Суббота, 10.12.2016, 15:41
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Предметы эстетич., здоровьесбер.,техн. направления » Музыка

Балет. Русские сезоны в Париже.
[ · Скачать удаленно (37,2 МБ) ] 10.01.2016, 22:25
Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия»

Этап: инициация
2 мин.
АМО «Необычное приветствие» (авторский)
Цель метода: начать урок в нетрадиционной форме, задать нужную тему, обеспечить творческую атмосферу в классе.
Технология проведения:
- Ребята, сегодня наш урок мы начнём необычно. В начале каждого урока мы приветствуем друг друга. Сегодня я предлагаю вам сделать это при помощи мимики, жеста, пластики. Подумайте, как бы вы хотели поприветствовать меня без слов. (Дети выполняют).
- Ребята, как вы думаете, почему я предложила столь необычное приветствие? Давайте вспомним вид сценического искусства, в котором так же всё выражается при помощи жеста, мимики, пластики. (Балет)

Этап: погружение в тему
3 мин.
АМО «Кроссворд» (адаптированный)
Цель: закрепление и актуализация знаний о балете.
Технология проведения:
- Что такое балет? (Ответы детей). Правильно, балет – это вид сценического искусства, в котором действие, переживания, взаимоотношения персонажей выражаются при помощи мимики, жестов, пластики, танца. Балет соединяет в себе различные виды искусства. Давайте вспомним все составляющие балета. Для этого вам нужно будет разгадать кроссворд. (Дети разгадывают кроссворд).

- У каждого искусства бывают свои «звёздные» часы – это самый популярный момент или расцвет искусства, который притягивает внимание людей. Одним из таких «звёздных» часов балета стали знаменитые «Русские сезоны» в Париже.

АМО «Информационная карта» (авторский)
3 мин.
Цель: сформировать умение ставить перед собой цели и задачи.
Технология проведения:
- Что же такое «Русские сезоны»? За ответом на этот вопрос мы отправимся в прошлое, в начало XX века. Но прежде чем мы совершим это необычное путешествие, нам нужно понять, для чего мы это делаем, что хотим узнать. На экране вы видите схему «Информационной карты», постепенно эта карта будет нами заполняться полученной информацией. Но для начала давайте наметим пункты (цели) нашего путешествия. Что бы вы хотели узнать о «Русских сезонах»? (Дети определяют пункты – цели путешествия при помощи наводящих вопросов).

Фаза 2. «Работа над темой»

Этап: интерактивная лекция
8 мин.
АМО «Поиск ответов на поставленные вопросы» (авторский)
Цель: знакомство с новым материалом через поиск ответов на поставленные вопросы.
Технология проведения:
- Что же такое «Русские сезоны»? История «Русских сезонов» началась в 1906 году с выставки русских художников в Париже. В следующем году в Париже состоялась серия концертов русской музыки. А в 1909 году в Париж приехали со своими спектаклями артисты русского балета. Именно гастрольные выступления русских артистов и стали называть «Русскими сезонами». Теперь мы можем заполнить первый пункт нашей «Информационной карты». Запишем, что такое «Русские сезоны».
Придумал и организовал их замечательный человек - театральный и художественный деятель Сергей Павлович Дягилев. Он окончил юридический факультет Петербургского университета, одновременно учился в Петербургской консерватории в классе Римского-Корсакова, отлично знал живопись, театр, историю художественных стилей. Во втором пункте «Информационной карты» появляется следующая запись.
Теперь давайте подумаем, для чего С. Дягилев решил организовать «Русские сезоны в Париже», какую цель преследовал? (Дети высказывают свои предположения). Основная идея: "Прославить русское искусство на Западе". Это третья запись в нашей «Информационной карте». Сезоны Дягилева — особенно первые — способствовали установлению моды на всё русское. Авторитет России в искусстве достиг небывалой высоты.
Перед Дягилевым стояла задача поразить, увлечь парижскую публику русским балетом. А что нужно сделать, чтобы зрелище поразило, удивило, запомнилось? (Дети высказывают предположения).
Особенностью «Русских сезонов» стала прекрасная музыка, необычная хореография, яркие костюмы и, конечно же, декорации, выполненные самыми лучшими русскими художниками.
«Чего он хотел? Три определенные вещи: открыть Россию России; открыть Россию миру; открыть мир - новый - ему самому. И это при помощи средств самых простых, самых прямых и самых легких: через живопись, через музыку, и только позже он осмелился сказать - через танец». Р. Брюссель, «Перед феерией».
Одним из ярких событий и своеобразной эмблемой «Русских сезонов» стал балет И. Ф. Стравинского «Петрушка». Кто такой Петрушка? (Кукла, герой ярмарочных представлений). Либретто балета написал художник А. Бенуа, который работал вместе с С. Дягилевым. Действие балета происходит в старом Петербурге в 1830 годах во время народных гуляний на Масленой неделе. Основные действующие лица: Петрушка, Балерина, Арап – куклы, между которыми развёртывается драма.
Балет написан в четырёх картинах. Мы прослушаем отрывок из первой картины. В ней композитор нарисовал народное гулянье.
Этап: проработка содержания темы
15 мин.
АМО «Мы – композиторы» (авторский)
Цель: пробудить творческую фантазию, активизировать перед прослушиванием музыки.
Технология проведения: следуя либретто, детям предлагается предположить, какая музыка должна звучать в тот или иной момент и заполнить карточку.

Либретто: «Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Он играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица танцует, отбивая такт треугольником, два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трёх кукол: Петрушку, Балерину и Арапа. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивлению толпы Петрушка, Арап и Балерина пускаются в пляс». (Дети высказывают свои предположения и заполняют карточку).

- А теперь мы услышим и увидим, как эту сцену воплотил в музыке И. Стравинский, балетмейстер М. Фокин в хореографии, художник А. Бенуа в костюмах и декорациях. (Просмотр видео https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/Народное%20гулянье.avi).

Как вы думаете, почему И. Стравинский назвал свой балет «Петрушка»? (Главный герой). Это история несчастной любви Петрушки, традиционного персонажа народного театра, к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку. Вся эта трагическая история происходит на фоне масленичного весёлого гулянья. В каждой кукле есть частица человеческой души. Наибольшими человеческими качествами наделён Петрушка. Он мучается оттого, что наполовину подневольный шут и получеловек умеет чувствовать. В отличие от него Балерина и Арап – существа очень примитивные и грубые, больше куклы, чем люди. Автор в этом произведении раскрывает душевное одиночество несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир в лице грубого и злого Арапа, пустой легкомысленной Балерины и равнодушной праздной толпы.

АМО «Коллаж» (авторский)
7 мин.
Цель: активизировать творческую фантазию учащихся, мотивировать на активное восприятие нового материала.
Технология проведения:
Давайте познакомимся с ним поближе. Каков же он Петрушка? С одной стороны - клоун, веселящий народ. С другой стороны - страдающая душа, способная на глубокие переживания. Значит, в его музыкальном портрете проявляется двойственность. Какие интонации выбрали бы вы для создания образа Петрушки, как музыкально раскрыли бы его двойственность? (Дети высказывают свои предположения). Мы говорили, что в балете образы воплощаются при помощи пластики, средств танца, мимики. Попробуем представить характер движений Петрушки. У вас на столах лежат таблицы, состоящие из двух частей: Петрушка – клоун, веселящий народ, Петрушка – страдающая душа и фотографии с изображением Петрушки. Ваша задача определить, какое состояние Петрушки вы видите на фотографии, и вклеить её в соответствующую часть таблицы. (Дети выполняют)
Проверим свои ощущения. (Просмотр видео, обсуждение, https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/У%20Петрушки.avi).

Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»

Этап: эмоциональная разрядка
2 мин.
АМО «Земля, воздух, огонь и вода» (заимствованный, Т. В. Лазарев «Образовательные технологии новых стандартов. Часть I. Технология АМО», Петрозаводск «Verso» 2012)
Цель: повысить уровень энергии в классе.
Проведение: учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Этап: подведение итогов
5 мин.
АМО «Сезоны года» (заимствованный, Т. В. Лазарев «Образовательные технологии новых стандартов. Часть I. Технология АМО», Петрозаводск «Verso» 2012)
Цель: получить обратную связь от учеников, выяснить их содержательное и эмоциональное впечатления от прошедшего урока.
Проведение: учитель предлагает ученикам оценить свое состояние после урока с помощью ассоциаций, связанных с сезонами года. Каждый обучающийся получает четыре цветных листочка: белый – зима, красный – лето, зелёный весна, жёлтый – осень. Обучающийся выбирает цвет листочка, отражающий его эмоциональное отношение к уроку, и пишет на нем, почему он выбрал именно этот листочек.
После завершения данного этапа учитель резюмирует итоги урока.

Домашнее задание: Нарисовать главных героев балета И. Ф. Стравинского.
Категория: Музыка | Добавил: odreval
Просмотров: 350 | Загрузок: 96 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Спасибо!

0
1  
Ольга Александровна, ваш материал допущен к участию в Фестивале.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]