Пятница, 09.12.2016, 04:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы эстетич., здоровьесбер.,техн. направления » Профориентация

Урок предмета "Предпрофильная подготовка" по теме "Рынок труда"
[ · Скачать удаленно (96 Кб) ] 10.04.2015, 19:31
1. Тип урока: комбинированный
2. Цель урока: содействовать формированию знаний учащихся о современном рынке труда; содействовать актуализации размышлений учащихся о необходимости учитывать потребности рынка труда при выборе профессии.
3. Задачи:
образовательные:
подвести учащихся к определению понятий: «социальный заказ», «трудовые ресурсы», «рынок труда», «субъекты рынка труда», «компоненты рынка труда»,
«работодатель», «работник»;
развивающие:
содействовать развитию коммуникативных, аналитических, творческих способностей, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать данные, выбирать форму обобщения материала, умение выбирать решение и высказывать свои мысли на заданную проблему;
воспитательные:
содействовать формированию уважительного отношения к труду, умения работать в коллективе, распределять обязанности; содействовать формированию ответственности за решение при выборе профессии, использования полученных знаний в ориентации на рынке труда.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:
- инициация (приветствие, знакомство)
- вхождение или погружение в тему (целеполагание),
- формирование ожиданий обучающихся

3. Название метода: метод проблемной ситуации.
Цель и задачи: актуализировать размышления учащихся о секретах выбора профессии
Предварительная подготовка: содержание диалога, газета с объявлениями о работе «Требуются…»;
Технология проведения: учащиеся инсценируют проблемную ситуацию.
Учитель приветствует учеников, предлагает послушать диалог одноклассников.

Учащиеся проигрывают проблемную ситуацию (на доске плакат с объявлениями о работе).

- Смотри, сколько объявлений «Требуются, требуются»
- Ну и что? Везде и все одно и то же: «Ищу репетитора по математике», «Опытный психолог может разрешить все ваши проблемы», «Секретарь с опытом работы и т.д.».
- Вот ты, кем хочешь быть?
- Я? Ну, может быть, дизайнером, юристом, Престижно, модно. Приходишь куда-нибудь, подаешь визитку, а на ней написано: «Известный адвокат Иванова».
- Где ты только потом юристом где устроишься? Каждый третий наверное, сейчас юрист. Ты вообще думаешь, как потом искать работу?
- Чего ее искать? Она сама меня найдет. Лишь бы образование высшее получить.
- Уверена? А помнишь, нам на уроке говорили о секретах выбора профессии?
- Ну, помню. И что? «Хочу» - мои интересы и «Могу» - мои возможности.
- А о третьем секрете ты забыла?

Происхождение метода: диалог авторский.
Учитель задает вопрос о третьей составляющей секрета выбора профессии.
Ученики отвечают:
- Третья составляющая секрета выбора профессии.
– это «НАДО» - рынок труда.

Учитель предлагает сформулировать тему и цель урока.
Ученики высказывают мнения, отвечают на вопросы.
Предположительные ответы:
«Рассмотрим вопросы о том, какие профессии нужны, как найти работу; чтотнадо учитывать при выборе профессии».
Формулируют тему, цель урока.
«Тема урока: рынок труда».
Учитель определяет цели и задачи урока.

Работают с интеллект – картой (записывают тему урока).
Фаза 2 «Работа над темой»
Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:

- интерактивная лекция (инпут),
- проработка содержания темы

5 Метод: игровая: дидактическая игра «Наш город», интерактивный метод (обсуждение)
Цель и задачи: подвести учеников к понятию «социальный заказ», «спрос и предложение на рынке труда».
Предварительная подготовка: плакат «Наш город» с изображением предприятий города (названиями.)
Технология проведения: Ученики пишут на листочках одну-две профессии, которые выбрали для своей профессиональной деятельности.
Два ученика собирают листочки, группируют профессии по видам труда, записывают на доске (Например: юристы – 5, экономисты – 3, врач – 2, инженер – 1 и т.д.), отмечают на «Карте города» заполненные вакансии.
Ученики анализируют результаты, высказывают мнения, делают вывод о том, что часть объектов осталась без кадров, а на других объектах слишком много желающих работать (примеры объектов: школа, больница, «Тракторный завод», «Красный октябрь», «Супермаркет», «Лукойл», библиотека, банк, магазины, юридическая контора, отдел внутренних дел)
Происхождение метода: игра заимствована.
Инструкции учителя: всем ученикам написать на листочках одну - две профессии, которые выбрали, двум ученикам собрать листочки сгруппировать профессии по видам труда, отметить на «Карте города».

- Название метода: интерактивный метод обсуждения.
- Цели и задачи метода: подвести учеников учащихся к понятиям: рынок труда, работник, работодатель.
- Предварительная подготовка: подготовить отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его балде».
- Технология проведения: учитель предлагает двум ученикам инсценировать отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его балде»:

Два ученика рассказывает отрывок из сказки:
- Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему балда
Идет, сам не зная куда.
- Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ:
«Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где найти такого, служителя не очень дорогого?»

Учитель задает вопросы: Кто здесь покупатель и кто – продавец? Какой особенный товар хотел купить поп? Какие возможности были у попа купить работника? Какого работника искал поп? Что мог балда продать попу?

Происхождение метода: идея сравнения о рынке труда заимствована из книги «Выбираем профессию: советы практического психолога / А. Грецов. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2007. – 214.

8 - Название метода: метод визуализации, метод интеллект – карт.

- Цели и задачи метода: повышение эффективности усвоения учебного материала.
- Предварительная подготовка: разработать презентацию.
- Технология проведения: учитель предлагает познакомиться с определениями понятий «рынок труда», «работодатель», «спрос на труд », «предложение труда». Ученики записывают и символически обозначают понятия в интеллект – картах:

- рынок труда - совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе¬ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы;
- работодатель - один из субъектов трудового права. Согласно ст. 20 работодатель — юридическое лицо, физическое лицо, публичное юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
- работник - это лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющиеся трудовому распорядку предприятия (учреждения);
- спрос на труд - платежеспособная потреб¬ность работодателей в рабо¬чей силе для организации и развития производства. Спрос на труд определяется следующими факторами: производительность труда; использование современных технологий; состояние экономики и ее отдельных отраслей; спрос на потребительские товары, необходимые обще¬ству;
- предложение труда - совокупность экономически активного населения, предла¬гающего свою рабочую силу на рынке труда и зависит от следующих факторов. Предложение труда определяется следующими факторами: численность трудоспособного населения; уровень квалификации; уровень и структура зарплаты; социальная и налоговая политика государства.
Учитель задает вопросы:
- Как вы считаете, какие качества ценит работодатель в работнике?
- Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не потерять работу?

Происхождение метода: презентация авторская, интеллект – карты - авторские
Инструкции учителя: инструктирует по работе с интеллект – картами.


20 - Название метода: групповое взаимодействие, исследовательский метод
- Цели и задачи метода: провести исследование о востребованности профессий на рынке труда г. Волгограда, проанализировать результаты. Сделать выводы.
- Необходимые материалы: листы А4, карандаши, фломастеры.
- Предварительная подготовка : подготовить таблицы, газеты: «Работа для вас», «Профи».
- Технология проведения:
Учитель предлагает классу разделиться на 5 – 6 групп. Каждой группе дает задание: провести мини – исследование о востребованности профессий на рынке труда г. Волгограда, заполнив таблицу:

Профессии (название) Количество вакансий Опыт работы Образование Заработная плата


Группы проводят исследования по следующим сферам труда:
1 – я группа – инженерно – техническая служба. IT- технологии;
2 – я группа – транспорт, автосервис;
3 – я группа – инженерно – строительный персонал;
4 – я группа – медицина, образование;
5 – я группа – рабочие производственных и строительных специальностей;
6 – я группа – общественное питание, сфера услуг;
7 – я группа – торговля.

Ученики выполняют следующую работу: заполняют таблицы, анализируют результаты, делают выводы.

- Примечание: класс может быть поделен на меньшее количество групп или большее в зависимости от наполненности.
- Инструкции учителя: «Сейчас вы проведете исследование, в результате которого должны ответить на следующие вопросы.: какие профессии востребованы на рынке труда, сколько вакансий, какие требования к опыту работы,какая заработная плата? Для этого разделимся на 7 групп, каждая группа работает со своей сферой труда. Затем вы представите результаты»
Учитель задает вопросы:
- Какие профессии наиболее востребованы в вашей сфере труда?
- Как вы думаете, почему именно эти профессии востребованы сегодня на рынке труда?
- Требуется ли опыт работы и для каких профессий?
- Каков режим работы?
- Требуется ли специальное образование?
- Какое образование наиболее востребовано на рынке труда? Предположите, с чем связан такой выбор?
Ученики высказывают мнения.
Происхождение метода: исследование проводится по авторскому замыслу.
Инструкции учителя: инструктирует по работе с газетами и с таблицами.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:

- разминка (релаксация),
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),
- домашнее задание.
4

Название метода: рефлексия
Цели и задачи метода: подвести итоги урока
Технология проведения
Учитель задает вопросы:
- Что нового сегодня вы узнали на уроке?
- Что вам было интересно?
- Чем этот урок может быть полезен в жизни?

Учитель задает домашнее задание.
Апробация образовательного мероприятия
(если данное образовательное мероприятие проводилось, отметьте, пожалуйста, его результативность и отношение обучающихся к форме и содержанию мероприятия (занятия)) Урок проводился по программе предпрофильной подготовки. Урок проходил очень динамично, так как применяются разнообразные методы активного обучения: проблемная ситуация, интеллект – карты, визуализация, исследование, обсуждение.
Ученикам нравятся диалоги, проведение исследований и представление их результатов.

Примечания (важные организационные, технические, методические и дидактические моменты, которые необходимо учитывать при проведении данного образовательного мероприятия)
Категория: Профориентация | Добавил: metodist230460
Просмотров: 626 | Загрузок: 182 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Елена Александровна!
Ваша работа допущена к участию в конкурсе.
С уважением, Серебряков С.Н.

2  
Сергей Николаевич! Спасибо Вам за внимание!
С уважением, Курочкина Е.А.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]