанная критериальная база системы оценки достижений учащихся в образовательной области «Технология» позволяет осуществить комплексное психолого-педагогическое исследование влияния проектно- технологического обучения на развитие личности школьника. Исходя из многолетних наблюдений за учащимися, я убедился, что с 14-ти лет деятельность ребят связана со стремлением к самореализации, самосовершенствованию. В этом возрасте подросткам свойственно увлечение чем-либо, а достигнутый успех в выбранном увлечении гармонично развивает, обогащает внутренний мир человека. У подростков явно выраженное стремление к самостоятельности сталкивается с отсутствием или недостаточной сформированностью навыков самостоятельной деятельности. Отработать этот навык позволяет проектная деятельность, предусматривающая планирование собственной деятельности, определение цели, постановку задач, оценку действенности избранных средств и результатов.
Моя задача как учителя — не только обучить школьников основным трудовым навыкам, но и способствовать их комплексному развитию, практической реализации ими знаний, полученных по основам различных наук, осознанному формированию профессионального выбора, готовности к самостоятельной трудовой жизни.
На уроках технологии, чтобы больше заинтересовать ребят, я использую проблемные ситуации, ввожу элементы занимательности: решение технических кроссвордов, задач на конструкторско-технологическую смекалку. Причем некоторые из них составляю сам. Поскольку на изучение теоретического материала отводится мало времени, часть его школьники осваивают самостоятельно, используя для этого тематические стенды. Готовясь к занятиям, планирую не только свои действия, но и содержание работы учащихся, стараюсь предусмотреть возможные трудности и пути их преодоления, а также учитываю индивидуальные особенности учеников. Ценным подспорьем при этом является моя «методическая копилка» поурочные комплексные планы и разработки по всем темам учебной программы и для всех классов, технологическая документация, дидактический материал, а также аудио- и визуальные технические средства обучения.
Присоединяю свой голос к тем, кто ратует за необходимость обучать школьников различным видам ручного труда. Тем более что на этой основе они в дальнейшем значительно легче и успешнее овладевают механизированными инструментами. Ведь жизнь на селе устроена так, что каждый ученик привносит посильный вклад своей школе (см. схему)
Большое значение придаю ознакомлению учащихся, начиная с 5-го класса, с правилами составления чертежей и технологической документации. К 9-му классу мои ученики, как правило, уже умеют самостоятельно читать и выполнять довольно сложные чертежи и технологические карты. Это особенно важно для успешного применения метода проектов, который я считаю системообразующим в технологической подготовке школьников.
Особенность практической работы, связанной с проектированием, — в более глубоком творческом контакте учителя и учеников, в совместном поиске и выборе перспективных объектов труда, сборе и анализе необходимой информации, обсуждении конструкторско-технологического обеспечения выполняемых изделий. Причем при выборе проектов стараюсь максимально учесть мнения и пожелания учащихся (понятно, что речь идет об изделиях, выполнить которые им под силу). Это повышает у них уверенность в своих силах, развивает мышление и фантазию, учит соизмерять свои цели и возможности, стимулирует волю к обучению. Разумеется, приходится корректировать их задумки, подсказывать, что им надо изучить, над чем побольше поработать, какие новые технологические операции освоить.

Что же касается времени, то здесь подспорьем служит кружковая работа. На этих занятиях ребята по своему желанию создают красивые и полезные вещи из древесины, металла, пластиковых бутылок и т.д., которые также зачастую являются их находками.
Это наборы кухонной утвари, оригинальные сувениры, панно, шкатулки, матрешки, подсвечники, брелки, атрибуты для различных игр и т.д. Изделия учеников демонстрируются на школьных выставках декоративно – прикладного искусства, а также на районной и окружной тематических выставках творчества школьников, где мы не раз занимали призовые места.

На уроках технологии работает все – от фантазии до логики. Этот предмет опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Если в правописании слова «резьба» двух мнений быть не может, то на наших уроках только от обилия зарисовок этой самой резьбы просто голова кругом идет. И задача учителя - помочь этим замыслам осуществиться. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребителей, до реализации продукции, позволит обеспечить им преуспевание в жизни, потому что они умеют найти ответ на вопрос «как делать?».

Литература:
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1999.
4. Программы средних общеобразовательных учреждений: Технология под ред. А.Т. Тищенко и В.Д.Симоненко.-М.: Просвещение, 2009.
5. Е.М. Муравьев. Технология обработки металлов -2-е изд.-М.: Просвещение, 2008.
6. (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985126.htm; см. статью Борисовой Е.М. «Основы психодиагностики»).
Категория: Технология | Добавил: fktrcfylh
Просмотров: 852 | Загрузок: 221 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Александр Николаевич, материал не допущен к участию в конкурсе. angry
Работа представлена не по форме. Не соответствует тематике конкурса. sad
С уважением, тех.эксперт Ларионова Ирина Юрьевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]