Главная » Файлы » Предметы эстетич., здоровьесбер.,техн. направления » Музыка |
Урок музыки в 4 классе "Путешествие в страну музыкальных инструментов"
[ · Скачать удаленно (9.91 Mb) ] | 30.01.2012, 22:29 |
Урок музыки в 4 классе. Учитель: Тупчиенко Елена Станиславовна Музыка моего народа «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Тема урока: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Тема четверти: «Музыка моего народа » Тип урока: комбинированный Форма урока: урок-путешествие. Структура урока: 1. Введение в тему 2. Постановка учебной задачи 3. Проверка знаний, умений и навыков 4. Постановка проблемы 5. Поиск путей решения 6. Применение знаний 7. Обобщение, рефлексия 8.Подведение итогов урока Задачи урока: 1.Сформировать представление о русских народных музыкальных инструментах. 2.Развивать интерес к русской народной музыке, способности к сочинительству и импровизации. 3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку своего народа. . Оборудование: ПК, фортепиано, проектор, шумовые музыкальные инструменты. Методы: словесный, наглядно- слуховой, проблемно – поисковый, исследовательский, ретроспективы и перспективы, контрастных сопоставлений, конструирования, сравнения, художественного анализа произведения, обобщения. Музыка на вход « Полянка». СЛАЙД 1. Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Сегодня наша встреча с вами необычная. Мы с вами отправимся в путешествие. Наше путешествие будет необычным, а музыкальным. Во время путешествия вы узнаете много интересного, расширите знания о музыке и музыкальных инструментах, услышите уже знакомые музыкальные произведения и песни разучите новые. И, конечно же, будете, петь, играть, отгадывать загадки и многое другое. - Собираясь в путь нужно взять с собой необходимые вещи. Посмотрите, что я беру с собой (пустая банка с камешками, погремушка, бусы, грецкие орехи). - Как вы думаете, зачем мне эти предметы в путешествии? (В ходе беседы дети выясняют, что эти предметы могут издавать различные шумовые звуки и даже использоваться как шумовые музыкальные инструменты). - А как вы думаете, какую музыкальную страну мы с вами отправляемся? Правильно! В страну музыкальных инструментов. СЛАЙД 2 (тема урока). - А что, по вашему мнению, может помочь нам в пути? Ну, конечно же, весёлая песня. СЛАЙД 3 (текст песни « Нотные бусинки»). МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. (исполнить выразительно, эмоционально, в характере, с движениями). -Молодцы! -И так путешествие начинается. На нашем пути первое испытание. - Вы готовы? Сейчас проверим. СЛАЙД 4(звучит «Светит месяц). -Знакома ли вам эта музыка? - Что вы знаете о ней? -В каком жанре она написана? -В каком характере? -Кто исполняет эту замечательную музыку? (музыка песенно- танцевального жанра, плясовая, задорная, исполняется оркестром русских народных инструментов). - Ребята! Сколько звуков, какая неразбериха! Ой, да мы с вами попали музыкальную сокровищницу. -Давайте рассмотрим здесь всё поподробнее. Может нам здесь не всё знакомо? СЛАЙД5 Кто невежливый такой Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами? Не приучен он к порядку? Или делает зарядку? С кем звучит оркестр, хор? Знаем это…(дирижёр). СЛАЙД 6 -А знаете ли вы что такое оркестр? (коллектив музыкантов играющих на разных инструментах исполняющих различную музыку). -Известно ли вам кто был основателем первого русского оркестра? (В.В.Андреев). -Как вы думаете, какой оркестр будет на нашем уроке главным? (русский народный) - Назовите известные вам инструменты русского народного оркестра? - Какие русские инструменты считаются символами нашего народа? (балалайка и гармонь). -В каком веке был создан оркестр русских народных инструментов? (в 19) СЛАЙД-7 -Какие виды оркестров вам известны? СЛАЙД 8. - В оркестре у каждого музыкального инструмента свой голос (тембр) неповторимый и прекрасный. Внутри русского народного оркестра образуются группы инструментов. -Назовите группы инструментов оркестра (струнные, духовые, ударные, баяны-пневматические язычковые). -Внимательно изучите группы инструментов, может быть какой-то инструмент, по вашему мнению, в данной группе окажется лишним? А может быть, он потерялся и попал не в свою группу? _ Ребята! На нашем пути обнаружены неизвестные музыкальные инструменты (шаркунок, дрова, рубель, кокошник, сурна). СЛАЙД 9. -Давайте рассмотрим эти удивительные музыкальные инструменты. РУБЕЛЬ- предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена когда утюга не было, бельё гладили, накручивая и утрамбовывая. При игре на инструменте звук, такой как если на бегу провести палкой по частому забору. ШАРКУНОК - русский народный шумовой инструмент, дальний родственник кубинских маракасов, шаркунки плетутся из бересты, внутрь помещают сушёный горох. КОКОШНИК - В прежние времена деревенские сторожа были вооружены так называемыми колотушками, Сторож ходил ночью по деревне и стучал в неё, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит. Именно по принципу сторожевой колотушки и устроен инструмент кокошник. СУРНА - древнерусский духовой язычковый инструмент. В16-17 веках использовался в военной музыке. В настоящее время почти вышел из употребления. ДРОВА - ближайший родственник ксилофона, но в отличие от ксилофона чисто русский музыкальный инструмент. Составлен из таких пород дерева как клён, ель, берёза. На дровах играют молоточками похожими на ложечки. СЛАЙД- 10 -А теперь посмотрите и ответьте, к каким группам инструментов они относятся? ( сурна- духовой инструмент, кокошник, рубель, шаркунок, дрова –ударные инструменты). -Замечательно! Какие молодцы! - Вы замечательно поёте, играете. А теперь мне нужно, чтобы вы на некоторое время стали внимательными слушателями. СЛАЙД 11. -Звучит русская народная песня « Пойду ль я, выйду ль я». - Назовите жанр звучащей музыки, характер мелодии? - В какой музыкальной форме написана песня? ( вариации) - Давайте поможем нашему оркестру и исполним песню вместе с ним на шумовых музыкальных инструментах (объясняется порядок исполнения, вступление отдельных групп инструментов). Да, ребята! На музыкальных инструментах и даже голосом можно воспроизвести различные звуки: глухие, звонкие, мягкие, твёрдые, свистящие и даже скрипящие. Одни мелодичные, другие похожи на шум. -Кстати, как зовётся коллектив « музыкантов», которые играют на любых предметах имеющихся под рукой? (шумовой оркестр). -Давайте в нашей весёлой песенке, используем наши предметы, пусть они звучат как инструменты. СЛАЙД 12. Разучивание и исполнение песни. ( Весёлая песенка) в припеве на словах пам-пам играем на шумовых инструмунтах) -За такое умение играть, полагается вас награждать. Дружно похлопайте друг другу. - А теперь для того чтобы узнать насколько удачным было наше путешествие в страну музыкальных инструментов, я вам загадаю загадки. С помощью загадок вы отгадаете музыкальный кроссворд. СЛАЙД 13. Загадаю вам ребятки, Очень трудные загадки. Отгадав, вы не зевайте, Дружно хором отвечайте. 1. Пастух вышел на лужок Он принёс с собой…(рожок). 2. В руки ты её возьмёшь То растянешь, то сожмёшь! Звонкая, нарядная Русская двухрядная Заиграет, только тронь Как зовут её …(гармонь). 3. Хороводом мы пойдём Песню звонко заведём Забренчит нам, угадай-ка Веселушка…(балалайка). 4. Приложил к губам я трубку, Полилась по лесу трель… Инструмент тот очень хрупкий Называется… (свирель). 5.Лель на дудочке играл И подсказку всем нам дал Веселит, поёт она Древнерусская…(сурна). 6. Величают «трескотухой» Этот русский инструмент Без него в оркестре скука Без него и ритма нет…(трещотка). 7.Со мной в поход легко идти Со мною весело в пути. Я и крикун, я и буян, Я звонкий, круглый… (барабан) -Молодцы! -Музыка, какого народа бала на нашем уроке главной? (русского народа).БЫЛИННЫЕ НАИГРЫШИ СЛАЙД- 14. Сегодня музыка помогла нам в нашем музыкальном путешествии. И я хочу, чтобы музыка всегда была в вашей жизни и помогала вам. Я благодарю вас за работу и хочу пожелать вам успехов в учёбе и хорошего настроения. А какие чувства и настроение создал наш урок, мы определим по вашему настроению. Подойдите, пожалуйста, к оркестру и оставьте ему своё настроение.(КРАСНЫЙ-понравился, СИНИЙ–не понравился, ЖЁЛТЫЙ- равнодушие) - Судя по вашему настроению урок не оставил вас равнодушными. Спасибо вам за общение. До новых встреч! К сожалению всю музыку для сопровождения презентации отправить не удалось из-за ограниченности размера архивного файла (не более 15 Мб). | |
Просмотров: 2850 | Загрузок: 677 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||