Воскресенье, 04.12.2016, 15:11
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы эстетич., здоровьесбер.,техн. направления » ОБЖ

Пребывание человека в условиях автономного существования в природной среде
[ Скачать с сервера (3.53Mb) ] 06.02.2013, 23:51
Тема: «Пребывание человека в условиях автономного существования в природной среде».

Тип: урок-игра.

Цели урока:
♦ сформировать у учащихся представления о возможностях выживания в условиях дикой природы;
♦ выработать моральную готовность к преодолению трудностей автономного пребывания в природной среде.

Задачи урока:
♦ изучить правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;
♦ формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи;
♦ развивать любознательность и совершенствовать творческие способности учащихся.

Учебные вопросы:
1. Основные причины вынужденного автономного пребывания человека в природе и подготовка к жизнедеятельности в таких условиях.
2. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде:
♦ основные опасности, возникающие при автономном пребывании человека в природе, и меры безопасности;
♦ ориентирование и передвижение на местности;
♦ основные виды сигналов бедствия и их подача;
♦ оборудование бивака, временного жилища;
♦ обеспечение водой и пищей;
♦ добыча огня, выбор места для костра, его разведение и приготовление пищи, меры пожарной безопасности.

После освоения учащимися учебного материала закрепление знаний проводился в виде игры. Создаются две команды, в каждой из которых учащиеся выбирают капитана и помощника. Капитаны руководят подготовкой игроков, определяют очередность их выступления, стремятся, чтобы каждый ученик продемонстрировал свои знания. Помощники на доске ведут учет баллов своих команд. Командам предстоит пройти четыре этапа.

Рекомендации по проведению игры

Чтобы вовлечь учащихся в игру, надо подготовить (распечатать) предлагаемые задания и разложить на каждую парту.
Следует четко определить и объявить учащимся:
♦ время на подготовку и порядок очередности ответов;
♦ хоровые ответы и выкрики не засчитываются как результат;
♦ при работе над ошибками текстами учебника пользоваться нельзя, а записями в тетрадях - можно;
♦ перед блицтурниром следует отрепетировать по одному вопросу;
♦ после каждого этапа команды должны знать свой результат;
♦ использование музыкального сопровождения приветствуется.

Разминка.
Участники каждой из команд выстраиваются в колонну, берутся за пояс впередистоящего и движутся цепью по дорожкам. После прохождения этапа команды дают ответы. Схема маршрута смотри на рисунок.

I этап. Вспомни и назови.
На ватмане подготовить: название этапа, цветное изображение рюкзака. Буквы вырезаются в форме овалов, разложить на каждую парту по букве. Участники команды передовая буквы друг другу дают свои ответы. Ответы учащихся крепятся вокруг изображения.

II этап. Что это?
Задание подаётся в форме презентации «Вопрос – ответ» для обеих команд поочерёдно.

III этап. Что здесь не так?
Тексты задания раздаются командам распечатанные, а текст с указанием правильных ответов демонстрируются на слайдах презентации.

IV этап. Блицтурнир «Кто кого?»
Учащимся предлагается поочерёдно выйти и вытянуть вопрос из лототрона. Ответив, ученик размещает вопрос в таблице с полями «Верно» (Да), «Не верно» (Нет). После чего учитель поясняет ответ.

При проведении игры, необходимо учитывать, что учащиеся еще не полностью усвоили учебный материал, поэтому при затруднении игроку можно оказать помощь.

Ход игры

Разминка

Ученикам предлагается прочитать загадку, «проехав по дорожкам», и дать на нее письменный ответ от каждой команды.


Загадка: Разноцветное коромысло над рекою повисло. (Радуга)

После разминки следует задать наводящие вопросы:
1. Собираясь в поход, какие вещи вы взяли бы с собой?
2. Что из этих вещей особенно необходимо и почему?
3. Другие вопросы на эту тему.

I этап. Вспомни и назови

Каждой команде предоставляется право назвать пять предметов (вещей), которые необходимы в походе и начинаются с предложенных букв: Б (бинт), В (вода), Г (гамак), Д (документы), 3 (зеркало), К (компас), Л (ложка), М (мыло), Н (нитки), П (полотенце).
На каждую букву может быть не один вариант ответа. Главное, чтобы перечисленные вещи были действительно необходимы в условиях вынужденного автономного существования.
За каждое правильно названное слово игрок получает 1 балл. Если у команды нет варианта ответа, слово без подготовки может назвать другая команда и получить 2 балла.

II этап. Что это?

Команды должны отгадать по пять загадок, ответы на которые связаны с ориентированием на местности.
Загадки первой команде:
1. Рассыпалось к ночи зерно, глянули поутру - нет ничего. (Звезды на небе)
2. Ты от нее, а она за тобой, ты за ней - она от тебя. (Тень)
3. Бежать, бежать - не добежать, лететь, лететь - не долететь. (Горизонт)
4. Не хожена дорожка, посыпана горошком. (Млечный путь)
5. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью ложусь. (Река)
Загадки второй команде:
1. Всю зиму пролежал, весной в речку сбежал. (Снег)
2. В самоцветах хоромы богаты, и живет в них хозяин рогатый. (Месяц)
3. Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
4. В синем мешочке пуговиц полно. (Heбo)
5. Много рук, а нога одна. (Дерево)

Баллы за правильные ответы аналогичны первому этапу.

III этап. Что здесь не так?

В течение 2-3 минут команды по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6-го класса [1, с. 70-81] самостоятельно знакомятся с вопросами:
Для первой команды: как готовить место для костра?
Для второй команды: как развести костер?
Затем они получают задания, в тексте которых допущены смысловые ошибки. За каждую обнаруженную ошибку команда получает 1 балл.

Задание первой команде

Найдите в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их и пронумеруйте. Замените их на правильные. Запишите в ответе правильные слова, соблюдая нумерацию.
Место для костра. Для приготовления жилища (1), сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей необходим костер. Место для костра нужно выбрать сухое, открытое, но защищенное от солнца (2) и расположенное неподалеку от воды Площадкой под костер могут служить заостренные (3) камни или плотно уложенные сучья. Место для костра должно быть расчищено. Для надежности можно обложить костер рюкзаками (4).
Не разводите костер возле стройных (5) деревьев: они могут загореться. Зимой не следует разжигать костер под большими деревьями: пар (6), скопившийся на них, может капать (7) вниз и погасить его.
Ответы: 1. Пищи. 2. Дождя. 3. Плоские. 4. Камнями. 5. Сухих. 6. Снег.
7. Обрушиться.

Задание второй команде

В тексте найдите ошибочно вписанные слова и подчеркните их.
Разведение костра. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок. Но крупные поленья вы спичками не зажжете. Поэтому соберите растопку. Лучшая растопка - березовая кора, тоненькие сухие веточки, частокол. Они разгораются, испаряются моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде
Приготовьте растопку, подберите, подсчитайте веточки потолще. Как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще, а потом укладывать толстые поленья. Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. В этих условиях постарайтесь чем-нибудь накрыть, покрасить растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы: оргстекло, резина, кремень, бумага, если они у вас окажутся.
За каждое обнаруженное неправильное слово -1 балл.

IV этап. Блицтурнир «Кто кого?»

Участвуют поочередно по 10 человек от каждой команды. На заданный вопрос игрок без подготовки отвечает одним словом: «Да» или «Нет». За правильный ответ - 1 балл.
Вопросы первой команде. Определите, правильно ли утверждение, что:
- аварийная ситуация возникает внезапно и ее развитие не всегда можно предвидеть;
- доброй приметой при уходе с места аварии является вязание пучков;
- компас боится металлических предметов;
- с помощью ковша можно ориентироваться на местности;
- большая проблема в горах - водообеспечение;
- иглу можно считать средством защиты от ненастья;
- первая нормальная реакция человека, попавшего в опасную ситуацию, - стресс;
- большой камень возле костра полезен;
- жарко горящий костер может «задохнуться»;
- при выборе места для костра главным требованием должна быть пожарная безопасность.

Вопросы второй команде. Определите, правильно ли утверждение, что:
- желание вернуться домой служит важным условием выживания в автономном существовании;
- всем попавшим в аварию надо оказывать первую медицинскую помощь;
- одной из причин принятия пострадавшими решения оставаться на месте является сигнал SOS, принятый ими;
- выживание - это пассивная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях;
- компасом темной ночью пользоваться нельзя;
- при заготовке дров для костра обязательно нужен топор;
- шерстяные носки, надетые на руки, спасут их от мороза;
- тень может помочь в определении сторон горизонта;
- любая карманная мелочь в критической ситуации может быть полезной;
- мягкие вещи лучше положить в середину рюкзака;
- костер можно разжечь на снегу.

Анализируя игру, преподаватель выясняет у ее участников: кто, по их мнению, отвечал лучше и какую они ставят ему оценку?
Кроме самоанализа учеников, преподаватель дает оценку игрокам, отмечает их умение сочетать теоретические вопросы с практическими действиями, подчеркивает активность, сообразительность, объявляет оценки.
Обучение в виде игры способствует активизации школьников, выявлению и развитию их коммуникативных способностей.

Список литературы
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А. Т. Смирнов и др.; под ред. Ю. Л. Воробьёва.- 2-е изд, испр. и доп. –М.: АСТ: Астрель, 2011. – 189, [3] c.: ил.
2. Человек в экстремальных условиях природной среды / В.Г. Волович.-М: Мысль, 1980.
3. Энциклопедия выживания / Б.Г. Кудряшов.- Краснодар, Сов Кубань, 1996.
4. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: учебное пособие/ АН. Костров. -М, 2002.
5. Игры, ребусы, загадки для школьников / Т.И. Линго. - Ярославль, 1998.
Категория: ОБЖ | Добавил: dynis
Просмотров: 3199 | Загрузок: 335 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа не допущена к участию в конкурсе. Оформление работы не отвечает предъявляемым требованиям.
С уважением, Серебряков С.Н., зам.рук.экспертной комиссии, тех.эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]