Среда, 23.01.2019, 02:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы эстетич., здоровьесбер.,техн. направления » Музыка

"Ты откуда, русская зародилась музыка"
[ · Скачать удаленно (152.49kb) ] 21.01.2013, 22:19
Ты откуда русская зародилась музыка
Слайд 1
( дети входят в класс под русскую народную песню» Во саду ли во огороде» в исполнений Н Кадышевой, приветствуют гостей, и друг друга поклонами жестами и улыбками, образовывают круг)
1Урок начинается с распевки, учитель приветствует ребят песенкой
Колокольчик нам поет
Всех на музыку зовет
Слышишь тонкий голосок
Нам пора начать урок
Динь Дон (учитель)
Динь дон (дети)
Здравствуйте! (учитель)
Здравствуйте! (дети)

“Два притопа, три прихлопа”. Музыкальное приветствие под русскую народную песню « Посею лебеду на берегу»
Учитель: Ребята! Сейчас мы с вами поиграем в игру « Три притопа, три прихлопа» Попробуем поздороваться с гостями и друг с другом Я приглашаю вас всех встать в круг, при помощи вот таких движений ( учитель показывает ребятам движения) Мы должны будем приветствовать друг друга. Предлагаю рассчитаться на первый-второй-третий и разбить наш круг на три команды:
• Каждый “номер первый” складывает руки в ладоши и на раз – два – три хлопаем.

• Каждый “номер второй” упирается руками в бедра и делает повороты туловищем в вправо и влево;

• Каждый “номер третий” складывает руки перед туловищем и топает ногами на раз два три.

• На выполнение задания вам дается только три минуты. За это время вы должны поздороваться и как можно точнее отстучать ритм.

• Через две минутки мы собираются в большой круг и в круге повторяем наши движения все вместе.
Учитель: Спасибо ребята, мне кажется, что у нас получилось очень хорошо
Слайд 2
Учитель : Песня - самый древний и самый распространенный в наши дни музыкальный жанр. О песне говорят, что она родилась вместе с человеком. Из песен мы узнаем, о жизни народа: его труде и быте, о его обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах.
В песнях ярко раскрывается патриотизм, мужество и любовь к русской земле! Вот какие слова нашел для русской песни Николай Васильевич Гоголь:
Слайд 3
« Покажи мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы строятся города, под песни баб пеленаются, женится и хоронится русский человек»
Учитель: Ребята тема нашего урока называется так:
Слайд4
Ты откуда русская зародилась музыка
Учитель: Вспомним, стихотворение Г.Серябрякова с ним, мы познакомились во 2 классе Интересно, а ка же думал поэт о возникновении русской народной музыки? Давайте прочтем его: ( дети читают)
Ты откуда, русская зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи откуда, грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
Их порою вешней нашли. Не удивились
Учитель: Ну а песня?
Дети: С песней на Руси родились.
Учитель: Наш урок – концерт посвящен жанрам народной песни. О каких жанрах идет речь? Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?
Дети: у русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность, мелодичность инструментальное звучание.
( примерный ответ детей: колыбельная, лирическая, хороводная, солдатская частушка, Распевность широта и размах)
Учитель: Велика матушка Русь! Главное богатство – люди простые, но талантливые умельцы, умеющие грустить и радоваться, работать до седьмого пота и веселиться от всей души, способные выразить состояние своей души и великие события в песнях, играх, хороводах. Приоткроем вместе великую книгу жизни талантливого русского народа.
С Рождением человека появились разнообразные колыбельные песни.
Слайд 5
Учитель: А что же это за жанр Колыбельная песня?
Дети: ( примерный ответ: Песня которую исполняют младенцу у колыбели, она протяжная, спокойная, нежная, успокаивает Знакомая все с детства)
Учитель: Место, где спал ребенок, было самым теплым, светлым называлось колыбелькой. Отсюда и название колыбельная песня
( На фоне изображения русской избы висит колыбель, у которой сидит нянюшка, прядет пряжу, напевает колыбельную песню)
Нянюшка:
Ай люленьки, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули, на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
а малышка засыпать.
(Нянюшка встает и обращается к гостям)
Нянюшка:
Ой! Земля то добрым слухом, видно полнится,
Что гостей мы рады встретить в нашей горнице
Гости дорогие! Только чур потише не шумите.
Люлька в нашей горнице весит,
Не случайно в ней малютка спит.
Я же нянька рядышком сижу,
то спою, то сказку расскажу,
То кормлю дите, то пеленаю,
А как гости, я гостей встречаю.
Вот и нынче выпала минутка:
Пока в люльке сладко спит малютка
Мы наговоримся шепотком.
( Осторожный стук в дверь)
Кто- то просится еще в наш дом.
( заходят подружки)

Нянюшка:
А, Это вы сороки – белобоки!
Что ни час, вы снова на пороге
С какими новостями пожаловали?
Подружки:
- Нянюшка! А можно еще раз на малютку взглянуть?
- Хотя бы одним глазком.
- Машутка говорит, Что она страсть какая хорошенькая
- Позволь нам остаться.
Нянюшка:
Никак вас угомон не берет. Заходите, уж коли пришли.
Только на малышку попусту смотреть нечего, сглазите еще.
Вот что мы сделаем.
Чтобы был у малышки крепче сон,
Песню колыбельную споем.
Учитель: Ребята, а как нужно исполнять колыбельные песни? На что нам нужно обратить внимание?
( примерный ответ6 нежно ласково, светло, задушевно, Тепло, тихо и распевно, чтобы не разбудить малыша)
( В исполнении девочек звучит колыбельная песня)
Баю – баюшки баек,
Пошел козлик во лесок,
Пошел козлик во лесок,
Нашел красный поясок.
Поясочек подобрал
И за люльку привязал
Нашу девочку качал.
Учитель: Молодцы девочки нам понравилось ваше исполнение, вами были учтены все динамические оттенки, и правильно подобранны интонации, что наша малютка заснула крепким сном.
А мы с вами переходим к следующему жанру.

Слайд 6

Учитель: Самым древним видом музыкального искусства на Руси является хоровод. Хороводы водили в избе на «беседах» или « во зеленых во лужках».
Когда люди вставали в круг, они старались задобрить солнце. Показывали в движениях как нужно, чтобы вырос лен или рожь. Люди верили в то, что после такого хоровода урожай будет хорошим.
Мы с вами тоже умеем водить хороводы, я приглашаю встать в хоровод Посмотрим как у нас все получиться
А наш хоровод так и называется: «В хороводе мы были»
В Хороводе мы были, (2 раза)
Ай, люли мы были, (2 раза)
Там кого то видели,(2 раза)
Там видали парочку,(2раза)
Кавалера с дамочкой,(2 раза)
Эта пара хороша,(2 раза)
Она стоит три гроша,(2раза)
Ну - ка, пара подбодрись,(2раза)
Да и в боки увопрись,(2раза)
Да немножко потанцуй,(2раза)
Кого любишь - поцелуй,(2раза)
В Хороводе мы были,(2раза)
Ай, люли мы были,(2раза)
( Дети исполняют русский хоровод с движениями, в игровой форме)
Учитель: Спасибо ребята вам, Красивый был хоровод..
Переходим к следующему жанру
Слайд 7
Песня всегда была рядом с человеком, она помогала ему в труде, поднимала настроение, С песней любая работа ладится! В далекой старине работу выполняли в ручную, чтобы облегчить тяжелую работу пели песни все вместе Так появились трудовые песни. В песне сила, мощь, страдания и надежды на лучшую жизнь. А еще русский народ любил после трудового дня, отдыхать.
Ребята давайте устроим небольшой оркестр и сыграем на музыкальных инструментах русскую народную песню « Как под горкой под горой»
( Свирели, балалайка, трещетка, ложки, бубен и тд)
Учитель А Здорово у нас получилось? А вам понравилось?...
Слайд 8
Учитель: Ну а теперь ребята внимание на экран, Скажите пожалуйста О каком музыкальном жанре пойдет сейчас речь?
О солдатской песне..
Ребята есть ли в нашем репертуаре песня о солдате?
Да уточняем, что есть такая песня, она о настоящих героях совершавших подвиги во имя Нашей Родины, нашего Отечества.
Аты – баты, Аты- баты, А в нашем классе есть содаты?
В исполнении ребят звучит инсценировка песни
«Солдатушки бравы ребятушки»
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши деды?
Наши деды — славные победы
Вот кто наши деды!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши отцы?
Наши отцы — русски полководцы,
Вот кто "наши отцы!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши матки?

Наши матки — белые палатки,
Вот кто наши матки!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши сестры?
Наши сестры — пики, сабли остры,
Вот кто наши сестры!
Солдатушки, бравы ребятушки*
Кто же ваши жены?
Наши жены — пушки заряжены,
Вот кто наши жены!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши детки?
Наши детки — пули в врагов метки,
Вот кто наши детки!
Учитель: А Какой характер у этой песни?
( примерный ответ: Маршевый, боевой отрывистый мужественный, серьезный, победный, Поднимает настроение и дух.)
Слайд 9
Учитель: Не всегда, однако, веселье звенело в русских народных песнях, не всегда удаль слышалась. Бывало что грусть печаль на сердце ложилась. Вот тогда очень хотелось в песне душу высказать. Что же это за песни были?
Да это лирические, протяжные. А что обязательно в них есть?
(Примерный ответ: Распевы, широта, свободно льющаяся мелодия)
Учитель: Послушайте пожалуйста в исполнении Надежды Кадышевой песню « Тонкая Рябина»
Что стоишь качаясь, тонкая рябина,
Головой склоняясь до самого тына,
Головой склоняясь до самого тына.
А через дорогу, за рекой широкой,
Также одиноко дуб стоит высокий.

Как бы мне, рябине, к дубу перебраться,
Я тогда б не стала гнуться и качаться,
Я тогда б не стала гнуться и качаться.
Тонкими ветвями я б к нему прижалась
И с его листвою день и ночь шепталась.
Но нельзя рябине к дубу перебраться,
Знать, ей сиротине век одной качаться,
Знать, ей сиротине век одной качаться.

Учитель: Какими чувствами отозвалась в ваших сердцах эта песня? Как вы думаете, какая эта грусть, печаль поверхностная или глубокая?
В чем же красота, обаяние русской лирической песни?
Лирическая песня богата изобразительно – выразительными средствами ( сравнение, описания, яркие образы.
Она богата мелодическим строением ( широкий диапазон, тембр и звонкость исполнения)
Слайд 10
Учитель: Особое место в жизни русского человека занимает жанр - частушка. Самый распространенный и известный жанр. Народ любит частушки, исполняет их с удовольствием, с юмором, выдумкой.
Плясовые песни быстрого исполнения назывались на Руси частыми, отсюда и произошло название – частушка. А еще в частушке, было безобидное подшучивание, девушки шутили над парнями, а парни над девушками. И даже было так, жители одной деревни над жителями другой.
Учитель: Ребята, а где обычно исполняют частушки? О чем в них поется?
( примерный ответ : На гулянках, посиделках, для веселья и хорошего настроения, поют их в основном молодые люди. В частушках поется о любви)
Девочка: Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь
Как гармошка заиграет
Не могу я усидеть.
Станем, девицы рядком,
Да частушки пропоем.
Мальчик: Да и мы, пожалуй, встанем
От подружек не отстанем.
(В исполнении группы ребят звучат частушки)
1Балалаечка играет, Ты зачем меня ударил
Балалаечка поет. Балалайкой по плечу.
Балалайке сделать ноги, я затем тебя ударил,
Балалаечка пойдет. Познакомиться хочу.

Балалаечка гудит, Ой подруга дорогая
Со мной миленький сидит Сядем под боярышник.
По струнам бродят пальчики, Твой залетка – гармонист.
Такие у нас мальчики. А мой – балалаешник.

Говорят я боевая, Тише, тише тишина –
Бойкая баюжина, Идет гармошка Мишина
Как гармошка заиграет, Еще лучше Васина,
Убегу без ужина. Всю гулянку скрасила.

Веселей играй Тимошка Мы кончаем петь частушки
У Рахмановской горы. На тальяночке играть.
Балалайка и гармошка, Уезжаем за границу,
Неразлучных две сестры. Чтобы новых там набрать.
Учитель: Ребята как вы думаете, а нам надо знать и хранить в своей памяти песни родного народа?

( примерный ответ: Да это наши истоки.)

Слайд 11
Русский писатель Максим Горький писал:
« Нигде нет такой литературы как у нас у русских. А народные песни?...
Такие песни могли родиться только в народе великой души».
Учитель: Ребята наш урок подошел к завершению.
Слайд 12

Ты мне как хлеб дана в наследство.
Ты мне как Родина мила.
Мое баюкала ты детство,
И дальний путь со мной прошла
Песня, песня русская.
Песня, песня добрая.
То печальная, то задорная.
Ты и нежная, и мятежная.
Песня Русская моя!

(Ребята становятся в большой хоровод и берутся за руки, под музыку ходят по кругу, кланяются гостям и выходят из класса)
Категория: Музыка | Добавил: mtm68
Просмотров: 5345 | Загрузок: 826 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]